Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий обзор развития гидравлики

Поиск

В. И. Калицун, В.С.Кедров,

Ю.М.Ласков, П.В.Сафонов

ГИДРАВЛИКА,

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ

Издание третье, переработанное и дополненное

Допущено

Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности «Промышленное и гражданское строительство»

МОСКВА

СТРОЙИЗДАТ


Оглавление

Раздел I. ГИДРАВЛИКА... 4

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 4

§ 1. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ГИДРАВЛИКИ.. 4

§ 2. ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ.. 4

Глава 2. ГИДРОСТАТИКА.. 6

§ 3. ГИДРОСТАТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УРАВНЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ ЖИДКОСТИ.. 6

§ 4. ПОВЕРХНОСТИ РАВНОГО ДАВЛЕНИЯ. СВОБОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ.. 10

§ 5. ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ГИДРОСТАТИКИ. ЗАКОН ПАСКАЛЯ.. 10

§ 6. АБСОЛЮТНОЕ И МАНОМЕТРИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ. ПЬЕЗОМЕТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА. ВАКУУМ... 11

§ 7. ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ.. 12

§ 8. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ГИДРОСТАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.. 13

Глава 3. ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ НА ПЛОСКИЕ И КРИВОЛИНЕЙНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ.. 14

§ 9. ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ НА ПЛОСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ. ЦЕНТР ДАВЛЕНИЯ. ЭПЮРА ДАВЛЕНИЯ 14

§ 10. ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ НА КРИВОЛИНЕЙНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ.. 17

§ 11. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ В ЖИДКОСТИ. ЗАКОН АРХИМЕДА.. 18

Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГИДРОДИНАМИКИ.. 19

§ 12. ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ. ЛИНИЯ ТОКА. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУЙКА И ПОТОК.. 19

§ 13. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОТОКА. РАВНОМЕРНОЕ И НЕРАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ. НАПОРНЫЙ И БЕЗНАПОРНЫЙ ПОТОК.. 20

Глава 5. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ.. 21

§ 14. УРАВНЕНИЕ НЕРАЗРЫВНОСТИ ПОТОКА.. 21

§ 15. УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ ДЛЯ ПОТОКА ЖИДКОСТИ. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ УРАВНЕНИЯ БЕРНУЛЛИ.. 22

§ 16. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРАВНЕНИЯ БЕРНУЛЛИ.. 26

§ 17. УРАВНЕНИЕ РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ.. 27

Глава 6. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ.. 27

§ 18. ВИДЫ СОПРОТИВЛЕНИЙ (ПОТЕРЬ НАПОРА) 27

§ 19. ДВА РЕЖИМА ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ.. 28

§ 20. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ И ПОТЕРИ НАПОРА ПРИ ЛАМИНАРНОМ РЕЖИМЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ТРУБАХ.. 29

§ 21. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ПРИ ТУРБУЛЕНТНОМ РЕЖИМЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ТРУБАХ 30

§ 22. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ НАПОРА ПО ДЛИНЕ.. 31

§ 23. ПОТЕРИ НАПОРА В МЕСТНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЯХ.. 35

§ 24. ОБЩИЕ ПОТЕРИ НАПОРА.. 40

Глава 7. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ ОТВЕРСТИЙ, ЧЕРЕЗ НАСАДКИ И ВОДОСЛИВЫ... 41

§ 25. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ МАЛОГО ОТВЕРСТИЯ В ТОНКОЙ СТЕНКЕ ПРИ ПОСТОЯННОМ НАПОРЕ 41

§ 26. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ МАЛОГО ОТВЕРСТИЯ В ТОНКОЙ СТЕНКЕ ПРИ ПЕРЕМЕННОМ НАПОРЕ 43

§ 27. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ НАСАДКИ.. 45

§ 28. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ ВОДОСЛИВЫ... 47

Глава 8. РАСЧЕТ НАПОРНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ.. 49

§ 29. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ.. 49

§ 30. ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ТРУБОПРОВОДОВ.. 49

§ 31. ОСНОВЫ РАСЧЕТА ПРОСТЫХ КОРОТКИХ И ДЛИННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ.. 54

§ 32. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ.. 56

§ 33. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ.. 57

§ 34. ОСНОВЫ РАСЧЕТА ТРУБОПРОВОДОВ ПРИ РАВНОМЕРНОЙ РАЗДАЧЕ РАСХОДА ПО ПУТИ.. 58

§ 35. ГИДРОТРАНСПОРТ.. 59

§ 36. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УДАР В ТРУБАХ.. 60

Глава 9. РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ОТКРЫТЫХ РУСЛАХ.. 63

§ 37. ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ОТКРЫТЫХ РУСЛАХ. РАСЧЕТНАЯ ФОРМУЛА.. 63

§ 38. ФОРМУЛЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ШЕЗИ С.. 64

§ 39. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ПО СЕЧЕНИЮ ПОТОКА. ДОПУСТИМЫЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ 65

§ 40. ГИДРАВЛИЧЕСКИ НАИВЫГОДНЕЙШЕЕ СЕЧЕНИЕ КАНАЛА.. 67

§ 41. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАНАЛОВ.. 68

§ 42. ОСОБЕННОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО РАСЧЕТА БЕЗНАПОРНЫХ ТРУБ.. 70

Глава 10. ДВИЖЕНИЕ ГРУНТОВЫХ ВОД.. 72

§ 43. ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ВОДЫ В ГРУНТАХ.. 72

§ 44. ЗАКОН ФИЛЬТРАЦИИ.. 72

§ 45. ПРИТОК ГРУНТОВЫХ ВОД К СКВАЖИНАМ... 74


Раздел I. ГИДРАВЛИКА

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ГИДРАВЛИКИ

Гидравлика — наука, изучающая законы равновесия и движения жидкостей и рассматривающая способы приложения этих законов к решению конкретных практических задач. Гидравлика составляет основу многих инженерных расчетов при конструировании специальных сооружений (плотин, сетей, отстойников, фильтров и т. п.).

Начало развития гидравлики относится к античному периоду. Еще за 250 лет до н. э. появился трактат Архимеда «О плавающих телах», где был сформулирован закон о воздействии воды на погруженное в нее тело.

Особое развитие гидравлика как наука получила в XV—XVII вв. Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) написал труд «О движении и измерении воды». В 1612 г. Г. Галилей теоретически подтвердил закон Архимеда. В 1643 г. Э. Торричелли установил закон истечения жидкости из отверстия. В 1650 г. Б. Паскаль сформулировал закон о передаче жидкостью давления. В 1687 г. И. Ньютон предложил гипотезу о законе внутреннего трения в движущейся жидкости и дал понятие о вязкости жидкости.

Дальнейшее развитие гидравлики связано с именами русских ученых — М. В. Ломоносова, Д. Бернулли и Л. Эйлера, установивших основные законы гидродинамики. Инженерное применение теоретических основ гидродинамики получило отражение в работах таких ученых, как А. Шези (движение жидкости в каналах и трубах). Д. Вентури (истечение из отверстий), Дарси (напорное движение воды в трубах), О. Рейнольдc (режимы движения жидкостей в трубах) и др.

Широко известны работы Н. Е. Жуковского (1847—1921 гг.), создавшего теорию гидравлического удара в водопроводе, Н. П. Петрова (1836—1920 гг.), разработавшего гидродинамическую теорию смазки, и И. С. Громека (1851 —1889 гг.), получившего уравнения вихревого движения жидкости.

Большой вклад в развитие гидравлики внесли советские ученые: Н. Н. Павловский, А. Н. Колмогоров, С. А. Христианович, М. А. Великанов, А. Я Милович и многие другие.

Гидравлика как прикладная инженерная наука необходима для расчетов при проектировании сети и сооружений систем водоснабжения, канализации, осушения и орошения, гидротехнических со оружений, мостов, для расчета транспортирования строительных растворов по трубам, конструирования насосов, компрессоров и т. п.

Глава 2. ГИДРОСТАТИКА

Глава 3. ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ НА ПЛОСКИЕ И КРИВОЛИНЕЙНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ

Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГИДРОДИНАМИКИ

Глава 5. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРАВНЕНИЯ БЕРНУЛЛИ

На основании уравнения Бернулли сконструирован ряд приборов, таких как водомер Вентури, водоструйный насос, эжектор и пр.

На рис. 1.24 показан горизонтальный трубопровод диаметром D, на котором устроено сужение диаметром d. В нормальной и суженной частях установлены два пьезометра (в сечениях /—/ и //—//).

Ж

Рис. 1.25. Схема водоструйного насоса

Рис. 1.24. Схема водомера Вентури

Пренебрегая потерями напора между сечениями I—I и II—II, а также неравномерностью распределения скоростей по сечению (a = 1) и принимая, что плоскость сравнения 00 проходит через ось трубопровода, можем записать уравнение Бернулли в таком виде:

. (1.48)

Отсюда следует, что с увеличением скорости движения давление должно уменьшаться и, наоборот, с уменьшением скорости давление должно увеличиваться. Это положение используется в водомере Вентури, где по разности показаний пьезометров h (см. рис. 1.24), зная диаметры D и d, можно определить расход.

В водоструйном насосе (рис. 1.25) вода из бака I поступает в трубопровод, имеющий сужение. В узком сечении скорость струи возрастает, и. струя увлекает за собой воздух, находящийся в смесительной камере, благодаря чему происходит подсасывание жидкости по трубке, опущенной в бак 2. При больших скоростях движения жидкость будет подсасываться из бака 2 непрерывно. По этому же принципу работают эжекторы и гидроэлеваторы.

ВИДЫ СОПРОТИВЛЕНИЙ (ПОТЕРЬ НАПОРА)

Решение многих практических задач гидравлики сводится к установлению зависимости, определяющей изменение скорости и давления по длине потока. Для этого могут быть использованы:

уравнение постоянства расхода

и уравнение Бернулли

Эти уравнения обычно имеют три неизвестных: υ, р и hпот, поэтому для их решения необходимо третье уравнение. В качестве третьего уравнения используют зависимость потерь напора от скорости υ и ряда других факторов.

Потери напора (энергии) потока вызываются сопротивлениями двух видов:

1) сопротивлениями по длине, обусловленными силами трения;

2) местными сопротивлениями, обусловленными изменениями скорости потока по величине и направлению.

Потери напора по длине трубопровода обычно определяют по формуле Дарси—Вейсбаха

, (1.55)

а местные потери — по формуле Вейсбаха

(1.56)

где λ — коэффициент гидравлического трения (коэффициент Дарси); l — длина трубопровода; d — диаметр трубопровода; υ — средняя скорость потока за местным сопротивлением; ξ — коэффициент местного сопротивления.

Коэффициенты λ и ξ безразмерны. Экспериментальные исследования показали, что эти коэффициенты зависят от многих факторов, в частности, от режима движения и шероховатости стенок.

Рис.1.31. График Г.А. Мурина

шероховатостью. Таким образом, на графике дана зависимость коэффициента λ от числа Рейнольдса и относительной шероховатости.

На графике можно выделить три области: 1 — область гидрав­лически гладких труб, соответствующую сравнительно малым чис­лам Рейнольдса; 2 — область вполне шероховатого трения (об­ласть квадратичного закона), соответствующую сравнительно боль­шим числам Рейнольдса; 3 — переходную область между ними. В области гидравлически гладких труб коэффициент λ зависит толь­ко от числа Рейнольдса. В переходной области коэффициент λ зависит от числа Рейнольдса и относительной шероховатости. В об­ласти квадратичного сопротивления коэффициент % зависит только от относительной шероховатости.

Полуэмпирическая теория турбулентности дает следующее объяс­нение приведенным закономерностям изменения коэффициента λ. Толщина ламинарного слоя, расположенного у стенки русла, изме­няется в зависимости от числа Рейнольдса. С уменьшением числа Рейнольдса толщина ламинарного слоя увеличивается, а с увели­чением числа Рейнольдса она уменьшается. В области гидравличе­ски гладких труб, соответствующей сравнительно малым числам Рейнольдса, выступы шероховатости стенок русел полностью нахо­дятся в ламинарном слое и по существу не оказывают сопротивле­ния движению жидкости. В этой области сопротивление движению обусловливается только внутренними сопротивлениями, вызван­ными турбулентным перемешиванием. В области квадратичного со­противления, соответствующей большим числам Рейнольдса, вслед­ствие относительно малой толщины ламинарного слоя выступы ше­роховатости стенок русел попадают в ядро течения и оказывают до­полнительное сопротивление движению жидкости. В переходной области выступы шероховатости стенок русел частично находятся в ламинарном слое, а частично попадают в ядро течения. В этой области сопротивления движению жидкости, обусловленные вну­тренними сопротивлениями и шероховатостью стенох русел, со­измеримы.

Для опреде-"' я коэффициента гидравлического трения λ при
турбулентном режиме предложен ряд обобщенных формул, действительных для всех областей потока. Например, широкое распространение имеет формула Кольбрука:

(1.68)

Для области гидравлически гладких труб она преобразуется в формулу Прандтля:

(1.69)

Таблица 1.1. Рекомендуемые значения эквивалентной шероховатости k9 для труб из различных материалов

 

Труба Состояние труб kэ. мм
Стальная: Новые 0,02-0.1
цельнонатянутая Битумизированные До 0,04
  Водопроводные, бывшие в эксплуатации 1,2—1,5
  Очищенные после многих лет эксплуатации До 0,04
  Новые или старые в хорошем состоянии; 0,04—0,1
  сварные или клепаные соединения  
  Новые битумизированные ~0.05
цельносварная Бывшие в эксплуатации, равномерная коррозия ~ 0,15
  Изнутри покрыты лаком, но не свободны 0,95-1
  от окисления; загрязнены в процессе  
  эксплуатации в воде, но не коррозированы  
  Новые 0,25-1
  Асфальтированные 0,12-0,3
Чугунная Водопроводные, бывшие в эксплуатации 1,4
  Очищенные после многих лет эксплуатации 0,3-0,5
Бетонная и же- Эксплуатируемые при средних условиях 2,5
лезобетонная  
Асбестоцемент- Новые 0,05-0.1
ная Эксплуатируемые при средних условиях ~0,6

а для области квадратичного сопротивления — в формулу Никурадзе:

1/ = 2lg r/kэ:,+ 1,74. (1.70)

Для расчета трубопроводов различного назначения (тепловых сетей, газопроводов и т. д.) можно применять формулу А. Д. Альтшуля:

(1.71)

Для области гидравлически гладких труб она принимает более простой вид, практически совпадающий с широко известной форму­лой Блазиуса:

(1.72)

а для области квадратичного сопротивления она приводится к фор­муле Шифринсона:

(1.73)

При практических расчетах значения эквивалентной шерохова­тости принимают с учетом материала стенок русла и их состояния, зависящего, в частности, от продолжительности и условий эксплу­атации (табл. 1.1).

Расчет водопроводных сетей из стальных и чугунных труб, быв­ших в эксплуатации, обычно проводят по формулам Ф. А. Шевелева:

при v < 1,2 м/с (в переходной области)

; (1.74)

при м/с (в области квадратичного сопротивления:

(1.75)

Для нахождения коэффициента λ при расчете трубопроводов из других материалов или трубопроводов, предназначенных для транс­портирования жидкостей, отличающихся от воды, применяют другие эмпирические формулы.

Потери напора в трубах некруглого сечения, а также при безна­порном движении можно определять по формуле Дарси—Вейсбаха:

(1.76)

Эта зависимость получена из формулы (1.55) путем замены диа­метра d гидравлическим радиусом R, равным

R = d/4. (I-77)

Возможность подобного преобразования формулы (1.55) под­тверждается хорошим согласованием зависимости (1.76) с опытны­ми данными. Коэффициент гидравлического трения λ в этой зави­симости вычисляют по приведенным выше выражениям с учетом

формулы (1.77).

ОБЩИЕ ПОТЕРИ НАПОРА

Общие потери напора определяют путем арифметического сум­мирования потерь напора по длине и потерь, вызванных отдель­ными местными сопротивлениями:

hпот= (1.86)

Этот метод определения потерь напора получил название прин­ципа наложения потерь.

Таким образом, в трубопроводе постоянного диаметра общие по­тери напора равны:

(1.87)

или

(1.88)

Если обозначить через ζ l, получим:

(1.89)

Метод наложения потерь напора применим только в том случае, если перед местными сопротивлениями поток успевает стабилизи­роваться, т. е. кривая распределения скоростей приобретает нор­мальный вид, соответствующий равномерному движению воды. Длина стабилизирующего прямолинейного участка составляет от 10 до 30 d, где d — диаметр трубопровода.

При близком расположении местных сопротивлений друг от друга принцип наложения потерь напора дает ошибочные резуль­таты. В этом случае потери напора следует определять эксперимен­тально.

ГИДРОТРАНСПОРТ

Транспортирование смеси воды и твердых веществ (пульпы), например цементного раствора, красителей и т. п., по трубам, лоткам, желобам, каналам называется гидротранспортом. Основными характеристиками гидросмеси (пульпы) являются консистен­ция (количество твердых частиц в единице объема жидкости) и крупность частиц. Консистенция может быть выражена массовой концентрацией, т. е. содержанием частиц по массе в процентах к массе жидкости. Скорость выпадения твердых частиц в жидкости называют гидравлической крупностью.

При турбулентном режиме потока гидросмеси в трубах твердые частицы не оседают на дно, а перемещаются во взвешенном состоя­нии благодаря наличию подъемной силы, пропорциональной квад­рату скорости потока. Наименьшая скорость потока гидросмеси, при которой не образуется осадка, называется критической. Кри­тическая скорость зависит от крупности частиц, их удельного веса, консистенции гидросмеси и диаметра трубопровода.

Для напорных пульпопроводов критическую скорость можно определить по формуле В. С. Кнороза:

(1-126)

где ωч — гидравлическая крупность частиц средним диаметром d0; р — массовая концентрация гидросмеси; d — диаметр трубопровода

Аналогично гидротранспорту работает пневматический транс­порт — перемещение смеси сыпучих материалов с воздухом по тру­бам. Скорость перемещения смеси должна быть больше крити­ческой скорости витания частиц.

ФОРМУЛЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ШЕЗИ С

Коэффициент Шези С, входящий в основные расчетные формулы равномерного движения в открытых руслах, можно определять по

ряду эмпирических формул.

Широкое распространение для определения коэффициента Шези С получила формула Н. Н. Павловского

(1.136) где n—коэффициент шероховатости (табл. 1.7); R — гидравлический ра­диус, и; у — показатель степени, определяемый по формуле (1.137)

Таблица 1.7. Значения коэффициента шероховатости п в формуле Н. Н. Павловского

Характер поверхности п
Строганое дерево, гладкая цементная поверхность. Доски нестроганые, бетонная и железобетонная облицовка при хорошем качестве работ... ■ Кладка кирпичная и из тесаного камня......» бутовая без облицовки, бетон Булыжная мостовая, плотные грунты в естественном состоянии Скалистые грунты при посредственной обработке, лессовые и гравелистые грунты................................. Земляные русла, реки, каналы в благоприятных условиях течения.............................................................. Естественные потоки с отложением на дне крупного гравия 0,011   0,012 0,013 0,017 0,02   0,0225   0,025 0,03

Формула (1.136) основана на большом опытном материале и хорошо подтверждается на практике.

В ряде случаев для подсчета коэффициента Шези С применяют формулу Маннинга:

. (1.138)

При расчете ирригационных каналов рекомендуется пользовать­ся формулой И. И. Агроскина:

(1.139)

Расчет каналов и лотков, имеющих сравнительно гладкие стен­ки, рекомендуется производить по формуле А. Д. Альтшуля

(1.140)

Таблица 1,8. Значения приведенной линейной шероховатости ε

 

Характеристика русла

0 (до 0,02) 0,04 (0,02—0,06) 0,1 (0,02—1) 0,3 (0,03—1,5) 0,5 (0,08—1,25) 0,5 (0,12-1,25)

Исключительно гладкие поверхности

(эмалированные, глазурованные и т. д.).......

Чистая цементная штукатурка.................

Металлические лотки гладкие.....................

Деревянные лотки, бетонировка.................

Кирпичная кладка.......................................

Тесаный камень..........................................

 

где R — гидравлический радиус, мм; ε — приведенная линейная шерохова­тость; мм (табл 1.8)

Формула (1.140) представляет собой обобщенную зависимость, справедливую для всей области турбулентного режима движения.

ЗАКОН ФИЛЬТРАЦИИ

Закон фильтрации был установлен Дарси в 1856 г. на основании результатов проведенных им экспериментов с песчаным грунтом при изменении пьезометрических уклонов от 1,5 до 18. Позднее этот за­кон получил и теоретическое подтверждение. Закон Дарси может быть выражен формулой

(1-157)

где υ — скорость фильтрации; к ф — коэффициент фильтрации, характери­зующий фильтрационную способность грунта; обычно значение к фопределяют опытным путем; J — гидравлический градиент грунтового потока (пьезо­метрический уклон).

Из рассмотрения зависимости (1.157) можно заключить, что ко­эффициент фильтрации представляет собой скорость фильтрации при единичном уклоне.

Расход фильтрационного потока может быть выражен такой за­висимостью

Q = , (I.158)

где ω — площадь живого сечения, нормального к направлению движения.

В 1857 г. французский ученый Дюпюи, основываясь на законе Дарси и дав этому закону некоторое теоретическое обоснование, рассмотрел случай движения фильтрационного потока со свобод­ной поверхностью при горизонтальном подстилающем слое и по­лучил известное уравнение кривой депрессии (рис. 1.54):

(1.159)

где q — расход грунтового потока, приходящийся на единицу его ширины; h1, и h2 — глубины грунтового потока в сечениях I—I и II—II; l — горизон­тальное расстояние между сечениями I—I и II—II.

 


Рис. 1.54. Схема к выво­ду уравнения

кривой депрессии

Рис. 1.55. Схема прито­ка грунтовых вод к колодцу

 

Зависимости (1.157) —(1.159) позволяют решать многие практи­ческие задачи, связанные с фильтрацией в водопроницаемых грун­тах. В последующем изложении будет показано несколько случаев использования указанных формул.

В. И. Калицун, В.С.Кедров,

Ю.М.Ласков, П.В.Сафонов

ГИДРАВЛИКА,

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ

Издание третье, переработанное и дополненное

Допущено

Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности «Промышленное и гражданское строительство»

МОСКВА

СТРОЙИЗДАТ


Оглавление

Раздел I. ГИДРАВЛИКА... 4

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 4

§ 1. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ГИДРАВЛИКИ.. 4

§ 2. ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ.. 4

Глава 2. ГИДРОСТАТИКА.. 6

§ 3. ГИДРОСТАТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УРАВНЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ ЖИДКОСТИ.. 6

§ 4. ПОВЕРХНОСТИ РАВНОГО ДАВЛЕНИЯ. СВОБОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ.. 10

§ 5. ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ГИДРОСТАТИКИ. ЗАКОН ПАСКАЛЯ.. 10

§ 6. АБСОЛЮТНОЕ И МАНОМЕТРИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ. ПЬЕЗОМЕТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА. ВАКУУМ... 11

§ 7. ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ.. 12

§ 8. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ГИДРОСТАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.. 13

Глава 3. ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ НА ПЛОСКИЕ И КРИВОЛИНЕЙНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ.. 14

§ 9. ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ НА ПЛОСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ. ЦЕНТР ДАВЛЕНИЯ. ЭПЮРА ДАВЛЕНИЯ 14

§ 10. ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ НА КРИВОЛИНЕЙНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ.. 17

§ 11. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ В ЖИДКОСТИ. ЗАКОН АРХИМЕДА.. 18

Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГИДРОДИНАМИКИ.. 19

§ 12. ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ. ЛИНИЯ ТОКА. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУЙКА И ПОТОК.. 19

§ 13. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОТОКА. РАВНОМЕРНОЕ И НЕРАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ. НАПОРНЫЙ И БЕЗНАПОРНЫЙ ПОТОК.. 20

Глава 5. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ.. 21

§ 14. УРАВНЕНИЕ НЕРАЗРЫВНОСТИ ПОТОКА.. 21

§ 15. УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ ДЛЯ ПОТОКА ЖИДКОСТИ. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ УРАВНЕНИЯ БЕРНУЛЛИ.. 22

§ 16. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРАВНЕНИЯ БЕРНУЛЛИ.. 26

§ 17. УРАВНЕНИЕ РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ.. 27

Глава 6. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ.. 27

§ 18. ВИДЫ СОПРОТИВЛЕНИЙ (ПОТЕРЬ НАПОРА) 27

§ 19. ДВА РЕЖИМА ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ.. 28

§ 20. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ И ПОТЕРИ НАПОРА ПРИ ЛАМИНАРНОМ РЕЖИМЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ТРУБАХ.. 29

§ 21. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ПРИ ТУРБУЛЕНТНОМ РЕЖИМЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ТРУБАХ 30

§ 22. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ НАПОРА ПО ДЛИНЕ.. 31

§ 23. ПОТЕРИ НАПОРА В МЕСТНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЯХ.. 35

§ 24. ОБЩИЕ ПОТЕРИ НАПОРА.. 40

Глава 7. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ ОТВЕРСТИЙ, ЧЕРЕЗ НАСАДКИ И ВОДОСЛИВЫ... 41

§ 25. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ МАЛОГО ОТВЕРСТИЯ В ТОНКОЙ СТЕНКЕ ПРИ ПОСТОЯННОМ НАПОРЕ 41

§ 26. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ МАЛОГО ОТВЕРСТИЯ В ТОНКОЙ СТЕНКЕ ПРИ ПЕРЕМЕННОМ НАПОРЕ 43

§ 27. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ НАСАДКИ.. 45

§ 28. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ ВОДОСЛИВЫ... 47

Глава 8. РАСЧЕТ НАПОРНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ.. 49

§ 29. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ.. 49

§ 30. ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ТРУБОПРОВОДОВ.. 49

§ 31. ОСНОВЫ РАСЧЕТА ПРОСТЫХ КОРОТКИХ И ДЛИННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ.. 54

§ 32. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ.. 56

§ 33. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ.. 57

§ 34. ОСНОВЫ РАСЧЕТА ТРУБОПРОВОДОВ ПРИ РАВНОМЕРНОЙ РАЗДАЧЕ РАСХОДА ПО ПУТИ.. 58

§ 35. ГИДРОТРАНСПОРТ.. 59

§ 36. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УДАР В ТРУБАХ.. 60

Глава 9. РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ОТКРЫТЫХ РУСЛАХ.. 63

§ 37. ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ОТКРЫТЫХ РУСЛАХ. РАСЧЕТНАЯ ФОРМУЛА.. 63

§ 38. ФОРМУЛЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ШЕЗИ С.. 64

§ 39. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ПО СЕЧЕНИЮ ПОТОКА. ДОПУСТИМЫЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ 65

§ 40. ГИДРАВЛИЧЕСКИ НАИВЫГОДНЕЙШЕЕ СЕЧЕНИЕ КАНАЛА.. 67

§ 41. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАНАЛОВ.. 68

§ 42. ОСОБЕННОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО РАСЧЕТА БЕЗНАПОРНЫХ ТРУБ.. 70

Глава 10. ДВИЖЕНИЕ ГРУНТОВЫХ ВОД.. 72

§ 43. ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ВОДЫ В ГРУНТАХ.. 72

§ 44. ЗАКОН ФИЛЬТРАЦИИ.. 72

§ 45. ПРИТОК ГРУНТОВЫХ ВОД К СКВАЖИНАМ... 74


Раздел I. ГИДРАВЛИКА

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ГИДРАВЛИКИ

Гидравлика — наука, изучающая законы равновесия и движения жидкостей и рассматривающая способы приложения этих законов к решению конкретных практических задач. Гидравлика составляет основу многих инженерных расчетов при конструировании специальных сооружений (плотин, сетей, отстойников, фильтров и т. п.).

Начало развития гидравлики относится к античному периоду. Еще за 250 лет до н. э. появился трактат Архимеда «О плавающих телах», где был сформулирован закон о воздействии воды на погруженное в нее тело.

Особое развитие гидравлика как наука получила в XV—XVII вв. Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) написал труд «О движении и измерении воды». В 1612 г. Г. Галилей теоретически подтвердил закон Архимеда. В 1643 г. Э. Торричелли установил закон истечения жидкости из отверстия. В 1650 г. Б. Паскаль сформулировал закон о передаче жидкостью давления. В 1687 г. И. Ньютон предложил гипотезу о законе внутреннего трения в движущейся жидкости и дал понятие о вязкости жидкости.

Дальнейшее развитие гидравлики связано с именами русских ученых — М. В. Ломоносова, Д. Бернулли и Л. Эйлера, установивших основные законы гидродинамики. Инженерное применение теоретических основ гидродинамики получило отражение в работах таких ученых, как А. Шези (движение жидкости в каналах и трубах). Д. Вентури (истечение из отверстий), Дарси (напорное движение воды в трубах), О. Рейнольдc (режимы движения жидкостей в трубах) и др.

Широко известны работы Н. Е. Жуковского (1847—1921 гг.), создавшего теорию гидравлического удара в водопроводе, Н. П. Петрова (1836—1920 гг.), разработавшего гидродинамическую теорию смазки, и И. С. Громека (1851 —1889 гг.), получившего уравнения вихревого движения жидкости.

Большой вклад в развитие гидравлики внесли советские ученые: Н. Н. Павловский, А. Н. Колмогоров, С. А. Христианович, М. А. Великанов, А. Я Милович и многие другие.

Гидравлика как прикладная инженерная наука необходима для расчетов при проектировании сети и сооружений систем водоснабжения, канализации, осушения и орошения, гидротехнических со оружений, мостов, для расчета транспортирования строительных растворов по трубам, конструирования насосов, компрессоров и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.171 (0.031 с.)