В сфере прав и свобод личности, выполнения гражданином своих конституционных обязанностей, законности и общественного порядка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В сфере прав и свобод личности, выполнения гражданином своих конституционных обязанностей, законности и общественного порядка



Правительство РФ осуществляет меры, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства, законности и общественного порядка, по борьбе с преступностью; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров и материально-технической базы правоохранительных органов, по обеспечению деятельности органов судебной власти.

2. В сфере экономики Правительство РФ осуществляет общее регулирование экономических процессов и управляет государственным сектором экономики, федеральной государственной собственностью. Оно обеспечивает единство экономического пространства, свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в стране, прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет государственную структурную экономическую и инвестиционную политику, обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики.

3. В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ, обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия страны и др.

1. В сфере духовной жизни общества Правительство стимулирует развитие науки, культуры, образования, обеспечивает условия для8

идеологического плюрализма, оказывает поддержку передовым идеям, но запрещает разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

2. В сфере обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности, организует оснащение вооружением и военной техникой, материальными средствами и услугами Вооруженных сил РФ, других войск и военных формирований, обеспечивает функционирование военного производства, организует выполнение целевых программ по вооружениям, обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и др.

Контрольные задания к блоку 1:

1. Возрастной ценз для кандидата на должность президента составляет:

 

а) 30 лет;

б) 35 лет;

в) 40 лет;

г) 45 лет;

2. Отрешение Президента РФ от должности относится к компетенции:

 

а) Государственной Думы РФ;

б) Совета Федерации РФ;

в) Администрации президента;

г) Конституционного Суда РФ.

3. Генеральный прокурор РФ назначается на должность:

 

а) Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ;

б) Президентом РФ;

в) Председателем Конституционного суда РФ;

г) Председателем Верховного суда по представлению Совета Федерации РФ;

4. В соответствии с Конституцией РФ к полномочиям Президента РФ относится:

 

а) объявление амнистии;

б) награждение государственными наградами;

в) решение вопроса о доверии правительству;

г) назначение Уполномоченного по правам человека;

5. В соответствии с Конституцией РФ к полномочиям Правительства РФ относится:

а) объявление амнистии;

б) обеспечение свободы экономической деятельности;

в) импичмент (отрешение президента от должности;

г) назначение Уполномоченного по правам человека;

БЛОК № 2

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом власти РФ, называемое в Конституции РФ также парламентом. Российский парламент — Федеральное Собрание — состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.

В системе государственного управления Федеральное Собрание выполняет следующие функции:

Во-первых, это представительный орган. Во-вторых, парламент выполняет законодательную функцию, принимает федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы о поправках к Конституции, которые выражают согласованную волю народа.

В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты осуществляют решающее участие в верховном руководстве делами государства.

В-четвертых, Федеральное Собрание или его палаты формируют или участвуют в формировании, смещении или освобождении от должности должностных лиц и органов.

В-пятых, парламент осуществляет в различных формах парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета.

Совет Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации. Первый представитель это член Совета Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — избирается законодательным органом государственной власти10

субъекта РФ на срок полномочий этого органа. Другой представитель субъекта РФ в Совете Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта.

Полномочия Совета Федерации установлены ст. 102 Конституции РФ, а также некоторыми другими статьями Конституции и иными нормативными актами. Основной задачей Совета Федерации является законодательная деятельность.

Ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что принятые Государственной Думой федеральные законы направляются в Совет Федерации, который их либо одобряет, либо отклоняет.

Из сопоставления ст. 105 и 106 вытекает, что некоторые законы, принятые Думой, могут не передаваться в Совет Федерации на одобрение, но законы по отдельным вопросам должны подвергаться обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Это законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

К иным полномочиям относятся:

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами РФ;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение Президента от должности;

- назначение на должность судей Конституционного суда РФ;

- Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

 

- ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность;

- назначение на должность и освобождение от должности части членов Центральной избирательной комиссии;

- обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов; о не вступивших в силу международных договоров; о толковании Конституции РФ и т.д.

 

Государственная Дума.

В соответствии с Конституцией (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на 5 лет.

Порядок выборов определен Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и отвечающий всем требованиям закона.

Полномочия Государственной Думы. Компетенция Государственной Думы определена Конституцией РФ и актами текущего законодательства.

К ее полномочиям относятся:

- принятие законов;

- ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов;

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству; назначение на должности и освобождение от должностей некоторых должностных лиц (Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека);

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

- внешнеполитические полномочия (рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе);

- обращение в Конституционный суд РФ.

Досрочное прекращение полномочий Государственной Думой:

1) трехкратное отклонение кандидатур председателя правительства, предлагаемых президентом;

2) Дума в течении 3-х месяцев со дня вынесения постановления о недоверии правительству, повторно подтвердит свое намерение;

3) Председатель правительства ставит перед Думой вопрос о доверии правительству, а Дума в доверии отказывает.

 

Государственная Дума не может быть распущена:

1) в течении одного года после избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории РФ чрезвычайного или военного положения;

4) в течении 6-ти месяцев до окончания срока действия полномочий Думы.

 

Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Трудовые гарантии:

1) срок полномочий депутата Государственной Думы и Совета Федерации засчитывается в общий непрерывный стаж работы по специальности;

2) по окончании срока полномочий депутата ему предоставляется другая работа;

3) супругу депутата, уволенному в связи с переездом, перерыв в работе засчитывается как непрерывный стаж.

 

Материально-финансовые гарантии:

1) ежемесячное вознаграждение;

2) ежемесячное возмещение расходов;

3) возмещение расходов, связанных с пропиской вне постоянного места жительства депутата;

4) возмещение расходов в связи с переездом в Москву;

5) обладают депутатской неприкосновенностью.

Прекращение полномочий депутата:

1) избрание депутата в другой орган власти;

2) утрата гражданства РФ;

3) решение суда об ограничении дееспособности или правоспособности депутата, объявление его без вести пропавшим или умершим;

4) призыв депутата на военную службу с его согласия;

5) смерть депутата.

 

Контрольные задания к блоку 2:

1. Законодательная власть в России представлена:

а) многонациональным народом России;

6) Федеральным Собранием РФ;

в) Президентом РФ;

г) Главами субъектов РФ.

2. Депутаты Федерального Собрания могут совмещать свою должность:

а) с судейской;

б) с преподавательской;

в) с предпринимательской;

г) с адвокатской.

3. Выдвижение обвинения против Президента РФ относится к компетенции:

а) Государственной Думы РФ;

б) Совета Федерации РФ;

в) Администрации президента;

г) Конституционного Суда РФ.

4. Назначение выборов Президента РФ относится к компетенции:

 

а) Государственной Думы РФ;

б) Совета Федерации РФ;

в) Администрации президента;

г) Конституционного Суда РФ.

5. Объявление амнистии относится к компетенции:

 

а) Президента РФ;

б) Правительства РФ;

в) Совета Федерации;14

г) Государственной Думы.

БЛОК № 3

Судебная система в РФ

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом. Является ведущим, главным звеном правоохранительной системы в РФ.

Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, что является одним из признаков правового государства.

Господство права предполагает, что суд должен быть независим от влияния какого-либо властного органа и решать самостоятельно споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ: судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Вместе с тем федеральные законы устанавливают и дополнительные требования к судьям РФ.

Так, в соответствии с законом РФ «О статусе судей в РФ» кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен, не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Так, для судей Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда возраст составляет 35 лет и стаж работы по юридической специальности 10 лет; для судей15

Конституционного суда эти требования еще выше —возраст кандидата на должность судьи Конституционного суда должен составлять 40 лет и стаж работы по юридической специальности 15 лет.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами РФ и основываются на конституционных принципах.

Судьи, близкие родственники судей находятся под особой защитой государства.

Основные функции судебной власти:

1) Осуществление правосудия. Правосудие - вид государственной деятельности, связанный с разрешением различных споров о действительном и предполагаемом нарушении норм права. Оно осуществляется судами от имени государства путем открытого рассмотрения различных дел в судебном заседании. Никакие иные органы власти, кроме судов не в праве осуществлять правосудие.

2) Осуществление судебного контроля за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения.

3) Толкование правовых норм (арест, ограничение свободы, тайны переговоров).

4) Удостоверение фактов (установление рождения, признание умершим).

5) Ограничение правосубъектности граждан.

 

Правосубъектоность это совокупность понятий правоспособность и дееспособность.

Основные принципы Российского судопроизводства:

1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа.16

Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства.

Признание за судом исключительного права на осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговоры, принять решение по рассматриваемому делу от имени государства.

2. Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов, которыми регламентируются организация и порядок их деятельности.

3. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В соответствие с законом РФ «О статусе судей в РФ» независимость судей обеспечивается:

- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

- запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия;

- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

- другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.

 

Закон также устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей обеспечивается их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 КРФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.17

Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.

Важная конституционная гарантия независимости судей — их несменяемость.

В соответствии со ст. 121 КРФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.

 

В соответствии со ст. 10 закона РФ «О судоустройстве РФ» рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции — с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.

Перечень дел, которые вправе рассматривать судья единолично, закреплен в Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ.

При этом, согласно ст. 47 Конституции РФ, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

5. Состязательность и равноправие сторон. Конституция РФ (ст. 123) устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 

Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы,

национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.18

Кроме того, ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).

6. Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Принцип национального языка судопроизводства основывается на конституционном праве каждого на пользование в процессе разбирательства родным языком. По Уголовно-процессуальному кодексу РФ судопроизводство ведется как на русском языке, так и на языках республик, автономной области, автономных округов или большинства населения той или иной местности. Вместе с тем кодекс устанавливает, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться родным языком, а также услугами переводчика.

 

8. Презумпция невиновности — основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина.

 

В соответствии со ст. 49 КРФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

9. Недопустимость повторного осуждения за одно и тоже преступление. Этот принцип отражен в ст. 50 КРФ. Его содержание раскрывает Уголовно-процессуальный кодекс РФ: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению (либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию).

 

Если данные обстоятельства будут выяснены во время судебного разбирательства, то дело подлежит прекращению в судебном заседании.19

10. Право на пользование квалифицированной юридической помощью. В соответствии с этим конституционным принципом защитник допускается с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента возбуждения уголовного дела, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершение преступления, а также с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий.

Право пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в Арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат.

Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, нуждающихся в ней, является важнейшим конституционным положением.

Оказанием юридической помощи, а также осуществление содействия гражданам в защите прав и свобод занимаются различные органы.

Важнейший из этих органов - адвокатура, специально создаваемая для этих целей.

Органы, осуществляющие юридическую помощь: юридические службы на предприятиях, в учреждениях, организациях; юристы, имеющие соответсвующие документы об образовании Общественные организации (по вопросам, входящим в сферу деятельности организации); студенческие консультационные пункты при юридических вузах и факультетах;

Юридические издательства, издающие литературу правового характера; фирмы, распространяющие юридические базы данных с помощью компьютерных технологий; нотариат, частные детективные службы, иные юридические лица.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.20

Адвокатура в РФ - негосударственное, некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Адвокаты осуществляют свою деятельность, организуясь во всевозможные формы. В РФ не предусмотрена возможность осуществления адвокатом своих полномочий вне форм адвокатских образований.

Закон предусматривает возможность осуществления адвокатом адвокатской деятельности в рамках одной из четырех форм адвокатских образований: адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро и юридической консультации. Причем Что касается юридической консультации, то адвокаты не могут самостоятельно ее учредить и, соответственно, избрать эту форму для осуществления адвокатской деятельности.

Адвокат, с его согласия, может быть лишь направлен для работы в юридическую консультацию, которая учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта РФ в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Об избранных формах адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты. По сути дела избрание формы адвокатского образования выступает как обязанность адвоката.

Если же в течение 6-ти месяцев с момента приобретения статуса адвоката в адвокатскую палату не поступят сведения об избрании адвокатом формы адвокатского образования либо о том адвокатском образовании, учредителем (членом) которого является адвокат, это является основанием для прекращения статуса адвоката (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об адвокатской деятельности в адвокатуре»).

Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации Адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатская палата имеет своё наименование, содержащее указание на её организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.21

Адвокатская палата создаётся в целях:

- обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи;

- её доступности на всей территории данного субъекта РФ;

- организации юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно;

- представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

- контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности;

- контроля за соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

 

Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов данного субъекта. Адвокатская палата является юридическим лицом

Структура адвокатской палаты субъекта РФ: Собрание (конференция) адвокатов, Совет адвокатской палаты, Ревизионная комиссия, Квалификационная комиссия.

Главной задачей адвокатуры является обеспечение права физических и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи и представление законных интересов в государственных, общественных и иных органах и организациях. Деятельность адвокатуры носит публично-правовой характер.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, засвидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

Контрольные задания к блоку 3:

1. Возрастной ценз для кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ составляет: 22

а) 30лет;

б) 35 лет;

в) 40 лет;

г) 45 лет;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.106 с.)