Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренинг и культурные ценностиСодержание книги Поиск на нашем сайте
На современном Западе нет места для искусств и взглядов, типичных для самураев феодальной Японии. К сожалению, почет и должное уважение к силе редко проявляются в суете повседневной жизни. Официанты и продавцы обычно грубы, кажется, будто убедить покупателя в своем равенстве с ними или даже превосходстве для них важнее самой работы. Беспардонная грубость на автомобильных дорогах более чем обычна, она стала легендарной в некоторых частях Запада. В Соединенных Штатах законы направлены на разрушение желания граждан защищать свои дома, семьи и имущество установкой суровых штрафов и наказаний тем, кто слишком ревностно встает на защиту своих прав от преступников. Американское положение о всеобщем равенстве, невзирая на различие интеллекта, вклада в общество, способности любить и разрушать, привело наше общество к тому, что множество людей не чув-. ствуют больше ответственности за свои поступки. Пусть кто-то разбил окно и убежал, похитив телевизор. Закон не разрешает убить или избить за причинение ущерба или кражу собственности. Поднимите средний палец и обругайте кого-нибудь — к вам не могут применить физическое воздействие за словесные угрозы, иначе вы можете возбудить против них иск за оскорбление действием. Взорвите машину рабочего, который не пошел вместе с вами бастовать, — они ничего не докажут в суде, хотя и знают, кто это сделал. Конечно, есть возражения по поводу того курса, которым следует наше прогрессирующее общество. Из-за него убийцами старушек и насильниками малолетних детей занимаются соответствующие организации, вместо того чтобы отдать их на расправу разгневанной семье или клану, к которому принадлежала убитая старушка или поруганный ребенок. Конечно, с одной стороны, мы ушли от тех времен, когда основным правилом было «кто сильнее, тот и прав», и вступили в более добрую эпоху. С другой стороны, правительство исподтишка увеличило свою власть над обществом; это привело к падению популярности личной ответственности и даже во многих случаях сделало ее незаконной. Таким образом, еще больше возросла зависимость народа от правительства из-за его расчетливого, разрушительного поведения.
Давно минули дни воинствующей элиты самураев, и вместе с ними отошли потребность и ответственность за совершенствование личных боевых искусств как средства обеспечения мира и процветания в обществе. Занятия боевым искусством, способным вызвать реальные разрушения, без соответствующей подготовки в эмоциональной и духовной области способны привести к дисбалансу. Занимающийся окажется в исключительно нелепом положении, когда он, обладая страшной силой возмездия, не будет иметь законного способа ее применения. Интересно заметить, что древнее боевое искусство ниндзя великолепно подходит современному Западу. Ниндзюцу было создано почти тысячу лет назад людьми, которым закон запрещал защищать свои семьи и сообщества. Они постоянно подвергались притеснениям со стороны правительства, которое все больше и больше повышало налоги. Им запрещалось открыто проповедовать свой образ жизни и религию из-за преобладания предрассудков и невежества в широких массах населения, а также потому, что правительство видело в них угрозу своей абсолютной власти. По мере того как мир переходит от старого времени к новому, как раз в наши дни имеет место период временного разложения общества — как и во времена возникновения ниндзюцу. Неудовлетворенные своей жизнью люди, способные видеть глубже, чем поверхностно наблюдать за явлениями, осознают это. Значит, боевые традиции ниндзюцу, которые в равной степени развивают самозащиту как в физическом, так и в эмоциональном, интеллектуальном и духовном отношении, дают великий душевный покой занимающимся на любых уровнях освоения техники. Полагаться исключительно на физическую силу сегодня не только незаконно, но и опасно. В такой слабой философии полностью отсутствует эмоциональная и духовная защита, так необходимая в наше непростое время.
СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОК
Важнейшая цель тренировки воинов ниндзя — освободить занимающихся от воздействия искусственных ограничений, заложенных внутренними или внешними факторами. Великий мастер ниндзюцу называет достижение полной свободы «возвратом к нулю», или достижением бесформенной нейтральности и свободного движения в любом направлении. В восточном представлении о строении Вселенной такое состояние называется «пустота», но не в смысле отсутствия всего, а в смысле отсутствия формы или предопределенности. Такое чувство внутренней свободы живет в каждом из нас, так что надо не столько приобретать его, сколько открывать в себе после долгих лет тренировок параллельно с достижением физической зрелости. Умение быстро приспособиться и принять верное решение в любой ситуации составляет сущность физических и интеллектуальных тренировок современных ниндзя. Следовательно, чем больше ученик избавляется от предвзятых понятий, негибкой системы суждений, принятых норм поведения и тому подобного, тем больше освобождается он или она как личность, приобретая способность сразу находить наиболее подходящие действия в условиях любого конфликта. Эта теория совершенно противоположна общепринятым методам традиционных боевых искусств, которые требуют от учеников отбросить все индивидуальные особенности и соответствовать стандартам (ката) движений и тактики. Тренировочные упражнения могут преследовать цель развития молниеносной реакции на воздействие, но следует помнить, что базовая техника, многократные повторения, обусловленная парная работа и отработка ударов по мешку, или макиваре, — всего лишь элементы тренировочного процесса, а не само искусство. Слишком много так называемых боевых искусств дегенерировали до состояния, когда искусная имитация жестких стандартов считается целью. Учеников заставляют полностью отдавать себя искусству. В противоположность этому занятия ниндзюцу дают ученикам возможность использовать боевое искусство для себя, сделать его частью своей личности. Занятия начинаются с изучения движений, необходимых для достижения уверенности в себе и получения навыков самозащиты. Ученики осваивают страховки при падении, уходы от ударов как руками и ногами, так и оружием; они учатся управлять движением своего тела. Затем начинают осваивать оружие — правильное использование ударных частей тела человека и использование предметов. Затем ученики концентрируются на умении чувствовать свое настроение и эмоциональное состояние и учатся извлекать преимущества в условиях конфликта из своих личных качеств. Физические, эмоциональные и энергетические составляющие подготовки к самозащите далее закрепляются за счет выработки с помощью медитации состояния постоянной боевой готовности.
ДОДЗЁ
Подлинное додзё для боевых искусств — это гораздо больше, чем просто помещение или даже тренировочный зал. Разница между додзё и тренировочным залом настолько же велика, насколько отличается поиск воином истины и просветления от простого изучения нескольких уроков самозащиты. Японское слово «додзё» будет легче понять, если проанализировать каждый из двух иероглифов, составляющих единое целое. «До» буквально означает «дорога», или «путь». В нашем случае это путь или дорога жизни, ведущая к высшему, всепроникающему пониманию. «Дзё» переводится как «место». Значит, в действительности, додзё есть место для обучения и достижения высшей мудрости. На самом деле, можно на всю жизнь смотреть как на додзё, потому что приближение к мастерству — это дело всей жизни, а не занятия в определенной комнате, здании или даже сети школ под таким названием. Я посетил много подобных мест, носящих табличку с названием «додзё», и все они очень сильно различались по качеству. Как, впрочем, и система боевых искусств в целом. Додзё Эн-но Гёдзя и его фанатичных последователей сюгэндзя, основателей и предков боевых традиций, которым следуют моя семья и я, — это огромный восточный склон горы Тогакурэ на плато Дзёсинэцу на севере центральной Японии. Центр обширного додзё — это расчищенная поляна, заросшая открытой для ветров травой и обрамленная кедрами и ручьями. Даже приход туда позволяет понять то, чего я не мог постичь за пятнадцать лет занятий боевыми искусствами. Это место настолько заряжено энергией, что мое сознание буквально наполняется способностью видеть и понимать высшее назначение Рю, традициям которого я следую. Невидимая энергия додзё позволяет моим учителям и мне делать вещи, которые наблюдатели называют необъяснимыми. Додзё обозначают лишь два крошечных старых столбика с едва различимыми иероглифами — знак для туристов, которые рискнут подняться на гору. В Японии я занимался в собственном додзё моего учителя — комнате со стенами из грубо обработанных досок, которая примыкала к гостиной в традиционном западном стиле в задней части его дома. Хотя и очень маленькое по общепринятым меркам, додзё великого мастера было достаточным, чтобы вместить «горстку» учеников, которых мастер Хацуми согласился обучать в те дни. На подставках из колышков вдоль стен размещалось оружие всевозможных видов — тренировочное и настоящее смертоносное. Символы усопших предков и воинов-хранителей японских боевых искусств были закреплены на сте
Будзинкан додзё великого мастера Масааки Хацуми в период, когда там начал заниматься автор (середина 1970-х годов)
нах высоко, почти у самого потолка. Учитель нашего учителя смотрел на место тренировок сверху — с большого портрета, закрепленного высоко на главной стене додзё. Додзё было наполнено энергией самого великого мастера и его посвященных учеников, ути дэси (учеников, живущих в доме мастера), тренировавшихся там. Хотя маленькая комната в то время была единственным местом в мире, где преподавали подлинное боевое искусство ниндзюцу, ни один прохожий не сказал бы, что дом великого мастера чем-то отличался от соседних домов. Не было никаких объявлений о том, что здесь находится тренировочный зал ниндзя; никакой внешний знак не указывал на то, что здесь обучают древним знаниям. Начиная с весны 1980 года обучение в Будзинкан додзё доктора Масааки Хацуми получило широкое распространение в Японии, Европе и Америке. Хотя весь набор искусств ниндзя, знания и силы все еще открывают только немногим избранным, эффективные методы ниндзюцу в области ведения боя без оружия, фехтования на палках, работы с лезвиями и гибким оружием стали наконец доступны для все возрастающего числа занимающихся в тренировочных залах Будзинкан додзё по всему миру. Многие клубы и общества пользуются поддержкой армейских и полицейских частей, которые заинтересованы в распространении эффективного искусства единоборств среди личного состава. Специальные тактические подразделения и команды по борьбе с терроризмом в Соединенных Штатах, Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Японии восприняли исторически зарекомендовавшую себя систему боевого искусства ниндзюцу как пополнение и расширение средств защиты общества.
Выбор додзё
Вот несколько рекомендаций для читателей, еще не начавших регулярных занятий боевыми искусствами и подумывающих о выборе зала для тренировок. Досконально проверьте все школы своего района. Отнеситесь к этому столь же ответственно, как если бы вы решили купить автомобиль, дом или выбрать карьеру. Рассматривайте все предлагаемое вам, помня о том, что именно вы хотите приобрести. Есть школы, специализирующиеся на спортивных соревнованиях. Есть оздоровительные группы, занимающиеся физической подготовкой. Есть додзё, где ревностно следят за сохранением древних традиций. Подходов к древним боевым искусствам действительно много, и они сильно различаются. Избегайте школ, обещающих дать всего понемножку. Мудрый человек скорее всего откажется от покупки автомобиля, сочетающего в себе характеристики спортивной машины, небольшого грузовичка, роскошного лимузина, броневика и экономичного автомобиля на газовом топливе. Точно так же невозможно соединить в тренировках технику спортивных соревнований, культурные традиции и чистую самозащиту. Продолжайте поиски, пока не найдете школу как раз для себя. Побывайте в школах, из которых вы намереваетесь выбрать «свою», ту, где будете заниматься. Проверьте, удобен ли тренировочный зал, чувствуете ли вы там уверенность в себе. В выбранной школе вы будете проводить много времени. Значит, надо быть уверенным в своей безопасности, в хорошем отношении к вам и радости от тренировок. Будьте честны с собой. Выбранное вами додзё станет частью того, что делает вашу личность отличной от других, подчеркивает вашу индивидуальность. Конечно же, вы захотите заниматься только в такой группе, о которой сможете сказать гордо: «Я там занимаюсь». Присмотритесь к инструктору интересующей вас школы. Он или она должны придавать вам чувство уверенности в себе своим хорошим владением боевым искусством и манерой себя вести. Учитель должен воплощать в себе и развивать в учениках то искусство, которому призвана учить школа. Поговорите с несколькими из активных учеников об их учителе. Пообщайтесь со своими знакомыми, чтобы узнать побольше о его репутации. Выясните, где учился инструктор, а после этого проанализируйте всю информацию и примите решение, учитывая и свои интуитивные ощущения. Помните, что любой человек может приобрести черный пояс по почте, независимо от реального уровня мастерства. Мошенничество, заключающееся в незаконном присвоении себе ранга учителя, — одна из величайших проблем современного боевого искусства. В мире полно людей, изображающих себя великими мастерами — от чемпионов по каратэ до великих мастеров кунг-фу, без какого бы то ни было реального основания. В ниндзюцу дело обстоит еще тревожнее: инструкторов, действительно имеющих лицензию ведущего мастера, очень мало. Будьте осторожны.
Камидза, или «место для духов», собственного тренировочного зала автора. Слева направо на главной стене додзё расположены: • портрет Масааки Хацуми, учителя автора; • текст-напоминание о важности внимания и соблюдения безопасности в тренировочном зале (каллиграфия доктора Хацуми); • картина, написанная ведущим мастером, изображающая символ древних традиций японских боевых искусств; • ветка зелени, символизирующая близость с природой; • талисман силы из храма на горе Тогакурэ; • деревянная рама для зеркала, символизирующая бренность и иллюзорность вещей; • талисман силы из храма в Кумамото, японском городе, где находится дом автора; • картина, написанная ведущим мастером Хацуми, изображающая индийского мудреца Дарума Тайси, принесшего в Китай концепцию медитации; • текст-напоминание о важности умения приспосабливаться, быть свободным от ограничений и постоянно совершенствоваться в бою и в жизни (каллиграфия доктора Хацуми); • портрет Тосицугу Такамацу, учителя великого мастера Масааки Хацуми. Под полкой камидана закреплена симэнава — веревка — подарок от семьи жены автора как знак того, что это место получило благословение и силу.
СЭНСЭЙ
Любое существующее додзё и группа учеников — отражение сэнсэя, человека, который делится своими знаниями, выполняя роль учителя. Японское слово «сэнсэй» можно понять лучше, анализируя каждый из двух иероглифов, составляющих слово. «Сэн» означает «заранее», «прежде»; «сэй» — «жить». Термин «сэнсэй» означает «тот, кто жил и приобрел опыт раньше нас». Поэтому учитель не только передает информацию; вся его жизнь является образцом для подражания. Обращение «сэнсэй» — одностороннее, оно используется только при разговоре учеников с учителем для уважительного к нему • обращения. Настоящий учитель никогда не использует термин «сэнсэй» по отношению к себе. Кичиться званием живого образца для подражания — значит вести себя вызывающе, что говорит либо о наивности, либо о напыщенности. Человек, чувствующий ответственность за организацию подлинного додзё, будет говорить о себе как об ученике и последователе своего собственного учителя в мире боевого искусства. Слово «сэнсэй» никогда не появится на письмах и на визитных карточках того, кто воспитан в высших традициях боевых искусств. Слово «мастер» требует еще более аккуратного применения. По-японски мастера боевых искусств называют «мэйдзин». Первый иероглиф — «мэй» — означает «имя», а второй — «дзин» — означает «человек». В буквальном переводе это «человек, сделавший себе имя сам». Звание «мастер» может применяться только если речь идет о высоких результатах — не своих, а другого человека — в боевых искусствах. Скандальное самовосхваление, раз дача своих визиток, на которых рядом с именем владельца красуется титул мастера, отправка корреспонденции с подписью «я, мастер такой-то...» сделает посмешищем даже мастера, заслужившего этот титул по праву. Внешне необычное проявление уважения и церемониальная вежливость по отношению к учителям восточных боевых искусств очень часто неправильно понимается на Западе. Ритуал ради ритуала — бессмысленная абстракция как на Востоке, так и на Западе. Есть веские причины проявлять различные степени уважения к подлинным мастерам; в то же время нет разумных оснований превозносить человека, заявляющего, будто он мастер, — тогда как он всего на несколько ступеней выше своих учеников. Крайняя вежливость может проистекать от очень реальных чувств страха и благоговения. Если ученик знает о мастерском владении учителем смертоносными искусствами, то его вежливость, возможно, будет средством избежать нанести обиду своему учителю. Ведь подобная обида может вызвать в нем желание утвердить свою репутацию за счет провинившегося ученика. Страх также может быть порожден осознанием возможности быть выгнанным, а значит, навсегда потерять возможность приобрести звания, которым учат в додзё. Крайняя вежливость может возникнуть от чувства уважения, благодарности и любви к учителю. Если кто-то испытал великие перемены в жизни в период, когда занимался с неким учителем, то вежливость и настойчивость в занятиях будут уместны. Тем более, -если другие ученики ведут себя вежливо с этим учителем. В школах боевых искусств, где обучение выходит за рамки преподавания чужим людям механических концепций, додзё часто становится семьей. Учитель выступает в качестве главы семьи и объединяет вокруг себя последователей. Другим, очень реальным поводом для проявления особой вежливости к учителю, обладающему высоким мастерством (выполнение мелких поручений, любезность, не требующая больших жертв, добровольная работа), может служить желание приобрести у него как можно больше знаний. То, что постороннему может показаться рабской самоотверженностью со стороны ученика, на самом деле есть результат его проницательности: чем меньше учитель ежедневно тратит времени на обеспечение своего быта и рутинные процедуры, тем больше он даст знаний ученикам. Каждый момент, который учитель тратит, зарабатывая на жизнь, полет сорняки в саду, готовит еду, стирает или делает любую другую работу, необходимую в суетной жизни, — каждый такой момент уменьшает то время, которое он мог бы затратить на обучение или подготовку к обучению. Ученики большого мастера, который может передать им много знаний, с радостью помогут своему учителю выполнять бытовые работы. Тогда он сможет уделить все свое внимание и время благодарным ученикам.
ЭТИКЕТ ДОДЗЁ
Исторически знание и готовность продемонстрировать надлежащие манеры поведения, подчеркивающие уважение к другим, были весьма существенны для выживания в обществе, где преобладали воинственные вооруженные люди. Если каждый встречный владел боевым искусством и был вооружен для смертельного боя, то гораздо благоразумнее и удобнее было соблюдать вежливость, способную сгладить трения, возникающие при повсе-дневном общении между людьми. Поэтому в старые времена правила этикета были в числе первых знаний, которые новые ученики получали в додзё. Этикет был не просто формальностью, он был необходим для выживания. Конечно, развитию эффективных искусств самозащиты в современном интернациональном обществе вряд ли помогут формальности этикета Японии XVII века. Скорее всего, не более чем занятия строевой подготовкой помогут развить меткость снайпера. Феодальное японское общество было очень строго разделено на ранги и поэтому продуманная система ритуальной вежливости была создана как необходимая для всех членов общества, кроме изгоев. Строгая и суровая система тем не менее отошла в прошлое вместе с военной диктатурой в Японии и исчезновением сословия самураев после восстановления власти императора при реставрации Мэйдзи. В современной Японии военный формализованный этикет встречается только в фильмах, изображающих времена эпохи самураев минувших веков. В современных условиях совершенно необязательно требовать от американских, европейских и даже японских учеников школ боевых искусств, чтобы они вели себя подобно верным воинам древнего японского даймё — воинственного феодала, власть которого допускала требование умереть за себя, не задавая вопросов. Сегодня на улицах Японии можно увидеть поклоны в традиционных японских приветствиях — как часть японской национальной традиции. Даже в самом боевом искусстве нет ничего, что требует вести себя подобно японцам, конечно если вы не в Японии. Если американский учитель боевых искусств настаивает, чтобы его американские ученики кланялись ему, чтобы они смотрели в пол, открывая ему дверь, чтобы они, даже встречая его в магазине или закусочной, говорили с ним на ломаном японском языке — это вершина глупости или детское увлечение игрой. Такое поведение обычно уводит и ученика, и учителя от реального жизненного пути воина как образа жизни. Учителями и учениками, которые испытывают радость от занятий японскими боевыми искусствами в основном как занятиями в области культуры, древние образцы поведения воспринимаются и воепроизводятся как роли в античной пьесе, хотя иногда они совершенно не связаны с самозащитой. Элементы японского этикета в додзё нередко можно рассматривать как средство подготовки к посещению родных мест своего наставника, чтобы познакомить ученика с принятыми там нормами поведения. Хонбу — центральный тренировочный зал — находится в Японии. Великий мастер Будзинкан додзё доктор Масааки Хацуми требует посещения Японии всеми кандидатами на получение лицензии высшего ранга. Там ученики знакомятся с учителями, владеющими традиционным мастерством, а они, в свою очередь, с учениками из-за границы. Значит, практическое знание японского этикета додзё необходимо для широко распространенной в мире семьи Будзинкан додзё. Как и прежде, для собирающихся стать воинами этикет — вопрос выживания. Японский рицурэй, поклон стоя. Используется при приветствии, выражении благодарности и расставании. Спину держите прямо, корпус наклоните вперед так, чтобы угол между корпусом и бедрами составил примерно 135 градусов. Руки держите по бокам у бедер. Женщины могут при поклоне переводить руки на переднюю часть бедер. Вопреки тому, чему учат в некоторых школах боевых искусств в мире, при выполнении поклона не надо фиксировать взгляд на человеке, к которому относится поклон. Ваша естественная бдительность и боковое зрение позволят заметить любые враждебные действия в любой момент выполнения поклона
Как себя вести в додзё Нижеследующие объяснения правил поведения помогут тому, кто собирается посетить додзё в Японии. Благодаря знанию правил поведения вы будете чувствовать себя уверенно в зале для тренировок. Если вы уже знаете, как себя вести, вам не придется тратить время на выяснение того, какое поведение правильное, а какое — нет. Вы сможете направить гораздо больше энергии на собственно занятия и таким образом получить от них максимум пользы. Для начала запомните, что поклоны в Японии используют для приветствия, для выражения благодарности, для прощания. Это не символ подчиненности или религиозного почтения, как на Западе. Понаблюдайте за другими в тренировочном зале, чтобы получить представление о том, когда надо кланяться. Если есть сомнение, надо ли делать поклон, поклонитесь просто из соображений вежливости. Гораздо лучше показаться подчеркнуто вежливым, чем недостаточно вежливым, бесцеремонным или грубым. Поклоны неодушевленным предметам, возможно, покажутся смешными людям с западным образом мышления, но тем не менее они тоже часть ритуала. Поклоны в знак уважения к камидза — главному месту в додзё — или к портретам мастеров и мудрецов прошлого никогда не будут лишними. Обычно их делают, входя в додзё и выходя из него. Находясь в додзё, старайтесь говорить как можно меньше. В Америке сжатый немногословный ответ старшему или учителю могут счесть резким или оскорбительным, но в Японии краткость — наилучший стиль речи. Лишние слова для японца покажутся назойливостью, поэтому не заботьтесь о запоминании длинных фраз или формализованных ответов. Говорить — дело учителя, а ученик должен вбирать в себя как можно больше знаний. Всегда будьте начеку. Додзё может быть опасным местом для беспечных. В тренировочном зале повсюду мелькают кулаки, палки, мечи и подобные им вещи, а места, по западным меркам, очень мало. Если в какой-то момент вы не выполняете упражнение, встаньте в стороне, чтобы не мешать другим. Примите нейтральную стойку, держа руки по бокам. Никогда не облокачивайтесь о стену и не переносите вес тела на одну из скрещенных ног — вы не сможете быстро начать двигаться, если надо будет избежать столкновения с кем-то из учеников. Если вам надо сесть, примите положение сэйза — сядьте на пол на колени и голени, носки ног выпрямите, ступни положите на пол пятками вверх. Опустите таз на пятки. Можно сесть в позу лотоса, скрестив ноги. Таким образом вы уберете свои ноги в позицию, где они не будут мешать другим и будут в безопасности. Вам должен нравиться тренировочный процесс и его постепенное усложнение. Главное — старайтесь полностью концентрироваться на изучаемом предмете, помня о бдительности и здравом смысле, тогда у вас не будет проблем с правилами этикета. Любой хороший учитель способен оценить энтузиазм и обязательность, которые проявляются в полной отдаче на тренировке. Воодушевление и вдохновение — вот чего добивается учитель от каждого ученика. Нужный этикет появится сам собой, потому что вы станете частью того, что представляет додзё.
Японский поклон сидя, дзарэй, используется, когда необходимо более формальное приветствие Опустите на пол сначала левое, потом правое колено, опираясь на пальцы ног. Затем сядьте на пятки, положив носки ног на пол
5 – 6 Не складывайте и не подворачивайте ступни и носки ног. Из положения сэйза (сидя на пятках, ступни с выпрямленными носками ног лежат на полу) наклонитесь вперед и поставьте левую ладонь перед левым коленом, затем правую ладонь перед правым коленом 7 – 8 Держа спину и шею прямыми, наклонитесь вперед, опуская лицо между руками, после этого сразу же выпрямите корпус 9 - 10 Положите правую руку на правое бедро, затем левую руку — на левое бедро 11 – 12 Чтобы встать, поднимите таз и поставьте на пол носки ног. Поставьте правую ступню на пол, потом выпрямите левое колено 13 – 14 Весь поклон должен состоять из серии плавных движений, переходящих одно в другое. Избегайте толчков и резких движений
ГЛАВА 3 ТАЙСО — ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Здоровье, бодрость и жизненная энергия — обязательные элементы любой боевой традиции, и забота о своем здоровье полностью соответствует задачам подготовки в искусстве ниндзюцу. Первым реальным шагом по освоению искусства самозащиты должно стать умение защититься от себя самого. В современном обществе много искушений и соблазнительных привычек: вкусная пища, транквилизаторы, комфорт и развлечения. Совсем не трудно заблудиться в них и оказаться на дороге, ведущей в сторону от здоровой жизни, силы и надлежащей защиты самого себя. Вскоре и психическое и физическое здоровье начнет разрушаться, а мы даже не будем знать о начавшемся процессе. Человеку, который постоянно вдыхает клубы дыма с никотином, наполняет одну ноздрю за другой наркотической пылью для восстановления сил, погрязает в бесконтрольном поглощении пищи и спиртных напитков, всячески старается сократить физические движения и упражнения или вовсе избежать их, или занимается физическими упражнениями, вредными для здоровья, нет смысла учиться защищать себя от внешнего врага, потому что для него самый опасный враг — он сам! Программа физической подготовки ниндзя начинается с осознания созданных самим собой ограничений. Затем переходят к их преодолению. Тело имеет естественную склонность к покою, отсутствию движений, которое постепенно обессиливает человека. Без стимулирующего активного использования мышцы истощаются и теряют свою силу, суставы разрушаются и теряют гибкость, легкие сжимаются и уменьшается их жизненный объем, сердце ослабевает и сердечно-сосудистая система теряет динамические свойства. Тело приобретает склонность к потреблению и накоплению ненужного топлива, которое преобразуется в жировые ткани. Для преодоления этой негативной тенденции искусство ниндзюцу предусматривает тренировочные методы, обеспечивающие развитие мускульной силы, поддержание гибкости и ловкости тела, кислородного обмена и оптимального веса тела. Регулярная отработка базовой техники тайдзюцу, боя без оружия, безусловно, способствует хорошему поддержанию силы, гибкости, способности легко двигаться, поддерживать оптимальный вес тела. Все же для многих учеников необходим специальный раздел физической подготовки, цель которого — преодоление нездорового состояния организма после многих лет разрушительных привычек, появившихся из-за недопонимания.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИ Т АНИЕ
Для перехода к правильному питанию сначала нужно сделать два важных шага — научиться понимать потребности своего тела в определенных продуктах и осознать, что общественные обычаи и условности не всегда соответствуют правильным принципам питания. Эти два шага сделать не так просто, как хотелось бы. Сложившиеся годами привычки проникают в личность, становятся частью восприятия человека. Став частью личности, они исчезают не мгновенно и не без труда, на устранение их уходят многие месяцы и даже годы работы над собой. Здесь требуются настойчивость и обязательность. Переходить на диету нужно, когда вы вступаете на путь воина, ведь диета — одна из составных частей всеобщей концепции бусидо. Учеников приучают уважать законы природы и жить с ней в гармоническом согласии. Ныне здравствующий ведущий мастер ниндзюцу советует западным ученикам ориентироваться на его питание в Японии. Основу его диеты составляют сырые овощи, гэнмай (неполированный рис), тофу (соевый творог), гома (семена кунжута восточного), натто (перебродившая и высушенная масса из соевых бобов), суп из мисо — бобового пюре, мелкой рыбы и некоторых других полезных для здоровья продуктов. Великий мастер Хацуми настоятельно рекомендует избегать пищи, приготовленной с большим количеством сахара или соли. Те из живущих на Западе, для кого доступны японские продукты питания, могут точно следовать диете великого мастера Масааки Хацуми, питаясь согласно приведенному выше списку продуктов. Более привычный и, возможно, более разумный или более удобный вариант для американцев и европейцев — соблюдать основные принципы указанной выше диеты, используя доступные продукты питания. Крупа из местного зерна заменит рис. Местные бобовые обладают многими полезными свойствами соевых бобов, доставляемых из-за моря. Фрукты и овощи из ближних окрестностей, как правило, содержат все необходимые микроэлементы и способны, в сочетании с другими местными продуктами, обеспечить полноценное питание. Также чрезвычайно важно помнить, что доктор Хацуми проповедует следование диете исключительно добровольно, а не под действием религиозных убеждений или чувства морального превосходства. Если кто-то агрессивно настаивает на сложном специальном диетическом питании даже в условиях, когда такая диета невозможна, то он только создает новые искусственные ограничения, которые однажды встанут на его пути. Как и во всех других аспектах боевого искусства ниндзюцу, умеренность и постепенность дают наилучшие результаты.
РАЗВИТИЕ ГИБКОС Т И
Система развития гибкости тела ниндзя — дзюнан тайсо — развивает свободу движения, гибкость, реакцию и скорость, необходимые для эффективного применения техники боевого искусства ниндзюцу. Работая над мышцами и суставами, добиваются повышения их гибкости и эластичности с помощью растяжки через расслабление. При таком способе развития гибкости ученик сохраняет позы, в которых растягиваются мышцы и становятся более гибкими суставы, в течение нескольких секунд. Такие упражнения позволяют достичь растяжки, ограниченной только естественными пределами здорового тела. Следующие девять базовых упражнений дзюнан тайсо кюхо по растяжке и укреплению суставов рекомендуются в качестве основы для развития гибкости. Как минимум, упражнения кюхо надо выполнять около десяти минут в качестве разминки перед тренировкой тайдзюцу. Занятия тайсо сами по себе могут считаться тренировками, когда больше внимания уделяется упражнениям и дополнительным вопросам, а также вводится больше упражнений на растяжку. При занятиях дзюнан тайсо кюхо помните о том, что надо дышать естественно, в соответствии с ритмом выполняемых упражнений. Расслабляйте тело, выполняя каждое упражнение на растяжку. Избегайте перенапряжения и резких движений.
Упражнение 1 Вращайте головой в горизонтальной плоскости, используя мышцы как верхней, так и нижней части шеи. Делайте полные обороты. Затем поворачивайте голову из стороны в сторону как можно дальше, поднимайте и опускайте подбородок в вертикальной плоскости как можно дальше. Для этого упражнения держите зубы крепко сжатыми.
Упражнение 2 Выполняя движения по растяжке и скручиванию позвоночника, представляйте, как освобождается каждый позвонок от основания черепа до копчика. Держите бедра неподвижно в одной плоскости и поворачивайте плечи из стороны в сторону насколько можете. Очень важно не помогать бедрами движению плеч, иначе эффект от упражнения значительно снизится. Повторите д
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.8 (0.013 с.) |