Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осложненный психический инфантилизм
При осложненном психическом инфантилизме в клинической картине признаки незрелости эмоционально-волевой сферы сочетаются с другими психопатологическими проявлениями с церебрастеническим синдромом, невысоким уровнем интеллектуального развития, недоразвитием речи др. В клинической картине органического инфантилизма признаки незрелости эмоционально-волевой сферы обладают выраженной органической окраской. Черты психической незрелости как бы огрублены и несут в себе признаки органической неполноценности ЦНС, смещающие инфантильность в сторону патологических проявлений. Привязанности и эмоциональные проявления менее глубоки и недифференцированы. Отмечаются низкий уровень притязаний, малая заинтересованность в оценке действий, грубая внушаемость с элементами некритичности. Подражательность и внушаемость часто отличаются «избирательностью», свидетельствующей о слабости социально-этических установок. Выявляются и элементы психопатоподобного поведения. Интеллектуальная деятельность и те виды игровой деятельности, которые требуют психического напряжения, сосредоточения внимания и волевого усилия, отличаются недостаточной целенаправленностью, несамостоятельностью, выраженной истощаемостью и легкой пресыщаемостью. Выполняемой детьми интеллектуальной деятельности свойственны инертность, тугоподвижность, плохая переключаемость, нередко персеверативность мыслительных процессов. В структуре интеллектуальных нарушений ведущими являются недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности). Нейропсихологический анализ состояния высших корковых функций у детей с органическим инфантилизмом указывает на нарушение динамики психических процессов, проявляющейся в повышенной истощаемости, импульсивности и нестойкости психического тонуса. У всех детей отмечается слабость произвольных форм деятельности и поведения, целеполагающей мотивации, стойкого внимания, активного контроля. В зависимости от преобладающего эмоционального фона К.С.Лебединская (1981) выделила два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый и тормозимый. Первый характеризуется психомоторной расторможенностью, преобладанием эйфорического фона настроения, импульсивностью, что создает внешнее впечатление детской жизнерадостности и непосредственности. Второму варианту свойственны тормозимость, слабая инициативность, нерешительность, боязливость, преобладание сниженного фона настроения.
Искаженное психическое развитие Для анализа структуры интеллектуальной недостаточности при синдроме раннего детского аутизма необходимо выделить природно-психические и социально-психические компоненты и проследить закономерности их взаимоотношения. К основным природно-психическим расстройствам, интимно связанным с нейрофизиологическими (биологическими) механизмами, могут быть отнесены дефицит психической активности, инстинктивно-аффективные нарушения, нарушения сенсорной чувствительности и двигательной сферы. В клинической картине раннего детского аутизма нарушение природно-психических компонентов проявляется в общей вялости, слабости побуждений, быстрой истощаемости и пресыщаемости любой целенаправленной активности, низких сенсорных порогах с выраженным отрицательным фоном ощущений (гиперстезиях), снижении и избирательности аппетита, слабости инстинкта самосохранения, вялости моторного тонуса, отсутствии плавности движения, их стереотипизации и импульсивности и пр. Отсутствие или значительное снижение контактов с окружающими, «уход в себя», в свой внутренний мир - эти аутистические проявления можно рассматривать как компенсаторный механизм, направленный на защиту от травмирующей внешней среды (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, 1981). Нарушение взаимоотношений социального и природно-психического при раннем детском аутизме выражается не только в недостаточности или болезненном усилении и обнажении природно-психических компонентов, но и в их патологическом проявлении в структуре формирующихся социально-психических, а также в неравномерном, диспропорциональном психическом развитии с парциальной акселерацией преимущественно социально-психических компонентов. В основе вторичной интеллектуальной недостаточности при раннем детском аутизме лежит нарушение процесса образования понятия, который генетически связан с особенностями развития нижележащих психологических систем.
В игровой деятельности у детей с ранним аутизмом по сравнению со здоровыми сверстниками наблюдается значительно больше манипуляций, как адекватных, так, особенно, неадекватных, и значительно меньше предметных действий. Одним из наиболее существенных психопатологических признаков в клинической картине раннего детского аутизма выступает расстройство коммуникативной функции речи (К.С.Лебединская, О.С.Никольская, 1991). Мышление детей с ранним аутизмом характеризуется доминированием обобщений на основе формальных признаков, не дифференцированных по критерию социально-практической значимости. Динамика и прогноз интеллектуальных нарушений при раннем детском аутизме зависят от характера и течения заболевания, в рамках которого он проявляется. Прогностически менее благоприятны формы аутизма, которые отражают возрастной этап шизофренического процесса, заканчивающегося распадом психики, т. е. деменцией. Более благоприятны варианты, формирующиеся в рамках шизоидных психопатий и аутистических органических психопатий. В этих случаях интеллектуальные нарушения можно рассматривать как пограничное психическое расстройство. Лекция 13. Клинико-психопатологическая характеристика энцефалопатических форм пограничной интеллектуальной недостаточности Церебрастенические синдромы Психоорганические синдромы Интеллектуальная недостаточность в данной клинической группе связана с нарушениями интеллектуальной деятельности, обусловленными остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций, травм, интоксикаций. Описываемые состояния чаще имеют функционально-динамический, более или менее обратимый характер, что позволяет включить их в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Различают церебрастенические и психоорганические синдромы. Церебрастенические синдромы При церебрастенических состояниях на первый план выступают утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, замедленным темпом психической деятельности, низкой продуктивностью, нарушениями внимания и памяти. Вместе с тем клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к абстрактному мышлению. Психоорганические синдромы При психоорганических синдромах наряду с явлениями цереб-растении наблюдаются, эмоционально-волевые, неврозоподобные, апатические, аффективные, двигательные, эпилептиформные расстройства. Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде снижения (повышения) настроения, сочетающегося с агрессивностью, патологии влечений (сексуальной расторможенности, склонности к уходам из дома, бродяжничеству, прожорливости и пр.).
Аффективные нарушения выражаются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра и могут сопровождаться бурными двигательными и вегетативными реакциями. В таком состоянии ребенка трудно успокоить, вывести из ситуации конфликта путем убеждений и разъяснений. Аффект имеет довольно стойкий характер, причем у ребенка могут долго оставаться воспоминания о конфликте и желание отомстить обидчику. Ухудшение самочувствия и работоспособности сопровождается тенденцией к дисфорическим расстройствам настроения - злобностью, замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью, нетерпимостью к замечаниям, недовольством собой либо, наоборот, завышенной самооценкой, проявляющейся в усилении защитно-агрессивных реакций (негативизме, уходах с уроков, отказах от пищи и т. п.). У таких детей с трудом формируются эмоциональные привязанности. Их легко спровоцировать на нелепые поступки и нарушения дисциплины. При этом наказание обычно не вызывает ни раскаяния, ни раздражения по отношению к обидчикам. Неврозоподобные расстройства обнаруживаются уже в раннем и преддошкольном возрасте и проявляются повышенной возбудимостью и неустойчивостью вегетативных реакций, нарушениями сна и аппетита, особой чувствительностью к внешним воздействиям, эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, лабильностью настроений. Эти нарушения нередко сопровождаются общей двигательной расторможенностью, суетливостью. С возрастом нарушения вегетативной регуляции редуцируются, а ведущими становятся моносимптомные неврозоподобные расстройства (тики, заикание, энурез, эпизодические страхи). Апатические расстройства характеризуются явлениями вялости, замедленности, монотонности и слабости побуждений. Дети с апатическими расстройствами пассивны, безынициативны. Их интеллектуальная деятельность значительно нарушена. При выполнении трудных заданий, связанных с интеллектуальным напряжением и концентрацией внимания, симптомы вялости нарастают, усиливается замедленность и инертность, появляется склонность к персеверациям. Медлительность, инертность в интеллектуальных видах деятельности может сочетаться с двигательной расторможенностью в играх и спонтанном поведении. У части детей с психоорганическим синдромом на первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности. Поведение таких детей характеризуется беспокойством, суетливостью, некритичностью, недостаточным чувством дистанции, нарушением целенаправленной деятельности.
Наиболее тяжелыми проявлениями психоорганического синдрома, приводящими к интеллектуальной недостаточности с элементами распада психики, являются эпилептиформные расстройства (различные виды судорожных припадков и других психических параксизмов). В структуре интеллектуального дефекта этой группы детей преобладают психопатологические симптомы и синдромы в виде вязкости аффекта, торпидности и обстоятельности мыслительных процессов. Клиническая картина интеллектуальных нарушений при церебрастенических и психоорганических синдромах характеризуется дефицитарностью высших корковых функций. В отличие от парциальных задержек возрастного развития отдельных компонентов познавательной деятельности, при энцефалопатических формах имеет место повреждение структуры высших корковых функций, что приводит к формированию устойчивых форм интеллектуальной недостаточности. Виды нарушения высших корковых функций зависят от локализации поражения мозга. Так, поражение верхневисочных отделов доминантного полушария сопровождается дефектом тонких дифференцировок звуковых комплексов. При поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры наблюдаются дефекты зрительного восприятия как предметных, так и символических изображений, затруднения в анализе и синтезе пространственных отношений. Картина дефекта высших корковых функций при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов мозга включает также распад разрядного строения числа, нарушения счетных операций с переходом через десяток и понимания математических знаков. Поражение сенсомоторных отделов коры сопровождается нарушением кинетической и кинестетической структуры двигательных актов. Это означает недостаточную дифференцированность нужного набора тонких движений либо нарушение их последовательной плавной смены. Динамика интеллектуальной недостаточности при церебрастенических и психоорганических синдромах различна, однако общим является их относительная обратимость в условиях специального обучения и воспитания и проведения соответствующих лечебных мероприятий, хотя при церебрастенических вариантах возможность достижения полной или относительно хорошей компенсации значительно выше. Таким образом, в зависимости от преобладания в клинической картине симптомов либо незрелости мозговых структур, либо повреждения мозга следует выделять дизонтогенетическую и энцефалопатическую формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Только такое понимание механизмов пограничной интеллектуальной недостаточности позволит повысить эффективность коррекционных программ. Если при дизонтогенетических формах пограничной интеллектуальной недостаточности приоритетными становятся психолого-педагогические мероприятия формирующего обучения, то при энцефалопатических формах - реабилитационные. Лекция 14.Клинико-психологическая характеристика смешанных форм интеллектуальной недостаточности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.03 с.) |