Тайдзюцу — искусство владения телом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тайдзюцу — искусство владения телом



Основа всех аспектов боевого метода ниндзюцу — освоение и совершенное владение нинпо тайдзюцу, искусства ниндзя владения своим телом. Тайдзюцу — древнее японское боевое искусство сражаться без ору­жия, его корни уходят глубоко в историю Японии. Как система самозащиты, предназначенная для со­хранения жизни в условиях смертельной опасности, в противоположность более популярным современ­ным боевым искусствам, искусство тайдзюцу ниндзя должно включать все боевые возможности. Не имея возможности позволить себе такую роскошь, как сражаться по правилам, иметь весовые категории, разряды, указывающие на уровень боевого мастер­ства, нельзя запретить или устранить никакую тех­нику или стратегию из проявляющихся в рукопаш­ном бою.

По сути тайдзюцу — это всесторонний метод ис­пользования естественных движений тела для защи­ты от атаки противника и ответных действий.

Для того, кто хотя бы несколько раз видел насто­ящую драку на улице, очевидно, что боевой метод ниндзя в работе без оружия должен быть эффекти­вен против самых разнообразных противников — боксера, борца, кикбоксера, каратиста, очень круп­ного человека, человека с оружием в руках, несколь­ких нападающих, не говоря о собаках и опасных механических объектах. Многогранное боевое искусство — ключ к выживанию при нападении на вас на улице или в поле. Тот, кто владеет узкоспециализи­рованной техникой, будет в большой опасности, ока­завшись в ситуации, где его мастерство бесполезно или малоэффективно.

Некоторые мастера боевых искусств пытаются преодолеть подобную слабость в бою, используя различные методы. Среди них использование меди­тативных искусств дзэн в движении, создание сме­шанной техники, включающей элементы каратэ, джиу-джитсу, кунг-фу, бокса, фехтования на пал­ках и т. п. Хотя попытки соединить разные элемен­ты несоответствующих искусств и примечательны своей идеей приближения к реальности, подобные системы обречены производить продукт без большо­го будущего. Дело в том, что нет единого набора принципов, охватывающего все возможные ситуа­ции. Разочарование и неуклюжее реагирование все­гда будут сопутствовать той системе, в которой при­вычные для тела и ума принципы меняются на дру­гие. Для боевых искусств, которыми занимаются только как видами спорта, это не имеет значения. В схватке не на жизнь, а на смерть такая ошибка мо­жет стать роковой.

Подход тайдзюцу использует естественные соот­ношения роста, настроения, силы намерений, цели, законности, скорости, способности оружия убить врага; он позволяет выбрать тактику соот­ветственно ситуации. Иногда противник превосхо­дит нас численно; иногда противник оказывается быстрее или сильнее; иногда мы вооружены хоро­шо, а иногда недостаточно. Каждая схватка абсо­лютно уникальна. Нинпо тайдзюцу — метод оцен­ки индивидуальных качеств и превращения их в победоносную силу. Тайдзюцу — это общее назва­ние защитных боевых методов ниндзя. Для лучше­го понимания следует более подробно рассмотреть его структуру.

Конечно, ниндзя не перебирает в памяти структу­ру и классификационные разделы в реальном бою, защищая себя, когда ситуация меняется за доли се­кунды. В подобных условиях все должно быть спон­танным, творческим и полностью соответствовать постоянно меняющейся реальности на грани жизни и смерти. Структурный анализ требуется только для объяснения концепций тренинга новым ученикам. На практике тайдзюцу — это сплошной поток эф­фективных движений тела, приводящих к нужному результату.

РАБО Т А Н О Г

В отличие от многих более популярных боевых искусств, тайдзюцу ниндзя не имеет статических стоек. Так продолжается с самого начала, уже свы­ше 800 лет. Действительно, идея стоек относительно нова для боевых искусств и, к сожалению, совер­шенно не соответствует реальной самозащите. Слово «стойка» подразумевает нечто неподвижное; но вам не следует стоять, когда другой человек пытается вас ранить или убить. Концепция работы ног вместо стоек гораздо более предпочтительна для описания динамичной природы поединков. Соотношение эмо­ций, роста, силы, намерений вас и вашего противни­ка определит наиболее подходящий способ движе­ния ног в бою. В целом можно рассмотреть четыре возможных способа:

неподвижное положение; вы прочно стоите на земле и, сконцентрировав силу в состоянии покоя, поражаете врага;

отход; вы можете отойти назад, избежав стол­кновения, и, обнаружив брешь в обороне про­тивника, двинуться ему навстречу и сразить его;

нападение; вы можете двинуться навстречу противнику и сокрушить его;

уход; вы можете уйти в сторону от удара про­тивника и одновременно контратаковать его.

Есть еще и пятый способ, в нем описанные выше элементы смешиваются произвольным образом, зна­чит, его можно называть свободным стилем движе­ния ног.

1. Устойчивость в схватке достигается постоян­ным положением центра тяжести тела, который не зависит от движения ног.

При этом возможно:

— перемещение вперед — навстречу противнику (А, вверху и внизу);

 

 

 

— разведение ног с переходом в более низкую стойку (Б, вверху и внизу).

 

 

2. Отход в боевой схватке достигается за счет шагов назад:

— одной ногой (А);

 

 

 

— одной ногой с поворотом на другой ноге (Б);

 

— шагом впереди стоящей ноги назад в сторону с линии атаки (В).

 

3. Нападение — это выпад навстречу атакующему противнику толчком опорной ноги:

— шагом вперед из положения готовности (А);

 

— скользящим шагом (Б);

 

 

— шагом сзади стоящей ноги вперед (В).

 

 

 

4. Уход в боевой схватке осуществляется движе­нием ног, уводящим тело в недосягаемую для про­тивника позицию:

— разворотом с шагом вперед (А);

 

 

— разворотом с шагом назад (Б).

 

 

 

 

ЕС Т ЕС Т ВЕННОЕ О РУЖИЕ

Использование частей тела человека в качестве оружия зависит от направленности боевых ис­кусств, специализирующихся в определенной обла­сти. Системы, в которых уделяется внимание уда­рам ногами, не изучают пробивающие туловище врага удары пальцами. Системы бокса не использу­ют удары коленями. В дзюдо нет ударов руками — потому что все эти системы были созданы в соот­ветствии с набором определенных основополагаю­щих принципов. С другой стороны, ниндзюцу дол­жно действовать как метод вне правил из-за воз­можности возникновения непредусмотренных ситу­аций — таковы особенности боев не на жизнь, а на смерть.

Чтобы познакомить новичков с боевым методом ниндзя, приведу классификацию основных ударных частей тела как видов оружия.

Шестнадцать базовых видов оружия, или тайдзю-цу дзюроппокэн, таковы:

1. Голова.

2. Правое плечо.

3. Левое плечо.

4. Правый локоть.

5. Левый локоть.

6. Правая кисть руки.

7. Левая кисть руки.

8. Правое бедро.

9. Левое бедро.

10. Правое колено.

11. Левое колено.

12. Правая пятка.

13. Левая пятка.

14. Правый носок ноги.

15. Левый носок ноги.

16. Тайкэн.

Шестнадцатое оружие, названное тайкэн, есть все тело, используемое целиком как оружие. В дополне­ние к 16 основным видам оружия существуют вспо­могательные, к ним относятся зубы, предплечья, го­лени, лодыжки — словом, все, что оказывается в нужном месте для нанесения урона врагу.

При нанесении по противнику ударов естествен­ными видами оружия эффект значительно усилива­ется благодаря принципу кэн тай ити дзё, то есть «тело и оружие едины». В самом деле, этот принцип обеспечивает такую силу удара, которая поражает или даже сбивает врага с ног из-за вложения кине­тической энергии тела в оружие. Простое движение конечностью не может породить подобную мощь.

В процессе тренинга ученик ниндзя обучается движению ног, тела и оружия одним плавным дви­жением, чем достигается одновременность шага, движения и удара. Очень рекомендуется быть осто­рожными и внимательными на начальных стадиях обучения, когда закладываются основные навыки. Тот, кто стремится сначала сделать шаг, потом по­ставить ногу и, наконец, нанести удар, никогда не достигнет достаточной скорости ответа, необходимой для отражения атаки опытного противника. Те же, которые сначала наносят удар, а затем делают дви­жение ногой, никогда не достигнут силы, необходи­мой для поражения серьезного противника. Ключ к действенному, эффективному движению — коорди­нированное, ритмичное вовлечение всех частей тела в движение — от лодыжек до кончиков пальцев для достижения полной интеграции энергии движения, концентрации и воли.

Ниже приведены некоторые примеры из безгра­ничного множества возможных сочетаний примене­ния основных естественных видов оружия, в каче­стве которых используются различные части тела. Принципы работы ног тайдзюцу, концепции дина­мики тела и искусство применения оружия, гармо­нично сочетаясь, дают необходимый результат.

 

* * *

Из защитной позиции атакующее движение нога­ми придает движение кисти руки, сформированной для удара большим пальцем ситокэн в намеченную цель. Заметьте, что тело и вся рука от плеча до боль­шого пальца передают энергию удара как одно це­лое.

 

 

Из позиции для нападения движение ног, тела и руки направляет удар суставами пальцев сиканкэн в намеченную цель. Рука формируется для удара сус­тавами пальцев непосредственно перед контактом для создания проникающего движения и возможно­сти входа в плотную цель.

 

 

Удар сжатым кулаком фудокэн выполняется здесь в стиле боксерского апперкота. В движение рукой вкладывается движение тела — достигается сила, которую не может дать удар только движени­ем руки.

 

 

 

Удар ребром ладони китэнкэн здесь выполнен в варианте урасюто. На тренировках ученики отраба­тывают удар, ведя руку по большой дуге, что дает возможность координировать движение тела и ору­жия (руки). Ребро ладони входит в цель и пробива­ет ее насквозь, а не просто вылетает и возвращает­ся.

 

 

Здесь снова движение ног вперед направляет к цели боевую поверхность — ребро ладони, в тайдзюцу ниндзя называемую китэнкэн. На иллюстрации показана атака ударом омотэсюто по шее воображае­мого противника.

 

Из защитной позиции бедра подаются вперед для начала атакующего движения. Нога, находящаяся сзади, сгибается в колене, а затем боевой поверхнос­тью сокуяку, подошвой, наносится удар ногой впе­ред дзэмпогэри.

 

На иллюстрации показан удар сокуяку в сторону, как будто воображаемый противник нахо­дится справа. Такая техника называется сокухогэри.

 

 

Впереди стоящая нога отводится назад в защит­ную позицию хитё-но камаэ, на одной ноге. В пози­ции хитё-но камаэ ниндзя отражает атаку ногой, делая блок своей ногой. Затем из согнутого положе­ния нога неожиданно устремляется вперед и наносит удар подошвой — сокуяку.

 

 

 

Удар ногой назад кохогэри наносится пяткой по противнику, приближающемуся сзади. При этом тело наклоняется вперед и ногой производится удар. Опорная нога согнута для повышения устойчивости.

 

 

Из позиции ниндзя для атаки косэй-но камаэ нога поднимается и выбрасывается вперед для неза­метного для противника удара — какусигэри. Опор­ная нога согнута для повышения устойчивости.

 

 

 

Из защитной позиции ниндзя итимондзи-но ка­маз рука, находящаяся впереди, отводится к себе и вниз для возможности сделать блок на уровне ниж­ней части тела против удара рукой или ногой. После выполнения кругового блока нога, стоящая сзади, сдвигается назад и в сторону, выводя тело из зоны атаки; одновременно выполняется наклон корпуса.

 

 

 

Защита на уровне головы и верхней части корпу­са осуществляется из защитной позиции докко-но камаэ отводом ноги, стоящей сзади, назад и в сто­рону. Сжатый кулак фудокэн наносит удар по ата­кующей руке или ноге противника. Защитное дви­жение — не столько блок, сколько контратака по движущемуся на вас оружию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.062 с.)