Суверенное государство вправе предусмотреть исключение из общего правила, то есть ситуацию, когда выход из гражданства не допускается. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суверенное государство вправе предусмотреть исключение из общего правила, то есть ситуацию, когда выход из гражданства не допускается.



Исключение составляют случаи, когда действующий закон не разрешает выход из гражданства. Это касается лиц:

- имеющих не выполненные перед государством обязательства (призыв на военную или альтернативную государственную службу; непогашенная банковская ссуда; неоплаченные налоги);

- привлеченные к уголовной ответственности или отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы;

 

 

- не имеющих иного гражданства и гарантий его приобретения.

 

В упрощенном порядке решается вопрос о выходе из российского гражданства ребенка, если один из его родителей иностранный гражданин, а другой - гражданин России - не возражает против такого решения. Еще проще решается этот вопрос, если у ребенка имеется единственный родитель (отец или мать) и этот родитель иностранный гражданин.

Лицу, которому разрешен выход из гражданства РФ, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства РФ.

Решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство и восстановления в гражданстве РФ либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства РФ либо отказа в выходе из гражданства.

 

Лекция 5. Тема № 8, 9

ФОРМА ГОСУДАРСТВА, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ И СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ.

Данная лекция состоит из 3-х блоков, теоретическая часть которых, включает наиболее важные категории и понятия темы:

В первом блоке рассмотрены форма государства: основные формы правления, формы государственного устройства, политические режимы; понятие, структура и признаки механизма государства, понятие и признаки органов государственной власти.

Во втором блоке дана характеристика основам конституционного строя РФ; понятие, признаки государственного суверенитета.

В третьем блоке дана характеристика политическому плюрализму, становлению многопартийности в России; понятие, признаки, классификация политически партий.

БЛОК № 1 ТЕМА № 8

Форма государства — это способ организации политической власти, который охватывает форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма государства показывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру органов власти.

Форма правления — это система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения друг с другом, порядок их образования.

Основными формами правления являются монархия и республика.

I. Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках одного человека (монарха); он осуществляет ее пожизненно, передавая по наследству.

Признаки монархии: государственная власть осуществляется единолично, бессрочно, независимо от населения, передается по наследству.

Виды монархий:

1. Абсолютная монархия — монархия, предполагающая почти неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при монархе (царе, короле и пр.).

2. Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

3. Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть.

4. Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

5. Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Республика (лат. res publica, «общественное дело») — это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются на определенный срок; имеет место разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Республике присущи следующие признаки:

1) Существование единоличного или коллегиального главы государства — президента, и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

2) Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться на определённый срок.

3) Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

4) Приоритет прав личности.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

- как избирается парламент,

- как формируется правительство,

- какой объём правомочий принадлежит президенту.

Виды республик:

1. Президентская республика (США, Бразилия, Мексика, и др.) - одна из разновидностей формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

2. Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Италия и др.) - это форма государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

1. Полупрезидентские, полупарламентские республики. (Португалия, Армения, Украина). Всё чаще создаются смешанные формы правления: в парламентскую республику включают некоторые элементы президентской, в президентскую – элементы парламентаризма.

 

Форма государственного устройства показывает территориальную структуру организации государства, отношение государства с его территориальными единицами.

Формы государственного устройства:

1. Унитарное государство — это единое государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью (Дания, Швеция, Франция и др.). Присутствует единая система центральных органов власти, единая денежная единица, единые вооруженные силы.

Унитарные государства можно разделить на:

- децентрализованные;

- централизованные.

2. Федерация. Федеративное государство - представляет собой союзное государство, части которого (штаты, департаменты) обладают государственным суверенитетом при сохранении целостности государства (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Составные части РФ именуются субъектами, они имеют свои конституции или основные законы — уставы областей, краев и автономий), свои высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), свои герб, флаг. Разграничение полномочий между субъектами и федерацией отражено в общефедеральной Конституции.

Виды федераций:

- территориальная;

- национальная;

- смешанная (национально-территориальная).

3. Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для достижения какой-либо цели: политической, экономической, военной и т.д., то есть для обеспечения их общих интересов.

Члены конфедерации обладают суверенитетом, могут в любой момент выйти из ее состава. Но конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов, не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета.

В большинстве случаев конфедеративные государства не долговечны, они либо распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848).

Каждое государство имеет свой политический режим.

Политический режим — это средства и методы осуществления государственной власти (авторитаризм, деспотия, тирания, фашизм, тоталитаризм, либерализм, демократия).

Признаки демократического политического режима:

- свободные, регулярные выборы,

- принцип разделения властей,

- правовой характер государства,

- наличие развитого гражданского общества,

- высокий уровень экономического развития страны,

- наличие фундаментальных прав и свобод человека,

- гласность и открытость действий органов власти,

- малое использование методов насилия органами государственной власти.

Механизм государства — это система органов, через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть. Система органов базируется на общих принципах работы, которые, как правило, закреплены в конституции. К ним относятся: приоритет прав и свобод человека и гражданина, демократизм, разделение властей, законность, гласность, федерализм, профессионализм, сочетание единоначалия и коллегиальности, сочетание выборности и назначаемости.

Признаки механизма государства:

§ наличие особой группы людей, для которых управление является основным занятием, и за это они получают материальное вознаграждение;

§ наличие государственных органов, наделенных властными полномочиями;

§ единство, т.е. все органы, входящие в механизм государства, взаимосвязаны и являются частями одного целого;

§ все государственные органы выполняют функции государства;

§ иерархичность — построение системы органов по принципу пирамиды, где вышестоящие органы наделены большими полномочиями, чем нижестоящие;

§ работа государственных органов обеспечивается особым аппаратом принуждения;

§ государственный механизм обладает особыми материальными средствами, обеспечивающими его работу.

 

Структура государственного механизма:

§ государственные органы;

§ государственные учреждения;

§ государственные предприятия.

 

Орган государства — это юридически оформленное организационно-хозяйственное звено государственного механизма, которое участвует в осуществлении конкретных функции, в связи с чем наделено властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

• является самостоятельным звеном государственного механизма, входит в единую систему государственных органов, имеет свои права и обязанности, закрепленные в правовых актах;

• наделяется государством властными полномочиями для осуществления своей деятельности, в т.ч. полномочием применять меры принуждения;

• имеет собственную компетенцию;

• выполняет строго определенный круг задач;

• образуется в установленном законом порядке;

• имеет соответствующие материальные средства для решения стоящих перед ним задач.

 

Виды государственных органов:

По признаку строения государства выделяются:

- общефедеральные государственные органы, которые осуществляют свою деятельность на территории всей страны;

- органы субъектов федерации, которые действуют на территории соответствующего субъекта РФ;

- местные, осуществляющие свою деятельность в городских, сельских поселениях.

По признаку разделения властей государственные органы делятся на:

- законодательные — в России это Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата —непосредственно принимает законы);

- исполнительные — Правительство РФ, федеральные министерства, ведомства, государственные комитеты, службы и т.д.;

- судебные — судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Во главе системы судов в Российской Федерации стоят Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

По срокам осуществления полномочий органы делятся на:

- постоянно действующие (например, суды и судьи);

- временно действующие (например, Комиссия по выяснению причин авиакатастрофы);

 

По характеру компетенции делятся на:

-органы общей компетенции, имеющие широкий круг полномочий (например, Правительство РФ, Президент РФ и др.);

-органы специальной компетенции, имеющие полномочия, ограниченные определенной сферой (например, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения и др.).

Контрольные задания к блоку 1:

1. Форма государственного устройства это:

а) способ организации политической власти;

б) система организации высших органов государственной власти;

в) территориальная структура организации государства;

г) это система органов, через которую государство реализует свои функции;

2. Не существует государственных органов:

а) общефедерального назначения;

б) республиканского назначения;

в) областного назначения;

г) местного назначения;

3. Не является политическим режимом:

а) фашизм;

б) демократия;

в) шовинизм;

г) тирания;

4. Государственная власть в РФ делится:

а) на две ветви власти;

б) на три ветви власти;

в) на четыре ветви власти;

г) на пять ветвей власти;

5. Централизованное государство это разновидность:

а) федераций;

б) конфедераций;

в) унитарных государств;

г) правовых государств;

БЛОК № 2 ТЕМА № 9

Основы конституционного строя - это главные устои государства, раскрывающие его сущность, содержание, деятельности и важнейшие ценности, устанавливаемые и признаваемые обществом и государством.

В качестве основ конституционного строя в РФ закреплены следующие:

1) РФ провозглашается демократическим, федеративным государством с республиканской формой правления. Реально РФ на сегодняшний день — это сочетание парламентской и президентской республики. В РФ установлен и действует либерально-демократический режим.

2) Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью государства, а признание, соблюдение и защита его прав — главной обязанностью государства.

3) Принцип народовластия. Он предполагает, что единственным источником власти в стране является народ.

4) Принцип государственного суверенитета. Он характеризует верховенство и полноту власти внутри страны, а также ее независимость вне страны. Суверенитет означает самостоятельность государства при решении внутригосударственных и внешнеполитических проблем.

Признаки государственного суверенитета:

а) Наличие конституционно-правовой системы;

б) Единое гражданство;

в) Единство государственной власти;

г) Территориальное единство;

д) Единое экономическое пространство;

е) Единая кредитно-денежная система;

ж) Единые вооруженные силы;

з) Международная правосубъектность;

и) Наличие государственных символов (флаг, герб, гимн, столица);

Принцип федерализма.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма.

Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов.

Однако субъекты Федерации, в т.ч. и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Республики являются унитарными (по своему внутреннему устройству).

6) Принцип социального государства. Он означает, что в государстве большое влияние отводится социальной защите, в целях обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

7) Принцип разделения властей. Он направлен на обеспечение подлинного народовластия против узурпации власти (передачи власти в руки одного лица).

8) Признание частной собственности. Государство гарантирует равную охрану и защиту частной собственности, а также равные условия для развития всех форм собственности.

9) Россия объявляется светским государством. Это значит, что в стране не существует официальной государственной религии. Церковь отделена от государства, а государство нейтрально по отношению к любой религии внутри страны.

10) Верховенство Конституции. Означает ее высшую юридическую силу, подчинение ей законных и подзаконных актов государства. Обязанность ее соблюдения всеми органами государственной власти, физических и юридических лиц.

11) Признается и гарантируется местное самоуправление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.06 с.)