Системный подход в менеджменте. Объект и субъект управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход в менеджменте. Объект и субъект управления



Под системой понимается устойчивая совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих целое, обладающее свойствами, которые отсутствуют у составляющих ее элементов.

Системный подход рассматривает любую организацию как систему, то есть набор устремленных к достижению общей цели взаимосвязанных элементов или частей. Система получает ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает новые ресурсы во внешний мир. Входящие ресурсы это материалы финансы люди информации и другие, используемое в производстве товаров и услуг. Под процессом трансформации понимается использование менеджментом организации производственных технологий для превращений входящих ресурсов в исходящие.

Все системы можно условно подразделить на три вида:

· технические;

· биологические;

· социальные (в т. ч. социально-экономические).

 

Элементы – это объекты, из которых состоит система, ее структурообразующие части, относительно автономные, выполняющие строго определенные функции.

Поскольку управление есть воздействие, то существуют объект управления и субъект управления.

Субъект управления – источник воздействия, звено управляющей системы, персонифицирующее воздействие,часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом.

Объект управления – социально-экономическая система (предприятие, цех), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития.

 

Современные подходы к управлению.

Теория Z Уильяма Оучи

В настоящее время выделяют 3 основных подхода:

Процессный подход к управлению

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, бизнес-процессов, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3.Как мы собираемся сделать это?

Системный подход к управлению

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет фиксированные границы и существует независимо от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами.

Ситуационный подход

Внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия своих действий.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями

Теория «Z» Уильяма Оучи

В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию "Z". Оучи, изучив японский опыт управления, пришел к выводу о том, что может быть предложена модель организации смешанного типа с использованием достоинств как американских, так и японских управленческих принципов.

Идеи теории "Z" в сжатом виде сводятся к следующему:

-долгосрочный наем кадров;

-групповое принятие решения;

-индивидуальная ответственность;

-медленная оценка кадров и их продвижение;

-неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами;

-неспециализированная карьера;

-всесторонняя забота о работниках.

 

 

Современные школы управления

Научная школа – это система взглядов включающая концепцию и методологию управления.

1) Школа научного управления была первой 1885 – 1920 гг. Основоположником считается Тейлор, для данной школы характерны следующие черты: Основное внимание уделялось проблемам повышению производительности труда посредством несения процесс управления научно обоснованных изменений. Использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач. Целенаправленный отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение. Обеспечение работников ресурсами. Применение материального стимулирования.

2) Классическая школа. 1920-1950 гг. Основоположником был Файоль. В отличии школы научного управления занималась не отдельными работниками, а организацией в целом. Вкладом данной школы в науку являются первые принципы менеджмента, классификацией ее функций, постановка вопроса о систематизированном подходе к управлению.

3) Школа человеческих отношений и поведенческих наук. 1930- по настоящее время. Основоположник Фоллет, Мэйо, Маслоу. Суть данной школы составляет управление межличностными отношениями и применение социологии и психологии. Основные положения: а) Истинно эффективный контроль над процессом труда исходит от самого работника, а не из строгой авторитарной системы управления. б) Фактором роста производительности труда являются не деньги, а человеческие отношения. В) удовлетворение базисных потребностей работников является ключом повышению производительности труда.

4) Количественная школа. 1950- по настоящие время.Связанно с развитием кибернетики, математической статистике, моделирования, прогнозирования и вычислительной техникой. Ключевой характеристикой количественной школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями символами и количественными значениями.

 

 

Содержание и характеристики процессного, системного и ситуационного подхода

Процессный подход

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

· основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

· обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);

· управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Системный подход

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.013 с.)