Тренинг и культурные ценности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг и культурные ценности



На современном Западе нет места для искусств и взглядов, типичных для самураев феодальной Япо­нии. К сожалению, почет и должное уважение к силе редко проявляются в суете повседневной жиз­ни. Официанты и продавцы обычно грубы, кажется, будто убедить покупателя в своем равенстве с ними или даже превосходстве для них важнее самой рабо­ты. Беспардонная грубость на автомобильных доро­гах более чем обычна, она стала легендарной в неко­торых частях Запада. В Соединенных Штатах зако­ны направлены на разрушение желания граждан за­щищать свои дома, семьи и имущество установкой суровых штрафов и наказаний тем, кто слишком ревностно встает на защиту своих прав от преступ­ников.

Американское положение о всеобщем равенстве, невзирая на различие интеллекта, вклада в обще­ство, способности любить и разрушать, привело наше общество к тому, что множество людей не чув-. ствуют больше ответственности за свои поступки. Пусть кто-то разбил окно и убежал, похитив телеви­зор. Закон не разрешает убить или избить за причи­нение ущерба или кражу собственности. Поднимите средний палец и обругайте кого-нибудь — к вам не могут применить физическое воздействие за словес­ные угрозы, иначе вы можете возбудить против них иск за оскорбление действием. Взорвите машину рабочего, который не пошел вместе с вами басто­вать, — они ничего не докажут в суде, хотя и знают, кто это сделал.

Конечно, есть возражения по поводу того курса, которым следует наше прогрессирующее общество. Из-за него убийцами старушек и насильниками мало­летних детей занимаются соответствующие организа­ции, вместо того чтобы отдать их на расправу разгне­ванной семье или клану, к которому принадлежала убитая старушка или поруганный ребенок. Конечно, с одной стороны, мы ушли от тех времен, когда основным правилом было «кто сильнее, тот и прав», и вступили в более добрую эпоху. С другой стороны, правительство исподтишка увеличило свою власть над обществом; это привело к падению популярности личной ответственности и даже во многих случаях сделало ее незаконной. Таким образом, еще больше возросла зависимость народа от правительства из-за его расчетливого, разрушительного поведения.

 

 

 

Давно минули дни воинствующей элиты самураев, и вместе с ними отошли потребность и ответствен­ность за совершенствование личных боевых искусств как средства обеспечения мира и процветания в об­ществе. Занятия боевым искусством, способным выз­вать реальные разрушения, без соответствующей под­готовки в эмоциональной и духовной области способ­ны привести к дисбалансу. Занимающийся окажется в исключительно нелепом положении, когда он, обла­дая страшной силой возмездия, не будет иметь закон­ного способа ее применения.

Интересно заметить, что древнее боевое искусст­во ниндзя великолепно подходит современному За­паду. Ниндзюцу было создано почти тысячу лет на­зад людьми, которым закон запрещал защищать свои семьи и сообщества. Они постоянно подверга­лись притеснениям со стороны правительства, ко­торое все больше и больше повышало налоги. Им запрещалось открыто проповедовать свой образ жизни и религию из-за преобладания предрассуд­ков и невежества в широких массах населения, а также потому, что правительство видело в них уг­розу своей абсолютной власти. По мере того как мир переходит от старого времени к новому, как раз в наши дни имеет место период временного разложения общества — как и во времена возник­новения ниндзюцу. Неудовлетворенные своей жиз­нью люди, способные видеть глубже, чем поверхно­стно наблюдать за явлениями, осознают это. Значит, боевые традиции ниндзюцу, которые в равной сте­пени развивают самозащиту как в физическом, так и в эмоциональном, интеллектуальном и духовном отношении, дают великий душевный покой занима­ющимся на любых уровнях освоения техники. По­лагаться исключительно на физическую силу сегод­ня не только незаконно, но и опасно. В такой сла­бой философии полностью отсутствует эмоциональ­ная и духовная защита, так необходимая в наше непростое время.

 

СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОК

 

Важнейшая цель тренировки воинов ниндзя — освободить занимающихся от воздействия искусст­венных ограничений, заложенных внутренними или внешними факторами. Великий мастер ниндзюцу называет достижение полной свободы «возвратом к нулю», или достижением бесформенной нейтрально­сти и свободного движения в любом направлении. В восточном представлении о строении Вселенной та­кое состояние называется «пустота», но не в смысле отсутствия всего, а в смысле отсутствия формы или предопределенности.

Такое чувство внутренней свободы живет в каждом из нас, так что надо не столько приобретать его, сколько открывать в себе после долгих лет тренировок параллельно с достижением физической зрелости.

Умение быстро приспособиться и принять верное решение в любой ситуации составляет сущность физических и интеллектуальных тренировок совре­менных ниндзя. Следовательно, чем больше ученик избавляется от предвзятых понятий, негибкой сис­темы суждений, принятых норм поведения и тому подобного, тем больше освобождается он или она как личность, приобретая способность сразу нахо­дить наиболее подходящие действия в условиях любого конфликта. Эта теория совершенно противо­положна общепринятым методам традиционных бо­евых искусств, которые требуют от учеников отбро­сить все индивидуальные особенности и соответ­ствовать стандартам (ката) движений и тактики.

Тренировочные упражнения могут преследовать цель развития молниеносной реакции на воздействие, но следует помнить, что базовая техника, многократ­ные повторения, обусловленная парная работа и отра­ботка ударов по мешку, или макиваре, — всего лишь элементы тренировочного процесса, а не само искус­ство. Слишком много так называемых боевых ис­кусств дегенерировали до состояния, когда искусная имитация жестких стандартов считается целью. Уче­ников заставляют полностью отдавать себя искусству. В противоположность этому занятия ниндзюцу дают ученикам возможность использовать боевое искусст­во для себя, сделать его частью своей личности.

Занятия начинаются с изучения движений, необ­ходимых для достижения уверенности в себе и полу­чения навыков самозащиты. Ученики осваивают страховки при падении, уходы от ударов как рука­ми и ногами, так и оружием; они учатся управлять движением своего тела. Затем начинают осваивать оружие — правильное использование ударных час­тей тела человека и использование предметов. Затем ученики концентрируются на умении чувствовать свое настроение и эмоциональное состояние и учатся извлекать преимущества в условиях конфликта из своих личных качеств.

Физические, эмоциональные и энергетические со­ставляющие подготовки к самозащите далее закреп­ляются за счет выработки с помощью медитации состояния постоянной боевой готовности.

 

ДОДЗЁ

 

Подлинное додзё для боевых искусств — это го­раздо больше, чем просто помещение или даже тре­нировочный зал. Разница между додзё и трениро­вочным залом настолько же велика, насколько отли­чается поиск воином истины и просветления от про­стого изучения нескольких уроков самозащиты. Японское слово «додзё» будет легче понять, если проанализировать каждый из двух иероглифов, со­ставляющих единое целое. «До» буквально означает «дорога», или «путь». В нашем случае это путь или дорога жизни, ведущая к высшему, всепроникающе­му пониманию. «Дзё» переводится как «место». Зна­чит, в действительности, додзё есть место для обуче­ния и достижения высшей мудрости.

На самом деле, можно на всю жизнь смотреть как на додзё, потому что приближение к мастерству — это дело всей жизни, а не занятия в определенной комнате, здании или даже сети школ под таким на­званием. Я посетил много подобных мест, носящих табличку с названием «додзё», и все они очень силь­но различались по качеству. Как, впрочем, и систе­ма боевых искусств в целом.

Додзё Эн-но Гёдзя и его фанатичных последова­телей сюгэндзя, основателей и предков боевых тра­диций, которым следуют моя семья и я, — это ог­ромный восточный склон горы Тогакурэ на плато Дзёсинэцу на севере центральной Японии. Центр об­ширного додзё — это расчищенная поляна, зарос­шая открытой для ветров травой и обрамленная кед­рами и ручьями. Даже приход туда позволяет по­нять то, чего я не мог постичь за пятнадцать лет занятий боевыми искусствами. Это место настолько заряжено энергией, что мое сознание буквально на­полняется способностью видеть и понимать высшее назначение Рю, традициям которого я следую. Неви­димая энергия додзё позволяет моим учителям и мне делать вещи, которые наблюдатели называют необъяснимыми. Додзё обозначают лишь два кро­шечных старых столбика с едва различимыми иероглифами — знак для туристов, которые рискнут подняться на гору.

В Японии я занимался в собственном додзё моего учителя — комнате со стенами из грубо обработан­ных досок, которая примыкала к гостиной в традици­онном западном стиле в задней части его дома. Хотя и очень маленькое по общепринятым меркам, додзё великого мастера было достаточным, чтобы вместить «горстку» учеников, которых мастер Хацуми согла­сился обучать в те дни. На подставках из колышков вдоль стен размещалось оружие всевозможных ви­дов — тренировочное и настоящее смертоносное.

Символы усопших предков и воинов-хранителей японских боевых искусств были закреплены на сте

 

Будзинкан додзё великого мастера Масааки Хацуми в период, когда там начал заниматься автор (середина 1970-х годов)

 

нах высоко, почти у самого потолка. Учитель наше­го учителя смотрел на место тренировок сверху — с большого портрета, закрепленного высоко на глав­ной стене додзё. Додзё было наполнено энергией са­мого великого мастера и его посвященных учени­ков, ути дэси (учеников, живущих в доме мастера), тренировавшихся там. Хотя маленькая комната в то время была единственным местом в мире, где преподавали подлинное боевое искусство ниндзюцу, ни один прохожий не сказал бы, что дом великого мастера чем-то отличался от соседних домов. Не было никаких объявлений о том, что здесь находит­ся тренировочный зал ниндзя; никакой внешний знак не указывал на то, что здесь обучают древним знаниям.

Начиная с весны 1980 года обучение в Будзинкан додзё доктора Масааки Хацуми получило широкое распространение в Японии, Европе и Америке. Хотя весь набор искусств ниндзя, знания и силы все еще открывают только немногим избранным, эффектив­ные методы ниндзюцу в области ведения боя без оружия, фехтования на палках, работы с лезвиями и гибким оружием стали наконец доступны для все возрастающего числа занимающихся в тренировоч­ных залах Будзинкан додзё по всему миру.

Многие клубы и общества пользуются поддерж­кой армейских и полицейских частей, которые заин­тересованы в распространении эффективного искус­ства единоборств среди личного состава.

Специальные тактические подразделения и ко­манды по борьбе с терроризмом в Соединенных Шта­тах, Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Япо­нии восприняли исторически зарекомендовавшую себя систему боевого искусства ниндзюцу как попол­нение и расширение средств защиты общества.

 

Выбор додзё

 

Вот несколько рекомендаций для читателей, еще не начавших регулярных занятий боевыми искусст­вами и подумывающих о выборе зала для трениро­вок.

Досконально проверьте все школы своего района. Отнеситесь к этому столь же ответственно, как если бы вы решили купить автомобиль, дом или выбрать карьеру. Рассматривайте все предлагаемое вам, по­мня о том, что именно вы хотите приобрести. Есть школы, специализирующиеся на спортивных сорев­нованиях. Есть оздоровительные группы, занимаю­щиеся физической подготовкой. Есть додзё, где рев­ностно следят за сохранением древних традиций. Подходов к древним боевым искусствам действи­тельно много, и они сильно различаются.

Избегайте школ, обещающих дать всего понем­ножку. Мудрый человек скорее всего откажется от покупки автомобиля, сочетающего в себе характери­стики спортивной машины, небольшого грузовичка, роскошного лимузина, броневика и экономичного автомобиля на газовом топливе. Точно так же невоз­можно соединить в тренировках технику спортив­ных соревнований, культурные традиции и чистую самозащиту. Продолжайте поиски, пока не найдете школу как раз для себя.

Побывайте в школах, из которых вы намеревае­тесь выбрать «свою», ту, где будете заниматься. Проверьте, удобен ли тренировочный зал, чувствуете ли вы там уверенность в себе. В выбранной школе вы будете проводить много времени. Значит, надо быть уверенным в своей безопасности, в хорошем отношении к вам и радости от тренировок. Будьте честны с собой. Выбранное вами додзё станет частью того, что делает вашу личность отличной от других, подчеркивает вашу индивидуальность. Конечно же, вы захотите заниматься только в такой группе, о которой сможете сказать гордо: «Я там занимаюсь».

Присмотритесь к инструктору интересующей вас школы. Он или она должны придавать вам чувство уверенности в себе своим хорошим владением бое­вым искусством и манерой себя вести. Учитель дол­жен воплощать в себе и развивать в учениках то искусство, которому призвана учить школа. Погово­рите с несколькими из активных учеников об их учителе. Пообщайтесь со своими знакомыми, чтобы узнать побольше о его репутации. Выясните, где учился инструктор, а после этого проанализируйте всю информацию и примите решение, учитывая и свои интуитивные ощущения.

Помните, что любой человек может приобрести черный пояс по почте, независимо от реального уровня мастерства. Мошенничество, заключающееся в незаконном присвоении себе ранга учителя, — одна из величайших проблем современного боевого искусства. В мире полно людей, изображающих себя великими мастерами — от чемпионов по каратэ до великих мастеров кунг-фу, без какого бы то ни было реального основания. В ниндзюцу дело обстоит еще тревожнее: инструкторов, действительно имеющих лицензию ведущего мастера, очень мало. Будьте ос­торожны.

 

 

 

Камидза, или «место для духов», собственного тренировочного

зала автора.

Слева направо на главной стене додзё расположены:

• портрет Масааки Хацуми, учителя автора;

• текст-напоминание о важности внимания и соблюдения безопас­ности в тренировочном зале (каллиграфия доктора Хацуми);

• картина, написанная ведущим мастером, изображающая символ древних традиций японских боевых искусств;

• ветка зелени, символизирующая близость с природой;

• талисман силы из храма на горе Тогакурэ;

• деревянная рама для зеркала, символизирующая бренность и иллюзорность вещей;

• талисман силы из храма в Кумамото, японском городе, где нахо­дится дом автора;

• картина, написанная ведущим мастером Хацуми, изображаю­щая индийского мудреца Дарума Тайси, принесшего в Китай концепцию медитации;

• текст-напоминание о важности умения приспосабливаться, быть свободным от ограничений и постоянно совершенствоваться в бою и в жизни (каллиграфия доктора Хацуми);

• портрет Тосицугу Такамацу, учителя великого мастера Масааки Хацуми.

Под полкой камидана закреплена симэнава — веревка — подарок от семьи жены автора как знак того, что это место получило благосло­вение и силу.

 

СЭНСЭЙ

 

Любое существующее додзё и группа учеников — отражение сэнсэя, человека, который делится свои­ми знаниями, выполняя роль учителя. Японское слово «сэнсэй» можно понять лучше, анализируя каждый из двух иероглифов, составляющих слово. «Сэн» означает «заранее», «прежде»; «сэй» — «жить». Термин «сэнсэй» означает «тот, кто жил и приобрел опыт раньше нас». Поэтому учитель не только передает информацию; вся его жизнь является образцом для подражания. Обращение «сэнсэй» — одностороннее, оно используется только при разгово­ре учеников с учителем для уважительного к нему • обращения. Настоящий учитель никогда не исполь­зует термин «сэнсэй» по отношению к себе. Кичить­ся званием живого образца для подражания — зна­чит вести себя вызывающе, что говорит либо о наи­вности, либо о напыщенности. Человек, чувствую­щий ответственность за организацию подлинного додзё, будет говорить о себе как об ученике и после­дователе своего собственного учителя в мире боевого искусства. Слово «сэнсэй» никогда не появится на письмах и на визитных карточках того, кто воспи­тан в высших традициях боевых искусств.

Слово «мастер» требует еще более аккуратного применения. По-японски мастера боевых искусств называют «мэйдзин». Первый иероглиф — «мэй» — означает «имя», а второй — «дзин» — означает «че­ловек». В буквальном переводе это «человек, сде­лавший себе имя сам». Звание «мастер» может применяться только если речь идет о высоких ре­зультатах — не своих, а другого человека — в бое­вых искусствах. Скандальное самовосхваление, раз дача своих визиток, на которых рядом с именем вла­дельца красуется титул мастера, отправка коррес­понденции с подписью «я, мастер такой-то...» сдела­ет посмешищем даже мастера, заслужившего этот титул по праву.

Внешне необычное проявление уважения и цере­мониальная вежливость по отношению к учителям восточных боевых искусств очень часто неправильно понимается на Западе. Ритуал ради ритуала — бес­смысленная абстракция как на Востоке, так и на Западе. Есть веские причины проявлять различные степени уважения к подлинным мастерам; в то же время нет разумных оснований превозносить челове­ка, заявляющего, будто он мастер, — тогда как он всего на несколько ступеней выше своих учеников.

Крайняя вежливость может проистекать от очень реальных чувств страха и благоговения. Если уче­ник знает о мастерском владении учителем смерто­носными искусствами, то его вежливость, возможно, будет средством избежать нанести обиду своему учи­телю. Ведь подобная обида может вызвать в нем желание утвердить свою репутацию за счет прови­нившегося ученика. Страх также может быть по­рожден осознанием возможности быть выгнанным, а значит, навсегда потерять возможность приобрести звания, которым учат в додзё.

Крайняя вежливость может возникнуть от чувства уважения, благодарности и любви к учителю. Если кто-то испытал великие перемены в жизни в период, когда занимался с неким учителем, то вежливость и настойчивость в занятиях будут уместны. Тем более, -если другие ученики ведут себя вежливо с этим учи­телем. В школах боевых искусств, где обучение выхо­дит за рамки преподавания чужим людям механичес­ких концепций, додзё часто становится семьей. Учи­тель выступает в качестве главы семьи и объединяет вокруг себя последователей.

Другим, очень реальным поводом для проявления особой вежливости к учителю, обладающему высоким мастерством (выполнение мелких поручений, любезность, не требующая больших жертв, добро­вольная работа), может служить желание приобрести у него как можно больше знаний. То, что посторонне­му может показаться рабской самоотверженностью со стороны ученика, на самом деле есть результат его проницательности: чем меньше учитель ежедневно тратит времени на обеспечение своего быта и рутин­ные процедуры, тем больше он даст знаний учени­кам. Каждый момент, который учитель тратит, зара­батывая на жизнь, полет сорняки в саду, готовит еду, стирает или делает любую другую работу, необходи­мую в суетной жизни, — каждый такой момент уменьшает то время, которое он мог бы затратить на обучение или подготовку к обучению. Ученики боль­шого мастера, который может передать им много зна­ний, с радостью помогут своему учителю выполнять бытовые работы. Тогда он сможет уделить все свое внимание и время благодарным ученикам.

 

ЭТИКЕТ ДОДЗЁ

 

Исторически знание и готовность продемонстри­ровать надлежащие манеры поведения, подчеркива­ющие уважение к другим, были весьма существен­ны для выживания в обществе, где преобладали во­инственные вооруженные люди. Если каждый встречный владел боевым искусством и был воору­жен для смертельного боя, то гораздо благоразумнее и удобнее было соблюдать вежливость, способную сгладить трения, возникающие при повсе-дневном общении между людьми. Поэтому в старые времена правила этикета были в числе первых знаний, кото­рые новые ученики получали в додзё. Этикет был не просто формальностью, он был необходим для выживания.

Конечно, развитию эффективных искусств само­защиты в современном интернациональном обществе вряд ли помогут формальности этикета Японии XVII века. Скорее всего, не более чем занятия строевой подготовкой помогут развить меткость снайпера. Феодальное японское общество было очень строго разделено на ранги и поэтому продуманная система ритуальной вежливости была создана как необходи­мая для всех членов общества, кроме изгоев. Стро­гая и суровая система тем не менее отошла в про­шлое вместе с военной диктатурой в Японии и ис­чезновением сословия самураев после восстановле­ния власти императора при реставрации Мэйдзи. В современной Японии военный формализованный этикет встречается только в фильмах, изображаю­щих времена эпохи самураев минувших веков.

В современных условиях совершенно необяза­тельно требовать от американских, европейских и даже японских учеников школ боевых искусств, чтобы они вели себя подобно верным воинам древ­него японского даймё — воинственного феодала, власть которого допускала требование умереть за себя, не задавая вопросов. Сегодня на улицах Япо­нии можно увидеть поклоны в традиционных япон­ских приветствиях — как часть японской нацио­нальной традиции. Даже в самом боевом искусстве нет ничего, что требует вести себя подобно япон­цам, конечно если вы не в Японии. Если американ­ский учитель боевых искусств настаивает, чтобы его американские ученики кланялись ему, чтобы они смотрели в пол, открывая ему дверь, чтобы они, даже встречая его в магазине или закусочной, говорили с ним на ломаном японском языке — это вершина глупости или детское увлечение игрой. Такое поведение обычно уводит и ученика, и учите­ля от реального жизненного пути воина как образа жизни.

Учителями и учениками, которые испытывают радость от занятий японскими боевыми искусствами в основном как занятиями в области культуры, древние образцы поведения воспринимаются и воепроизводятся как роли в античной пьесе, хотя иног­да они совершенно не связаны с самозащитой.

Элементы японского этикета в додзё нередко мож­но рассматривать как средство подготовки к посеще­нию родных мест своего наставника, чтобы познако­мить ученика с принятыми там нормами поведения. Хонбу — центральный тренировочный зал — нахо­дится в Японии. Великий мастер Будзинкан додзё доктор Масааки Хацуми требует посещения Японии всеми кандидатами на получение лицензии высшего ранга. Там ученики знакомятся с учителями, владе­ющими традиционным мастерством, а они, в свою очередь, с учениками из-за границы. Значит, прак­тическое знание японского этикета додзё необходимо для широко распространенной в мире семьи Будзин­кан додзё. Как и прежде, для собирающихся стать воинами этикет — вопрос выживания.

Японский рицурэй, поклон стоя. Используется при приветствии, выражении благодарности и расставании. Спину держите прямо, корпус наклоните вперед так, чтобы угол между корпусом и бед­рами составил примерно 135 градусов. Руки держите по бокам у бедер. Женщины могут при поклоне переводить руки на перед­нюю часть бедер. Вопреки тому, чему учат в некоторых школах боевых искусств в мире, при выполнении поклона не надо фик­сировать взгляд на человеке, к которому относится поклон. Ваша естественная бдительность и боковое зрение позволят за­метить любые враждебные действия в любой момент выполне­ния поклона

 

Как себя вести в додзё

Нижеследующие объяснения правил поведения помогут тому, кто собирается посетить додзё в Япо­нии. Благодаря знанию правил поведения вы будете чувствовать себя уверенно в зале для тренировок. Если вы уже знаете, как себя вести, вам не придется тратить время на выяснение того, какое поведение правильное, а какое — нет. Вы сможете направить гораздо больше энергии на собственно занятия и та­ким образом получить от них максимум пользы.

Для начала запомните, что поклоны в Японии используют для приветствия, для выражения благо­дарности, для прощания. Это не символ подчиненно­сти или религиозного почтения, как на Западе. По­наблюдайте за другими в тренировочном зале, что­бы получить представление о том, когда надо кла­няться. Если есть сомнение, надо ли делать поклон, поклонитесь просто из соображений вежливости. Гораздо лучше показаться подчеркнуто вежливым, чем недостаточно вежливым, бесцеремонным или грубым. Поклоны неодушевленным предметам, воз­можно, покажутся смешными людям с западным об­разом мышления, но тем не менее они тоже часть ритуала. Поклоны в знак уважения к камидза — главному месту в додзё — или к портретам мастеров и мудрецов прошлого никогда не будут лишними. Обычно их делают, входя в додзё и выходя из него.

Находясь в додзё, старайтесь говорить как можно меньше. В Америке сжатый немногословный ответ старшему или учителю могут счесть резким или ос­корбительным, но в Японии краткость — наилуч­ший стиль речи. Лишние слова для японца пока­жутся назойливостью, поэтому не заботьтесь о запо­минании длинных фраз или формализованных отве­тов. Говорить — дело учителя, а ученик должен вбирать в себя как можно больше знаний.

Всегда будьте начеку. Додзё может быть опасным местом для беспечных. В тренировочном зале повсюду мелькают кулаки, палки, мечи и подобные им вещи, а места, по западным меркам, очень мало. Если в какой-то момент вы не выполняете упражне­ние, встаньте в стороне, чтобы не мешать другим. Примите нейтральную стойку, держа руки по бокам. Никогда не облокачивайтесь о стену и не переносите вес тела на одну из скрещенных ног — вы не сможе­те быстро начать двигаться, если надо будет избе­жать столкновения с кем-то из учеников. Если вам надо сесть, примите положение сэйза — сядьте на пол на колени и голени, носки ног выпрямите, ступ­ни положите на пол пятками вверх. Опустите таз на пятки. Можно сесть в позу лотоса, скрестив ноги. Таким образом вы уберете свои ноги в позицию, где они не будут мешать другим и будут в безопасности. Вам должен нравиться тренировочный процесс и его постепенное усложнение. Главное — старайтесь пол­ностью концентрироваться на изучаемом предмете, помня о бдительности и здравом смысле, тогда у вас не будет проблем с правилами этикета. Любой хороший учитель способен оценить энтузиазм и обяза­тельность, которые проявляются в полной отдаче на тренировке. Воодушевление и вдохновение — вот чего добивается учитель от каждого ученика. Нуж­ный этикет появится сам собой, потому что вы ста­нете частью того, что представляет додзё.

 

Японский поклон сидя, дзарэй, ис­пользуется, когда необходимо более формальное при­ветствие

Опустите на пол сначала левое, по­том правое коле­но, опираясь на пальцы ног. Затем сядьте на пятки, положив носки ног на пол

5 – 6 Не складывайте и не подворачивайте ступ­ни и носки ног. Из по­ложения сэйза (сидя на пятках, ступни с выпрямленными нос­ками ног лежат на полу) наклонитесь вперед и поставьте левую ладонь перед левым коленом, за­тем правую ладонь перед правым коле­ном

7 – 8 Держа спину и шею прямыми, наклони­тесь вперед, опус­кая лицо между ру­ками, после этого сразу же выпрямите корпус

9 - 10 Положите правую руку на правое бедро, затем ле­вую руку — на ле­вое бедро

11 – 12 Чтобы встать, под­нимите таз и по­ставьте на пол нос­ки ног. Поставьте правую ступню на пол, потом выпря­мите левое колено

13 – 14 Весь поклон дол­жен состоять из се­рии плавных дви­жений, переходя­щих одно в другое. Избегайте толчков и резких движений

 

ГЛАВА 3

ТАЙСО — ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Здоровье, бодрость и жизненная энергия — обя­зательные элементы любой боевой традиции, и за­бота о своем здоровье полностью соответствует зада­чам подготовки в искусстве ниндзюцу. Первым ре­альным шагом по освоению искусства самозащиты должно стать умение защититься от себя самого. В современном обществе много искушений и соблаз­нительных привычек: вкусная пища, транквилиза­торы, комфорт и развлечения. Совсем не трудно заблудиться в них и оказаться на дороге, ведущей в сторону от здоровой жизни, силы и надлежащей за­щиты самого себя. Вскоре и психическое и физи­ческое здоровье начнет разрушаться, а мы даже не будем знать о начавшемся процессе. Человеку, ко­торый постоянно вдыхает клубы дыма с никоти­ном, наполняет одну ноздрю за другой наркотичес­кой пылью для восстановления сил, погрязает в бесконтрольном поглощении пищи и спиртных на­питков, всячески старается сократить физические движения и упражнения или вовсе избежать их, или занимается физическими упражнениями, вред­ными для здоровья, нет смысла учиться защищать себя от внешнего врага, потому что для него самый опасный враг — он сам!

Программа физической подготовки ниндзя начи­нается с осознания созданных самим собой ограниче­ний. Затем переходят к их преодолению. Тело имеет естественную склонность к покою, отсутствию дви­жений, которое постепенно обессиливает человека. Без стимулирующего активного использования мыш­цы истощаются и теряют свою силу, суставы разру­шаются и теряют гибкость, легкие сжимаются и уменьшается их жизненный объем, сердце ослабева­ет и сердечно-сосудистая система теряет динамичес­кие свойства. Тело приобретает склонность к потреб­лению и накоплению ненужного топлива, которое преобразуется в жировые ткани.

Для преодоления этой негативной тенденции ис­кусство ниндзюцу предусматривает тренировочные методы, обеспечивающие развитие мускульной силы, поддержание гибкости и ловкости тела, кислородно­го обмена и оптимального веса тела. Регулярная от­работка базовой техники тайдзюцу, боя без оружия, безусловно, способствует хорошему поддержанию силы, гибкости, способности легко двигаться, под­держивать оптимальный вес тела. Все же для мно­гих учеников необходим специальный раздел физи­ческой подготовки, цель которого — преодоление нездорового состояния организма после многих лет разрушительных привычек, появившихся из-за не­допонимания.

 

ПРАВИЛЬНОЕ ПИ Т АНИЕ

 

Для перехода к правильному питанию сначала нужно сделать два важных шага — научиться по­нимать потребности своего тела в определенных продуктах и осознать, что общественные обычаи и условности не всегда соответствуют правильным принципам питания. Эти два шага сделать не так просто, как хотелось бы. Сложившиеся годами при­вычки проникают в личность, становятся частью восприятия человека. Став частью личности, они исчезают не мгновенно и не без труда, на устране­ние их уходят многие месяцы и даже годы работы над собой. Здесь требуются настойчивость и обяза­тельность.

Переходить на диету нужно, когда вы вступаете на путь воина, ведь диета — одна из составных ча­стей всеобщей концепции бусидо. Учеников при­учают уважать законы природы и жить с ней в гар­моническом согласии. Ныне здравствующий веду­щий мастер ниндзюцу советует западным ученикам ориентироваться на его питание в Японии. Основу его диеты составляют сырые овощи, гэнмай (непо­лированный рис), тофу (соевый творог), гома (семе­на кунжута восточного), натто (перебродившая и высушенная масса из соевых бобов), суп из мисо — бобового пюре, мелкой рыбы и некоторых других полезных для здоровья продуктов. Великий мастер Хацуми настоятельно рекомендует избегать пищи, приготовленной с большим количеством сахара или соли.

Те из живущих на Западе, для кого доступны японские продукты питания, могут точно следовать диете великого мастера Масааки Хацуми, питаясь согласно приведенному выше списку продуктов. Бо­лее привычный и, возможно, более разумный или более удобный вариант для американцев и европей­цев — соблюдать основные принципы указанной выше диеты, используя доступные продукты пита­ния. Крупа из местного зерна заменит рис. Местные бобовые обладают многими полезными свойствами соевых бобов, доставляемых из-за моря. Фрукты и овощи из ближних окрестностей, как правило, со­держат все необходимые микроэлементы и способ­ны, в сочетании с другими местными продуктами, обеспечить полноценное питание.

Также чрезвычайно важно помнить, что доктор Хацуми проповедует следование диете исключи­тельно добровольно, а не под действием религиоз­ных убеждений или чувства морального превосход­ства. Если кто-то агрессивно настаивает на слож­ном специальном диетическом питании даже в условиях, когда такая диета невозможна, то он толь­ко создает новые искусственные ограничения, кото­рые однажды встанут на его пути. Как и во всех других аспектах боевого искусства ниндзюцу, уме­ренность и постепенность дают наилучшие резуль­таты.

 

РАЗВИТИЕ ГИБКОС Т И

 

Система развития гибкости тела ниндзя — дзюнан тайсо — развивает свободу движения, гибкость, реакцию и скорость, необходимые для эффективного применения техники боевого искусства ниндзюцу. Работая над мышцами и суставами, добиваются по­вышения их гибкости и эластичности с помощью растяжки через расслабление. При таком способе развития гибкости ученик сохраняет позы, в кото­рых растягиваются мышцы и становятся более гиб­кими суставы, в течение нескольких секунд. Такие упражнения позволяют достичь растяжки, ограни­ченной только естественными пределами здорового тела.

Следующие девять базовых упражнений дзюнан тайсо кюхо по растяжке и укреплению суставов ре­комендуются в качестве основы для развития гибко­сти. Как минимум, упражнения кюхо надо выпол­нять около десяти минут в качестве разминки перед тренировкой тайдзюцу. Занятия тайсо сами по себе могут считаться тренировками, когда больше внима­ния уделяется упражнениям и дополнительным воп­росам, а также вводится больше упражнений на ра­стяжку.

При занятиях дзюнан тайсо кюхо помните о том, что надо дышать естественно, в соответствии с рит­мом выполняемых упражнений. Расслабляйте тело, выполняя каждое упражнение на растяжку. Избе­гайте перенапряжения и резких движений.

 

 

Упражнение 1

Вращайте голо­вой в горизонталь­ной плоскости, ис­пользуя мышцы как верхней, так и ниж­ней части шеи. Де­лайте полные оборо­ты.

Затем поворачи­вайте голову из сто­роны в сторону как можно дальше, под­нимайте и опускайте подбородок в верти­кальной плоскости как можно дальше.

Для этого упраж­нения держите зубы крепко сжатыми.

 

Упражнение 2

Выполняя движения по растяжке и скручива­нию позвоночника, представляйте, как освобожда­ется каждый позвонок от основания черепа до коп­чика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.071 с.)