Осложненный психический инфантилизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осложненный психический инфантилизм



При осложненном психическом инфантилизме в клинической картине признаки незрелости эмоционально-волевой сферы сочетаются с другими психопатологическими проявлениями с церебрастеническим синдромом, невысоким уровнем интеллектуального развития, недоразвитием речи др.

В клинической картине органического инфантилизма признаки незрелости эмоционально-волевой сферы обладают выраженной органической окраской. Черты психической незрелости как бы огрублены и несут в себе признаки органической неполноценности ЦНС, смещающие инфантильность в сторону патологических проявлений. Привязанности и эмоциональные проявления менее глубоки и недифференцированы. Отмечаются низкий уровень притязаний, малая заинтересованность в оценке действий, грубая внушаемость с элементами некритичности. Подражательность и внушаемость часто отличаются «избирательностью», свидетельствующей о слабости социально-этических установок. Выявляются и элементы психопатоподобного поведения.

Интеллектуальная деятельность и те виды игровой деятельности, которые требуют психического напряжения, сосредоточения внимания и волевого усилия, отличаются недостаточной целенаправленностью, несамостоятельностью, выраженной истощаемостью и легкой пресыщаемостью. Выполняемой детьми интеллектуальной деятельности свойственны инертность, тугоподвижность, плохая переключаемость, нередко персеверативность мыслительных процессов. В структуре интеллектуальных нарушений ведущими являются недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности).

Нейропсихологический анализ состояния высших корковых функций у детей с органическим инфантилизмом указывает на нарушение динамики психических процессов, проявляющейся в повышенной истощаемости, импульсивности и нестойкости психического тонуса. У всех детей отмечается слабость произвольных форм деятельности и поведения, целеполагающей мотивации, стойкого внимания, активного контроля. В зависимости от преобладающего эмоционального фона К.С.Лебединская (1981) выделила два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый и тормозимый. Первый характеризуется психомоторной расторможенностью, преобладанием эйфорического фона настроения, импульсивностью, что создает внешнее впечатление детской жизнерадостности и непосредственности. Второму варианту свойственны тормозимость, слабая инициативность, нерешительность, боязливость, преобладание сниженного фона настроения.

Искаженное психическое развитие

Для анализа структуры интеллектуальной недостаточности при синдроме раннего детского аутизма необходимо выделить природно-психические и социально-психические компоненты и проследить закономерности их взаимоотношения.

К основным природно-психическим расстройствам, интимно связанным с нейрофизиологическими (биологическими) механизмами, могут быть отнесены дефицит психической активности, инстинктивно-аффективные нарушения, нарушения сенсорной чувствительности и двигательной сферы. В клинической картине раннего детского аутизма нарушение природно-психических компонентов проявляется в общей вялости, слабости побуждений, быстрой истощаемости и пресыщаемости любой целенаправленной активности, низких сенсорных порогах с выраженным отрицательным фоном ощущений (гиперстезиях), снижении и избирательности аппетита, слабости инстинкта самосохранения, вялости моторного тонуса, отсутствии плавности движения, их стереотипизации и импульсивности и пр.

Отсутствие или значительное снижение контактов с окружающими, «уход в себя», в свой внутренний мир - эти аутистические проявления можно рассматривать как компенсаторный механизм, направленный на защиту от травмирующей внешней среды (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, 1981).

Нарушение взаимоотношений социального и природно-психического при раннем детском аутизме выражается не только в недостаточности или болезненном усилении и обнажении природно-психических компонентов, но и в их патологическом проявлении в структуре формирующихся социально-психических, а также в неравномерном, диспропорциональном психическом развитии с парциальной акселерацией преимущественно социально-психических компонентов.

В основе вторичной интеллектуальной недостаточности при раннем детском аутизме лежит нарушение процесса образования понятия, который генетически связан с особенностями развития нижележащих психологических систем.

В игровой деятельности у детей с ранним аутизмом по сравнению со здоровыми сверстниками наблюдается значительно больше манипуляций, как адекватных, так, особенно, неадекватных, и значительно меньше предметных действий.

Одним из наиболее существенных психопатологических признаков в клинической картине раннего детского аутизма выступает расстройство коммуникативной функции речи (К.С.Лебединская, О.С.Никольская, 1991).

Мышление детей с ранним аутизмом характеризуется доминированием обобщений на основе формальных признаков, не дифференцированных по критерию социально-практической значимости.

Динамика и прогноз интеллектуальных нарушений при раннем детском аутизме зависят от характера и течения заболевания, в рамках которого он проявляется. Прогностически менее благоприятны формы аутизма, которые отражают возрастной этап шизофренического процесса, заканчивающегося распадом психики, т. е. деменцией. Более благоприятны варианты, формирующиеся в рамках шизоидных психопатий и аутистических органических психопатий. В этих случаях интеллектуальные нарушения можно рассматривать как пограничное психическое расстройство.

Лекция 13. Клинико-психопатологическая характеристика энцефалопатических форм пограничной интеллектуальной недостаточности

Церебрастенические синдромы

Психоорганические синдромы

Интеллектуальная недостаточность в данной клинической группе связана с нарушениями интеллектуальной деятельности, обусловленными остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций, травм, интоксикаций. Описываемые состояния чаще имеют функционально-динамический, более или менее обратимый характер, что позволяет включить их в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Различают церебрастенические и психоорганические синдромы.

Церебрастенические синдромы

При церебрастенических состояниях на первый план выступают утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, замедленным темпом психической деятельности, низкой продуктивностью, нарушениями внимания и памяти. Вместе с тем клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к абстрактному мышлению.

Психоорганические синдромы

При психоорганических синдромах наряду с явлениями цереб-растении наблюдаются, эмоционально-волевые, неврозоподобные, апатические, аффективные, двигательные, эпилептиформные расстройства.

Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде снижения (повышения) настроения, сочетающегося с агрессивностью, патологии влечений (сексуальной расторможенности, склонности к уходам из дома, бродяжничеству, прожорливости и пр.).

Аффективные нарушения выражаются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра и могут сопровождаться бурными двигательными и вегетативными реакциями. В таком состоянии ребенка трудно успокоить, вывести из ситуации конфликта путем убеждений и разъяснений. Аффект имеет довольно стойкий характер, причем у ребенка могут долго оставаться воспоминания о конфликте и желание отомстить обидчику.

Ухудшение самочувствия и работоспособности сопровождается тенденцией к дисфорическим расстройствам настроения - злобностью, замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью, нетерпимостью к замечаниям, недовольством собой либо, наоборот, завышенной самооценкой, проявляющейся в усилении защитно-агрессивных реакций (негативизме, уходах с уроков, отказах от пищи и т. п.). У таких детей с трудом формируются эмоциональные привязанности. Их легко спровоцировать на нелепые поступки и нарушения дисциплины. При этом наказание обычно не вызывает ни раскаяния, ни раздражения по отношению к обидчикам.

Неврозоподобные расстройства обнаруживаются уже в раннем и преддошкольном возрасте и проявляются повышенной возбудимостью и неустойчивостью вегетативных реакций, нарушениями сна и аппетита, особой чувствительностью к внешним воздействиям, эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, лабильностью настроений. Эти нарушения нередко сопровождаются общей двигательной расторможенностью, суетливостью. С возрастом нарушения вегетативной регуляции редуцируются, а ведущими становятся моносимптомные неврозоподобные расстройства (тики, заикание, энурез, эпизодические страхи).

Апатические расстройства характеризуются явлениями вялости, замедленности, монотонности и слабости побуждений. Дети с апатическими расстройствами пассивны, безынициативны. Их интеллектуальная деятельность значительно нарушена. При выполнении трудных заданий, связанных с интеллектуальным напряжением и концентрацией внимания, симптомы вялости нарастают, усиливается замедленность и инертность, появляется склонность к персеверациям. Медлительность, инертность в интеллектуальных видах деятельности может сочетаться с двигательной расторможенностью в играх и спонтанном поведении.

У части детей с психоорганическим синдромом на первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности. Поведение таких детей характеризуется беспокойством, суетливостью, некритичностью, недостаточным чувством дистанции, нарушением целенаправленной деятельности.

Наиболее тяжелыми проявлениями психоорганического синдрома, приводящими к интеллектуальной недостаточности с элементами распада психики, являются эпилептиформные расстройства (различные виды судорожных припадков и других психических параксизмов). В структуре интеллектуального дефекта этой группы детей преобладают психопатологические симптомы и синдромы в виде вязкости аффекта, торпидности и обстоятельности мыслительных процессов.

Клиническая картина интеллектуальных нарушений при церебрастенических и психоорганических синдромах характеризуется дефицитарностью высших корковых функций. В отличие от парциальных задержек возрастного развития отдельных компонентов познавательной деятельности, при энцефалопатических формах имеет место повреждение структуры высших корковых функций, что приводит к формированию устойчивых форм интеллектуальной недостаточности.

Виды нарушения высших корковых функций зависят от локализации поражения мозга. Так, поражение верхневисочных отделов доминантного полушария сопровождается дефектом тонких дифференцировок звуковых комплексов.

При поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры наблюдаются дефекты зрительного восприятия как предметных, так и символических изображений, затруднения в анализе и синтезе пространственных отношений.

Картина дефекта высших корковых функций при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов мозга включает также распад разрядного строения числа, нарушения счетных операций с переходом через десяток и понимания математических знаков.

Поражение сенсомоторных отделов коры сопровождается нарушением кинетической и кинестетической структуры двигательных актов. Это означает недостаточную дифференцированность нужного набора тонких движений либо нарушение их последовательной плавной смены.

Динамика интеллектуальной недостаточности при церебрастенических и психоорганических синдромах различна, однако общим является их относительная обратимость в условиях специального обучения и воспитания и проведения соответствующих лечебных мероприятий, хотя при церебрастенических вариантах возможность достижения полной или относительно хорошей компенсации значительно выше.

Таким образом, в зависимости от преобладания в клинической картине симптомов либо незрелости мозговых структур, либо повреждения мозга следует выделять дизонтогенетическую и энцефалопатическую формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Только такое понимание механизмов пограничной интеллектуальной недостаточности позволит повысить эффективность коррекционных программ. Если при дизонтогенетических формах пограничной интеллектуальной недостаточности приоритетными становятся психолого-педагогические мероприятия формирующего обучения, то при энцефалопатических формах - реабилитационные.

Лекция 14.Клинико-психологическая характеристика смешанных форм интеллектуальной недостаточности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.03 с.)