По месту и роли в правовой системе нормы права подразделяются 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По месту и роли в правовой системе нормы права подразделяются



 

на:

- учредительные нормы выполняют роль норм-принципов, обязательных для всех иных законодательных актов, физических и юридических лиц.

 

- регулятивные нормы закрепляют правила поведения, предоставляют субъектам права и возлагают на них обязанности.

- охранительные нормы охраняют общественный порядок, начинают действовать с момента нарушения иных норм, общепринятых принципов поведения в обществе, норм морали и нравственности и т. д.

- декларативные нормы информируют население о чем-либо.

- дефинитивные нормы содержат определение того или иного явления.

- коллизионные нормы предписывают должное поведение в спорной ситуации.

 

- оперативные нормы указывают на срок действия нормы, дату ее вступления в законную силу, прекращения ее действия.

7. По кругу лиц различаются нормы права:

-действующие в отношении всего общества;

-действующие в отношении определенных категорий лиц (например, нормы Закона «О статусе военнослужащих» действуют только в отношении военнослужащих).

ПРАВО И МОРАЛЬ.

Право и мораль входят в систему социальных норм.

Социальные нормы — это правила поведения людей в обществе. Социальные нормы составляют систему, в которую входят правовые нормы, нормы морали, обычаи, традиции, политические нормы, религиозные, семейные и иные нормы.

Мораль (нравственность) — это правила поведения людей в обществе, исторически сложившиеся, выработанные самим обществом, базирующиеся на представлениях людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, о честном и бесчестном и т.д.

Единство права и морали заключается в том, что:

- мораль и право являются социальными нормами;

- и право, и мораль направлены на регулирование общественных отношений;

- они преследуют одни и те же цели: утверждение в обществе справедливости, равенство всех граждан и т.д.;

 

Различия права и морали:

1. Право создается государством, а мораль — обществом; Мораль старше права.

2. Право содержится в нормативных правовых актах, особых письменных документах, принимаемых с соблюдением особой процедуры.

 

Мораль содержится в общественном сознании, передаются такие нормы устно из поколения в поколение;

3. Нормы морали начинают действовать с момента осознания их обществом, а нормы права — с конкретного срока, который, как правило, установлен в самом нормативном акте;

4. Право регулирует только наиболее важные общественные отношения, такие как трудовые, права человека и гражданина, властные и т.д. Из сферы действия права выпадают такие отношения, как любовь, дружба и другие, а мораль регулирует все общественные отношения.

5. Действие правовых норм обеспечивается мерами государственного воздействия (в т.ч. и принуждением). Соблюдение норм морали основывается на нравственных убеждениях человека. Общество может применить к нарушителю таких норм общественное порицание, убеждение и

 

т.д.;

1. Мораль оценивает поведение человека с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и нечестного, а право — с позиций законного и противозаконного.

Взаимодействие права и морали:

Как правило, то, что одобряет или осуждает мораль, соответственно, одобряется или осуждается правом. Право и мораль действуют совместно, там, где заканчивается действие права, вступает в действие мораль. Право помогает морали существовать, во многом право охраняет нормы морали.

Противоречие между правом и моралью

Закон одобряет какое-либо поведение, а нормы морали — нет, и наоборот. Типичным примером противоречия между правом и моралью может служить тот факт, что в некоторых странах разрешено употребление слабых наркотических веществ (например, марихуаны).

В данном случае право относится к этому положительно, а мораль — отрицательно.

Систематизация нормативно-правовых актов.

Систематизация - упорядочивание нормативно правовых актов.

Существуют следующие основные способы систематизации нормативно-правовых актов:

1. Инкорпорация - это объединение действующих нормативно-правовых актов в сборник по дате принятия, без изменения их содержания..

2. Консолидация - это деятельность, направленная на объединение множества нормативно-правовых актов, касающихся определенной сферы общественных отношений, в один нормативно правовой акт. Консолидация является промежуточным шагом к кодификации.

3. Кодификация - это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующих нормативно-правовых актов путем принятия нового, единого кодифицированного акта (при кодификации устраняются коллизии норм из разных нормативно-правовых актов).

 

По своему содержанию кодифицированные акты бывают: основами законодательства, кодексами, уставами, положениями.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО.

Правотворчество - деятельность компетентных органов, государственных должностных лиц, общественных объединений и граждан, в процессе которых вырабатываются нормы права.

Правотворчество основано на ряде важных принципов:

1. Законности - государственные органы, общественные объединения и граждане должны действовать в соответствии с правовыми предписаниями и руководствоваться с правовыми идеями.

 

2. Принцип социальной справедливости - должны удовлетворять право народа, а не отдельных лиц.

3. Принцип демократии - народ должен принимать активное участие в правотворческом процессе.

4. Принцип исполнимости - не должны предъявлять непомерные требования к поведению граждан.

5. Принцип научной обоснованности - каждый продукт правотворческой деятельности (законы, подзаконны акты) должен быть увязан с фактом положения дел в государстве.

 

Стадии правотворческой деятельности.

2. Правотворческая (законотворческая) инициатива - право компетентных лиц ставить вопрос перед соответствующим органом о разрешении какого-либо вида общественных отношений. Данный вопрос предварительно должен быть поднят тем органом, в котором находится инициатор.

3. Предварительная разработка концепции нормативно-правового акта - определенная цель написания, круг субъектов, результат которых предполагается достигнуть.

4. Обсуждение проекта нормативно-правового акта - проект обсуждается на уровне трудовых коллективов, министерств, обсуждения в Государственной Думе и Совете Федерации, взвешиваются все плюсы и минусы.

Принятие нормативно-правового акта.

6. Опубликование нормативно-правового акта - закон должен быть опубликован не позднее семи дней со дня подписания президентом и вступают в силу не позднее десять дней. Подзаконны вступают в силу немедленно. Публикуются в «Российской Газете», «Ведомостях», оглашаются по телевидению и радио.

 

Реализация норм права.

Это воплощение правовых норм в фактическое поведение субъектов. Для простых форм реализации права достаточно волеизъявления управомоченной стороны:

а) использование (реализация управомачивающих норм) например, - право на образование, на мед. помощь.

б) исполнение (реализация обязывающих норм) например, - внесение коммунальных платежей.

в) соблюдение (реализация запрещающих норм) например, - запрещение пропаганды войны.

Сложная форма реализации права это властная деятельность органов государства, общественных объединений и должностных лиц в отношении третьих лиц, например, кого-то штрафуют, кого-то в армию призывают.

Коллизия правовых норм это противоречие между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Данное вносит неудобство в правоприменительную практику.

Пробелы в праве - это отсутствие нормативно правового акта по конкретному виду общественных отношений.

Существует два способа преодоления пробелов в праве:

1. Аналогия закона - применяется при решении дела на основе нормы, регулирующей отношения сходные с рассматриваемыми.

2. Аналогия права - решение дела на основе общих принципов права или законодательства.

 

БЛОК № 3 ТЕМА № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.008 с.)