Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О Посохе Волховском слово малое

Поиск

 

 

I

 

Рёк волхв:

 

1. Посох Волховской — от Крепи Сварожьей стал, Столбом Родовым Небо и Земь пронзил.

 

2. Вокруг него Солнце и Луна по кругу ходят, звёзды частые серебром горят.

 

3. Сварог, Перун и Велес в Посохе сём Силы Свои воедино слили: от Сварога — Мощь Творения, от Перуна — Сила, от Велеса — Мудрость.

 

4. Держащий сей Посох в деснице своей — что Сварог средь Богов, что Перун средь витязей, что Вещий средь духов.

 

5. Как сырой Дуб-Стародуб, во Яви, Нави и Прави крепкий, стоит от веку нерушим, тако ж восстанет и Посох Волховской во деснице верной, бо он есть ветвь от того Дуба и потому власть во всём Тремирьи имеет.

 

 

II

 

Рёк волхв:

 

1. Посох Волховской даётся человеку тогда, когда тому срок приходит — не ранее, но и не позднее, как то сведущими изведано, а от Вышних изволено.

 

2. Хотя рука человеческая Посох из дервия вырезает, — но не людскими радениями, а Божеским Изволением Посох Волховской в мир сей является, Силу Дуба-Стародуба — Древа Всемирья — в себе неся.

 

3. Так и сама Волховская Стезя: призывают на неё Боги, а волхвом среди равных нарекают люди.

 

4. Речено мудрыми, что есть у волхва три Посоха: первый Посох Волховской — Сам Столб Родовой, Ост Всемирья, что через Сердце волхва проходит; второй Посох — Столп Силы, что волею волховской меж Верхом и Низом на обрядиве справном устанавливается, Небоземь собою единя; третий же Посох — меньший из всех — то дервие резное во деснице волхва, иже плотскими очами зримо, но могуту свою поистине в Незримом черпает.

 

5. Тако же речено: у волхва две души — одна в теле, другая в Посохе, потому воздевший посох пред Богами на Капище честном — так душу свою до Богов возводит, сам Духом до Вышних во Прави восхищаясь.

 

 

III

 

Рёк волхв:

 

1. Посох Волховской, все три мира в себе единя, состоит из трёх частей: навершия, середины и нижней части, обычно опалённой в Огне.

 

2. Навершие Посоха, соответствующее миру Прави, вырезается обычно в форме Гоя либо Лика Бога (Богини): в первом случае Посох посвящают Всебожью, а во втором — Тому из Родных Богов, Чей Лик явлен на Посохе (таковых Ликов может быть и несколько).

 

3. Середина Посоха, соответствующая миру Яви, обычно вырезается таким образом, чтобы удобно ложилась в руку, и отмечается знаками тех Сил, Которые волхв проводит в Явь.

 

4. Низ Посоха, соответствующий миру Нави, обычно заканчивается железным (либо медным) наконечником в форме стакана, предохраняющим Посох от расщепления, либо пекельником — самой нижней частью, обожжённой в Огне дочерна: как Кощный Бог ворошит клюкою Своею угли в Пекле, так волхв ворошит угли в обрядовом костре, опаляя свой Посох не в сём огне, но в Огне Ином.

 

5. Верхняя часть Посоха, обычно берущаяся от корня древа[327], — самая короткая, но одновременно и самая толстая; нижняя часть, включающая в себя пекельник, — самая длинная, но и самая тонкая.

 

 

IV

 

Рёк волхв:

 

1. Древо для Волховского Посоха подбирают по соответствию Силе Того из Родных Богов, Кому он посвящён особливо, а также по соответствию Силе самого человека.

 

2. Наилучшее дерево для изготовления посоха — дуб, иже есть Родной сын Дуба Всемирья: он крепок, тяжёл, древесиною бел, долго Силу хранит, иншей силе же неподвластен.

 

3. Бук и клён хороши для Сварога и Даждьбога; ель и все хвойные — для Велеса; берёза и рябина, а также все «женские» породы дерева, — для Макоши, Лады и Лели; для Тёмных Богов подойдут ель и осина (впрочем, из мягких пород дерева Посох выходит непрочным).

 

4. Посох, посвящённый Перуну, делается всегда только из дуба; наиболее чувствительным к Животокам Природных Сил является Посох из орешника, часто используемый в Велесовой потворе.

 

5. Гнилое дерево, изъеденное древоточцами, имеющее дурной запах, выросшее в неблагоприятных местах и т.п. — непригодно для изготовления Волховского Посоха; дуб, в который ударила Перунова молния, — почитается благословлённым Свыше и наиболее подходящим для изготовления различных обрядовых принадлежностей, включая Посох.

 

 

V

 

Рёк волхв:

 

1. Узор на Волховском Посохе не должен содержать в себе ничего лишнего — он наносится не для красоты, но ради Силы (хотя и красота, ладность и соразмерность узора тако же не помешают).

 

2. Все вертикальные, идущие вдоль волокон дерева резы на Посохе считаются мужскими и связываются с Гойной Силой Рода; все горизонтальные, идущие поперёк волокон дерева черты считаются женскими и связываются с Силами Матери-Природы[328].

 

3. Составные Посохи (разборные, со сменным навершием и др.) считаются лишёнными Силы и могут использоваться только как внешний символ, но никак не в качестве действительного проводника Силы.

 

4. Священные чиры (мистические знаки) и чароставы (сплетённые чиры), вырезанные на Посохе, должны быть слажены друг с другом по соответствию сопрядаемых с ними Сил и не «гасить» друг друга.

 

5. Желательно, чтобы узор на Посохе составлялся самим человеком[329] и отражал его личностные черты, как сшитая по мерке одежда; чужой Посох может не только не помогать тебе, но даже и отбирать твою Силу.

 

 

VI

 

Рёк волхв:

 

1. Как и всякий предмет, способный накапливать Силу, Посох может со временем обретать качества, которых он не имел вначале.

 

2. Дабы Посох обрёл желаемую Силу, в него втирают Природные масла (по соответствию) со словами заговоров и заклятий; также на Посох могут навязываться всевозможные наузы, подвешиваться медвежьи когти, кабаньи и волчьи клыки, а также другие предметы Силы и обереги.

 

3. Во время между обрядами Волховской Посох должен храниться в чистом (во всех смыслах этого слова) месте, к нему нельзя относиться пренебрежительно, ронять его на пол, топтать его ногами, бранить его (и вообще злословить при нём[330]) и т.п., иначе он может потерять часть своей Силы или лишиться Духовной связи с хозяином.

 

4. Волховской Посох — это не игрушка и не «сувенир»: его не должно пускать по рукам ради развлечения и вообще давать прикасаться к нему посторонним людям (особенно людям низкой души).

 

5. Волховской Посох — это живое существо, — таковым он становится, когда на нём вырезают знаки Богов и освящают его на Капище, призывая Силу Всебожья (или Кого-либо из Родных Богов особливо) войти в Посох и Духовно пресуществить его — сделать поистине частью Себя.

 

Ведающему — достаточно.

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 

Некоторые замечания об обрядах

 

 

Сила

 

Обряд — это движение Силы. И также — наше движение с Силой. Нет Силы — нет и обряда, но одна лишь пустая маята. Сила — это стрела, посланная Вещим Лучником во тьму нашего невежества, пронзающая марево маяты.

 

 

Воля

 

Обряд — это наша воплощённая Воля. Воля Рода воплощена в нашей Крови. Воля Родных Богов воплощена в Природе. В своём волеизъявлении человек становится со-Творцом в Деяниях Богов. Тот, чья личная воля слита воедино с Волею Рода, — черпает Силу Рода из Криниц Неисчерпаемых, и через него Боги творят Волю Небес.

 

 

Веда

 

Творящий обряд в неведении — подобен безумцу, идущему с завязанными глазами по краю пропасти. Чтобы быть воином, мало иметь меч — необходимо ещё уметь им пользоваться. А для того, чтобы стать поистине Великим Воином — нужно уметь побеждать и без меча. То же самое верно применительно к обряду, если ты понимаешь, о чём тут речь.

 

 

Светлые Боги

 

Обращаясь на обряде к Светлым Богам, мы взращиваем так свою Жизненную силу. Когда люди встают во едино коло ради утверждения Жизни — даже птицы порой слетаются и кружат над ними, ибо всё живое бессознательно тянется к Жизни. Поэтому даже не ведающий Богов, встав в коло со славящими Их, может получить, по меньшей мере, заряд бодрости, ибо у Силы нет «любимчиков», и Она равно оказывает влияние на всё, с чем соприкасается. Единственным препятствием к обретению Светлого Дара Богов может оказаться лишь сам человек, если его Сердце ожесточено болью и ненавистью, за которые он держится, по каким-то причинам не желая их отпускать от себя.

 

 

Тёмные Боги

 

Обращаясь к Тёмным Богам, мы теряем свою Жизненную силу. Порой у Смерти можно искать творческого вдохновения, но оно рождается вследствие «сжигания» нами своей Жизненной силы, а не даётся Даром. Тёмные Боги никогда, никому и ничего не дают, но лишь забирают, ибо такова Их Природа[331]. Поэтому всё живое страшится Тёмных Богов, и лишь мудрые волхвы — живые среди мёртвых и мёртвые среди живых — без страха смотрят в Бездонные Очи Той, Которая владычествует в Смерти, обращаясь к Ней в Безмолвии Сердца. И Тёмная Владычица забирает у них то, что мешает им продвигаться по Пути, — пустые страхи и сожаления, душевные терзания и несбыточные надежды, мирскую гордыню и приукрашенные образы самого себя, отсекая Своим Серпом всё, чем так дорожит обыватель, — что порождено Духовным невежеством обычного «мирского» человека и что должно быть безжалостно отброшено тем, кто ищет Высшей Мудрости, превышающей меру мира сего...

 

Ведающему — достаточно.

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 

Ещё об обряде [332]

 

 

I

 

1. Обряд — это, прежде всего, не то, что делается, а тот, кто делает.

 

2. Обряд — это Огонь в животе, Солнце в сердце и Месяц во челе [333].

 

3. Потому черпай Огонь животом, раскручивай Коловрат Солнца в сердце и твори сосредоточение на конце острия, исходящего из твоего чела и протянутого до серёдки круга Луны (либо — до одного из рогов Месяца) в небе.

 

4. Существует множество различных способов сделать это, сопоставимое разве что с количеством самих искателей Мудрости.

 

5. Если ты понимаешь суть метода, — то ты сможешь выбрать подходящие для тебя формы, следуя наставлениям сведущего в сём деле человека либо собственному наитию.

 

6. И тогда Огонь, Солнце и Месяц откроют тебе твоё Истинное Имя.

 

 

II

 

1. Ты можешь прийти на обряд как «смерд» — чтобы взять, а можешь как «князь» — чтобы дать.

 

2. Человек низкой души обращается к Огню, Солнцу и Месяцу так, будто они обязаны поделиться с ним своей Силой.

 

3. Но их Сила не может наполнить Сердце человека, если оно наполнено алчностью и не ведает благодарности.

 

4. Когда же к Огню, Солнцу и Луне обращается их брат или сестра, предлагая им теплоту своей души и не требуя за это ничего взамен, — они наделяют его или её своей Силой в той мере, в какой этот человек способен воспринять их Дар.

 

5. Потому речено: «Если ты не получаешь — значит, ты не давал; если ты получил — значит, ты дал».

 

 

III

 

1. Мир — это Живое Существо, обладающее Осознанием.

 

2. Если смотреть на Сущее Велесовым Оком Мудрости — можно увидеть, что Его Природа не вещество, а Поток.

 

3. Воспринимая себя как нечто отдельное от Него, ты «выхватываешь» отдельные Его характеристики, упуская при этом сам Поток.

 

4. Описывая себя как социальное существо, ты забываешь о том, что на самом деле ты — существо Духовное, и то имя, которое тебе дал окружающий социум, не есть твоё Истинное Имя.

 

5. Обычно мы понимаем обряд в значении «обряжение»[334] — как в прямом, так и в переносном смысле, но это обряд не Духовный, а социальный.

 

6. Духовный же обряд — тот, на котором мы снимаем с себя социальные личины, «обнажая» свою Истинную Природу.

 

7. Идущие путём Скоморохов говорят: «Рожа — это лицо, с которым мы рождаемся. Личина — это маска, которую мы носим в социуме, скрывая под ней своё истинное лицо. Харя — это обрядовая личина, которую мы временно надеваем на себя, чтобы избавиться от зависимости ото всех наших личин».

 

8. Пока мы не освободимся от привычки отождествлять себя с навязанными нам именами и личинами, — мы остаёмся Духовно несвободными.

 

9. Смириться со своей несвободой — значит, добровольно променять свою Божественную Природу на зависимый «социальный статус» (сколь бы «высоким» он ни казался в глазах членов социума), то есть пасть с уровня «князя» до уровня «смерда».

 

Ведающему — достаточно.

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 

Об обряде «раскрещивания»

 

Душа человека — язычница по праву рождения.

(Влх. Родосвет)

 

 

I

 

1. Человек — что Живой Родник. Его жизнь — стремительный поток, который берёт своё начало в Божественном Источнике и несёт свои воды к Великому Океану.

 

2. Если правильно видеть, Источник и Океан — Одно, Сам Дух Рода, Сущий прежде сущих.

 

3. Любой обряд, совершаемый над человеком, можно уподобить заговору, накладываемому на воду.

 

4. «Заговорить» текущую, Живую воду — невозможно. Заговор кладётся лишь на ту часть воды, которую ты вычерпнул, заключив в сосуд.

 

5. Чем сильнее человек держится за свою ложную самость, тем больше он уподобляется воде в сосуде, хотя изначально, по праву рождения, ему дано быть Потоком без границ — волною на поверхности Океана Всебога.

 

6. «Крещение», равно как и «раскрещивание», — это попытка наложить заговор на непроточную воду, заключённую в сосуде («вода» здесь означает Сознание, а «сосуд» — Образ Мира, ограничивающий Безграничное Сознание мировоззренческими рамками, выстроенными самим человеком, а также навязанными ему обществом).

 

7. «Крещение» — это привязывание человека к определённому маятнику (ср. маята), или эгрегору, говоря языком оккультистов; «раскрещивание» — разрыв данной связи и освобождение Сознания от уз данного маятника.

 

8. Но если твоё Сознание чисто и свободно, то есть обращено к Изначальному, Вечному, Непреходящему, а не к ограниченному, надуманному, преходящему, — ты не можешь быть ни «крещён», ни «раскрещен».

 

9. Ты — волна на поверхности Океана, и ты одновременно — Сам Океан. Помни об этом и будь поистине СОБОЙ.

 

 

II

 

1. В современном Родноверии существует обряд очищения (используемый, в том числе, и как «раскрещивание»), помогающий человеку освободиться от отжившего — «отсечь» от себя то, чему пришёл срок уйти в Навь.

 

2. В его основе лежит обращение человека к Родным Богам и Предкам с просьбой восстановить его Родовую Память, а также причащение чистыми Природными Стихиями: Землёй, Водой, Огнём и Воздухом.

 

3. Перед началом обряда человек распоясывается, встаёт на одно колено (на оба колена Славянин не встаёт ни перед кем, на одно колено он встаёт перед Родными Богами и Предками, почитая так Их Силу и Мудрость), опуская его на расстеленный рушник, после чего жрец, проводящий обряд, очерчивает своим посохом вокруг него коло, двигаясь посолонь со словами обережного заговора[335].

 

4. Замкнув коло, жрец речёт: «Очищается внук Даждьбожий / внучка Даждьбожья [ имярек ] во Имя Сварога, Перуна и Велеса, во славу Рода Великого Всесущего, Рода Небесного и Предков наших, Рода Земного и всех сородичей, по Прави живущих! Гой!»

 

5. Само обрядовое очищение осуществляется посредством простукивания человека бубном от низа до верха (вдоль позвоночного столба), обмахивания человека кованым ножом или топором — «отсечения» всего иншего и худого, хождения по горячим углям, а также других способов «правки» и «налаживания», известных по традициям Ведовства и народного знахарства (коими владеет данный жрец).

 

6. Причащая Стихией Земли, жрец сыплет на макушку очищаемого освящённое жито со словами: «Как чиста, могутна и премогутна Мать Сыра Земля, тако же буди и ты!»

 

7. Причащая Стихией Воды, жрец чистой освящённой водой омывает макушку очищаемого, затем трижды сбрызгивает ему на очи, чело и грудь со словами: «Как чиста, могутна и премогутна Государыня Вода, так будут чисты твои очи, твои помыслы, твоё Сердце!»

 

8. Причащая Стихией Огня, жрец обносит очищаемого чашей с Огнём (либо обмахивает горящим суком, взятым из обрядового костра) со словами: «Как чист, могутен и премогутен Батюшка Ярой Огонь, тако же буди и ты!»

 

9. Причащая Стихией Воздуха, жрец «сдувает» с очищаемого все наведённые чары, после чего дует ему в темечко со словами: «А Дух Р о дов — Сам Род вдохнёт!» (В завершение обряда жрец размыкает очерченный им круг, очищаемый поднимается с колена, заново перепоясывается со словами: «Прощай, жизнь старая; здрава буди, жизнь новая!»[336], а затем приносит благодарственную требу, возливая в Огонь мёд, пиво либо квас, и речёт славу Родным Богам и Предкам.)

 

 

III

 

1. Описанный выше обряд очищения — всего лишь один из способов помочь человеку исцелить душу, «наладиться», обратиться к Родным корням и раскрыть в себе Родовую Память.

 

2. Исцелить душу — значит, восстановить в Сердце Лад.

 

3. «Налаживание» возможно, когда человек борется не против кривды, но за Правду, когда исцеляет не конкретную болезнь, а исцеляется (то есть обретает целостность души) сам.

 

4. Борясь с чужебесием, человек отдаёт ему значительную часть своей силы и обращает к нему немалую часть своих помыслов, которые можно было направить на созидание своего Родного, Родового.

 

5. Цель обряда очищения, прежде всего, — это восстановление Духовной чистоты внутри себя, в своей душе.

 

6. Приступая к обряду, человек должен, прежде всего, заглянуть внутрь своего Сердца, сделать первый шаг навстречу Родным Богам, Благословение Которых пребывает с ним всегда, но вот он, вовлекаясь в мирскую маяту, не всегда пребывает в состоянии готовности воспринять Их Дары.

 

7. В сущности, обряд совершает не жрец, а сам человек — внутри себя; жрец лишь помогает ему, как более опытный в сём деле, но он не может очистить Сердце за того, кто сам нуждается в очищении.

 

8. На различных этапах Пути человек нуждается в разных формах Духовной практики, в разных типах радений, и потому негоже ему проклинать то, что некогда созидало и взращивало его, как взрослый не проклинает свою детскую одёжку, из которой вырос, но просто оставляет её в прошлом.

 

9. Прошлое не изменить, но из него всегда можно извлечь благой урок, сделав по Пути — пусть малый, но верный — шаг ВПЕРЁД.

 

 

IV

 

1. Каждый человек является язычником[337] по праву рождения.

 

2. Все мы приходим в этот мир — язычниками, неся в себе не только личную душу, но и Родовую душу — часть Соборной Души народа.

 

3. В язычники нас посвящают не люди, но Сами Родные Боги, приводя наши души в Явь, в то время как в любую религию, созданную людьми, требуется посвящение от людей, носителей данной традиции.

 

4. Потому язычниками мы остаёмся всегда, даже следуя каким-либо религиозным и философским учениям, измышленным людьми.

 

5. Возврат человека к его естественным, Природным, Родовым корням — это истинный Путь к СЕБЕ.

 

6. Все религии, когда-либо имевшие начало, рано или поздно исчезнут с лица Земли, и лишь Язычество — Извечная Вера-Ведание, врождённая Духовность человека как Духовного существа, облечённого плотью, — не прейдёт вовек.

 

7. Язычниками мы не становимся, а рождаемся; инославными — некоторые из нас умирают, позабыв, кто они, откуда и куда держат путь...

 

8. Родные Боги живут в нас, в нашем Сердце, в нашей Крови — какая сила может изменить это?

 

9. Можем ли мы, в чьих жилах течёт Священная Кровь Родных Богов и наших Предков, Мудрых, Сильных и Здравых, быть кем-то, кроме как САМИМИ СОБОЙ?

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 

О Божеском радея...

 

 

Рёк волхв:

 

1. О Божеском радея, возойди на место на чистое, всё худое от Сердца отринув, возожги Огнь Ярый — Силу Богову тако на земле почти! Как ярок и пылок Огнь тот будет — сто крат ярче Пламя Святое в Сердце Вещем выкреси: Огнь, не дым — от Сердца к Солнцу — славу вознеси!

 

2. Огнем радений истых, жаром Сердец чистых — Огнебожий Престол от веку восставлен: Предками Святыми утверждён, Богами Родными освящён. От того Огня — возожги свой костёр: днесе возгорит — благом одарит!

 

3. Стань пред Огнем Ярым — ко Северу лицем, к Восходу десницей. Стань — реки таковы слова: «Отец-Небо, ты видишь! Мать Сыра Земля, ты слышишь! Силы в е домые да нев е домые, будьте со мной! Солнце красное, оберег меня! Месяц ясный, оберег меня! Звёзды частые, оберег меня! Мир всему живому! Богам Родным — слава! Предкам Святым — слава! Сородичам Честн ы м — слава! Земле Родной Матушке — слава вовек!»

 

4. К Отцу-Небу обратясь, воздыми десницу — от Сердца к Солнцу. К Матери Сырой Земле обратясь, от Сердца к земле десницу приложи, сам на одно колено стань, как речено: «На оба колена Славянин ни перед кем не станет, на одно — станет пред Богами Родными и Предками Святыми, тако Мудрость и Силу их почитая, от Старших в Роду нашем Мудрость Родовую постигая».

 

5. Меж Небом и Землёю — одно лишь Сердце Вещее твоё, Солнце души твоей! Его в требу Богам Родным поднеси — всего себя Им без остатка отдай, — да будет лепа, пригожа Богам треба твоя! Бо не словесами суетными Богов поистине славишь, но радением Сердца Вещего, ко Богам отверстого!

 

6. В завершение действа — обе руки горе подними, чашею велией над собою восставь — так Силу Богову приимешь! Затем — до земли поклонись, чело своё пред Сердцем смирив, и да пребудут с тобою Сила и Мудрость Родных Богов — от века и до века, от К о ла до К о ла! Слава Богам!

 

 

Слава Роду!

 

[2009]

 

Радение о Вещем

 

 

Рёк волхв:

 

1. О Вещем радея во дне ясном, — очи прикрой и ум утиши; во ночи — светоч малый погаси, а Светоч Великий возожги от Огня, что очами незрим.

 

2. И будет во тьме — Свет Самосиян, и будет во Свете — Древо, под Древом — Камень, а из-под Камня — два Родника студёных: одесную и ошуюю от Истока текут, Живой и Марой святимы.

 

3. Спроси о живых — у Древа, спроси об иных — у Камня, от воды Живой — прими Силу, с водою Иной — ходи во Ино. Невозмутимым в Безмолвии Сердца пребуди — ответ тебе паче словес придёт...

 

Истинно, так!

 

 

Слава Роду!

 

[2009]

 

Яр-Буен Хмель — Вещего Бога Священный Дар...

 

 

Рёк волхв:

 

1. Тремя лозами увита чара с Хмелем — Самого Вещего Бога Священный Дар: первая — лоза Веселия, вторая — лоза Прозрения, третья — лоза Безумия. В оных — три сути Ярилины явлены: всем людям добрым — души веселие, волхвам мудрым — Духа Прозрение, иным же — темень безумия.

 

2. Поистине, питие Хмеляное есть Руда-Кровь Ярилина, иже людей и Богов веселит, мудрым — мудрость паче чаяния дарит, невежд — безумием чёрным карит. И каждому даётся по мере его, как речено: «Проклятие и благословение Богов — каждый в Сердце своём носит, из Сердца вынимает — миру дарит».

 

3. Хмель в людях — низок и высок, скверен и свят одновременно. Ибо есть опьянение от людей — пьянство, и есть Опьянение Божественным — священнодействие; есть веселие от людей — ликование плоти, и есть от Богов — Радость Духовная; есть прозрение от людей — знание, и есть от Богов — Ведание; есть безумие от людей — бессмысленность, и есть от Богов — постижение Несказанного.

 

4. Из Священных Ядов Вещего Владыки Хмель — самый почитаемый в людях. На обрядах справных Хмеляное — Богам Родным возливают, на тризнах честных Хмеляным — Предков Святых поминают, на радениях Духовных Хмеляным — Очи паче очей телесных отверзают. Как речено: «Святыми Хмель да святится, от чистых — паче очистится, от иных — токмо лишь осквернится!»

 

5. Хмель — Страж Заповедных Врат. Он сто и т на пороге Тайны, сущей в Обители Сердца. Он не дарит от себя, но делает явным то, что внутри: у мудрых — мудрость, у невежд — глупость, у добрых — во благо веселие, у иных — во зло похмелие. Благой ко благим, иной ко иным — таков есть Яр-Буен Хмель!

 

6. Хмелем объятый — ближе к Нави, к Иному. Меж людьми и Богами черта — тоньше волоса, но кто из смертных возможет переступить её, пока ум его в Явь обращён? Но, поистине, не всяк, Яви не зрящий, Навь зрит, — как и не всяк, свой ум притупивший, Мудрость Божескую постиг! О сём, водясь с Хмелем, помнить твёрдо всем надобно.

 

7. Потому рекут волхвы наши, что Родовичам честным, в миру живущим, благо будет — пить Хмеляное лишь во время обрядов, по праздникам, в будни сего избегая, дабы благословение Ярого Бога не стало проклятием им и всему Роду их. Сведущим же — ведать особо: «Мудрым и яд станет лекарством, иным же — и лекарство обернётся ядом». Да будет, как речено!

 

Ведающий — ведает...

 

 

Слава Роду!

 

[2009]

 

Из «Вед Родолюбия»:

Яр-Буен Хмель

 

 

Оглавление

 

1. Ярилушка — Яр-Хмелюшка

2-А. Яр-Буен Хмель («Как во городе да во славном...»)

2-Б. Яр-Буен Хмель («А кто, братцы, про Хмелюшку не знает...»)

3. Прославление Хмеля

4. Песни о Хмеле

5. Славление Чары

 

 

Ярилушка — Яр-Хмелюшка

 

Ходит Ярилушка по тёмным лесам,

Бродит Яр-Хмелюшка по сёлам, по деревням,

Сам собою Яр-Хмель похваляется:

«Нет меня, Ярилушки, краше,

5. Нет меня, Яр-Хмеля, веселее!

Без меня, весел о го, песен не певают,

Без меня, молодого, свадеб не играют!»

На кого Ярилушка воззрится,

У того сердце на любовь возгорится.

10. Куда Яр-Хмелюшка ногою,

Там жито встаёт золотое!

Слава!

 

 

А. Яр-Буен Хмель

 

Как во городе да во славном,

Во славном да во Ярославле —

Там Хмель по улице гуляет,

Он и сам себя, Хмель, восхваляет:

5. «Нет меня, Хмелюшки, лучше,

Нет меня, Ярого, веселее!

Без меня, Хмеля, пивушка не варят,

Без меня, Ярого, свадеб не играют.

Ещё где подерутся, побранятся,

10. Ещё тут без меня, Хмеля, не мирятся.

Где гульба-веселие — при Хмеле,

Целованье-милование — при Яром!

И все-то меня, Хмелюшку, любят,

Все-то меня, Ярого, привечеют.

15. Один только есть лих садовник:

Часто по садику гуляет,

Глубоки борозды копает,

И тут меня, Хмелюшку, сажает —

В ретиво сердце тычинушку втыкает!

20. Уж и то-то мне, Хмелюшке, тошно,

Уж и то-то мне, Ярому, грустно!

А и тут я, Хмель, не гневен,

А и тут я, Ярой, не кручинен:

Уж как тут я, Хмель, догадался —

25. По тычинушке наверх возвивался;

Распускал я свои ярые шишки,

Тянул к Солнцу красному свои листья.

Уж и стал я, Хмель, созревати,

Собиралися меня бабы рвати,

30. Со малыми ребятами щипати,

Во кульё, во рогожи зашивати,

По торгам, по базарам развозити.

Закупали меня, Хмеля, пивовары,

Затирали они сладкое пиво,

35. Во котле меня, Хмеля, топили,

Трое суточек меня, Ярого, томили.

Молодой пивовар по поваренке гуляет,

Правым ухом самым к чану припадает:

«Не пора ли тебя, Хмелюшка, сливати,

40. По порожним по посудам разливати?»

А и тут я, Хмель, догадался —

На бел-свет, Ярой, изливался!

Уж теперь я, Хмелюшка, восстану,

Человека неразумного достану:

45. Я ударю его в тын головою,

Обмакну в говно коровье бородою!

Уж и я тут, Хмелюшка, насмеюся,

Уж и я тут, Ярой, поглумлюся!»

 

 

Б. Яр-Буен Хмель

 

А кто, братцы, про Хмелюшку не знает,

Да где-то я, Хмель, зародился?

Зародился я, Хмель, в чистом поле,

В чистом поле да на косогоре.

5. Как проведал про меня мужик-садовник,

Он и выкопал Хмелёвое коренье,

Он принёс моё коренье на деревню;

Посадил меня мужик во огороде,

Обложил меня землёю, чёрной грязью,

10. Ещё тою ли щепою, перегноем.

Вот и тут-то мне, Хмелюшке, тошно,

Веселой моей головке тяжеленько!

Да однако ж, я, Хмель, догадался:

За сырую я за землю принимался,

15. По тычиночкам вверх я взвивался.

Как проведал про то мужик-садовник,

Тут и ходит он по саду-огороду,

А в руках он держит вострый ножик.

Он обрезал мои длинные стебли,

20. Спустил мои Хмелёвые все шишки;

Перенёс меня мужик в чёрную избу,

Посадил меня мужик да на полати,

Он коптил меня, томил да трои сутки.

Вот и тут-то мне, Хмелюшке, тошно,

25. Веселой моей головке тяжеленько!

Посадил меня мужик да в водочанец,

Обливал он меня, Хмеля, сладким суслом[338].

Вот тут-то мне, Хмелюшке, любо,

Веселой моей головке веселенько!

30. Я за сладкое за сусло принимался,

По дубовым я по бочкам разливался.

Как напьётся мужик пивушка допьяна,

Вот уж тут-то я над ним и посмеюся,

Посмеюся я над ним, повеселюся:

35. Я ударю его в тын да головою,

А в говно коровье макну бородою!

 

 

Прославление Хмеля

 

Гой ты, Батюшка ты Яр-Буен Хмель!

Славен буди, Трёхжильный,

Славен будь, Семисильный!

Во Яви ты — сил всех жила[339],

5. Во Нави ты — чувств наших жила[340],

Во Прави ты — Веды-знания жила[341].

Во тебе — Свята Воля Сварожья,

Во тебе — Мощь-Сила Перунова,

Во тебе — Вдохновенье Велесово,

10. Во тебе — Дыханье Стрибожье,

Во тебе — Светлость Даждьбожья,

Во тебе — Ярь гойна Ярилина,

Во тебе — Огня Сварожича Сила!

Во братине ты — яко Солнца на небе Свет,

15. О, Ярый Посланец Огня Небес!

Прими, о Трёхжильный, честные требы наши,

Услышь, Семисильный, истые славы наши!

Веди нас от мари [342] к яри [343],

Веди нас от смерти к жизни,

20. Веди нас от тьмы к Свету!

Даждь, Ярый, Божески Гласы слышати,

Даждь, Светлый, Коло наше вершити,

Маяту-суету[344] всю напрочь отринути,

А Правь Святую немаятно славити!

25. Славен будь, Семисильный,

Славен буди, Трёхжильный!

Гой! Гой! Гой! Гой! Гой! Гой! Гой!

Слава! Слава! Слава!

 

 

Песни о Хмеле

 

1. Как за Волгою[345] Яр-Хмель

По кусточкам вьётся;

Перевился Яр-Буй Хмель

На нашу сторонку.

Как на нашей-то сторонке

Житьё пребогато;

Житьё пребогато —

Волосово злато! Гой!

 

2. Уж ты Хмель, мой Хмель ты Ярой,

Хмель ты Ярой, Хмель золотой,

Хмель золотой, ты гость дорогой,

Ты гость дорогой, молодец удалой!

Ты, Хмелю, хмелися! Ты, пиво, ярися!

Кому тебя пити — всем по добру быти!

Уж ты Хмель, мой Хмель ты Ярой,

Хмель ты Ярой, Хмель золотой,

Хмель золотой, ты гость дорогой,

Ты гость дорогой, молодец удалой!

Светом от Сварога, Солнцем от Даждьбога,

Ярью от Ярилы, а от Велеса — Силы!

Уж ты Хмель, мой Хмель ты Ярой,

Хмель ты Ярой, Хмель золотой,

Хмель золотой, ты гость дорогой,

Ты гость дорогой, молодец удалой!

Сварогу на свадебку, Даждьбогу на Сурицу,

Яриле на радость, Велесу на Мудрость!

Уж ты Хмель, мой Хмель ты Ярой,

Хмель ты Ярой, Хмель золотой,

Хмель золотой, ты гость дорогой,

Ты гость дорогой, молодец удалой!

 

3. Ох, горюна, ох, горю Хмелина!

Гуляли девушки подле реки,

По круту по красну бережку.

Ох, горюна, ох, горю Хмелина!

Садили девушки Хмель в огород,

Садили его, приговаривали:

Ох, горюна, ох, горю Хмелина!

Расти, Хмелюшка, корнем глубок,

Корнем глубок, да ты листом широк!

Ох, горюна, ох, горю Хмелина!

Корнем глубок, да ты листом широк,

Шишки велики, белы, ярыя!

Ох, горюна, ох, горю Хмелина! Слава!

 

4. Сеяли девушки яровой Хмель,

Сеяли девушки яровой Хмель, ах!

Сеяли, садили, приговаривали, ах,

Сеяли, садили, приговаривали:

«Расти, Хмель, по тычинке в день,

Расти, Хмель, по тычинке в день, ах!

Без тебя, Хмелюшко, не водятся, ах,

Без тебя, Хмелюшко, не водятся,

Молоды ребятушки не женятся,

Молоды ребятушки не женятся, ах,

Красные девушки замуж нейдут, ах,

Красные девушки замуж нейдут!»

 

5. Хмель, мой Хмелюшко,

Хмелёвое пёрушко!

Перевейся, мой Хмелюшко,

На мою сторонушку:

На моей сторонушке

Приволье великое,

Раздолье широкое;

По тому раздольицу

Ходил, гулял молодец,

Ходил, пригорюнившись,

Ходил, опечалившись.

Завидела его матушка

С высокого терема:

«Дитя моё милое,

Что ты угорюнилось,

Что ты опечалилось?

Женись, женись, дитятко,

Женись, женись, милое,

Возьми, возьми, дитятко,

Невесту из дальних стран!» —

«Сударыня матушка!

Та мне не жена будет,

Тебе не невестушка,

В поле не работница,

В доме не заботница,

Гостям не приветница,

Ко мне не привернется!» —

«Возьми, возьми, дитятко,

У соседушки девушку!» —

«Вот та мне женой будет,

Тебе невестушкой,

В поле работницей,

В доме заботницей,

Гостям приветницей,

И ко мне привернется!»[346]

 

6. Заплетися, Хмель мой, заплетися,

Завернися, труба[347] золотая,

Вокруг столба дубового,

Кругом святенья зеленого!

Вот заплёлся Хмель мой, вот заплёлся,

Завернулась труба золотая

Вокруг столба дубового,

Кругом святенья зеленого!

Расплетися, Хмель мой, расплетися,

Развернися, труба золотая,

Вокруг столба дубового,

Кругом святенья зеленого!

Вот расплёлся Хмель мой, вот расплёлся,

Развернулась труба золотая

Вокруг столба дубового,

Кругом святенья зеленого![348]

 

7. Полно, полно вам, ребята,

Чужо пиво пити!

Не пора ли вам, ребята,

Своё заводити?

Сладкий солод во пиве,

А Хмель на тычине;

На тычине, на тычине,

На самой вершине.

Тычинушка низко гнётся,

А Хмель выше вьётся;

Тычинушка обломилась,

А Хмель опустился;

Опустился, опустился

На Мать Сыру Землю!..[349]

 

 

Славление Чары

 

Уж ты гой еси, честна наша чарочка,

Ты круглым-кругла, нету на тебе угла,

Ты полным полна, не видать в тебе дна.

А на что тебя, чарочка, поставити,

5. А чем тебя, чарочка прославити?

А кому ж тебя, чарочка, да наполнити,

Да честным людям — дорогим гостям вынести?

А поставить тебя не на злат престол,

А поставить тебя на дубовый стол,

10. У того ли у стола четыре угла,

Как у белого света — четыре стороны.

А прославити тебя, чарочка,

Не водой, не росой, а мёдом хмельным.

Зародило его само Небо Вышнее,

15. А взрастила его сама Мать Сыра Земля,

Возъярило его Солнце красное,

А хмелил его сам Яр-Буен Хмель.

А наполнит тебя, чарочка, стар-матёр человек,

Стар-матёр человек, трём сынам отец,

20. Наполнит он тебя не в дому, не в терему,

А на Красном лугу, да на каменном кругу.

А как вынесет т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.7 (0.016 с.)