Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Боевое искусство невидимого воина↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
СТИВЕН ХАЙЕС Ниндзюцу ГЛАВА 1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НИНДЗЮЦУ
Традиция боевых искусств, известная как нинд-зюцу, основана на искусстве боя, религии, политике и культуре древней островной японской наии. В древние времена политических беспорядков в стране вопрос выживания приходилось решать каждый день — на основе личной силы, возможностей и хитрости. Именно тогда пути легендарных ночных воинов ниндзя стали андерграун-дом японской культуры, дающим средства и вдохновение для преодоления неблагоприятных обстоятельств жизни. Боевые традиции кланов синоби дали толчок развитию искусства выживания личности, соединившись с выдающимися боевыми качествами, интуицией, осмотрительностью и способностью к практическим действиям.
КОРНИ ТРАДИЦИИ НИНДЗЮЦУ
По своей сути традиции ниндзюцу ведут свою историю от тренировочных методов сюгэндзя и ямабуси — японских горных воинов-аскетов, которые подвергали себя невероятно тяжелым испытаниям среди диких горных круч. Они делали это, чтобы понять и достичь мощи тех самых гор, среди которых жили. В начале IX века методы сюгэндо — методы развития силы посредством сложных испытаний — обогатились секретными доктринами просветления — миккё, принесенными в Японию из далеких Гималаев.
Сюгэндо — традиционная японская система тренировки умения преодолеть свои страхи и увеличить возможности в диких горах — один из основных источников традиции, которая в дальнейшем стала известна как искусство ниндзюцу. На фотографии вы видите современных японских ямабуси, наблюдающих огненный ритуал миккё — кульминационный момент практических занятий на горе Тогакурэ
Ограниченные возможности западных языков и подход с точки зрения западной культуры приводят нас к пониманию концепции сюгэндо как необычной смеси религии и боевого искусства. Тем не менее это не религия и не боевое искусство в том смысле, как это понимают сейчас. Сюгэндо — путь к достижению просветления, основанный на многократном преодолении экстремальных ситуаций и смертельной опасности в диких горах. Будучи большим, чем религия, сюгэндо включало процесс проверки всех религиозных систем и народных поверий в поисках универсальных элементов, способных привести к могуществу и прозрению. Более чем метод подготовки войск или отдельных людей в дисциплинах тактики ведения боя, сюгэндо было процессом перехода от техники к высшему мастерству использования воли человека как самого мощного инструмента для самозащиты.
ИСКУССТВО БЫТЬ НЕВИДИМЫМ
С продолжением истории Страны восходящего солнца те, кто занимался сюгэндо для себя, чувствовали себя все более уверенно в условиях постоянно менявшихся правительств и военных диктатур, игравших деревнями, городами и областями феодальной Японии как фигурами на шахматной доске. Значительно уступавшие по численности вооруженным силам феодалов, не имевшие права по закону на защиту своих домов, общин и земель, задушенные правительственными налогами, лишавшими их возможности строить храмы, гробницы и молельни, просветленные люди с гор все больше и больше направляли свои тренировки на достижение психологического преимущества и победы в схватке.
Одетый в черное легендарный ниндзя почти растворился в листве за каменным фонарем
Так родилось легендарное искусство ниндзя, невидимых воинов южной части центральной Японии. В нем соединились партизанская война, шпионаж, разведка, гармония с природой, искренняя преданность семье и то, что суеверные люди называют колдовством. Ниндзюцу развивалось как боевое искусство, не имеющее аналогов в мировой истории.
С XIII по XVII век десятки общинных и семейных Рю, или школ, работали в японских провинциях Ига и Кога, к юго-востоку от столицы Киото. Затерянные в труднодоступных горах семьи ниндзя на своей территории вершили собственный суд и помогали местным феодалам вести разведку и тайную войну.
МРАЧНАЯ РЕПУТАЦИЯ
К сожалению, вышло так, что искусство ниндзю-цу и мастера-ниндзя, создавшие боевое искусство, зачастую предстают далеко не в благоприятном свете в глазах и умах мировой общественности. Такое искажение фактов и философии ниндзюцу, вероятно, берет начало от древних японских историков. Они, будучи частью структуры самурайского общества, презирали любого, кто противостоял или не соответствовал установившемуся положению. Если самураев изображали гарантами мира, то ниндзя неизбежно превращали в террористов и убийц. Если безусловное подчинение и «знание своего места» считали объединяющими факторами для феодального общества Японии, то свободная этика и личная независимость ниндзя представляли собой вызов общественной морали. Такое неправильное понимание и злобный образ сохранились даже в наши дни. И уважаемые историки, и авторы развлекательной литературы постфеодальной Японии создали мрачный и пугающий портрет ниндзя, чтобы больше прославить менталитет самураев. Такая позиция — за самураев и против ниндзя — достигла пика во время Второй мировой войны в Японии, когда безоговорочное подчинение войск (соответствующее образу мышления самураев) было нужно милитаристским кругам, желавшим подчинить себе народ. Они боялись самостоятельного пути независимых воинов, то есть образа мышления ниндзя. Это положение сохранилось и после войны в сердцах лидеров правых националистов старой гвардии традиционных боевых искусств Японии. Многие из западных учеников боевых искусств и некоторые писатели, оказавшиеся в послевоенной Японии, безоговорочно встали на позиции старой гвардии, последовав за ней без вопросов и сомнений, словно щенки, бегущие за тележкой с колбасой. Так отвращение к индивидуальности в боевых искусствах было перенесено в Соединенные Штаты и Европу. Сегодня западные приключенческие романы, фильмы, даже телевизионные мыльные оперы, идущие по телевизору в дневное время на Западе, не упускают возможности задействовать одного-двух нинд-зя, когда требуется показать аморальных злодеев или преступников. Хакуходзё, дворец Белого Феникса в Ига-Уэно — сердце ниндзюцу. Район Ига был местом сосредоточения семей, посвятивших себя искусству ниндзя в XV и XVI веках. В XVII веке район перешел под контроль сёгуната Токугава в Эдо (прежнее название Токио), и главный ниндзя Ига Рю Хэндзо Хаттори стал советником сёгуна по безопасности Представление об этом неправильном понимании — составная часть современного тренинга нин-дзюцу: оно напоминает ученикам о важности и силе жизненных убеждений. Можно назвать одного и того же человека террористом и борцом за свободу — все зависит от точки зрения и жизненной позиции. Здесь не существует абсолютных понятий. Даже отцов нации, основателей американской демократии, можно было бы назвать террористами и убийцами — это мог бы сказать репортер, находив- шийся на стороне противников Джорджа Вашингтона во время его неожиданного рейда через реку Делавар.
ТРАДИЦИЯ ТОГАКУРЭ
Сегодня Тогакурэ Рю — древнейшая в мире традиционная школа ниндзюцу с известной генеалогией. Школа основана потомками Дайсукэ Тогакурэ, который постигал искусство сюгэндзя на горе Тогакурэ, к северу от Нагано, и позже обучался у обладавшего магической силой воина по имени Каин Доси из Ига. Школа, история которой продолжается 34 поколения, была основана в конце XII века. Сейчас ведущий мастер школы — доктор Масааки Ха-цуми из японского города Нода. Он унаследовал титул сокэ у своего учителя Тосицугу Такамацу, 33-го ведущего мастера.
Наряду с восемью другими стилями, или Рю, которые возглавляет сокэ (глава семьи, или, что понятнее для человека с Запада, — ведущий мастер) Ма-сааки Хацуми, Тогакурэ Рю продолжает играть активную роль в современном мире. Принципы работы ума и тела древнего боевого искусства ниндзюцу настолько универсальны, что действуют в современном обществе точно так же, как и восемь веков назад. В Будзинкан додзё (тренировочных залах «божественных» воинов) школ доктора Хацуми преподают в живой и оригинальной манере следующие боевые искусства: • тайсо, физическая подготовка; • тайдзюцу, искусство боя без оружия; • бодзюцу, искусство работы с палкой; • тантодзюцу, искусство работы с ножом; • кэндзюцу, искусство фехтования на мечах; • сюрикэнзюцу, метание лезвий; • кусарифундодзюцу, искусство работы с цепью; • кёкэцу сегэ, искусство работы со шнуром и кинжалом; • кусаригама, искусство работы с серпом и цепью; • бисэнто, искусство работы с алебардой; • яридзюцу, искусство работы с копьем; • ходзюцу, применение огня в боевых действиях; • нинки, специальные виды оружия ниндзя; • хэйхо, военная стратегия; • готомпо, искусство естественного укрытия и маскировки; • мэйсо, медитация; • синпи, концепции мистицизма.
ЗАНЯ Т ИЯ В НАС Т ОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Доктор Масааки Хацуми основал группу Будзинкан додзё для распространения подлинного японского боевого искусства среди желающих им овладеть во всем мире. Эффективность в бою и достижение просветления воина — две цели тренировочных методов додзё. В отличие от большинства популярных традиционных боевых искусств Японии и Дальнего Востока.
33-й великий мастер Тогакурэ Рю ниндзюцу Тосицугу Такамацу передает опыт своему духовному наследнику Масааки Хацуми — показывает секретные приемы ниндзя. Интересно, что на этих фотографиях, сделанных в середине 1950-х годов, ниндзя одеты в простую белую форму для занятий дзюдо, а не в принятые сейчас черные костюмы. В те послевоенные годы искусство ниндзюцу развивалось в абсолютном секрете. Случайные зрители могли подумать, будто они видят тренировку по дзюдзюцу, не догадываясь об истинной природе увиденного. Только после смерти великого мастера Такамацу было разрешено открыть ниндзюцу для широкой публики
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОК
Важнейшая цель тренировки воинов ниндзя — освободить занимающихся от воздействия искусственных ограничений, заложенных внутренними или внешними факторами. Великий мастер ниндзюцу называет достижение полной свободы «возвратом к нулю», или достижением бесформенной нейтральности и свободного движения в любом направлении. В восточном представлении о строении Вселенной такое состояние называется «пустота», но не в смысле отсутствия всего, а в смысле отсутствия формы или предопределенности. Такое чувство внутренней свободы живет в каждом из нас, так что надо не столько приобретать его, сколько открывать в себе после долгих лет тренировок параллельно с достижением физической зрелости. Умение быстро приспособиться и принять верное решение в любой ситуации составляет сущность физических и интеллектуальных тренировок современных ниндзя. Следовательно, чем больше ученик избавляется от предвзятых понятий, негибкой системы суждений, принятых норм поведения и тому подобного, тем больше освобождается он или она как личность, приобретая способность сразу находить наиболее подходящие действия в условиях любого конфликта. Эта теория совершенно противоположна общепринятым методам традиционных боевых искусств, которые требуют от учеников отбросить все индивидуальные особенности и соответствовать стандартам (ката) движений и тактики. Тренировочные упражнения могут преследовать цель развития молниеносной реакции на воздействие, но следует помнить, что базовая техника, многократные повторения, обусловленная парная работа и отработка ударов по мешку, или макиваре, — всего лишь элементы тренировочного процесса, а не само искусство. Слишком много так называемых боевых искусств дегенерировали до состояния, когда искусная имитация жестких стандартов считается целью. Учеников заставляют полностью отдавать себя искусству. В противоположность этому занятия ниндзюцу дают ученикам возможность использовать боевое искусство для себя, сделать его частью своей личности. Занятия начинаются с изучения движений, необходимых для достижения уверенности в себе и получения навыков самозащиты. Ученики осваивают страховки при падении, уходы от ударов как руками и ногами, так и оружием; они учатся управлять движением своего тела. Затем начинают осваивать оружие — правильное использование ударных частей тела человека и использование предметов. Затем ученики концентрируются на умении чувствовать свое настроение и эмоциональное состояние и учатся извлекать преимущества в условиях конфликта из своих личных качеств. Физические, эмоциональные и энергетические составляющие подготовки к самозащите далее закрепляются за счет выработки с помощью медитации состояния постоянной боевой готовности.
ДОДЗЁ
Подлинное додзё для боевых искусств — это гораздо больше, чем просто помещение или даже тренировочный зал. Разница между додзё и тренировочным залом настолько же велика, насколько отличается поиск воином истины и просветления от простого изучения нескольких уроков самозащиты. Японское слово «додзё» будет легче понять, если проанализировать каждый из двух иероглифов, составляющих единое целое. «До» буквально означает «дорога», или «путь». В нашем случае это путь или дорога жизни, ведущая к высшему, всепроникающему пониманию. «Дзё» переводится как «место». Значит, в действительности, додзё есть место для обучения и достижения высшей мудрости. На самом деле, можно на всю жизнь смотреть как на додзё, потому что приближение к мастерству — это дело всей жизни, а не занятия в определенной комнате, здании или даже сети школ под таким названием. Я посетил много подобных мест, носящих табличку с названием «додзё», и все они очень сильно различались по качеству. Как, впрочем, и система боевых искусств в целом. Додзё Эн-но Гёдзя и его фанатичных последователей сюгэндзя, основателей и предков боевых традиций, которым следуют моя семья и я, — это огромный восточный склон горы Тогакурэ на плато Дзёсинэцу на севере центральной Японии. Центр обширного додзё — это расчищенная поляна, заросшая открытой для ветров травой и обрамленная кедрами и ручьями. Даже приход туда позволяет понять то, чего я не мог постичь за пятнадцать лет занятий боевыми искусствами. Это место настолько заряжено энергией, что мое сознание буквально наполняется способностью видеть и понимать высшее назначение Рю, традициям которого я следую. Невидимая энергия додзё позволяет моим учителям и мне делать вещи, которые наблюдатели называют необъяснимыми. Додзё обозначают лишь два крошечных старых столбика с едва различимыми иероглифами — знак для туристов, которые рискнут подняться на гору. В Японии я занимался в собственном додзё моего учителя — комнате со стенами из грубо обработанных досок, которая примыкала к гостиной в традиционном западном стиле в задней части его дома. Хотя и очень маленькое по общепринятым меркам, додзё великого мастера было достаточным, чтобы вместить «горстку» учеников, которых мастер Хацуми согласился обучать в те дни. На подставках из колышков вдоль стен размещалось оружие всевозможных видов — тренировочное и настоящее смертоносное. Символы усопших предков и воинов-хранителей японских боевых искусств были закреплены на сте
Будзинкан додзё великого мастера Масааки Хацуми в период, когда там начал заниматься автор (середина 1970-х годов)
нах высоко, почти у самого потолка. Учитель нашего учителя смотрел на место тренировок сверху — с большого портрета, закрепленного высоко на главной стене додзё. Додзё было наполнено энергией самого великого мастера и его посвященных учеников, ути дэси (учеников, живущих в доме мастера), тренировавшихся там. Хотя маленькая комната в то время была единственным местом в мире, где преподавали подлинное боевое искусство ниндзюцу, ни один прохожий не сказал бы, что дом великого мастера чем-то отличался от соседних домов. Не было никаких объявлений о том, что здесь находится тренировочный зал ниндзя; никакой внешний знак не указывал на то, что здесь обучают древним знаниям. Начиная с весны 1980 года обучение в Будзинкан додзё доктора Масааки Хацуми получило широкое распространение в Японии, Европе и Америке. Хотя весь набор искусств ниндзя, знания и силы все еще открывают только немногим избранным, эффективные методы ниндзюцу в области ведения боя без оружия, фехтования на палках, работы с лезвиями и гибким оружием стали наконец доступны для все возрастающего числа занимающихся в тренировочных залах Будзинкан додзё по всему миру. Многие клубы и общества пользуются поддержкой армейских и полицейских частей, которые заинтересованы в распространении эффективного искусства единоборств среди личного состава. Специальные тактические подразделения и команды по борьбе с терроризмом в Соединенных Штатах, Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Японии восприняли исторически зарекомендовавшую себя систему боевого искусства ниндзюцу как пополнение и расширение средств защиты общества.
Выбор додзё
Вот несколько рекомендаций для читателей, еще не начавших регулярных занятий боевыми искусствами и подумывающих о выборе зала для тренировок. Досконально проверьте все школы своего района. Отнеситесь к этому столь же ответственно, как если бы вы решили купить автомобиль, дом или выбрать карьеру. Рассматривайте все предлагаемое вам, помня о том, что именно вы хотите приобрести. Есть школы, специализирующиеся на спортивных соревнованиях. Есть оздоровительные группы, занимающиеся физической подготовкой. Есть додзё, где ревностно следят за сохранением древних традиций. Подходов к древним боевым искусствам действительно много, и они сильно различаются. Избегайте школ, обещающих дать всего понемножку. Мудрый человек скорее всего откажется от покупки автомобиля, сочетающего в себе характеристики спортивной машины, небольшого грузовичка, роскошного лимузина, броневика и экономичного автомобиля на газовом топливе. Точно так же невозможно соединить в тренировках технику спортивных соревнований, культурные традиции и чистую самозащиту. Продолжайте поиски, пока не найдете школу как раз для себя. Побывайте в школах, из которых вы намереваетесь выбрать «свою», ту, где будете заниматься. Проверьте, удобен ли тренировочный зал, чувствуете ли вы там уверенность в себе. В выбранной школе вы будете проводить много времени. Значит, надо быть уверенным в своей безопасности, в хорошем отношении к вам и радости от тренировок. Будьте честны с собой. Выбранное вами додзё станет частью того, что делает вашу личность отличной от других, подчеркивает вашу индивидуальность. Конечно же, вы захотите заниматься только в такой группе, о которой сможете сказать гордо: «Я там занимаюсь». Присмотритесь к инструктору интересующей вас школы. Он или она должны придавать вам чувство уверенности в себе своим хорошим владением боевым искусством и манерой себя вести. Учитель должен воплощать в себе и развивать в учениках то искусство, которому призвана учить школа. Поговорите с несколькими из активных учеников об их учителе. Пообщайтесь со своими знакомыми, чтобы узнать побольше о его репутации. Выясните, где учился инструктор, а после этого проанализируйте всю информацию и примите решение, учитывая и свои интуитивные ощущения. Помните, что любой человек может приобрести черный пояс по почте, независимо от реального уровня мастерства. Мошенничество, заключающееся в незаконном присвоении себе ранга учителя, — одна из величайших проблем современного боевого искусства. В мире полно людей, изображающих себя великими мастерами — от чемпионов по каратэ до великих мастеров кунг-фу, без какого бы то ни было реального основания. В ниндзюцу дело обстоит еще тревожнее: инструкторов, действительно имеющих лицензию ведущего мастера, очень мало. Будьте осторожны.
Камидза, или «место для духов», собственного тренировочного зала автора. Слева направо на главной стене додзё расположены: • портрет Масааки Хацуми, учителя автора; • текст-напоминание о важности внимания и соблюдения безопасности в тренировочном зале (каллиграфия доктора Хацуми); • картина, написанная ведущим мастером, изображающая символ древних традиций японских боевых искусств; • ветка зелени, символизирующая близость с природой; • талисман силы из храма на горе Тогакурэ; • деревянная рама для зеркала, символизирующая бренность и иллюзорность вещей; • талисман силы из храма в Кумамото, японском городе, где находится дом автора; • картина, написанная ведущим мастером Хацуми, изображающая индийского мудреца Дарума Тайси, принесшего в Китай концепцию медитации; • текст-напоминание о важности умения приспосабливаться, быть свободным от ограничений и постоянно совершенствоваться в бою и в жизни (каллиграфия доктора Хацуми); • портрет Тосицугу Такамацу, учителя великого мастера Масааки Хацуми. Под полкой камидана закреплена симэнава — веревка — подарок от семьи жены автора как знак того, что это место получило благословение и силу.
СЭНСЭЙ
Любое существующее додзё и группа учеников — отражение сэнсэя, человека, который делится своими знаниями, выполняя роль учителя. Японское слово «сэнсэй» можно понять лучше, анализируя каждый из двух иероглифов, составляющих слово. «Сэн» означает «заранее», «прежде»; «сэй» — «жить». Термин «сэнсэй» означает «тот, кто жил и приобрел опыт раньше нас». Поэтому учитель не только передает информацию; вся его жизнь является образцом для подражания. Обращение «сэнсэй» — одностороннее, оно используется только при разговоре учеников с учителем для уважительного к нему • обращения. Настоящий учитель никогда не использует термин «сэнсэй» по отношению к себе. Кичиться званием живого образца для подражания — значит вести себя вызывающе, что говорит либо о наивности, либо о напыщенности. Человек, чувствующий ответственность за организацию подлинного додзё, будет говорить о себе как об ученике и последователе своего собственного учителя в мире боевого искусства. Слово «сэнсэй» никогда не появится на письмах и на визитных карточках того, кто воспитан в высших традициях боевых искусств. Слово «мастер» требует еще более аккуратного применения. По-японски мастера боевых искусств называют «мэйдзин». Первый иероглиф — «мэй» — означает «имя», а второй — «дзин» — означает «человек». В буквальном переводе это «человек, сделавший себе имя сам». Звание «мастер» может применяться только если речь идет о высоких результатах — не своих, а другого человека — в боевых искусствах. Скандальное самовосхваление, раз дача своих визиток, на которых рядом с именем владельца красуется титул мастера, отправка корреспонденции с подписью «я, мастер такой-то...» сделает посмешищем даже мастера, заслужившего этот титул по праву. Внешне необычное проявление уважения и церемониальная вежливость по отношению к учителям восточных боевых искусств очень часто неправильно понимается на Западе. Ритуал ради ритуала — бессмысленная абстракция как на Востоке, так и на Западе. Есть веские причины проявлять различные степени уважения к подлинным мастерам; в то же время нет разумных оснований превозносить человека, заявляющего, будто он мастер, — тогда как он всего на несколько ступеней выше своих учеников. Крайняя вежливость может проистекать от очень реальных чувств страха и благоговения. Если ученик знает о мастерском владении учителем смертоносными искусствами, то его вежливость, возможно, будет средством избежать нанести обиду своему учителю. Ведь подобная обида может вызвать в нем желание утвердить свою репутацию за счет провинившегося ученика. Страх также может быть порожден осознанием возможности быть выгнанным, а значит, навсегда потерять возможность приобрести звания, которым учат в додзё. Крайняя вежливость может возникнуть от чувства уважения, благодарности и любви к учителю. Если кто-то испытал великие перемены в жизни в период, когда занимался с неким учителем, то вежливость и настойчивость в занятиях будут уместны. Тем более, -если другие ученики ведут себя вежливо с этим учителем. В школах боевых искусств, где обучение выходит за рамки преподавания чужим людям механических концепций, додзё часто становится семьей. Учитель выступает в качестве главы семьи и объединяет вокруг себя последователей. Другим, очень реальным поводом для проявления особой вежливости к учителю, обладающему высоким мастерством (выполнение мелких поручений, любезность, не требующая больших жертв, добровольная работа), может служить желание приобрести у него как можно больше знаний. То, что постороннему может показаться рабской самоотверженностью со стороны ученика, на самом деле есть результат его проницательности: чем меньше учитель ежедневно тратит времени на обеспечение своего быта и рутинные процедуры, тем больше он даст знаний ученикам. Каждый момент, который учитель тратит, зарабатывая на жизнь, полет сорняки в саду, готовит еду, стирает или делает любую другую работу, необходимую в суетной жизни, — каждый такой момент уменьшает то время, которое он мог бы затратить на обучение или подготовку к обучению. Ученики большого мастера, который может передать им много знаний, с радостью помогут своему учителю выполнять бытовые работы. Тогда он сможет уделить все свое внимание и время благодарным ученикам.
ЭТИКЕТ ДОДЗЁ
Исторически знание и готовность продемонстрировать надлежащие манеры поведения, подчеркивающие уважение к другим, были весьма существенны для выживания в обществе, где преобладали воинственные вооруженные люди. Если каждый встречный владел боевым искусством и был вооружен для смертельного боя, то гораздо благоразумнее и удобнее было соблюдать вежливость, способную сгладить трения, возникающие при повсе-дневном общении между людьми. Поэтому в старые времена правила этикета были в числе первых знаний, которые новые ученики получали в додзё. Этикет был не просто формальностью, он был необходим для выживания. Конечно, развитию эффективных искусств самозащиты в современном интернациональном обществе вряд ли помогут формальности этикета Японии XVII века. Скорее всего, не более чем занятия строевой подготовкой помогут развить меткость снайпера. Феодальное японское общество было очень строго разделено на ранги и поэтому продуманная система ритуальной вежливости была создана как необходимая для всех членов общества, кроме изгоев. Строгая и суровая система тем не менее отошла в прошлое вместе с военной диктатурой в Японии и исчезновением сословия самураев после восстановления власти императора при реставрации Мэйдзи. В современной Японии военный формализованный этикет встречается только в фильмах, изображающих времена эпохи самураев минувших веков. В современных условиях совершенно необязательно требовать от американских, европейских и даже японских учеников школ боевых искусств, чтобы они вели себя подобно верным воинам древнего японского даймё — воинственного феодала, власть которого допускала требование умереть за себя, не задавая вопросов. Сегодня на улицах Японии можно увидеть поклоны в традиционных японских приветствиях — как часть японской национальной традиции. Даже в самом боевом искусстве нет ничего, что требует вести себя подобно японцам, конечно если вы не в Японии. Если американский учитель боевых искусств настаивает, чтобы его американские ученики кланялись ему, чтобы они смотрели в пол, открывая ему дверь, чтобы они, даже встречая его в магазине или закусочной, говорили с ним на ломаном японском языке — это вершина глупости или детское увлечение игрой. Такое поведение обычно уводит и ученика, и учителя от реального жизненного пути воина как образа жизни. Учителями и учениками, которые испытывают радость от занятий японскими боевыми искусствами в основном как занятиями в области культуры, древние образцы поведения воспринимаются и воепроизводятся как роли в античной пьесе, хотя иногда они совершенно не связаны с самозащитой. Элементы японского этикета в додзё нередко можно рассматривать как средство подготовки к посещению родных мест своего наставника, чтобы познакомить ученика с принятыми там нормами поведения. Хонбу — центральный тренировочный зал — находится в Японии. Великий мастер Будзинкан додзё доктор Масааки Хацуми требует посещения Японии всеми кандидатами на получение лицензии высшего ранга. Там ученики знакомятся с учителями, владеющими традиционным мастерством, а они, в свою очередь, с учениками из-за границы. Значит, практическое знание японского этикета додзё необходимо для широко распространенной в мире семьи Будзинкан додзё. Как и прежде, для собирающихся стать воинами этикет — вопрос выживания. Японский рицурэй, поклон стоя. Используется при приветствии, выражении благодарности и расставании. Спину держите прямо, корпус наклоните вперед так, чтобы угол между корпусом и бедрами составил примерно 135 градусов. Руки держите по бокам у бедер. Женщины могут при поклоне переводить руки на переднюю часть бедер. Вопреки тому, чему учат в некоторых школах боевых искусств в мире, при выполнении поклона не надо фиксировать взгляд на человеке, к которому относится поклон. Ваша естественная бдительность и боковое зрение позволят заметить любые враждебные действия в любой момент выполнения поклона
Как себя вести в додзё Нижеследующие объяснения правил поведения помогут тому, кто собирается посетить додзё в Японии. Благодаря знанию правил поведения вы будете чувствовать себя уверенно в зале для тренировок. Если вы уже знаете, как себя вести, вам не придется тратить время на выяснение того, какое поведение правильное, а какое — нет. Вы сможете направить гораздо больше энергии на собственно занятия и таким образом получить от них максимум пользы. Для начала запомните, что поклоны в Японии используют для приветствия, для выражения благодарности, для прощания. Это не символ подчиненности или религиозного почтения, как на Западе. Понаблюдайте за другими в тренировочном зале, чтобы получить представление о том, когда надо кланяться. Если есть сомнение, надо ли делать поклон, поклонитесь просто из соображений вежливости. Гораздо лучше показаться подчеркнуто вежливым, чем недостаточно вежливым, бесцеремонным или грубым. Поклоны неодушевленным предметам, возможно, покажутся смешными людям с западным образом мышления, но тем не менее они тоже часть ритуала. Поклоны в знак уважения к камидза — главному месту в додзё — или к портретам мастеров и мудрецов прошлого никогда не будут лишними. Обычно их делают, входя в додзё и выходя из него. Находясь в додзё, старайтесь говорить как можно меньше. В Америке сжатый немногословный ответ старшему или учителю могут счесть резким или оскорбительным, но в Японии краткость — наилучший стиль речи. Лишние слова для японца покажутся назойливостью, поэтому не заботьтесь о запоминании длинных фраз или формализованных ответов. Говорить — дело учителя, а ученик должен вбирать в себя как можно больше знаний. Всегда будьте начеку. Додзё может быть опасным местом для беспечных. В тренировочном зале повсюду мелькают кулаки, палки, мечи и подобные им вещи, а места, по западным меркам, очень мало. Если в какой-то момент вы не выполняете упражнение, встаньте в стороне, чтобы не мешать другим. Примите нейтральную стойку, держа руки по бокам. Никогда не облокачивайтесь о стену и не переносите вес тела на одну из скрещенных ног — вы не сможете быстро начать двигаться, если надо будет избежать столкновения с кем-то из учеников. Если вам надо сесть, примите положение сэйза — сядьте на пол на колени и голени, носки ног выпрямите, ступни положите на пол пятками вверх. Опустите таз на пятки. Можно сесть в позу лотоса, скрестив ноги. Таким образом вы уберете свои ноги в позицию, где они не будут мешать другим и будут в безопасности. Вам должен нравиться тренировочный процесс и его постепенное усложнение. Главное — старайтесь полностью концентрироваться на изучаемом предмете, помня о бдительности и здравом смысле, тогда у вас не будет проблем с правилами этикета. Любой хороший учитель способен оценить энтузиазм и обязательность, которые проявляются в полной отдаче на тренировке. Воодушевление и вдохновение — вот чего добивается учитель от каждого ученика. Нужный этикет появится сам собой, потому что вы станете частью того, что представляет додзё.
Японский поклон сидя, дзарэй, используется, когда необходимо более формальное приветствие Опустите на пол сначала левое, потом правое колено, опираясь на пальцы ног. Затем сядьте на пятки, положив носки ног на пол
5 – 6 Не складывайте и не подворачивайте ступни и носки ног. Из положения сэйза (сидя на пятках, ступни с выпрямленными носками ног лежат на полу) наклонитесь вперед и поставьте левую ладонь перед левым коленом, затем правую ладонь перед правым коленом 7 – 8 Держа спину и шею прямыми, наклонитесь вперед, опуская лицо между руками, после этого сразу же выпрямите корпус 9 - 10 Положите правую руку на правое бедро, затем левую руку — на левое бедро 11 – 12 Чтобы встать, поднимите таз и поставьте на пол носки ног. Поставьте правую ступню на пол, потом выпрямите левое колено 13 – 14 Весь поклон должен состоять из серии плавных движений, переходящих одно в другое. Избегайте толчков и резких движений
ГЛАВА 3 ТАЙСО — ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Здоровье, бодрость и жизненная энергия — обязательные элементы любой боевой традиции, и забота о своем здоровье полностью соответствует задачам подготовки в искусстве ниндзюцу. Первым реальным шагом по освоению искусства самозащиты должно стать умение защититься от себя самого. В современном обществе много искушений и соблазнительных привычек: вкусная пища, транквилизаторы, комфорт и развлечения. Совсем не трудно заблудиться в них и оказаться на дороге, ведущей в сторону от здоровой жизни, силы и надлежащей защиты самого себя. Вскоре и психическое и физическое здоровье начнет разрушаться, а мы даже не будем знать о начавшемся процессе. Человеку, который постоянно вдыхает клубы дыма с никотином, наполняет одну ноздрю за другой наркотической пылью для восстановления сил, погрязает в бесконтрольном поглощ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.174 (0.014 с.) |