Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первый Гром (Вешнее Перунье)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первый Гром — вешний Святодень Перунов — праздник отверзания (открытия) Сварги и возвращения Светлых Богов в Явь. Отмечается в конце березозола/марта-месяца — первой половине цветеня/апреля-месяца. О сию пору приносят Перуну требы на Капище: возжигают шесть либо восемь священных огней, льют пиво и приносят дары на Алатырный камень пред священным Образом Его (пред Перуновой Капью), а воины бряцают оружием о щиты, подражая Перунову грому.
Перунов день (Летнее Перунье): общие сведения
Главный Перунов Святодень в году, отмечаемый 20 липеня/июля-месяца, называют в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, нельзя[64]. Люди собираются на Капище, либо к священному дубу (в дубраву), либо просто на возвышенное место для общего священнодействия. В этот день не выгоняют скот за околицу, так как считается, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни. В эпоху двоеверия на Руси о сию пору праздновали Ильин день (в просторечии: Илью-пророка). В народе говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру», «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень», «До Ильи поп дождя не умолит, после — и баба фартуком нагонит», «После Ильина дня в поле сива коня не увидать — ночи тёмные». «Илья-пророк — косьбе срок» — то есть заканчивается сенокос и начинается жатва[65], «Илья-пророк в воду льдинку уволок» — по поверьям, у мчащегося по поднебесью Перунова Златогривого Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела. Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым Его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим — во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к Перунову дню в течение целой седмицы[66]. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядовое пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: оратайскую (земледельческую) и ратайскую (воинскую), о коих расскажем далее.
Перунов день: оратайское Перунье
Во время празднования оратайского Перунья кланяются Грозному Богу хлебом-солью, всем миром совершают моление о дожде — если стоит засуха, либо о прекращении обильных дождей — если лето выдалось чересчур дождливым, просят о будущем урожае, — при сём пускают по кругу братину с хмельным мёдом либо пивом. Обряд вызывания дождя творят либо сведущие в сём деле волхвы (облакогонители и другие), либо особливо избранная ими дева, облечённая в образ Дивы-Додолы, чей обрядовый танец под звуки трещёток и бубнов, подражающих раскатам Перунова грома, носит название пляса Додолы. Во время прохождения девой соответствующего окрутного обряда на её тело наносятся охрой (красной краской растительного или минерального происхождения) особливые чиры (мистические знаки), связанные с водой и земным плодородием: всевозможные грозовые линии, ромбовидные знаки земли и проч. Само тело будущей Додолы оплетается травами[67], в её длинные распущенные волосы могут вплетаться нити красного и синего цвета и т.п. Во время танца Додолу обливают водой, при этом кланяются ей как Богине и оказывают всяческие знаки почтения. В завершение танца Додола благословляет людей и землю Именем Перуна, после чего сведущие люди снимают с неё окруту, и она вновь возвращается в своё человечье естество.
Перунов день: ратайское Перунье
Ратайское Перунье может включать в себя: освящение оружия, Имянаречения будущих воинов, всевозможные воинские посвящения, обрядовые ратания (бои), а в заключение — всевозможные молодецкие забавы, для участия в которых необходима соответствующая сила и ловкость.
Перунова страва
В Перунову страву (обрядовую пищу) могут входить: говядина, свинина, баранина, курятина, оленина и разная дичь. А тако же: каши (особенно из гороха[68]), пироги и хлеб из новой ржи, если она уже созрела, а в качестве особого обрядового блюда — хлеб с добавлением желудёвой муки. В древности Перуну кланялись жертвенными быками и красными петухами. В Пермской губернии на Перунову страву приносили жареные или печёные козьи и бараньи головы с горохом. Для пития подойдут: медовуха (питной мёд), пиво, квас. Первая чарка — завсегда подносится Родным Богам и Предкам!
Перуново Капище
Капище Перуна должно находиться на возвышенном месте — на холме или горе, но никак не в низине. Сама Капь может быть вырезана из камня, из дуба либо вяза, но никак не из ели либо осины. По высоте Перунова Капь никак не может быть ниже взрослого мужа, воздевшего руки горе, ибо негоже человеку смотреть на образ Бога сверху вниз. Перед Капью может лежать Алатырный камень-жертвенник или стоять дубовая жертвенная колода (оных может быть установлено четыре — по четырём сторонам света вокруг Капи). Коло Капища может быть проведена опашка, либо поставлен частокол, либо разложено шесть или восемь костров. Священное Огневище внутри самого Капища может быть либо одно — перед священным Ликом, либо четыре — по четырём сторонам света вокруг Капи. На Перунов день перед входом на Капище также могут устанавливаться очистительные Огненные врата, построенные из двух вертикально стоящих столбов с перекладиной, обвязанные просмолённой паклей и торжественно возожжённые, дабы все, проходящие через них, кланялись до земли Огню Сварожичу и, воздымая десницы от Сердца к Солнцу, рекли: «Слава Перуну!» И слышали в ответ от собравшихся троекратное: «Слава! Слава! Слава!»
Славление Перуна
Да воспоемо славу Перуну, Богу нашему! Уж Ты гой еси, Сокол Бело-серый, гой востринушко, Огненно крылище, встань на перо, облети Землище, Взлети, вспори крылом Ты синь Неба Сварогова, Восходи Ты во Сваргу Златую ко Перунию! Гой! Перуне! Внемли призывающим Тя! Славен, триславен буди! Великий Боже, на Престоле сидяше, Силой Прави правяше, Громами грозяше, молоньями разяше, обрати яро взор Свой На нас, славы Тебе возносящих, требы Тебе приносящих, Не отвратись Ты от нас, Огнём Небес озари, Светлой ярью Твоей одари, наши Сердца укрепи, Светом Прави направи, путь наш днесь освети! Яри, Перуне! Слава! Слава! Слава! Грозный Боже, Перуне! Светлый Боже, Перуне! Длань десницы Своей простри Ты над нами, Славы-дары Ты наши прими не как с данников, Но как от детей Своих уважение, чьи души В огне Кузни Свароговой порождены! Нас, под дланью десницы Твоей стоящих, Огнём молоний Своих распали, дождём Своим закали, Сделай нас крепче железа кована, гибче клинка калёна, Могуче Дуба сырого, сто лет сто я ща! Ты — брони Силы Духа неуязвимый Носитель, Укрепи Сердца наши Силой Твоей Тримогутной, Как дедовский меч ото ржи, храни нас от кривды злой, Неправде не попусти Сердца наши полонить! Как секира Твоя, преград не знающая, Бьёт-разит без промаха зло врагов Твоих, Так укрепи Ты нас и десницы наши Для брани-боротьбы неустанной с ворогом чёрным За дело Правое, за Землю Родную, за Роды наши! Яри, Перуне! Слава! Слава! Слава! Отче Громам, Перуне! Славен, триславен буди! Да будет от века до века славно Имя Твоё, Сила Твоя! Ратаев Бог! Князь князей, Бог князей! Боже Великий, воев ратящих — Родичей Божских, Славу Твою на поле бранном творящих, Дружин хоробрых Небесный Водитель, Побед Правых Даритель, врагов Истребитель, Волю Свою кличем ратным изъяви, Во полк Свой достойных прими, Хоругви Свои до Небес воздыми, Честны Крады дубовы огнём всполыми, Славой Своей круг Земли облети, Силою Прави весь свет обели, Триславну славу от нас прими! Яри, Перуне! Слава! Слава! Слава!
Из «Веды Перуна»
ОТЧЕ ПЕРУНЕ! ГРОМУ ВЛАДЫЧЕ НЕБЕСОМЪ РАТАЮ СТАНИ СЪРЕДЬ НАМИ И ПРИМИ ДАРЫ НАШИ КОИМИ СЛАВИМЪ ТЕБЯ И БУДИ СЪ НАМИ ВОВЕКИ ВЪ ОГНЕ И ВЪ ЖЕЛЕЗЕ ВО ГРОМЕ И ВЪ МОЛОНЬЕ И ВЪ НЕБЕСНОЙ ВОДЕ ВО ЗЕЛЕНОМЪ ДУБЕ И ВО СПЕЛОЙ НИВЕ СЛАВЬСЯ ПЕРУНЕ! ГОЙ! И ДАРУЙ НАМЪ СИЛЫ ДЛЯ БРАНИ НЕУСТАННОЙ ДЛЯ ПОБЕДЫ НАДЪ СУПОСТАТОМЪ ЗНАЕМЫМЪ И НЕЗНАЕМЫМЪ ДАРУЙ ТВЕРДИ БУЛАТНЕ И ПРЯМИ КЛИНКОВЕ СТОЯТИ ЗА ДЕЛО ПРАВОЕ РАЗИТИ ВСЯКА ВОРОГА НЕ ВО ЗЛЕ И ВОЗМУЩЕНИИ НО ПО ПРАВИ И ВОЛЕ РОДОВЕ СЛАВЬСЯ ПЕРУНЕ! ГОЙ!
Слава Роду!
[2003]
Марин день
ГОЙ ТЫ МАРУШКА ЕСИ ГОСУДАРУШКА БЛЕДНОЛИКАЯ ЕСИ ВЕЛИЧАВАЯ В НОЩИ КОЩНАЯ А ВО ЗИМЕ ХЛАДНАЯ ТЫ КОРИ МЕНЯ ДНЕСЬ МАТИ ЗАКРАДНАЯ СТАНИ ТВОЙ УРОК В НАЗИДАНИЕ А ЗАРОК ВО ПАМЯТОВАНИЕ ДАБЫ ЧРЕЗ ЖИВОТ ЗРЕТЬ НЕСМЕРТНОЕ ПРОСЛАВЛЯТЬ СВОЙ РОД ВЕДОЙ ДРЕВНЕЮ ТЫ ОТЫМИ НАПРОЧЬ ВСЕ ПООТЖИВШЕЕ СЕКИ СЕРПОМ СВОИМ ЯКО НЕ БЫВШЕЕ ДА ВРАЗУМИ МУДРОВАНИЕМ ПРАВИТЬ СЯ А ЗА ТО ВОВЕК ВОЗВЕЛИЧАЙСЯ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Оглавление
1. Мара-Морена 2. Мара Ведная 3. Мара Кологодная 4. Марин день: общие сведения 5. Марин день: обрядовый зачин 6. Марин день: треба и величание 7. Марин день: окрутная мистерия 8. Марин день: особливые радения 9. Дары Смерти
Мара-Морена
Мара-Морена издревле почитается родноверами как Тёмный Лик Великой Богини — Матери всего сущего. Если Светлая Жива даёт всякому животу жизнь и тепло, то Тёмная Мара обрекает всё отжившее на смерть и хлад. Созидание и разрушение, жизнь и смерть — две стороны Бытия: они не существуют по отдельности, но действуют всегда сообща. Без смерти нет обновления, возрождения, превосхождения себя — шага на новый уровень Бытия. Каждый миг в каждом живом теле происходит непрерывное отмирание старых и рождение новых клеток. Всякое обучение предполагает смену старых, отживших понятий — новыми. Духовное Посвящение достигается путём смерти нашего прежнего естества и возрождения нас в новом качестве.
Мара Ведная
В Родноверческих Ведических сказаниях Мара величается Зимней и Нощной Владычицей, Кощной Повелительницей (Повелительницей Смерти), секущей Своим Волшебным (Велесовым) Серпом Покутные Нити (Нити Судеб) всего сущего. Како во слове вещем речено:
МАРА ТЕМЯНАЯ МАРА ЛЕДЯНАЯ МАРУШКА НОЩНАЯ МАТУШКА КОЩНАЯ С СВИТОЮ ГРОЗНОЮ ПРИЙДИ МОРОЗНАЯ В ПЛЯСЕ НЕИСТАЯ МАТИ ПРЕЧИСТАЯ ЗАПАДНА-СЕВЕРНА ТЕ ЗИМА ВВЕРЕНА ТЕ ПЛОТЬ ИЗВОЛЕНА ЧАРОЙ ИСПОЕНА БЛЮДИ ЖЕ ПО МЕРЕ НАС ВРАЗУМИ ЖЕ ПО СЕЙ ЧАС КОРИ ЗА ИНШЕЕ ОТЫМИ ЛИШНЕЕ ВОДОЮ ХЛАДНОЮ СТЕЗЕЙ ЗАКРАДНОЮ СЕРПОМ ВЕЛЕСОВЫМ ЧИРАМИ-РЕЗАМИ НАВЬИМИ РУНАМИ ДИВЬИМИ СТРУНАМИ ГУДЬБОЙ В БЕЗМОЛВИИ СУДЬБОЙ ИСПОЛНЕННОЙ КОЩНОЙ ПОТВОРОЮ НОЩНОЮ ПОРОЮ В СМЕРТИ НЕ В МАЯТЕ В ВЕДЕ НЕ В СУЕТЕ В НЕ ЗРИМОМ ОЧАМИ ЗВЕЗДНЫМИ НОЧАМИ ПТИЦЕЙ ОБЛИЧАЙСЯ НЫНЕ ВЕЛИЧАЙСЯ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Тако же Мара почитается Навьей Госпожой — Повелительницей бестелесных духов- навий и Божественной Супругой Сивого Яра — Велеса Зимнего, иже суть один из Тёмных Ликов Вещего Бога.
Мара Кологодная
В Кологоде (Годовом Круге) Уделом Мары является зима, в сутках — нощь, во всяком действе — стадия затухания, растворения, умирания. Марин Святодень в году — пора подведения итогов, последняя Кологодная «стоянка», последняя ступень перед Корочуном (самым коротким днём в году, когда Кощный Бог «окорачивает» завершающееся Годовое Коло). Это пора очищения, отхода от всего поверхностного, суетного, внешнего, и возвращения ко Внутреннему — к Истокам Мирозданья, к Началу начал, к своему собственному Вещему Сердцу и Сокровенному Сердцу Мира.
Марин день: общие сведения
Марин день в Кологоде — встреча зимы. Отмечается в середине месяца груденя/ноября, после того, как снег покроет Землю. В эпоху двоеверия на Руси отмечали 9 груденя/ноября Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Богородицы во храм[69]. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», — ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) — день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) — день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт — за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал».
Марин день: обрядовый зачин
Ещё засветло люди собираются на Капище, возжигают Огонь, волхвы рекут слова вещие на зачин:
РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО! РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО! РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО! СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! ГОЙ!
При этом слова «ЗАСВЕРКАЙ СВЕТЛО ЯРИ ЯСНОЕ СОЛНЦЕ КРАСНОЕ» (кои обычно рекутся на зачин Светлых праздников после слов: «РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО») не читаются. Далее обрядиво творится в соответствии с нашим «Урядником Малым» [70]. Пока Солнце не скрылось за виднокрай, приносится общая треба Всебожью Родову, волхвы рекут слова вещие на освящение требного каравая:
СВЯТИСЯ ТРЕБА ОТ СОХИ ДО ХЛЕБА ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА ПРЕБУДИ ЛЕПА! ГОЙ!
Особливые славления рекутся Велесу, Коего просят отверзнуть Навий Путь приходящей во Свою пору Маре-Зиме, а тако же оберечь всяк живот в Яви от худа и лиха в течение всей Ночи Года (зимы), например:
ГОЙ ЯРЕ СИВЕ ВЕЛЕСЕ В ЗИМЕ ГЛАВОЮ РОГАТ САМ ВОЛОХАТ СТАРЧЕ МОГУТНЫЙ ВОЛХОВЕ ПРЕМУДРЫЙ ОГНЬ ТАЙНЫЙ ХРАНЯЩИЙ ЗДРАВУ ДАРЯЩИЙ ТЕБЯ ДНЕСЬ СЛАВИМ ДА ВЕЛИЧАЕМ ВО НОЩИ ГОДА С ПОКЛОНОМ ВСТРЕЧАЕМ ПРИЙДИ НЕ В ГОРЕСТЯХ ПРИЙДИ НЕ В БОЛЕСТЯХ ПРИЙДИ НЕ С ГЛАДОМ ПРИЙДИ НЕ С ХЛАДОМ А ПРИЙДИ С ДОЛЕЙ ЩЕДРОЙ ПРЕБОЛЕ ВО НОЩИ ГОДА ОБЕРЕГ РОДА! ВЕЛЕСУ СЛАВА! ГОЙ!
Завершается обрядиво истыми радениями: воспеваниями колослав[71] Велесу и хороводами посолонь (по Солнцу) коло Огня.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.11 (0.011 с.) |