Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неточность, неясность, многозначностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слова нашего повседневного языка и выражаемые ими понятия часто оказываются неточными и неясными. Это приводит к ошибкам в рассуждениях, к бесплодным спорам, служат основой софистики и демагогии. Логика пытается устранить неясность и многозначность выражений нашего языка или хотя бы обратить на них внимание. Неточным является такое понятие, границы объема которого расплывчаты, неопределенны. Возьмите, скажем, понятие “молодой человек”. Ну, в 20 лет человека можно считать молодым. А в 30? А если человеку уже перевалило за 40? Нет четкой границы между молодым и немолодым человеком. Таковы же понятия “высокий”, “дом”, “окно”, “далекий” и т.д. Взгляните, как легко впасть в противоречие при использовании неточного понятия! Известно, что на голове человека около 100 тыс. волос. Выберем 100 тыс. человек и выстроим их в ряд. Первым поставим человека с наибольшим количеством волос на голове; вторым — того, у которого на один волос меньше; третьим - того, у которого на один волос меньше, чем у второго, и т.д. Последним в ряду будет человек, у которого на голове нет ни одного волоса. Пройдемся вдоль этого ряда. Первый человек в ряду, безусловно, не лысый. Взяв произвольную пару из этого ряда, найдем, что если первый из пары — не лысый, то и второй не будет лысым, ведь у него всего на один волос меньше! Отсюда на основании математической индукции следует, что ни одного человека из этого ряда нельзя назвать лысым. Но ведь последний в ряду - совершенно лысый человек! Таким образом, глаза нам говорят одно, а разум - совсем другое. Чтобы не сталкиваться с подобными противоречиями, нужно стремиться заменять неточные понятия точными. Неясными называют понятия с неопределенным содержанием. Все мы часто пользуемся словом “игра”: игра в футбол, игра в шахматы, игра актеров в театре и кино. Но попробуйте сказать, что такое “игра” вообще? Как только мы задумываемся над этим вопросом, сразу же выясняется, что на него чрезвычайно трудно ответить, ибо содержание понятия “игра” совершенно неопределенно. Сейчас в средствах массовой информации часто можно услышать слова “народ”, “цивилизация”, “интеллигенция”, “собственность”, “наука” и т.п. - все эти понятия весьма неясны по своему содержанию, что позволяет манипулир овать ими в демагогических рассуждениях. Наконец, еще одна особенность нашего повседневного языка заключается в том, что большая часть его слов и выражений многозначна, т.е. в разных случаях употребления они получают различные значения. Возьмите, например, два выражения: “глубокая впадина” и “глубокие знания”. Слово “глубокий” имеет совершенно разные смыслы в первом и во втором выражениях. Многозначность слов затрудняет взаимопонимание и часто приводит к ошибкам. Например, учитель спрашивает: “Что такое монархия?” “Это когда правит король”, - отвечает ученик. “А если король умирает?” - “То правит королева”. -“А если и королева умирает?” - “Ну, тогда правит валет”. Ученик путает представителей королевской семьи с персонажами карточной колоды и словам “король” и “королева” придает совсем не то значение, которое имеет в виду учитель. Логика требует, чтобы в разговоре или в конкретном рассуждении слова употреблялись только в одном смысле. Попробуйте понять, в чем состоит двусмысленность следующих ниже выражений и диалогов.
— Джексон, что случилось? — спрашивает поручик идущего по двору рядового Джексона с загипсованной рукой. - Я сломал руку в двух местах, сэр. - Впредь избегайте этих мест. Джексон. - Перед началом операции хирург намеревается продезинфицировать руки. — Спирту! - приказывает он ассистентке. Больной, испуганно: — Умоляю вас, доктор, только не перед операцией! Проходя мимо аптеки, человек увидел в витрине симпатичный флакон, на котором крупными буквами было написано: “От насморка и кашля — один доллар”. Обрадовавшись, он купил заманчивый флакон и отправился домой. Не прошло и суток, как он прибежал назад в аптеку с жалобой, что стал кашлять еще сильнее, несмотря на то, что выпил целый флакон. - Выпил! - закричал аптекарь. — И вы еще живы? Да ведь это же специальный состав для пропитки обуви, чтобы она не пропускала влагу! Жертву дорожного происшествия доставили в госпиталь. В приемном отделении, записывая его данные, сестра спрашивает: — Женаты? — О нет, нет, - вздрагивает пострадавший, — я просто попал под автомобиль. Властная дама приказывает своему мужу: — Дорогой! Пойди и отнеси это письмо на почту. — Но ты же видишь, дождь льет как из ведра. В такое время даже нашу собаку не выведешь на улицу. — А вот собаке там делать нечего! Разговор в поезде: — Вы знаете, у меня жена — ангел! — Счастливец, а моя еще жива. Жена фермера говорит мужу: — Дорогой, а ведь завтра 25 лет, как мы с тобой женаты! Не заколоть ли по этому поводу кабанчика? — Вот еще вздор! Кабанчик-то в чем виноват? Во время тренировки пожарный Д.Д. Погорелое сорвался с 40-метровой лестницы и упал на бетонную мостовую. Но он остался жив, избежав даже ушибов и царапин. Врач “скорой помощи” высказал предположение, что благополучный исход можно объяснить тем, что По-горелов успел подняться только на вторую ступеньку лестницы. Какое выражение понимается двояко? — Тебе повезло на охоте за тиграми? — О да, страшно повезло! Я не встретил, слава Богу, ни одного тигра. Какой части предложения можно придать два смысла? Тетушка зашла в магазин купить щенка для своей племянницы — подарок ко дню ее рождения. — Вы уверены, что вот этот щенок будет подходящим подарком? — Безусловно, - ответил продавец. -Он очень добр и доверчив, ест все подряд и особенно любит детей. — В чем источник непонимания? Приезжий: Ну что это за комнатушка? Да здесь и кошке негде повернуться? Хозяин отеля:' Не надо волноваться, сэр, в наш отель мы кошек не пускаем. ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ Определение понятий Для устранения неясности понятой и уточнения их содержания используется операция определения понятий. Определение есть логическая операция, раскрывающая содержание понятия и позволяющая отличать определяемые предметы от других, сходных с ними предметов. Когда содержание некоторого понятия вам известно плохо или вообще неизвестно, вы задаете вопрос: “Что это такое?” В ответ вам дают определение. Например, вы спрашиваете: “Что такое квадрат?” Вам отвечают: “Квадрат - это прямоугольник с равными сторонами” — это и есть определение. Определение говорит о тождестве двух понятий - определяемого и определяющего. Содержание определяемого понятия вам не известно, и оно раскрывается через известные вам определяющие понятия. В приведенном примере предполагается, что вы знаете, что такое прямоугольник и что такое равенство сторон. Для того чтобы определение выполняло свою задачу и действительно раскрывало содержание определяемого понятия, нужно при формулировке определения соблюдать некоторые простые правила. 1. Определение должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны быть тождественны по своему объему. Ну, конечно! Определение говорит о тождестве двух понятий, следовательно, эти два понятия относятся к одной и той же совокупности предметов. Нарушение этого правила приводит к ошибкам двоякого рода. Либо объем определяющего понятия больше объема определяемого понятия — тогда наше определение будет слишком широким; либо объем определяющего понятия меньше объема определяемого понятия - тогда наше определение будет слишком узким. Например: Лампа есть источник света. Данное определение отождествляет понятие “лампа” с понятием “источник света”. Но последнее гораздо шире по своему объему: источником света являются и лампа, и Солнце, и электрический фонарь, и Луна. Это слишком широкое определение. Треугольник есть плоская фигура стремя равными сторонами. Это слишком узкое определение, оно исключает из числа треугольников фигуры с разными сторонами. 2. Определение должно быть точным и ясным. Это правило говорит о том, что при определении нельзя использовать неточные и неясные понятия, о которых мы говорили в предыдущем разделе. Здесь следует обратить внимание на то, что слова, понятия, используемые в определяющей части, должны быть известны вам - тому человеку, для которого дается определение. Сами по себе они могут быть точны и ясны, но если их значение вам не известно, то определение не даст вам никакой информации. Данное требование исключает из числа определений всякого рода метафоры, крылатые выражения, сравнения и т.п. Например: Лень - мать всех пороков. Лев - царь зверей. Религия - опиум для народа. 3. Определение не должно содержать в себе круга. Здесь мы впервые сталкиваемся с ошибкой “порочного круга”, которая проникает во многие логические операции. Суть этой ошибки заключается в том, что интересующее вас понятие определяется посредством других понятий, содержание которых само раскрывается через определяемое понятие. Например: Вращение есть движение вокруг оси. Как будто бы все хорошо. Но что такое “ось”? Ось есть прямая, вокруг которой осуществляется вращение. Таким образом, понятие “вращение” определяется с помощью понятия “ось”, а понятие “ось”, в свою очередь, определяется с помощью понятия “вращение”. Получается “порочный круг”, и человек, обращающийся к определению, не получает никакой информации о содержании интересующего его понятия. Например, в одном из рассказов польского писателя С. Лема мы читаем: “Сепульки есть объекты, служащие для сепуления. А что же такое "сепуление"? Сепуление - процедура, производимая с помощью сепульки”. Мы так и не узнаем, что такое “сепульки” и “сепуление”. Дать хорошее определение трудно, но можно хотя бы научиться устанавливать, насколько хорошим является данное вам определение. Для этого, столкнувшись с определением, задайте себе вопрос: “Смогу ли я на основании данного определения отличить определяемые предметы от всех остальных предметов?” Если сможете - определение является хорошим, оно действительно раскрывает содержание интересующего вас понятия; если же вы будете путать определяемые предметы с другими предметами - данное вам определение является плохим, какое-то из указанных выше правил в нем нарушено. 7) В пещере лежат 4 колпака — 2 белых и 2 черных. В пещеру входят три мудреца, которые знают, сколько там лежит колпаков и какого цвета. Но в пещере темно, поэтому мудрецы на ощупь выбирают себе колпак, надевают на голову и по одному выходят из пещеры. Первый идет куда глаза глядят. Второй идет за ним и видит, какого цвета на нем колпак. Третий идет последним и видит, какого цвета колпак на первом и втором. Вопрос: всегда ли среди этих трех мудрецов найдется тот, который догадается. какого цвета на нем колпак, и громко воскликнет: “Я знаю, на мне...!”? Ответ нужно обосновать. Мудрецы не оборачиваются, не разговаривают и т.д. Они должны догадаться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.136 (0.011 с.) |