Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика смешанных (дизонтогенетически-энцефалопатических) форм пограничной интеллектуальной недостаточности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2. Неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР) 3. Осложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР) Специфическое речевое недоразвитие Общая характеристика смешанных (дизонтогенетически-энцефалопатических) форм пограничной интеллектуальной недостаточности Клиническая картина пограничной интеллектуальной недостаточности редко отражает один вид патогенеза (недоразвитие или повреждение), чаще имеет место их сочетанное действие. Дизон-тогенетические и энцефалопатические признаки представлены в структуре интеллектуального нарушения при синдроме общего недоразвития речи (ОНР) Термин «общее недоразвитие речи» отражает феноменологический подход к нарушению речевого развития, принятого в логопедии. Он не претендует на патогенетический анализ структуры дефекта. ОНР обычно является следствием резидуально-органического поражения мозга. Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений этого речевого расстройства. Их можно разделить на три следующие группы. 2. Неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР) Первая группа - неосложненный вариант ОНР. Здесь oтмечаются только признаки общего недоразвития речи без других выраженных отклонений нервно-психической деятельности. Неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушением регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Первичные (ядерные) зоны речедвигательного анализатора сохранны. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР. Большая роль в его возникновении принадлежит генетическим факторам. 3. Осложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР) При осложненном варианте имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Клиническая картина характеризуется сочетанием речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологических синдромов, из которых ведущие - гипертензионно-гидроцефальный, церебрастенический, синдром двигательных расстройств. Специфическое речевое недоразвитие Термин «общее недоразвитие речи» отражает феноменологический подход к нарушению речевого развития, принятого в логопедии. Он не претендует на патогенетический анализ структуры дефекта. ОНР обычно является следствием резидуально-органического поражения мозга. Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений этого речевого расстройства. Их можно разделить на три основные группы: Первая группа - неосложненный вариант ОНР. Здесь oт мечаются только признаки общего недоразвития речи без других выраженных отклонений нервно-психической деятельности. Неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушением регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Первичные (ядерные) зоны речедвигательного анализатора сохранны. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР. Большая роль в его возникновении принадлежит генетическим факторам. Вторая группа - осложненный вариант, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Клиническая картина характеризуется сочетанием речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологических синдромов, из которых ведущие - гипертензионно-гидроцефальный, церебрастенический, синдром двигательных расстройств. Третья группа - наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия («афазия развития», «врожденная афазия»). При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Характерным признаком этой формы речевой патологии является выраженное недоразвитие всех сторон речи - фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности, в том числе устной и письменной речи. При алалии речь нарушается в результате раннего поражения (в доречевом периоде) речевых зон мозга. Основными признаками ОНР являются позднее начало развития речи, замедленный его темп. При этом в раннем детском возрасте у ребенка отсутствует лепет, запаздывают речевые реакции, первые слова возникают лишь в два-три года, а иногда позднее. Фразовая речь появляется к пяти-шести годам и состоит из упрощенных предложений, включающих два-три слова. Обнаруживаются выраженные расстройства всех сторон речи: не соответствующий возрасту словарный запас, нарушения формирования грамматического строя, звукопроизношения и фонематического восприятия. Важная особенность речи детей с ОНР - выраженный разрыв между импрессивной и экспрессивной сторонами речи: при понимании обиходных фраз ребенок почти не владеет самостоятельной речью. В младшем школьном возрасте речевые расстройства сохраняются, разрыв между импрессивной и экспрессивной речью остается. С началом обучения выступают специфические расстройства чтения и письма, отражающие нарушения в устной речи. Ошибки письма проявляются в смешении, замене, пропусках, вставках, перестановках, повторах букв и слогов, искажении звуко-слоговой структуры слова (артикуляторно-акустическая и акустическая дисграфия); нарушении слитности написания отдельных слов - разрыв слов на части или, наоборот - слитное написание слов в предложении (дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза); в непонимании грамматических связей между словами, смысловых связей между предложениями (аграмматическая дисграфия); в замене и искажении написания букв по оптическому сходству, неправильном расположении их элементов, зеркальном письме (оптическая дисграфия). Выделяется несколько форм нарушения чтения, сопровождающихся специфическими ошибками: в процессе чтения дети путают буквы, обозначающие звуки, сходные по акустически-артикуляционным параметрам; характерны побуквенное чтение, вставки, пропуски, перестановки звуков в слове (при фонематической дислексии); отсутствует понимание смысла читаемого (семантическая дислексия); отмечается обилие грамматических ошибок (аграмматическая дислексия); нарушаются ассоциативные связи между буквой и соответствующим звуком (мнестическая дислексия); смешиваются и заменяются сходные по начертанию буквы (оптическая дислексия). Дальнейшая возрастная динамика речевого недоразвития нередко свидетельствует о постепенном сглаживании речевых расстройств, некотором обогащении словарного запаса, уменьшении фонетических и грамматических ошибок в устной речи и письме. Однако и у учащихся старших классов специализированной школы еще остаются дефекты в произношении, грамматическом строе устной и письменной речи, в понимании и написании сложных логико-грамматических конструкций. Таким образом, клиническая картина пограничной интеллектуальной недостаточности при ОНР характеризуется смешанным дизонтогенетически-энцефалопатическим симптомокомплексом, проявляющимся в позднем начале развития речи, зависимости тяжести речевого дефекта от выраженности резидуалъно-органического поражения мозга, задержанном или нарушенном формировании ряда высших корковых функций, наличии органических психопатологических симптомов. В генезе пограничной интеллектуальной недостаточности важная роль принадлежит снижению регулирующей функции речи, фактору социальной депривации в связи с дефицитом речевого общения. Лекция 15. Типичные симптомокомплексы детей дошкольного и младшего школьного возраста с пограничными психическими расстройствами Симптомокомплексы детей с пограничными психическими расстройствами
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.008 с.) |