Боевое искусство невидимого воина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боевое искусство невидимого воина



СТИВЕН ХАЙЕС

Ниндзюцу

ГЛАВА 1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НИНДЗЮЦУ

 

Традиция боевых искусств, известная как нинд-зюцу, основана на искусстве боя, религии, поли­тике и культуре древней островной японской наии. В древние времена политических беспоряд­ков в стране вопрос вы­живания приходилось ре­шать каждый день — на основе личной силы, воз­можностей и хитрости. Именно тогда пути леген­дарных ночных воинов ниндзя стали андерграун-дом японской культуры, дающим средства и вдох­новение для преодоления неблагоприятных обстоя­тельств жизни. Боевые традиции кланов синоби дали толчок развитию ис­кусства выживания лич­ности, соединившись с выдающимися боевыми качествами, интуицией, осмотрительностью и спо­собностью к практичес­ким действиям.

 

КОРНИ ТРАДИЦИИ НИНДЗЮЦУ

 

По своей сути традиции ниндзюцу ведут свою ис­торию от тренировочных методов сюгэндзя и ямабу­си — японских горных воинов-аскетов, которые под­вергали себя невероятно тяжелым испытаниям сре­ди диких горных круч. Они делали это, чтобы по­нять и достичь мощи тех самых гор, среди которых жили. В начале IX века методы сюгэндо — методы развития силы посредством сложных испытаний — обогатились секретными доктринами просветления — миккё, принесенными в Японию из далеких Гима­лаев.

 

Сюгэндо — традиционная японская система тренировки умения преодолеть свои страхи и увеличить возможности в диких горах — один из основных источников традиции, которая в дальнейшем ста­ла известна как искусство ниндзюцу. На фотографии вы видите современных японских ямабуси, наблюдающих огненный ритуал миккё — кульминационный момент практических занятий на горе Тогакурэ

 

 

Ограниченные возможности западных языков и подход с точки зрения западной культуры приводят нас к пониманию концепции сюгэндо как необычной смеси религии и боевого искусства. Тем не менее это не религия и не боевое искусство в том смысле, как это понимают сейчас. Сюгэндо — путь к достиже­нию просветления, основанный на многократном преодолении экстремальных ситуаций и смертель­ной опасности в диких горах.

Будучи большим, чем религия, сюгэндо включа­ло процесс проверки всех религиозных систем и народных поверий в поисках универсальных эле­ментов, способных привести к могуществу и про­зрению. Более чем метод подготовки войск или от­дельных людей в дисциплинах тактики ведения боя, сюгэндо было процессом перехода от техники к высшему мастерству использования воли челове­ка как самого мощного инструмента для самоза­щиты.

 

ИСКУССТВО БЫТЬ НЕВИДИМЫМ

 

С продолжением истории Страны восходящего солнца те, кто занимался сюгэндо для себя, чув­ствовали себя все более уверенно в условиях посто­янно менявшихся правительств и военных дикта­тур, игравших деревнями, городами и областями феодальной Японии как фигурами на шахматной доске. Значительно уступавшие по численности во­оруженным силам феодалов, не имевшие права по закону на защиту своих домов, общин и земель, задушенные правительственными налогами, ли­шавшими их возможности строить храмы, гробни­цы и молельни, просветленные люди с гор все боль­ше и больше направляли свои тренировки на дос­тижение психологического преимущества и победы в схватке.

 

Одетый в черное легендарный ниндзя почти растворился в листве за каменным фонарем

 

Так родилось легендарное искусство ниндзя, не­видимых воинов южной части центральной Японии. В нем соединились партизанская война, шпионаж, разведка, гармония с природой, искренняя предан­ность семье и то, что суеверные люди называют кол­довством. Ниндзюцу развивалось как боевое искус­ство, не имеющее аналогов в мировой истории.

 

С XIII по XVII век десятки общинных и семей­ных Рю, или школ, работали в японских провинци­ях Ига и Кога, к юго-востоку от столицы Киото. За­терянные в труднодоступных горах семьи ниндзя на своей территории вершили собственный суд и помо­гали местным феодалам вести разведку и тайную войну.

 

МРАЧНАЯ РЕПУТАЦИЯ

 

К сожалению, вышло так, что искусство ниндзю-цу и мастера-ниндзя, создавшие боевое искусство, зачастую предстают далеко не в благоприятном свете в глазах и умах мировой общественности. Такое ис­кажение фактов и философии ниндзюцу, вероятно, берет начало от древних японских историков. Они, будучи частью структуры самурайского общества, презирали любого, кто противостоял или не соответ­ствовал установившемуся положению. Если самура­ев изображали гарантами мира, то ниндзя неизбеж­но превращали в террористов и убийц. Если безус­ловное подчинение и «знание своего места» считали объединяющими факторами для феодального обще­ства Японии, то свободная этика и личная независи­мость ниндзя представляли собой вызов обществен­ной морали.

Такое неправильное понимание и злобный образ сохранились даже в наши дни. И уважаемые истори­ки, и авторы развлекательной литературы постфео­дальной Японии создали мрачный и пугающий порт­рет ниндзя, чтобы больше прославить менталитет са­мураев. Такая позиция — за самураев и против нин­дзя — достигла пика во время Второй мировой войны в Японии, когда безоговорочное подчинение войск (соответствующее образу мышления самураев) было нужно милитаристским кругам, желавшим подчи­нить себе народ. Они боялись самостоятельного пути независимых воинов, то есть образа мышления ниндзя. Это положение сохранилось и после войны в сер­дцах лидеров правых националистов старой гвардии традиционных боевых искусств Японии. Многие из западных учеников боевых искусств и некоторые писатели, оказавшиеся в послевоенной Японии, бе­зоговорочно встали на позиции старой гвардии, последовав за ней без вопросов и сомнений, словно щенки, бегущие за тележкой с колбасой. Так отвра­щение к индивидуальности в боевых искусствах было перенесено в Соединенные Штаты и Европу. Сегодня западные приключенческие романы, филь­мы, даже телевизионные мыльные оперы, идущие по телевизору в дневное время на Западе, не упус­кают возможности задействовать одного-двух нинд-зя, когда требуется показать аморальных злодеев или преступников.

Хакуходзё, дворец Белого Феникса в Ига-Уэно — сердце ниндзюцу. Район Ига был местом сосредоточения семей, посвятивших себя искусству ниндзя в XV и XVI веках. В XVII веке район перешел под контроль сёгуната Токугава в Эдо (прежнее название Токио), и главный ниндзя Ига Рю Хэндзо Хаттори стал советником сёгуна по безопасности

Представление об этом неправильном понима­нии — составная часть современного тренинга нин-дзюцу: оно напоминает ученикам о важности и силе жизненных убеждений. Можно назвать одного и того же человека террористом и борцом за свобо­ду — все зависит от точки зрения и жизненной по­зиции. Здесь не существует абсолютных понятий. Даже отцов нации, основателей американской де­мократии, можно было бы назвать террористами и убийцами — это мог бы сказать репортер, находив- шийся на стороне противников Джорджа Вашинг­тона во время его неожиданного рейда через реку Делавар.

 

ТРАДИЦИЯ ТОГАКУРЭ

 

Сегодня Тогакурэ Рю — древнейшая в мире тра­диционная школа ниндзюцу с известной генеалоги­ей. Школа основана потомками Дайсукэ Тогакурэ, который постигал искусство сюгэндзя на горе Тога­курэ, к северу от Нагано, и позже обучался у обла­давшего магической силой воина по имени Каин Доси из Ига. Школа, история которой продолжается 34 поколения, была основана в конце XII века. Сей­час ведущий мастер школы — доктор Масааки Ха-цуми из японского города Нода. Он унаследовал ти­тул сокэ у своего учителя Тосицугу Такамацу, 33-го ведущего мастера.

 

Наряду с восемью другими стилями, или Рю, ко­торые возглавляет сокэ (глава семьи, или, что понят­нее для человека с Запада, — ведущий мастер) Ма-сааки Хацуми, Тогакурэ Рю продолжает играть ак­тивную роль в современном мире. Принципы работы ума и тела древнего боевого искусства ниндзюцу на­столько универсальны, что действуют в современном обществе точно так же, как и восемь веков назад. В Будзинкан додзё (тренировочных залах «божествен­ных» воинов) школ доктора Хацуми преподают в живой и оригинальной манере следующие боевые искусства:

• тайсо, физическая подготовка;

• тайдзюцу, искусство боя без оружия;

• бодзюцу, искусство работы с палкой;

• тантодзюцу, искусство работы с ножом;

• кэндзюцу, искусство фехтования на мечах;

• сюрикэнзюцу, метание лезвий;

• кусарифундодзюцу, искусство работы с цепью;

• кёкэцу сегэ, искусство работы со шнуром и кинжалом;

• кусаригама, искусство работы с серпом и це­пью;

• бисэнто, искусство работы с алебардой;

• яридзюцу, искусство работы с копьем;

• ходзюцу, применение огня в боевых действиях;

• нинки, специальные виды оружия ниндзя;

• хэйхо, военная стратегия;

• готомпо, искусство естественного укрытия и маскировки;

• мэйсо, медитация;

• синпи, концепции мистицизма.

 

ЗАНЯ Т ИЯ В НАС Т ОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

Доктор Масааки Хацуми основал группу Будзин­кан додзё для распространения подлинного японского боевого искусства среди желающих им овладеть во всем мире. Эффективность в бою и достижение про­светления воина — две цели тренировочных методов додзё. В отличие от большинства популярных тради­ционных боевых искусств Японии и Дальнего Востока.

 

 

33-й великий мастер Тогакурэ Рю ниндзюцу Тосицугу Такамацу пе­редает опыт своему духовному наследнику Масааки Хацуми — по­казывает секретные приемы ниндзя. Интересно, что на этих фото­графиях, сделанных в середине 1950-х годов, ниндзя одеты в про­стую белую форму для занятий дзюдо, а не в принятые сейчас чер­ные костюмы. В те послевоенные годы искусство ниндзюцу развивалось в абсолютном секрете. Случайные зрители могли по­думать, будто они видят тренировку по дзюдзюцу, не догадываясь об истинной природе увиденного. Только после смерти великого мастера Такамацу было разрешено открыть ниндзюцу для широкой публики

 

ГЛАВА 2

СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОК

 

Важнейшая цель тренировки воинов ниндзя — освободить занимающихся от воздействия искусст­венных ограничений, заложенных внутренними или внешними факторами. Великий мастер ниндзюцу называет достижение полной свободы «возвратом к нулю», или достижением бесформенной нейтрально­сти и свободного движения в любом направлении. В восточном представлении о строении Вселенной та­кое состояние называется «пустота», но не в смысле отсутствия всего, а в смысле отсутствия формы или предопределенности.

Такое чувство внутренней свободы живет в каждом из нас, так что надо не столько приобретать его, сколько открывать в себе после долгих лет тренировок параллельно с достижением физической зрелости.

Умение быстро приспособиться и принять верное решение в любой ситуации составляет сущность физических и интеллектуальных тренировок совре­менных ниндзя. Следовательно, чем больше ученик избавляется от предвзятых понятий, негибкой сис­темы суждений, принятых норм поведения и тому подобного, тем больше освобождается он или она как личность, приобретая способность сразу нахо­дить наиболее подходящие действия в условиях любого конфликта. Эта теория совершенно противо­положна общепринятым методам традиционных бо­евых искусств, которые требуют от учеников отбро­сить все индивидуальные особенности и соответ­ствовать стандартам (ката) движений и тактики.

Тренировочные упражнения могут преследовать цель развития молниеносной реакции на воздействие, но следует помнить, что базовая техника, многократ­ные повторения, обусловленная парная работа и отра­ботка ударов по мешку, или макиваре, — всего лишь элементы тренировочного процесса, а не само искус­ство. Слишком много так называемых боевых ис­кусств дегенерировали до состояния, когда искусная имитация жестких стандартов считается целью. Уче­ников заставляют полностью отдавать себя искусству. В противоположность этому занятия ниндзюцу дают ученикам возможность использовать боевое искусст­во для себя, сделать его частью своей личности.

Занятия начинаются с изучения движений, необ­ходимых для достижения уверенности в себе и полу­чения навыков самозащиты. Ученики осваивают страховки при падении, уходы от ударов как рука­ми и ногами, так и оружием; они учатся управлять движением своего тела. Затем начинают осваивать оружие — правильное использование ударных час­тей тела человека и использование предметов. Затем ученики концентрируются на умении чувствовать свое настроение и эмоциональное состояние и учатся извлекать преимущества в условиях конфликта из своих личных качеств.

Физические, эмоциональные и энергетические со­ставляющие подготовки к самозащите далее закреп­ляются за счет выработки с помощью медитации состояния постоянной боевой готовности.

 

ДОДЗЁ

 

Подлинное додзё для боевых искусств — это го­раздо больше, чем просто помещение или даже тре­нировочный зал. Разница между додзё и трениро­вочным залом настолько же велика, насколько отли­чается поиск воином истины и просветления от про­стого изучения нескольких уроков самозащиты. Японское слово «додзё» будет легче понять, если проанализировать каждый из двух иероглифов, со­ставляющих единое целое. «До» буквально означает «дорога», или «путь». В нашем случае это путь или дорога жизни, ведущая к высшему, всепроникающе­му пониманию. «Дзё» переводится как «место». Зна­чит, в действительности, додзё есть место для обуче­ния и достижения высшей мудрости.

На самом деле, можно на всю жизнь смотреть как на додзё, потому что приближение к мастерству — это дело всей жизни, а не занятия в определенной комнате, здании или даже сети школ под таким на­званием. Я посетил много подобных мест, носящих табличку с названием «додзё», и все они очень силь­но различались по качеству. Как, впрочем, и систе­ма боевых искусств в целом.

Додзё Эн-но Гёдзя и его фанатичных последова­телей сюгэндзя, основателей и предков боевых тра­диций, которым следуют моя семья и я, — это ог­ромный восточный склон горы Тогакурэ на плато Дзёсинэцу на севере центральной Японии. Центр об­ширного додзё — это расчищенная поляна, зарос­шая открытой для ветров травой и обрамленная кед­рами и ручьями. Даже приход туда позволяет по­нять то, чего я не мог постичь за пятнадцать лет занятий боевыми искусствами. Это место настолько заряжено энергией, что мое сознание буквально на­полняется способностью видеть и понимать высшее назначение Рю, традициям которого я следую. Неви­димая энергия додзё позволяет моим учителям и мне делать вещи, которые наблюдатели называют необъяснимыми. Додзё обозначают лишь два кро­шечных старых столбика с едва различимыми иероглифами — знак для туристов, которые рискнут подняться на гору.

В Японии я занимался в собственном додзё моего учителя — комнате со стенами из грубо обработан­ных досок, которая примыкала к гостиной в традици­онном западном стиле в задней части его дома. Хотя и очень маленькое по общепринятым меркам, додзё великого мастера было достаточным, чтобы вместить «горстку» учеников, которых мастер Хацуми согла­сился обучать в те дни. На подставках из колышков вдоль стен размещалось оружие всевозможных ви­дов — тренировочное и настоящее смертоносное.

Символы усопших предков и воинов-хранителей японских боевых искусств были закреплены на сте

 

Будзинкан додзё великого мастера Масааки Хацуми в период, когда там начал заниматься автор (середина 1970-х годов)

 

нах высоко, почти у самого потолка. Учитель наше­го учителя смотрел на место тренировок сверху — с большого портрета, закрепленного высоко на глав­ной стене додзё. Додзё было наполнено энергией са­мого великого мастера и его посвященных учени­ков, ути дэси (учеников, живущих в доме мастера), тренировавшихся там. Хотя маленькая комната в то время была единственным местом в мире, где преподавали подлинное боевое искусство ниндзюцу, ни один прохожий не сказал бы, что дом великого мастера чем-то отличался от соседних домов. Не было никаких объявлений о том, что здесь находит­ся тренировочный зал ниндзя; никакой внешний знак не указывал на то, что здесь обучают древним знаниям.

Начиная с весны 1980 года обучение в Будзинкан додзё доктора Масааки Хацуми получило широкое распространение в Японии, Европе и Америке. Хотя весь набор искусств ниндзя, знания и силы все еще открывают только немногим избранным, эффектив­ные методы ниндзюцу в области ведения боя без оружия, фехтования на палках, работы с лезвиями и гибким оружием стали наконец доступны для все возрастающего числа занимающихся в тренировоч­ных залах Будзинкан додзё по всему миру.

Многие клубы и общества пользуются поддерж­кой армейских и полицейских частей, которые заин­тересованы в распространении эффективного искус­ства единоборств среди личного состава.

Специальные тактические подразделения и ко­манды по борьбе с терроризмом в Соединенных Шта­тах, Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Япо­нии восприняли исторически зарекомендовавшую себя систему боевого искусства ниндзюцу как попол­нение и расширение средств защиты общества.

 

Выбор додзё

 

Вот несколько рекомендаций для читателей, еще не начавших регулярных занятий боевыми искусст­вами и подумывающих о выборе зала для трениро­вок.

Досконально проверьте все школы своего района. Отнеситесь к этому столь же ответственно, как если бы вы решили купить автомобиль, дом или выбрать карьеру. Рассматривайте все предлагаемое вам, по­мня о том, что именно вы хотите приобрести. Есть школы, специализирующиеся на спортивных сорев­нованиях. Есть оздоровительные группы, занимаю­щиеся физической подготовкой. Есть додзё, где рев­ностно следят за сохранением древних традиций. Подходов к древним боевым искусствам действи­тельно много, и они сильно различаются.

Избегайте школ, обещающих дать всего понем­ножку. Мудрый человек скорее всего откажется от покупки автомобиля, сочетающего в себе характери­стики спортивной машины, небольшого грузовичка, роскошного лимузина, броневика и экономичного автомобиля на газовом топливе. Точно так же невоз­можно соединить в тренировках технику спортив­ных соревнований, культурные традиции и чистую самозащиту. Продолжайте поиски, пока не найдете школу как раз для себя.

Побывайте в школах, из которых вы намеревае­тесь выбрать «свою», ту, где будете заниматься. Проверьте, удобен ли тренировочный зал, чувствуете ли вы там уверенность в себе. В выбранной школе вы будете проводить много времени. Значит, надо быть уверенным в своей безопасности, в хорошем отношении к вам и радости от тренировок. Будьте честны с собой. Выбранное вами додзё станет частью того, что делает вашу личность отличной от других, подчеркивает вашу индивидуальность. Конечно же, вы захотите заниматься только в такой группе, о которой сможете сказать гордо: «Я там занимаюсь».

Присмотритесь к инструктору интересующей вас школы. Он или она должны придавать вам чувство уверенности в себе своим хорошим владением бое­вым искусством и манерой себя вести. Учитель дол­жен воплощать в себе и развивать в учениках то искусство, которому призвана учить школа. Погово­рите с несколькими из активных учеников об их учителе. Пообщайтесь со своими знакомыми, чтобы узнать побольше о его репутации. Выясните, где учился инструктор, а после этого проанализируйте всю информацию и примите решение, учитывая и свои интуитивные ощущения.

Помните, что любой человек может приобрести черный пояс по почте, независимо от реального уровня мастерства. Мошенничество, заключающееся в незаконном присвоении себе ранга учителя, — одна из величайших проблем современного боевого искусства. В мире полно людей, изображающих себя великими мастерами — от чемпионов по каратэ до великих мастеров кунг-фу, без какого бы то ни было реального основания. В ниндзюцу дело обстоит еще тревожнее: инструкторов, действительно имеющих лицензию ведущего мастера, очень мало. Будьте ос­торожны.

 

 

 

Камидза, или «место для духов», собственного тренировочного

зала автора.

Слева направо на главной стене додзё расположены:

• портрет Масааки Хацуми, учителя автора;

• текст-напоминание о важности внимания и соблюдения безопас­ности в тренировочном зале (каллиграфия доктора Хацуми);

• картина, написанная ведущим мастером, изображающая символ древних традиций японских боевых искусств;

• ветка зелени, символизирующая близость с природой;

• талисман силы из храма на горе Тогакурэ;

• деревянная рама для зеркала, символизирующая бренность и иллюзорность вещей;

• талисман силы из храма в Кумамото, японском городе, где нахо­дится дом автора;

• картина, написанная ведущим мастером Хацуми, изображаю­щая индийского мудреца Дарума Тайси, принесшего в Китай концепцию медитации;

• текст-напоминание о важности умения приспосабливаться, быть свободным от ограничений и постоянно совершенствоваться в бою и в жизни (каллиграфия доктора Хацуми);

• портрет Тосицугу Такамацу, учителя великого мастера Масааки Хацуми.

Под полкой камидана закреплена симэнава — веревка — подарок от семьи жены автора как знак того, что это место получило благосло­вение и силу.

 

СЭНСЭЙ

 

Любое существующее додзё и группа учеников — отражение сэнсэя, человека, который делится свои­ми знаниями, выполняя роль учителя. Японское слово «сэнсэй» можно понять лучше, анализируя каждый из двух иероглифов, составляющих слово. «Сэн» означает «заранее», «прежде»; «сэй» — «жить». Термин «сэнсэй» означает «тот, кто жил и приобрел опыт раньше нас». Поэтому учитель не только передает информацию; вся его жизнь является образцом для подражания. Обращение «сэнсэй» — одностороннее, оно используется только при разгово­ре учеников с учителем для уважительного к нему • обращения. Настоящий учитель никогда не исполь­зует термин «сэнсэй» по отношению к себе. Кичить­ся званием живого образца для подражания — зна­чит вести себя вызывающе, что говорит либо о наи­вности, либо о напыщенности. Человек, чувствую­щий ответственность за организацию подлинного додзё, будет говорить о себе как об ученике и после­дователе своего собственного учителя в мире боевого искусства. Слово «сэнсэй» никогда не появится на письмах и на визитных карточках того, кто воспи­тан в высших традициях боевых искусств.

Слово «мастер» требует еще более аккуратного применения. По-японски мастера боевых искусств называют «мэйдзин». Первый иероглиф — «мэй» — означает «имя», а второй — «дзин» — означает «че­ловек». В буквальном переводе это «человек, сде­лавший себе имя сам». Звание «мастер» может применяться только если речь идет о высоких ре­зультатах — не своих, а другого человека — в бое­вых искусствах. Скандальное самовосхваление, раз дача своих визиток, на которых рядом с именем вла­дельца красуется титул мастера, отправка коррес­понденции с подписью «я, мастер такой-то...» сдела­ет посмешищем даже мастера, заслужившего этот титул по праву.

Внешне необычное проявление уважения и цере­мониальная вежливость по отношению к учителям восточных боевых искусств очень часто неправильно понимается на Западе. Ритуал ради ритуала — бес­смысленная абстракция как на Востоке, так и на Западе. Есть веские причины проявлять различные степени уважения к подлинным мастерам; в то же время нет разумных оснований превозносить челове­ка, заявляющего, будто он мастер, — тогда как он всего на несколько ступеней выше своих учеников.

Крайняя вежливость может проистекать от очень реальных чувств страха и благоговения. Если уче­ник знает о мастерском владении учителем смерто­носными искусствами, то его вежливость, возможно, будет средством избежать нанести обиду своему учи­телю. Ведь подобная обида может вызвать в нем желание утвердить свою репутацию за счет прови­нившегося ученика. Страх также может быть по­рожден осознанием возможности быть выгнанным, а значит, навсегда потерять возможность приобрести звания, которым учат в додзё.

Крайняя вежливость может возникнуть от чувства уважения, благодарности и любви к учителю. Если кто-то испытал великие перемены в жизни в период, когда занимался с неким учителем, то вежливость и настойчивость в занятиях будут уместны. Тем более, -если другие ученики ведут себя вежливо с этим учи­телем. В школах боевых искусств, где обучение выхо­дит за рамки преподавания чужим людям механичес­ких концепций, додзё часто становится семьей. Учи­тель выступает в качестве главы семьи и объединяет вокруг себя последователей.

Другим, очень реальным поводом для проявления особой вежливости к учителю, обладающему высоким мастерством (выполнение мелких поручений, любезность, не требующая больших жертв, добро­вольная работа), может служить желание приобрести у него как можно больше знаний. То, что посторонне­му может показаться рабской самоотверженностью со стороны ученика, на самом деле есть результат его проницательности: чем меньше учитель ежедневно тратит времени на обеспечение своего быта и рутин­ные процедуры, тем больше он даст знаний учени­кам. Каждый момент, который учитель тратит, зара­батывая на жизнь, полет сорняки в саду, готовит еду, стирает или делает любую другую работу, необходи­мую в суетной жизни, — каждый такой момент уменьшает то время, которое он мог бы затратить на обучение или подготовку к обучению. Ученики боль­шого мастера, который может передать им много зна­ний, с радостью помогут своему учителю выполнять бытовые работы. Тогда он сможет уделить все свое внимание и время благодарным ученикам.

 

ЭТИКЕТ ДОДЗЁ

 

Исторически знание и готовность продемонстри­ровать надлежащие манеры поведения, подчеркива­ющие уважение к другим, были весьма существен­ны для выживания в обществе, где преобладали во­инственные вооруженные люди. Если каждый встречный владел боевым искусством и был воору­жен для смертельного боя, то гораздо благоразумнее и удобнее было соблюдать вежливость, способную сгладить трения, возникающие при повсе-дневном общении между людьми. Поэтому в старые времена правила этикета были в числе первых знаний, кото­рые новые ученики получали в додзё. Этикет был не просто формальностью, он был необходим для выживания.

Конечно, развитию эффективных искусств само­защиты в современном интернациональном обществе вряд ли помогут формальности этикета Японии XVII века. Скорее всего, не более чем занятия строевой подготовкой помогут развить меткость снайпера. Феодальное японское общество было очень строго разделено на ранги и поэтому продуманная система ритуальной вежливости была создана как необходи­мая для всех членов общества, кроме изгоев. Стро­гая и суровая система тем не менее отошла в про­шлое вместе с военной диктатурой в Японии и ис­чезновением сословия самураев после восстановле­ния власти императора при реставрации Мэйдзи. В современной Японии военный формализованный этикет встречается только в фильмах, изображаю­щих времена эпохи самураев минувших веков.

В современных условиях совершенно необяза­тельно требовать от американских, европейских и даже японских учеников школ боевых искусств, чтобы они вели себя подобно верным воинам древ­него японского даймё — воинственного феодала, власть которого допускала требование умереть за себя, не задавая вопросов. Сегодня на улицах Япо­нии можно увидеть поклоны в традиционных япон­ских приветствиях — как часть японской нацио­нальной традиции. Даже в самом боевом искусстве нет ничего, что требует вести себя подобно япон­цам, конечно если вы не в Японии. Если американ­ский учитель боевых искусств настаивает, чтобы его американские ученики кланялись ему, чтобы они смотрели в пол, открывая ему дверь, чтобы они, даже встречая его в магазине или закусочной, говорили с ним на ломаном японском языке — это вершина глупости или детское увлечение игрой. Такое поведение обычно уводит и ученика, и учите­ля от реального жизненного пути воина как образа жизни.

Учителями и учениками, которые испытывают радость от занятий японскими боевыми искусствами в основном как занятиями в области культуры, древние образцы поведения воспринимаются и воепроизводятся как роли в античной пьесе, хотя иног­да они совершенно не связаны с самозащитой.

Элементы японского этикета в додзё нередко мож­но рассматривать как средство подготовки к посеще­нию родных мест своего наставника, чтобы познако­мить ученика с принятыми там нормами поведения. Хонбу — центральный тренировочный зал — нахо­дится в Японии. Великий мастер Будзинкан додзё доктор Масааки Хацуми требует посещения Японии всеми кандидатами на получение лицензии высшего ранга. Там ученики знакомятся с учителями, владе­ющими традиционным мастерством, а они, в свою очередь, с учениками из-за границы. Значит, прак­тическое знание японского этикета додзё необходимо для широко распространенной в мире семьи Будзин­кан додзё. Как и прежде, для собирающихся стать воинами этикет — вопрос выживания.

Японский рицурэй, поклон стоя. Используется при приветствии, выражении благодарности и расставании. Спину держите прямо, корпус наклоните вперед так, чтобы угол между корпусом и бед­рами составил примерно 135 градусов. Руки держите по бокам у бедер. Женщины могут при поклоне переводить руки на перед­нюю часть бедер. Вопреки тому, чему учат в некоторых школах боевых искусств в мире, при выполнении поклона не надо фик­сировать взгляд на человеке, к которому относится поклон. Ваша естественная бдительность и боковое зрение позволят за­метить любые враждебные действия в любой момент выполне­ния поклона

 

Как себя вести в додзё

Нижеследующие объяснения правил поведения помогут тому, кто собирается посетить додзё в Япо­нии. Благодаря знанию правил поведения вы будете чувствовать себя уверенно в зале для тренировок. Если вы уже знаете, как себя вести, вам не придется тратить время на выяснение того, какое поведение правильное, а какое — нет. Вы сможете направить гораздо больше энергии на собственно занятия и та­ким образом получить от них максимум пользы.

Для начала запомните, что поклоны в Японии используют для приветствия, для выражения благо­дарности, для прощания. Это не символ подчиненно­сти или религиозного почтения, как на Западе. По­наблюдайте за другими в тренировочном зале, что­бы получить представление о том, когда надо кла­няться. Если есть сомнение, надо ли делать поклон, поклонитесь просто из соображений вежливости. Гораздо лучше показаться подчеркнуто вежливым, чем недостаточно вежливым, бесцеремонным или грубым. Поклоны неодушевленным предметам, воз­можно, покажутся смешными людям с западным об­разом мышления, но тем не менее они тоже часть ритуала. Поклоны в знак уважения к камидза — главному месту в додзё — или к портретам мастеров и мудрецов прошлого никогда не будут лишними. Обычно их делают, входя в додзё и выходя из него.

Находясь в додзё, старайтесь говорить как можно меньше. В Америке сжатый немногословный ответ старшему или учителю могут счесть резким или ос­корбительным, но в Японии краткость — наилуч­ший стиль речи. Лишние слова для японца пока­жутся назойливостью, поэтому не заботьтесь о запо­минании длинных фраз или формализованных отве­тов. Говорить — дело учителя, а ученик должен вбирать в себя как можно больше знаний.

Всегда будьте начеку. Додзё может быть опасным местом для беспечных. В тренировочном зале повсюду мелькают кулаки, палки, мечи и подобные им вещи, а места, по западным меркам, очень мало. Если в какой-то момент вы не выполняете упражне­ние, встаньте в стороне, чтобы не мешать другим. Примите нейтральную стойку, держа руки по бокам. Никогда не облокачивайтесь о стену и не переносите вес тела на одну из скрещенных ног — вы не сможе­те быстро начать двигаться, если надо будет избе­жать столкновения с кем-то из учеников. Если вам надо сесть, примите положение сэйза — сядьте на пол на колени и голени, носки ног выпрямите, ступ­ни положите на пол пятками вверх. Опустите таз на пятки. Можно сесть в позу лотоса, скрестив ноги. Таким образом вы уберете свои ноги в позицию, где они не будут мешать другим и будут в безопасности. Вам должен нравиться тренировочный процесс и его постепенное усложнение. Главное — старайтесь пол­ностью концентрироваться на изучаемом предмете, помня о бдительности и здравом смысле, тогда у вас не будет проблем с правилами этикета. Любой хороший учитель способен оценить энтузиазм и обяза­тельность, которые проявляются в полной отдаче на тренировке. Воодушевление и вдохновение — вот чего добивается учитель от каждого ученика. Нуж­ный этикет появится сам собой, потому что вы ста­нете частью того, что представляет додзё.

 

Японский поклон сидя, дзарэй, ис­пользуется, когда необходимо более формальное при­ветствие

Опустите на пол сначала левое, по­том правое коле­но, опираясь на пальцы ног. Затем сядьте на пятки, положив носки ног на пол

5 – 6 Не складывайте и не подворачивайте ступ­ни и носки ног. Из по­ложения сэйза (сидя на пятках, ступни с выпрямленными нос­ками ног лежат на полу) наклонитесь вперед и поставьте левую ладонь перед левым коленом, за­тем правую ладонь перед правым коле­ном

7 – 8 Держа спину и шею прямыми, наклони­тесь вперед, опус­кая лицо между ру­ками, после этого сразу же выпрямите корпус

9 - 10 Положите правую руку на правое бедро, затем ле­вую руку — на ле­вое бедро

11 – 12 Чтобы встать, под­нимите таз и по­ставьте на пол нос­ки ног. Поставьте правую ступню на пол, потом выпря­мите левое колено

13 – 14 Весь поклон дол­жен состоять из се­рии плавных дви­жений, переходя­щих одно в другое. Избегайте толчков и резких движений

 

ГЛАВА 3

ТАЙСО — ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.108 с.)