Работа с оружием для начинающих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с оружием для начинающих



Приемы с применением оружия тренируют в бое с тенью, в условных спаррингах и реальной работе по целям. Основное внимание уделяют базовым дви­жениям, не рассматривая сложные и обманные ком­бинации. Основные девять ударов ножом, удары в девяти направлениях тростью ханбо, хлесткие удары в девяти направлениях короткой цепью с грузилом, основы прицеливания и стрельбы из огнестрельного оружия — вот примеры элементарных навыков, ко­торые следует освоить перед переходом к более сложной прикладной работе. Нет смысла изучать сложные удары и упражнения, если вы не научи­лись как следует поражать неподвижную цель.

Т ехника защиты и кон т ратаки

Принципы использования оружия в бою против противника с оружием подобного или другого вида изучают для типичных боевых ситуаций, помня о возможности реального поражения оружием при контакте с целью. При такой работе ученики работа­ют с ножом против ножа, палкой против палки, це­пью против клинка, палкой против цепи, а также отрабатываются всевозможные сочетания видов ору­жия, которые могут встретиться в реальных условиях. Реакция, ритм, дистанция, тактическое мышле­ние и боевой дух развиваются как определенными упражнениями, так и свободной работой.

Обезоруживание

Искусство приобретения контроля над оружием противника и завладения им или обращения ору­жия противника против него самого осваивают с помощью специальных упражнений, основанных на навыках тайдзюцу. Безоружный ученик может рабо­тать против вооруженного для отработки реалистич­ной обороны без оружия при имитации попытки убить. Он или она могут осваивать защиту одним оружием против другого, отрабатывая навыки регу­лирования степени агрессивности контртехники с целью контроля вооруженного противника.

Сохранение контроля над своим оружием

Навыки и правильная оценка ситуации для со­хранения контроля над своим оружием, когда про­тивник пытается им завладеть, приобретаются изу­чением техники разоружения и соответствующими тренировками. Ученики отрабатывают спарринги по специальным сценариям, где встречаются ситуации, когда удар не попал в цель или когда оружие захва­чено партнером. В таких вымышленных ситуациях в тренировочном зале ученики готовятся к действи­ям в непредсказуемых обстоятельствах реальной си­туации угрозы для жизни.

Специальные аспекты

Изучение уникальных особенностей определенных видов оружия, то есть специальные навыки работы в конкретных ситуациях, дополняет работу с че­тырьмя стандартными видами оружия для достиже­ния высокого мастерства. Вот некоторые из таких навыков: быстрое извлечение меча или пистолета, искусство метания ножа, защита от огнестрельного оружия и способы маскировки, скалолазание с по­мощью кёкэцу сёгу — шнура и кинжала с серповид­ным лезвием — исторического оружия японских ниндзя.

 

Защищающийся движется по дуге, уходя от уда­ра ножа атакующего, занимая позицию для эффек­тивной контратаки. На движении внутрь он наносит удар концом рукоятки своего ножа по движущейся руке нападающего, чтобы остановить его. Останавли­вающее движение — это атака, а не блок. Сразу же после удара защищающийся захватывает запястье руки, в которой нападающий держит нож. Скорость атаки не должна давать возможности захвата до контрудара. Затем защищающийся за счет движе­ния корпуса наносит удар в висок нападающего и после этого может завершить свои действия режу­щим ударом по шее сбоку — если в этом есть жиз­ненная необходимость.

 

 

Здесь ведется борьба с ножом против ножа. Защи­щающийся ведет свою руку с ножом поверх руки нападающего, по возможности нанося удар по-реб­рам ручкой ножа, а не лезвием. Далее нож защища­ющегося оказывается у локтя нападающего, кото­рый пытается освободиться. Защищающийся блоки­рует другую руку нападающего и обезоруживает его, не ранив и не убив.

 

 

В проиллюстрированном здесь примере вооружен­ной борьбы ниндзя защищающаяся отходит назад, нанося контрудар снизу вверх в предплечье напада­ющего. Когда нападающий пытается нанести еще один удар, она, сделав шаг вперед, наносит второй удар в руку нападающего, затем с заходом за спину наносит завершающий удар по горлу.

 

 

 

Нападающий приближается, делая ножом обман­ные движения. В такой ситуации защищающийся предпочитает быстрый удар ногой по руке нападаю­щего, отводящий нож в сторону. Сразу же следует контратака ножом в живот с последующим ударом коленом по рукоятке ножа, чтобы надежно вонзить лезвие в цель, с одновременным захватом руки с ножом. Затем нога, нанесшая удар коленом, направ­ляется вниз с ударом по колену нападающего, опро­кидывая его на землю. Важно заметить, что защи­щающийся постоянно контролирует нож нападаю­щего.

 

 

 

Защищающаяся отвечает на атаку ножом в сере­дину корпуса контрударом, уводящим руку напада­ющего вверх в сторону. Это именно удар, а не мяг­кий блок. В ответ на изменение нападающим на­правления движения оружия, защищающаяся на­носит удар кулаком фудокэн. снизу по его руке, который останавливает нападающего и может вы­бить из его руки нож. Защищающаяся очень быстро переводит свой нож на уровень бедер и вонзает лезвие в низ живота нападающего с поворотом кор­пуса. Женщина-ниндзя использует силу своего кор­пуса, дополнительно усиливая удар за счет давле­ния бедром на рукоятку. В результате нападающий откидывается назад и падает. Защищающаяся крепко держит свой нож, не оставляя его в теле на­падающего.

 

 

 

 

 

 

Нападающий приближается, замахиваясь для Удара ножом сверху вниз. Сохраняя устойчивое положение корпуса, защищающийся ударом пред­плечья сбивает в сторону руку нападающего. За­тем защищающийся снова наносит удар предпле­чьем, направив его в лицо нападающего с перехо­дом на удушающий захват. Обратите внимание, что защищающийся заходит далеко за спину напа­дающего во избежание удара ножом или контр­приема.

 

 

 

Нападающий направил на защищающегося писто­лет и подходит ближе, чтобы вытащить пистолет защищающегося из кобуры. Неожиданно защищаю­щийся уходит с линии прицела вперед наружу с одновременным захватом пистолета и ударом локтем в челюсть нападающего. Обратите внимание на то, что уход осуществляется с продвижением вперед, а не простым поворотом на месте. Затем защищаю­щийся опрокидывает нападающего на землю за счет воздействия на колено. Скручивание кисти и удар пяткой по внутренней стороне голени нападающего позволяют отобрать у него пистолет.

 

Нападающий тянется к пистолету защищающего­ся, захватывает его, пытаясь опустить вниз и ото­брать. Вместо того чтобы сопротивляться нажиму, защищающийся поддается и приседает. Затем, вып­рямляя ноги, переходит на болевой прием. Воздей­ствие на запястье нападающего позволяет освобо­диться от захвата, не потеряв своего оружия.

 

 

 

Правильные движения тайдзюцу дают ключ к технике ниндзюцу, позволяющей выжить в самых трудных условиях. В данном случае защищающийся уходит с линии прицела движением назад наружу. Смещение назад с поворотом корпуса, использующее толкающее движение нападающего, позволит уйти из зоны поражения. Обратите внимание на то, что движение ухода — это не просто поворот на месте, который часто показывают неквалифицированные инструкторы. Существенно, что за счет движения тайдзюцу корпус полностью уходит с линии прице­ла. Затем защищающийся толкает нападающего на машину и наносит удар коленом в основание позво­ночника, заставляющий нападающего упасть на зем­лю. Палец нападающего на спусковом крючке мо­жет быть сломан движением назад при необходимо­сти забрать у него пистолет. Потом защищающийся наносит удар ногой назад кохогэри, отбрасывая от себя нападавшего и направляет отобранный пистолет на остальных налетчиков, сидящих в машине. В ре­альной уличной ситуации все действие заняло бы не более шести секунд.

 

 

 

Когда нападающий пытается вытащить пистолет защищающегося из кобуры, последний неожиданно приседает и начинает поворачиваться назад, чтобы зажать пистолет в кобуре или уйти с линии прице­ла, если нападающий успеет вытащить пистолет. И в этом случае движение тела — это не просто пово­рот вокруг оси или попытка удержать ускользающий пистолет. Энергия массы движущегося тела вкладывается в сокрушительный удар локтем сбоку по голове нападающего, при этом вторая рука за­щищающегося контролирует руку нападающего, держащую оружие. Затем защищающийся вновь обретает контроль над своим оружием, зажав обе руки нападающего. Далее можно легко опрокинуть нападающего на землю за счет шага левой ногой назад.

 

 

Способы защиты от оружия, как древние, так и современные, используют одни и те же принципы.

1. Защищающийся сливается с окружающей сре­дой, максимально используя ее особенности для защиты себя, но не забы­вает и о сохранении наи­более полного обзора. Держа в руках древний мушкет с фитильным замком танэгасима, за­щищающийся располо­жился между стволами деревьев. Он использует их естественную защиту для прикрытия своей ноги, стоящей сзади, на которую опирается, при­целиваясь из тяжелого оружия.

 

 

2. В современных условиях возможна и такая си­туация. Защищающийся использует машину как укрытие, когда его водитель вынужден был остано­виться перед бандитами, заблокировавшими дорогу. Заметьте, что защищающийся держит ноги внутри салона автомобиля, чтобы избежать пуль, летящих рикошетом от поверхности дороги; коленом он не дает двери закрыться. Сама по себе дверь — плохая защита от пуль, поэтому защищающийся избегает пользоваться ею как прикрытием.

 

 

Защищающийся (на заднем плане) использует бросок корпуса в сторону — тайдзюцу ёконаге — для ухода из поля зрения нападающего под прикры­тие дерева. Затем он делает перекат назад в сторону за дерево и оказывается одновременно в укрытии и в удобной позиции для выстрела по нападающему. Лицо защищающегося и дуло его оружия едва раз­личимы слева у основания дерева на последней фо­тографии этой серии.

 

Нападающий приближается, замахиваясь для удара сверху вниз. Защищающаяся отвечает неожи­данным опережающим ударом тростью ханбо в гор­ло нападающего. Женщина-ниндзя делает шаг впе­ред одновременно с движением руки с тростью для усиления удара.

 

 

 

Для контратаки защищающийся использует трость ханбо с движением вперед — навстречу напа­дающему. Он опережает удар нападающего, нанося проникающий удар в ребра концом трости. Затем защищающийся, используя трость, выполняет вари­ант замка руки нападающего — оникудаки, пока­занного в четвертой главе при демонстрации при­емов тайдзюцу. Обратите внимание, как защищаю­щийся заходит за спину нападающему, уходя от воз­можного удара его свободной левой рукой и увеличивая эффективность болевого воздействия на плечо.

 

Нападающий наступает, делая выпад ножом. За­щищающаяся контратакует, сделав шаг наружу в сторону от ножа и нанося удар сверху вниз тростью по руке с ножом. Продолжая движение тростью, она наносит удар ее концом нападающему по ребрам. Затем направляет свою трость вверх и поперек груди нападающего и берет его на удушающий захват, что­бы вывести его из равновесия, и, выбивая правой ногой ногу нападающего, бросает его на спину. При необходимости можно завершить защиту ударом концом трости в горло.

 

ГЛАВА 6

РАЗВИТИЕ ДУХА В БОЕВОМ ИСКУССТВЕ НИНДЗЯ

Философские и духовные корни японских ниндзя представляют собой неповторимое собрание мудрос­ти мира, которую шаг за шагом постигали воины-аскеты сюгэндзя и ямабуси в диком горном безмол­вии. Приобретая опыт под руководством знающих инструкторов, фанатичные воины-отшельники по­стигали сущность великих законов природы, впос-. ледствии объединенных под названием синто (путь Бога) в уникальное философское учение. Маленькое знание было расширено. Знание пришло из тесного контакта с опасностью и преодоления своих слабос­тей. Сознательное взаимодействие с природой оказа­лось лучшим учителем.

С приходом миккё (тайного знания) — учения о силе, возникшего в Гималаях и распространившего­ся через Китай в Японию, — мощь философской базы горных искателей истины возросла вдвое. Уче­ния, принесенные в Японию святыми людьми Сайтё и Кукай в начале IX века, были прекрасным уравно­вешивающим фактором для концепций горных вои­нов. Натуралистические концепции синто позволяли отшельникам видеть универсальную схему всеобщ­ности в действии. Учение миккё давало им способ понимания, а значит, и применения универсальной схемы к обретению искомого ими просветления.

Жизненно важно для ученика включать в заня­тия ниндзюцу то, что называют развитием духа. Действительно, тренировки, выходящие за пределы развития физических качеств, составляют 50 про­центов работы над собой по достижению мастерства. Приблизиться к смертоносным искусствам, состав­ляющим подлинный боевой метод ниндзя, буквально означает держать в руках силу, сохраняющую жизнь или приносящую смерть. В отличие от тради­ционных видов спорта или столь популярных в наше время занятий боевыми искусствами, боевое искусство ниндзя не имеет ограничений, потому что оно было создано как средство для выживания в ус­ловиях нашествия коварных и могущественных уг­нетателей. Все, начиная от простого освобождения кистей рук от захвата до разведывательного рейда в составе десантно-диверсионного отряда и партизанс­кой войны, входит в программу ниндзюцу. Изучать смертоносные искусства, не постигая при этом вели­ких законов природы, управляющих миром, — зна­чит ставить себя в очень трудное и опасное положе­ние нестабильности.

Для ученика, поставившего себе целью достичь мастерства в ниндзюцу, духовные учения представ­ляют собой свод моральных правил применения ис­кусств, несущих смерть. Было бы безумием стре­миться стать мастером вождения автомобиля, не за­нимаясь изучением дорожных знаков и правил дви­жения, — это может привести к гибели. Столь же губительным будет погружение в океан без предва­рительного обучения и без знания, что сжатый воз­дух в баллоне в конце концов иссякнет, а слишком быстрое всплытие приведет к мучительной смерти. Беспорядочное выбрасывание в одно и то же место неизвестных химических реактивов в неведении о возможных последствиях (глупость, конечно!) од­нажды приведет к самопроизвольному взрыву или распространению образовавшихся ядовитых газов. Точно так же нельзя изучать способы прекращения жизни, не имея руководства, которое подскажет, когда это можно делать, а когда — нет. Отсутствие подобного руководства и жизненного опыта привело некоторых независимых мастеров-воинов к безвре­менной кончине в молодом возрасте, в том числе и в наше время.

Удобное упование на Бога не даст ответа на вели­кий вопрос. Вероучения, догмы и доктрины на самом деле затрудняют восприятие действия чистых, неис­каженных всеобщих законов. Истинная духовная сила должна прийти от непосредственного контакта с природой, из первых рук. Все остальное есть лишь поклонение опыту кого-то другого. Уважение к богачу или к семейному человеку само по себе не принесет богатства или детей. Восхищение святыми прошлого не может дать силу святости восхищающемуся.

Однако значение термина «развитие духа» может быть неправильно истолковано человеком Запада. Дело в том, что на Западе большинство людей верят, будто религия — это ограничивающая сила, осно­ванная на концепции добра и зла и в культурной форме насаждающая ее в обществе. Опасение по­пасть под диктат религии, должно быть, возникает из-за отрицания большинством индивидуумов боже­ственных сил, из которых они могли бы черпать энергию, не попади они в лабиринт мифов и суеве­рий. Сюгэндзя, предки ниндзя, вкладывали в духов­ное развитие смысл, подразумевающий изучение тонких явлений, выходящих за пределы осязаемого физического взаимодействия, позволяющего проник­нуть за физические ограничения. Вместо того чтобы подходить к духовному как к более высокому уров­ню по сравнению с жизнью смертных и ожидать его как награду от бога-властелина за хорошее поведе­ние, первые искатели духовной мощи обнаружили, что знание действия духовных законов доступно каждому, у кого достаточно упорства для его поис­ка. Волшебство первоначальных сюгэндзя и ниндзя, следовательно, было не магией или колдовством, а правильным пониманием и применением всеобщих законов, действующих вокруг нас.

 

 

 

Мудрец Кукай, которого после смерти стали называть Кобо Дайси, вместе с мудрецом Сайтё (называемым после кончины Дэнгё Дай­си) распространяли мистическое учение миккё в Японии в начале 800-х годов. Силы миккё восприняли сюгэндзя и ямабуси — предки легендарных японских ниндзя

 

 

Современный жрец миккё исполняет огненный ритуал гома

 

 

Развитие духа в искусстве ниндзюцу не носит ре­лигиозного характера. Так, ученики, занимающиеся ниндзюцу в додзё по всему миру, исповедуют все важнейшие мировые религии, распространенные в их общинах. Религиозные предпочтения оставлены на собственное усмотрение.

Истинный объект поисков в духовном развитии ниндзя — способность активно управлять тем, что называют удачей, совпадением, судьбой. Это как раз самые важные факторы, лежащие за пределами ме­ханического выполнения движений, которые опреде­ляют победу или поражение. Значит, нинздя ищут всеобщую силу, управляющую жизненно важными событиями, которую великий мастер называет «син-син синган», то есть ум и глаза Бога.

Для отражения такого высокого уровня достиже­ний в искусстве ниндзя, когда сила воли или наме­рения сплавляются с физическим мастерством и ста­новятся способны воздействовать на различные ас­пекты окружающего мира, японские предки совре­менных ниндзя создали расширенную концепцию идеалов воина — синоби. Ниндзюцу переросло в нинпо (применение всеобщих законов воинами-нинд-зя), что было результатом исканий тех, кто стремил­ся к просветлению.

 

 

БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ

 

Принимая решение о начале изучения боевого искусства, следует представить себе суровость жизни воина. Бой — безусловно, не игра, и боевыми искус­ствами занимаются не для развлечений. Однако в наше время такая позиция становится немодной, и ее придерживаются меньшинство.

К несчастью, постоянно нарастающая тенденция на Западе, да и в Японии тоже, стремится свести боевые искусства всего лишь к соревнованиям и раз­влечениям. Витрины полны хромированных безде­лушек, зазывающих в школы боевых искусств; зву­чат овации чемпионам, которые движутся по аренам спортивных залов, размахивая тупыми мечами в тщетных попытках подражания боевым искусствам; даже маленькие дети сейчас гордо шествуют по ули­цам, повязав на себя черные пояса — знаки отличия мастеров боевых искусств.

Зародившиеся в начале нашего тысячелетия бое­вые искусства Японии преследовали только одну цель — быть в состоянии защитить свою семью и близких тогда, когда им никто другой не смог бы помочь. Боевые традиции развивались не для раз­влечения. Их создатели не уподоблялись современ­ным домовладельцам, устанавливающим электрон­ные инфракрасные системы безопасности ради раз­влечения. Целью была прагматичная самозащита на деле. Цена слабости в подготовке и тренированности часто была самой высокой.

Ниндзюцу, или на более высоком уровне — нин­по, никогда не развивалось в четко определенных направлениях, не отдавало предпочтения каким-либо особым техникам. Развитие искусства было продуктом печальной необходимости трудного вре­мени. Если кому-то хотелось, чтобы будущее его се­мьи было безопасным, то ему приходилось изучать способы войны и объединяться в отряды вместе со своими соседями, разделявшими те же взгляды. Значит, исходной целью изучения боевых искусств было обеспечение счастья для семьи, а не возбужда­ющее участие в насилии для развлечения.

В своих пяти указаниях для воинов-ниндзя 32-й великий мастер Тогакурэ Рю Синрюкэн Масамицу Тода, который приурочил их к наступлению Нового, 1891 года, указывает на целенаправленность образа жизни воина. Его внуку, в дальнейшем унаследовав­шему титул великого мастера ниндзя, в то время было всего два года.

 

Задачи мастера-ниндзя

 

1. Имей мудрость быть терпеливым во времена бездействия.

2. Выбирай стремление к справедливости как дорогу своей жизни.

3. Не позволяй душе подчиняться желаниям, наслаждени­ям, становиться зависимой.

4. Страдания, боль и зависть естественны в жизни. Поэтому работай над просветлением высокого духа.

5. Держи в своем сердце любовь и преданность семье и со­вершенствуйся в искусстве литературы и в боевых искус­ствах, помня о постоянстве и равновесии.

Синрюкэн Масамицу Тода,

32-й великий мастер Тогакурэ Рю ниндзюцу.

День наступления Нового, 1891 года

Может быть, даже более точным и близким к су­ществу вопроса покажется наблюдение внука вели­кого мастера Тода о перспективе жизни воина-нинд-зя. Как бы отражая постоянство своей души в тече­ние жизни, прожитой в бурное время, 33-й великий мастер Тосицугу Такамацу написал свое «Кофуку-но Сиори».

 

Сущность счастья

 

Способ обрести высшее счастье — избавиться от всех бес­покойств и сожалений и осознать, что быть счастливым — значит испытывать наибольшее удовлетворение от жизни. Посмотри ретроспективно на весь свой жизненный прогресс и позволь положительным, созидательным и радостным мыслям победить страдания и печали, скрывающиеся в дальних уголках твоего ума, и значительно их превзойти. Знание того, что болезнь и бедствие — естественные состав­ляющие жизни, дает ключ к преодолению напастей со спо­койным и счастливым духом.

Счастье ждет, стоя перед тобой. Только ты сам можешь решить — выбирать его или нет.

Прочувствуй это сердцем!

Тосицугу Такамацу, 33-й великий мастер Тогакурэ Рю ниндзюцу

Согласно учению, которое унаследовал Масааки Хацуми, для полноценной подготовки воина ниндзя требуется 40 лет занятий. Первые 20 лет проводят, изучая омотэ, или видимые аспекты силы ниндзя. За эти годы постигают концепции чести, уважения к старшим и родителям, любви и заботы к млад­шим, терпения и дисциплины в тренировочном зале, чувства справедливости, честности и откровенности. Огромное большинство систем боевых искусств ос­танавливает рост своих учеников на этом уровне. Ниндзя же должен прогрессировать в течение всей жизни.

Следующие 20 лет занятий посвящены освоению Ура, скрытых аспектов силы ниндзя, которые чаще называют «темной стороной природы человека». За годы освоения ура ниндзя изучает способы использования чести, уважения и любви против своих врагов и обучается такому взгляду на реальность, в котором истинная справедливость и снисходитель­ность могут принимать облик, поражающий и ужа­сающий массы, не видящие перспектив событий. Слабые души быстро навесят на такую мудрость ярлык зла или демонизма и чертовщины. Все же, не опасайтесь силы, которую приобретаете. В конце концов все в руках Божьих, все это лишь часть Вселенной, созданной им. Ничто не происходит случайно, без соизволения Бога, так как все есть Его проявление.

 

Тосицугу Такамацу, учитель ныне здравствующего великого масте­ра ниндзюцу Масааки Хацуми. Сэнсэй Такамацу получил от своих друзей и соратников в Китае прозвище «Монгольский тигр» за стой­кость, выносливость и силу

40 лет занятий составляют полный цикл, дающий полные знания о мире людей. Вы приходите неопыт­ным новичком, вбираете в себя перспективы миро­здания и возвращаетесь к мудрой простоте. Вы на­чинаете пустым, наполняетесь в пути и возвращае­тесь опять пустым.

Сорок лет тренировок и работы над слиянием с традициями ушедших поколений не дают гарантии того, что вы когда-нибудь станете мастером искусст­ва тайных действий. Эти годы просто дают вам возможность полного развития. Вот и окончен срок уче­ничества, а вы продвинулись настолько, насколько позволили ваши характер, способности и судьба. Вы обрели всю силу ниндзя в полном смысле этого сло­ва, если так было вам предначертано судьбой.

МЕТОДЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

 

Концентрированное осознание всегда было инст­рументом всех великих духовных традиций в миро­вой истории. Это справедливо и для систем достиже­ния просветления сюгэндо и миккё, обусловивших зарождение традиций ниндзя. Управление потоком сознания, вырабатываемое медитацией, продолжает играть значительную роль в развитии боевого искус­ства ниндзюцу.

При занятиях медитацией осуществляется на­правление сознания на определенный объект — фо­кус — и удержание сознания на фокусе столько, сколько нужно или желательно. Объектом фокуса может быть удержание какой-либо мысли, размыш­ление над каким-либо вопросом, направление энер­гии, удержание взгляда на чем-либо. Постепенно, путем повторных занятий и тренировок состояние медитации развивается до такой степени, когда дос­тигается полное погружение. Наблюдатель, его дей­ствия по наблюдению, объект наблюдения — все те­ряет свою прежнюю независимость и смешивается в единый непрерывный процесс.

Не требуется, чтобы полное погружение было ми­стическим или потусторонним, как иногда его опи­сывают. Футбольные болельщики узнают такую смесь наблюдающего и объекта наблюдения — она проявляется в сильном чувстве полной концентра­ции на последних минутах игры с ничейным счетом, которую смотрят по телевизору. И действительно, наблюдатель перестает быть независимым от зрели­ща; находящееся перед ним электронное устройство перестает существовать. Зритель становится частью ежесекундно меняющегося потока эмоций, интел­лектуально и даже физически он двигается в одном ритме с образами на экране, целиком окунувшись в игру, он ощущает боль и радость... Хотя в действи­тельности это трансляция с большого расстояния. Другие назовут погружением ощущение в кинотеат­ре, при чтении захватывающего романа, чувство, возникающее при наблюдении радости или катастро­фы в реальной жизни. Мы буквально становимся частью событий.

Лишь немногие не чувствовали такого погруже­ния. Большинство из нас могут вспомнить, что хотя бы раз в жизни они были чем-то полностью погло­щены. Сложность заключается в тренировке наших умов и тел погружаться полностью по нашему жела­нию, когда мы даем себе установку. Для достиже­ния такой силы концентрации необходимы занятия медитацией.

Сознание можно направить внутрь или наружу, это зависит от того, где требуется осведомленность. Медитация может быть средством отвлечения от всех физических объектов, не дающих сосредото­читься, от ненужных мыслей — чтобы сконцентри­роваться и послушать внутренние голоса интуиции и вдохновения. Такой способ направленной внутрь концентрации типичен для медитаций в стиле дзэн.

Медитацию можно направить и в другую сторону, наружу, настраивая внутренние впечатления и бес­порядочные мысли на пространство вокруг себя и становясь частью действий и состояния окружающе­го пространства. Такой способ концентрации, на­правленной наружу, типичен для медитаций в тант­рическом стиле. Оба способа — равноправные части сбалансированного тренинга для достижения сил концентрации и духовного развития.

Направления внутреннего и внешнего осознания символизируются двумя великими мандалами миккё ниндзя — картинами со сложным узором. Мандала конгокай — так называемая структура Вселенной при взгляде на нее со стороны правой руки. Она пред­ставляет законы природы как отражение духовного царства, или царства «высшей истины». Это вид гла­зом Бога — вид, который приняла бы Вселенная, если на нее смотреть снаружи (конечно, если такой взгляд возможен). Мандала тайдзокай — вид струк­туры Вселенной при взгляде на нее со стороны левой руки. Она представляет проявление законов природы в физическом, материальном мире. Это взгляд живо­го существа или вид Вселенной изнутри.

В действительности и та, и другая мандалы изоб­ражают одну и ту же вещь, но с двух совершенно разных точек зрения. Конечно, существует только одна Вселенная в смысле собрания всего сущего. Но наши различные взгляды создают различные впечат­ления, порождая огромные различия восприятия. Так, в любой отдельно взятый момент мы можем видеть одну и ту же монету или только со стороны орла, или только со стороны решки.

 

 

Конгокай, «царство бриллиантового духа», — мандала, на которой схематически изображен вид на Вселенную снаружи

 

Тайдзокай, «царство материального чрева», — мандала, на кото­рой схематически изображен вид на Вселенную изнутри

В качестве простой аналогии для иллюстрации этих двух перспектив проделаем такой эксперимент. Возьмите в руки две фотографии дома: одну, сделан­ную из точки перед фасадом дома, и другую, сделан­ную из кухни, при этом объектив нацелен туда, от­куда была сделана первая фотография. Две сцены будут выглядеть совершенно различно, а ведь в дей­ствительности они всего лишь два взгляда на один и тот же объект. Также обстоит дело и с «внутрен­ним» и «наружным» взглядами из космоса, схема­тически изображенными на мандале.

Конечно, ищущие просветления используют обе мандалы для медитации на высоком уровне в заня­тиях духовной практикой миккё. Однако здесь огра­ничим использование концепций двух мандал до применения их для духовного развития в искусстве самозащиты.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Начало медитации, направленной как внутрь, так и наружу, одинаково: нужно сконцентрироваться на желаемой точке фокуса. Следующие шаги надо вы­полнить как упражнение, способное приблизить вас к освоению искусства медитации.

1. Выберите подходящее место для занятий, где вас не будут беспокоить и отвлекать люди или внешние факторы. Идеально, если удастся найти место, в ко­тором вы будете чувствовать себя спокойно. Там дол­жно быть комфортно, но не должно клонить ко сну: не жарко, не холодно; не слишком светло, не слиш­ком темно; не слишком шумно и не слишком тихо. Подойдет любое место, относительно свободное от отвлекающих факторов, но не настолько безмолвное, чтобы вас охватывала жуть. Это и будет вашим мес­том для занятий медитацией.

2. Удобно сядьте, но не слишком близко к дру­гим, если вы занимаетесь медитацией в группе. Дер­житесь от них по крайней мере на расстоянии вытя­нутой руки. Подберите под себя ноги, сложите их, чтобы тело находилось в равновесии. Можно исполь­зовать жесткую маленькую подушечку или сложен­ное одеяло, чтобы немного поднять таз и не откло­няться вперед для сохранения равновесия. Не существует какой-то определенной наилуч­шей позы для медитации сидя. Для различных тел будут удобны различные позы. Ниже проиллюстри­рованы несколько самых популярных поз для ме­дитации.

3. Выпрямите позвоночник, затем наклонитесь вперед и назад, из стороны в сторону, поверните корпус несколько раз, оставаясь в позиции сидя, чтобы удобно устроиться. Посидите неподвижно не­сколько минут, чтобы устранить все напряженности и дискомфорт, способные вам помешать.

4. Положите руки на бедра, можете соединить их; немного опустите подбородок, чтобы выровнять шейные позвонки. Закройте глаза и расслабьте веки.

5. Вдохните глубоко, как только можете. Запол­ните весь объем легких. Задержите дыхание и рас­слабьте все в груди вокруг легких, полностью напол­ненных воздухом. Удерживайте корпус в состоянии расслабления и позвольте воздуху покинуть легкие. Если вы правильно наполнили легкие и полностью расслабили корпус вокруг них, то будет двигаться только ваш живот. Повторите процедуру еще раз или два, чтобы убедиться в отсутствии помех для медитации со стороны дыхания.

6. Вдыхайте и выдыхайте через нос. Дышите ес­тественно и глубоко. Не усиливайте дыхание и не пытайтесь им управлять.

7. Расслаблено и безучастно следите за вашим дыханием. Чувством, слухом, вкусом — всеми спо­собами и всеми чувствами ощущайте процесс вашего дыхания. С каждым выдохом представляйте, что вы дальше и дальше погружаетесь в состояние расслаб­ленной пустоты.

 

1. Поза сидя без напряжения со сложенными ногами. Подтяните под себя ноги, расположите их удобно, обе лодыжки положите на землю. Нет необходимости скрещивать ноги

2. Медитация в японской позе для сидения на коленях сэйза. Со­едините ступни под тазом, яго­дицы опустите на пятки. Носки ног должны быть направлены точно назад



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.108 с.)