Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на отработку техники самозащиты

Поиск

Для развития чувства уверенности в себе и мас­терства для эффективной самозащиты очень важно ощущение «не первого раза», независимо от того, что предстоит. Многочисленные встречи с опаснос­тью и опыт преодоления таких ситуаций порождают чувство уверенного владения собой, основанное на постепенном ослаблении чувства страха. Если чело­века снова и снова пугают одним и тем же, то в конце концов раздражитель потеряет свою силу и станет восприниматься как нечто обычное. Вспом­ните свои ощущения, когда вы впервые управляли автомобилем на настоящей дороге, или прыгали с высокого трамплина, или произносили речь перед большой незнакомой аудиторией. Как и в перечис­ленных случаях, выработка уверенности в себе по­средством повторяющихся контактов с источником страха возможна и в реалистичной работе при изуче­нии боевого искусства.

Рассматриваемые здесь упражнения — это при­меры применения тайдзюцу в защите от обуслов­ленной атаки. И ученики и тренеры должны стре­миться к реальной работе. Стилизованность дви­жений, ограниченность их рамок и отсутствие хо­рошей реакции на сильный удар — это дурные привычки, порожденные тренировочными залами, которые мешают человеку правильно действовать в реальной схватке на улице. Об этом необходимо помнить при отработке техники самозащиты. Уп­ражнения на отработку техники самозащиты включают все аспекты тайдзюцу от ударов до брос­ков и уходов. Кто будет атаковать, а кто — защи­щаться, можно определить предварительным со­глашением, а можно также договориться о некото­рых своеобразных примерах атаки и защиты. Но при более высоком уровне подготовки упражнение может принять вид и более свободной, заранее не запрограммированной работы, с неожиданными для партнера действиями и элементами боевой стратегии.

В этом упражнении по отработке техники самоза­щиты защищающийся уходит от удара нападающего назад наружу с ударом по болевой точке запястья нападающего с последующим прямым ударом пят­кой по ребрам, чтобы вывести нападающего из рав­новесия и нокаутировать

 

 

 

Количество упражнений по отработке техники самозащиты не ограничено, поскольку можно отра­батывать действия в самых разнообразных реаль­ных ситуациях самозащиты. В этом упражнении на развитие реакции тайдзюцу защищающийся ухо­дит назад внутрь, затем наносит контратакующий удар по запястью нападавшего и сразу же, подав тело вперед движением бедер, наносит удар вытя­нутыми кончиками пальцев сиканкэн в горло напа­давшего прежде, чем тот успевает нанести свой вто­рой удар

 

 

Тренировка защиты от захвата и удара. Защища­ющийся берет руку нападающего, захватившего его за рукав, в болевой замок оникудаки, заходя за спи­ну нападающего во избежание возможного удара или захвата его свободной рукой. Затем защищаю­щийся подбивает ногу нападавшего, заставляя его упасть на землю

 

 

 

На рис. 1—6 проиллюстрирована за­щита от захвата с уходом от возможного удара вто­рой рукой. Защищающийся выполняет уход наружу с воздействием на запястье нападающего, затем сби­вает захват и наносит удар локтем в лицо. Далее следует бросок с отходом назад и скручиванием кис­ти — урагяку.

 

 

В этом варианте защиты от захвата и удара вто­рой рукой защищающийся выполняет уход назад наружу с вытягиванием руки нападающего и кон­трударом по его бьющей руке, затем следует удар в глаз, который облегчает последующее освобождение от захвата и бросок скручиванием кисти — урагяку

 

 

 

 

В данном упражнении тайдзюцу защищающийся использует силу, с которой нападающий тянет его к себе, чтобы сделать заднюю подножку — осотонагэ. Как только защищающийся понимает, что сопротив­ление не поможет ему освободиться, он делает движе­ние вперед навстречу нападающему, прижимая свое бедро к его бедру и далее выполняя бросок. Обратите внимание на движение корпуса защищающегося: для эффективного броска он не должен быть согнут или отклонен в сторону

 

 

В следующем упражнении защищающийся ис­пользует начальное сопротивление нападающего для выполнения передней подножки — гансэкина-гэ. Бросок делается за счет поворота корпуса, а не наклона вперед

 

 

 

В данном упражнении защищающийся выполня­ет уход с болевого замка плеча — оникудаки, двига­ясь по направлению воздействия более сильного про­тивника. Воздействие на руку облегчает выполнение переворота назад в прыжке с приходом на ноги. За­щищающийся оказывается в позиции, удобной для контратаки ногой

 

 

Здесь защищающийся использует преимущество низкого роста. Поднырнув под атакующую руку, за­щищающийся вкладывает импульс движения своего тела в удар плечом по ребрам нападающего. Затем он делает замок колена нападающего и кувырок впе­ред. Движение завершается добивающим ударом но­гой

 

 

Для ухода с болевого замка кисти урагяку защи­щающийся использует силу нападающего и энергию его движения. Защищающийся выполняет страхов­ку через плечо, неожиданно для нападающего сокра­щая дистанцию. Далее защищающийся выполняет удар ногой из положения лежа и затем — болевой прием

 

Защищающийся хочет уйти от захвата и удара ру­кой, начиная встречную атаку ударом кулака фудокэн в бицепс нападающего. Чтобы освободить вторую руку от захвата, защищающийся продолжает удар замком в прыжке — мусядори. Приземлившись после прыжка, защищающийся толкает бедром ногу нападавшего, оп­рокидывая его на землю. Если нападавший не отпус­кает захват и пытается повалить защищающегося, то последний делает кувырок назад, сохраняя замок руки нападавшего

 

 

 

Для освобождения от захвата за куртку защища­ющийся подпрыгивает и наносит удар коленом в пах нападающему. Затем защищающийся, используя вес своего падающего тела, заставляет нападавшего Упасть вперед на голову, сломав при этом шею. По­том защищающийся делает кувырок, который завер­шается болевым приемом на ногу

 

 

Для ухода с броска скручиванием кисти — омо-тэгяку — защищающийся делает кувырок назад через бедро, затем поднимается на колени, наклоня­ется вперед, оказывая болевое воздействие ногой на ногу нападающего — куми ути

 

 

 

ГЛАВА 5

БОЕВОЕ ОРУЖИЕ НИНДЗЯ

Ориентация искусства ниндзюцу на оборонитель­ный бой определяет чрезвычайную важность работы над техникой обращения с оружием. Поскольку бое­вое искусство ниндзюцу полностью интегрированное и является всеобъемлющим по своей природе, а не просто собранием разных дисциплин, принципы тайдзюцу полностью остаются в силе и составляют основу техники работы ниндзя с оружием. Для на­несения противнику удара рукой и удара ножом нужно одно и то же движение корпуса. Одно и то же движение ног выполняют для замка плеча без при­менения оружия и фиксации руки с помощью ко­роткой цепи. Для нокаутирующих ударов ногой и длинным шестом нужна одна и та же динамика тела. Можно откровенно сказать, что подход Будзин-кан додзё к овладению боевым искусством таков: научиться использовать нож — значит научиться бить рукой, что, в свою очередь, значит научиться наносить удары цепью длиной 3 метра 60 сантимет­ров. Каждое из умений — это часть большого мас­терства.

Для общей характеристики тренировочного ору­жия можно привести следующую его классифика­цию:

оружие типа палки: трости, дубинки, посохи, шесты;

режущее оружие: ножи, кинжалы, мачете, мечи;

гибкое оружие: цепи, веревки, шнуры;

метательное оружие: лезвия для метания, стрелы, гранаты, огнестрельное оружие, труб­ки для выдувания отравленных стрел;

специальные виды, оружия; сюда можно отнес­ти алебарды, веревки с разными острыми нако­нечниками, трости с потайными цепями и т. п.

Задача обучения в додзё ниндзя — ознакомить ученика с эффективными принципами владения оружием вообще, а не отработать технику для како­го-то конкретного оружия. Владеющий принципами ученик не привязан к какому-либо стандартному оружию, но может взять любое и использовать его для самозащиты.

Исторически наиболее часто употребляемыми ниндзя видами оружия в эпоху феодализма в Японии были меч, копье, лук и стрелы. Изучающие бо­евые искусства ученики известных мастеров тща­тельно отрабатывали защиту от этих трех видов ору­жия как представлявших наибольшую опасность и обладавших огромным смертоносным потенциалом. Была разработана уникальная тактика обезоружива­ния нападавших, вооруженных тремя стандартными видами оружия. Но не забывали и о специальных видах оружия, характеристики которых позволяли превзойти любого врага, несмотря на его прекрасное вооружение.

Чтобы ориентироваться в современной системе обучения ниндзюцу, надо понимать скрытый смысл подлинных тренировок 500-летней давности. Настав­ники уделяли внимание самым смертоносным и наи­более часто встречавшимся видам оружия того вре­мени. Применяя эти критерии к современной жиз­ни, мы обнаружим, что такие виды оружия, как ножи, ломы, пистолеты, заменили собой древние аналоги, став смертоносным оружием современнос­ти. Поэтому, следуя вековым традициям древнего оевого искусства, современная система обучения яиндзЮцу имеет дело со смертоносным оружием улиц, имеющимся в наличии для самообороны и часто встречающимся в реальных схватках.

 

 

КАК ДЕРЖАТЬ ОРУЖИЕ

Оружие, будь то клинок, палка или цепь, следует держать так, чтобы обеспечить размах, поражае-мость целей и удобство обращения. Захват поперек ладони — основной способ держать любые виды ору­жия в бою для самозащиты. При таком захвате ору­жие в бою перемещается естественно — как продол­жение руки, поэтому не требуется изучения специ­альных движений.

 

Универсальный захват поперек ладони позволяет наносить удары в девяти направлениях

 

 

Универсальный захват поперек ладони дает пол­ную свободу и возможность нанести удар по любой траектории оружием, которое держат в руке. Вооб­ражаемую схему с девятью направлениями ударов хорошо держать в уме при работе по целям и в спар­ринге. Удары по горизонтали, вертикали, диагона­ли, проникающие удары — все они возможны при правильном захвате оружия.

Ханбо держат, используя хват поперек ладони, так, чтобы предплечье находилось в естественном положе­нии, чтобы палка работала как продолжение руки. Независимо от захвата палки (возможны прямой и обратный захваты) рука имеет возможность нанести удар естественным образом

 

 

 

Захват ножа поперек ладони, лезвие параллельно основанию большого пальца. И при прямом, и при обратном хвате пальцы сгибаются естественно, об­хватывая рукоятку. Не держите рукоятку ножа, как принято держать рукоятку молотка, — тогда лезвие составит угол 90 градусов с запястьем

 

 

Как и другие виды оружия короткую цепь куса-рифундо захватывают поперек ладони для облегче­ния ее вытягивания на всю длину. В боевых усло­виях или для нанесения поражающего удара на ближней дистанции цепь можно захватить вместе с грузилами, спрятав их за сложенными пальцами

 

 

Короткий меч захватывают так, чтобы обеспечить естественный простор для замаха и удара. Двуруч­ный захват используют для рычага и прочности при прямом захвате, а при обратном захвате свободная рука поддерживает и направляет клинок

 

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Применение оружия (одного или нескольких ви­дов) в бою принципиально не меняет динамики дви­жения ниндзя. Бой есть бой, будь то борьба, схватка на ножах или на пистолетах. Термины «схватка на палках», «кулачный бой» или «битва на мечах» на самом деле только мешают ученикам, потому что слишком много внимания привлекают к оружию, ограничивая возможности самих бойцов. Удары но­гами будут очень уместны в схватке, где оба против­ника вооружены ножами, тогда такую схватку на­звать битвой на ножах будет не совсем точно. Уду­шающий захват был бы очень хорош в бою, где один вооружен дубиной, а другой — тростью, конечно, если мы не называем этот бой схваткой на палках. Снова обратимся к схемам, обозначающим работу ног, приведенным в предыдущей главе о тайдзюцу. Четыре способа движения тела: неподвижность, от­ход, нападение и уход — непосредственно примени­мы для боя с оружием, с одной и той же техникой движения ног.

* * *

Наступательное движение ног вперед при нанесе­нии горизонтального удара ножом идентично движе-нию ног при выпаде вперед для нанесения удара кулаком руки, выдвинутой вперед. Движения ног и тела одинаковы. Различаются только виды оружия.

 

 

В следующем примере защитное движение ног уводит тело из опасной зоны, а тем временем рука, выдвинутая вперед, наносит сокрушительный кон­тратакующий удар. И трость ханбо и кулак, сфор­мированный для удара фудокэн, наносят удар сбоку по бьющей руке противника. Движения рук и тела в обоих случаях идентичны.

 

 

Наступательное движение ног вперед доводит до цели удар вперед пяткой дзэмпогэри точно так же, как и конец длинной палки рокусякубо. В обоих случаях бойцы начинают нанесение ударов одновре­менно с началом перемещения корпуса. Один нано­сит удар ногой, а другой — деревянной палкой, вот и вся разница. Для эффективного удара вся масса тела, а не одна только конечность двигает оружие к цели

 

Круговое движение уклона — хорошая основа для эффективных маховых ударов ногами и ударов таким оружием, как металлическое кольцо на верев­ке кёкэцусёгэ, шнур, серп и др. Начинаясь поворо­том бедер, движение передается оружию, и, будь то нога, металическое кольцо, нож или кулак, это ору­жие с силой устремляется в цель. Оружие и тело двигаются как единое целое.

 

 

Перемещение назад вперед показано здесь как ос­нова удара кулаком по дуге снизу и удара мечом ниндзя гатана в соответствующие цели. Движение корпуса вперед вверх перемещает оружие по нужной траектории.

 

 

Здесь ноги движутся как при уклонах, но движе­ния используются для нанесения эффективных уда­ров короткой цепью; техника такого удара основана на круговых движениях ногами и поворотах корпу­са. Рука и корпус движутся вместе — удар наносит­ся телом в движении, а не одной только рукой. Та­кая динамика тела предохраняет бойца от рикошета цепи после поражения цели.

 

 

БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Отработку боевой техники без оружия тайдзюцу можно подразделить на удары, падение на землю, освобождение от захватов и т. п. Работу с оружием также можно рассматривать в свете развития раз­личных аспектов мастерства. Независимо от вида оружия высокий уровень работы с оружием должен включать все рассмотренные ниже аспекты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.013 с.)