Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зачем нужно знакомство с логикой.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В наш прагматичный век, сталкиваясь с чем-то для себя новым, люди первым делом спрашивают: “А зачем мне это нужно?” Увы, простая любознательность постепенно исчезает, да и вечная погоня за карьерой, успехом, просто за куском хлеба почти не оставляет времени и сил на занятия, не приносящие немедленной пользы. Поэтому - зачем? Зачем мне читать эту книжку? Быть может, следующие соображения покажутся вам заслуживающими внимания. Прежде всего, знакомство с логикой приучает нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли. Многие люди вообще не способны связать двух слов. Другие говорят, но так бессвязно и расплывчато, что ничего не поймешь. Логика содействует формированию связной и ясной речи. Логика воспитывает умение обосновывать свои идеи и решения и убеждать других людей. Если вы способны обосновать свою мысль, решение того или иного вопроса, то ваша речь будет не только ясной, но и убедительной. Каким бы родом деятельности вы ни занимались, часто это - необходимое условие ее успеха. Еще более важно то, что знакомство с логикой постепенно формирует привычку анализировать свои и чужие рассуждения. Логика вооружает нас и средствами, позволяющими обнаружить, точно обозначить и устранить ошибку рассуждения. Она помогает нам справиться с демагогией и софистикой, избавляет нас от того земляного простодушия, которое легко толкает нас в объятия сладкоречивых жуликов. Обращаются, например, к вам с таким рассуждением: “Я - человек, а вы - не я, следовательно, вы - не человек”. И даже если вы чувствуете, что здесь что-то не так, сможете ли вы достойно возразить? Вряд ли. В лучшем случае буркнете что-то вроде “Сам дурак!” и отойдете с чувством интеллектуального унижения. Знакомство с логикой даст вам возможность определить, что это за рассуждение, каким требованиям оно должно удовлетворять и какое из этих требований здесь нарушено. Указав на все это, вы пристыдите демэгога или невежду, и уже он отойдет от вас, посыпав голову пеплом. Логика научит вас спорить. И в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности нам часто приходится вступать в полемику по разным поводам. Спорить мы, как правило, не умеем, и наши столкновения чаще всего заканчиваются перебранкой, криком, а то и дракой. Познакомившись с логикой, вы научитесь корректно отстаивать свое мнение, опровергать ошибочное убеждение своего оппонента, находить компромиссы, разоблачать недобросовестные приемы и уловки. И все-таки самое важное - логика вырабатывает привычку думать. Современная жизнь вынуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены таким образом, чтобы вложить в голову учащегося как можно больше информации. Но они, как правило, не учат думать, не стремятся развить эту драгоценную способность человека. Поэтому многие не любят и не умеют думать. Вместо того чтобы задуматься и найти свое решение тех или иных проблем, мы охотно полагаемся на мнение какого-нибудь телевизионного вещателя, друзей или знакомых. Конечно, думать трудно, напряженное размышление забирает столько сил, сколько тратит шахтер или молотобоец. Но ведь думать необходимо, если вы не хотите прожить всю свою жизнь куклой, которую дергают за веревочки ловкие манипуляторы. А когда думание становится привычкой, оно начинает доставлять наслаждение. Так атлет, хрустя позвоночником, обливаясь потом, со стонами развивает свои мышцы. Зато потом, какой восторг доставляет ему игра этих мышц, когда каждая клетка тела поет о радости телесного бытия! Именно с этой целью в книжку включены самые разнообразные задачи. Они просты, но все-таки заставят вас слегка задуматься. Думайте! Но это не учебник по логике. Для более глубокого знакомства с этой наукой нужно обратиться к специальной литературе.
Глава 2 СЛОВО И ПОНЯТИЕ
имя Наши бытовые и профессиональные разговоры, речи, споры состоят из слов и предложений. Будем считать, что вы умеете отличать слово или словосочетание от предложения, и займемся сначала анализом слов — именно из них, как из кирпичей, строятся “здания” наших рассуждений. Среди употребляемых нами слов наиболее важными являются имена, причем именно они и составляют большую часть слов. Ну, конечно! Слова и нужны в первую очередь для того, чтобы как-то обозначать, именовать окружающие нас предметы, явления, события. Нам хорошо знаком класс собственных имен, скажем, “Петя”, “Иван Кузьмич”, “Аделаида Митрофановна”, “Александр Пушкин”, “Москва” и т.п. Но ведь слова “дом”, “береза”, “красный” - это тоже обозначения, т.е. имена тех или иных объектов или свойств! Даже встречая незнакомый предмет, мы сразу даем ему имя - “незнакомый предмет”; а уж если нам встретилась вещь, которую мы не знаем, как назвать, мы все равно называем ее — “вещь без имени”. Короче говоря, все предметы, свойства, отношения окружающего нас мира, любой объект нашего внимания может быть назван некоторым именем. Имя — это выражение языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность предметов, свойство или отношение. Мы видим, что логика значительно расширяет наше обыденное понимание того, что такое имя. В повседневной жизни мы считаем именами лишь собственные имена, обозначающие индивидуальные, единственные в своем роде объекты. Но обозначения групп предметов, отношений, свойств тоже естественно рассматривать как их имена! Конечно, это может показаться несколько необычным, и если на вопрос “Как вас зовут?”, вы ответите: “Меня зовут человек”, спросивший может слегка удивиться. Однако наука часто отходит от обыденного здравого смысла, проникая в суть вещей. Так и здесь: логика выделяет важнейшую функцию наших слов - что-то обозначать, и с этой точки зрения почти все они оказываются именами.
ПОНЯТИЕ Язык служит для выражения мыслей. Имена не только обозначают те или иные объекты, но выражают также ту или иную мысль. Эта мысль (точнее, форма мысли) называется понятием. Понятие есть форма мысли, выражаемая именем. Когда мы называем отдельный предмет или группу предметов, например, “нынешний президент России” или “курица”, мы одновременно думаем о каких-то чертах, свойствах этих объектов, об их облике, происхождении, отношении к другим объектам и т.п. Первое из приведенных имен обозначает конкретного человека, но одновременно выражает мысль о государственном устройстве современной России и главе российского государства. Второе имя обозначает обширный класс объектов и одновременно выражает мысль о том, что это — птицы, причем домашние, что они несут яйца, не умеют летать и т.д. Вот эти мысли, выражаемые именами, и являются понятиями. Всякое понятие выражается в имени и всякое имя выражает понятие. Поэтому в дальнейшем мы часто не будем проводить между ними различия. Однако следует помнить о том, что имя - это выражение языка, а понятие - это мысль. Между именами и понятиями нет жесткой связи: одно и то же понятие может выражаться разными именами и одно и то же имя может выражать разные понятия. Это проявляется в синонимии, когда два слова выражают одно и то же понятие - например, “смелый” и “храбрый”, и в омонимии, когда одно слово используется для выражения двух разных понятий — например, “лук”, из которого стреляют, и “лук”, который едят. Именно в отсутствии жесткой связи между именами и понятиями лежит источник непонимания между людьми, ошибок в рассуждениях, демагогии и софистики. Писатель В. Набоков рассказывал, что один немецкий лингвист перевел пуш кинское “У Лукоморья...” оборотом “На берегу лукового моря...” Он спутал оружие с растением! 1) Вы - пилот самолета, совершающего рейс из Нью-Йорка в Москву. Во время рейса на борту объявляется террорист, требующий посадить самолет в Лиссабоне. Экипаж не знает, что делать. Пассажиры в панике. Сколько лет пилоту самолета? 2) Идет по дороге маленький ребенок и причитает: “И мать у меня есть, и отец, да жаль, я им не сын!” Кем является ребенок? СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ИМЕНИ (ПОНЯТИЯ) Каждое понятие или связанное с ним имя имеют объем и содержание. Содержание понятия — это совокупность тех свойств, которые мыслятся в данном понятии. Например, в понятии “дерево” мыслятся такие свойства: быть растением, иметь корни, ствол, крону. Вот эти свойства и образуют содержание понятия “дерево”. Объем понятия есть множество тех предметов, каждому из которых принадлежат свойства, входящие в содержание понятия. Например, объем понятия “дерево” образуют все те предметы, которые обладают перечисленными выше свойствами, т.е. все деревья, растущие на Земле. В объем понятия “стол” войдут все существующие столы, в объем понятия “учащиеся” - все люди, которые где-то учатся, и т.д. Следует иметь в виду, что содержание понятия - это совокупность свойств, а объем понятия - это множество предметов, обладающих этими свойствами. Анаграммы - это слов.., в которых переставлены буквы, например, “стол” - “пост”. Если перестановка букв производится по какой-то системе, то получается шифр. Не всегда легко догадаться, какое слово было первоначально. Попробуйте! 3) Шиамна, теевр, фекри, езежол, лабосак, ди-ропом, соратак, двум, рмео, налеп, докилорк, вте-коц, сюртал, кораеж, касим. лукаб, трикса. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ По величине объема понятия разделяются на три группы. Понятия, в объем которых входит только один предмет, называются единичными. Они выражаются, как правило, именами собственными или эквивалентными им выражениями, например: “Луна”, “Париж”, “Наполеон”, “автор Илиады”, “первый космонавт” и т.п. Общими называются понятия, в объем которых входит более одного предмета, т.е. два и более. Например, “река”, “гора”, “планета”, “дом”, “собака” и т.п. И наконец, пустыми будут понятия, в объем которых не входит ни одного реального предмета. У таких понятий есть содержание, т.е. в них мыслится совокупность каких-то свойств, но в окружающем мире нет предметов, которые обладали бы этими свойствами, например: “русалка”, “кентавр”, “баба Яга”, “человек, проживший 1000 лет” и т.п. В понятии “русалка” мыслятся такие свойства: до пояса женщина, ниже пояса - рыба, живет в воде, по ночам выходит на берег. Но нет существ, обладающих перечисленными свойствами. Поэтому понятие “русалка” пусто по объему. Использование пустых понятий требует особой осторожности. Если, скажем, понятие “банковский счет г-на Д.” пусто по объему, а вы рассуждаете так, как если бы оно имело объем, вы можете совершить ошибку. Рассказывают, что некий врач из Тулузы, желая позабавиться, поместил в местной газете такое объявление: “В связи с отъездом за границу продаю дом и все имущество, в том числе редчайшую историческую реликвию, а именно череп Вольтера-ребенка”. И что же вы думаете? В течение одной недели редакция газеты получила от граждан более 100 запросов о цене этой драгоценной реликвии! Говорят, что лет 30 назад молодые экскурсоводы санкт-петербургского “Эрмитажа” развлекались аналогичным образом. Они заводили группу простодушных посетителей в зал, где были выставлены черепа предков человека, и с серьезным видом начинали рассказывать: “Вы видите череп Петра I в 5-летнем возрасте, а вот его череп в 20-летнем возрасте, а вот таким он стал в 50-летнем возрасте!” Некоторые посетители с интересом отмечали изменения, которые претерпевал череп императора стечением времени. По содержанию понятия разделяются на две группы. Конкретные понятия относятся к предметам, вещам, лицам, обладающим самостоятельным существованием Абстрактные понятия относятся к свойствам или отношения i предметов. Различие между конкретными и абстрактными понятиями заключается в следующем. Например, дом, белый дом, лошадь — это самостоятельно существующие предметы и понятия о них - конкретные. А вот “белизна” или “лошадность” - это свойства предметов, существующие только в связи с предметами, поэтому соответствующие понятия являются абстрактными. Абстрактными будут и понятия “выше”, “большой”, “краснота”, “доброжелательность” и т.п. 4) А теперь еще одна задача. У нас есть 9 монет одинакового достоинства, но одна из этих монет фальшивая: она легче, чем настоящие. В нашем распоряжении имеются простые весы с чашками, но без шкалы, которые лишь показывают отношение тяжелее-легче. Каким образом с помощью всего лишь двух взвешиваний выделить фальшивую монету?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.24 (0.011 с.) |