Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория предпринимательства

Поиск

Экономическая теория предпринимательства

Теоретические проблемы предпринимательства достаточно хорошо исследованы в экономической теории.

Ричард Кантильон (1680-1734 гг.) определял предпринимателя как субъекта рыночных отношений, обладающего способностями предвидеть, рисковать, брать на себя ответственность за решения в стандартных и рисковых ситуациях. Кантильон отмечал, что расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность покупать товары отдельным субъектам рыночных отношений более дешево и продавать более дорого по сравнению с другими.

Адам Смит (1723-1790) определил предпринимателя как собственника капитала, который ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, а предпринимательская прибыль является компенсацией собственника за риск.

Иоганн Генрих Тюнен (1783-1850 гг.) определил предпринимателя как претендента на остаточный рискованный и непредсказуемый доход за принятие на себя непредвиденных рисков. Взгляды И. Тюнена были развиты Фрэнком Найтом (1885-1974), который отмечал, что “единственный риск”, ведущий к получению предпринимательского дохода,- это чрезвычайная неопределенность, использованная под ответственность предпринимателя. Уникальная неопределенность будущего может позволить предпринимателю получить дополнительный доход, несмотря на совершенную конкуренцию, рыночное равновесие и предельность продукта. Предприниматель “угадывает” будущую цену продукта и в связи с этим может получить непредвиденные доходы. Предпринимательский доход, по Найту, количественно определяется как разница между ожидаемой денежной выручкой и реальной. Такого дохода не может быть в стационарной экономике, где все будущие события в точности предугадываются.

Жан Батист Сэй (1767-1832 гг.) считал, что функция предпринимателя заключается в соединении, комбинировании факторов производства (капитала, земли и труда). Предпринимательство определялось Ж.Б. Сэйем как рациональная комбинация факторов воспроизводства в данной точке рыночного пространства. В случае получения малого дохода в данной точке осуществлялось перемещение этих факторов в другие более доходные сегменты рыночного пространства при их новой комбинации.

Альфред Маршалл (1842-1924 гг.) добавил к классическим факторам производства четвертый - организацию. Он использовал принцип комбинации факторов производства к индивидуальному воспроизводству в рамках отдельной развивающейся фирмы. В данном случае новое комбинирование факторов производства осуществляется при использовании новой технологии, новых форм организации и управления процессом воспроизводства. При этом отбираются более совершенные комбинации факторов по критериям их конкурентоспособности, их потенциальной жизнестойкости.

Целью исследований Йозефа Шумпетера (1883-1950 гг.) было построение теории циклов деловой активности - волнообразных чередований периодов относительного процветания и депрессии, которые впервые были обнаружены Н. Кондратьевым. По Шумпетеру, двигателем экономического развития, как циклического процесса структурных изменений внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя, включающая организационные, управленческие и маркетинговые нововведения, новые рынки, новые источники снабжения, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов. Цитата: «Предпринимательская деятельность, по Шумпетеру,- это не должность и даже не профессия, а, скорее, уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса».

Израэл Кирцнер (р.1930) отмечал, что неравновесные рыночные ситуации базируются на расхождении между спросом и предложением как во времени, так и в пространстве. Отсюда возникают возможности для получения добавочной прибыли, а сущность предпринимательства и предпринимателя состоит в его способности использовать такие источники для получения дополнительного дохода.

 

Сущность предпренемательства

Предпринимательская деятельность - это:

1) самостоятельная и добровольная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

2) инициативная деятельность, направленная на реализацию предпринимательских способностей и удовлетворение потребностей отдельных лиц и общества в целом;

3) рисковая деятельность по преодолению сопротивления предпринимательской среды;

4) деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли (дохода) путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

5) законная деятельность, осуществляемая физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Классификация предпринимательства по темпам развития, уровню прибыльности и доходности, по формам ответственности участников за результаты деятельности, по организационно-правовым формам, по отношению к прибыли.

По темпам развития, уровня прибыльности и доходности:

1.Быстрорастущее предпринимательство. 2.Медленнорастующее предпринимательство. 3.Высокоприбыльное предпринимательство.

4.Низкорентабельное предпринимательство.

По формам ответственности участников (учредителей) за результаты деятельности:

1.Организации с полной солидарной ответственностью.

2. Организации с субсидиарной ответственностью.

 

По организационно-правовым формам:

1.Хозяйственные товарищества.

2. Хозяйственные общества.

3. Производственные кооперативы.

4. Унитарные предприятия.

5. Потребительские кооперативы.

6. Общественные и религиозные организации.

7. Фонды, учреждения, объединения (ассоциации, союзы ).

По отношению к прибыли:

1. Коммерческие предпринимательские организации (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия).

2. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, объединения (ассоциации, союзы)).

Сущность предпринимательской среды.

Внешняя среда фирмы может быть определена как множество сил и субъектов, которые оказывают непосредственное (прямое) или опосредованное (косвенное) влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами.

Выделяются следующие основные характеристики факторов внеш-ней предпринимательской среды: 1) взаимосвязанность; 2) сложность; 3) подвижность; 4) неопределенность.

 

Характеристика факторов внешней предпринемательской среды

Взаимосвязанность факторов внешней среды — это взаимовлияние различных факторов в процессе функционирования фирмы. Например, рост цен на нефть, газ, электричество влечет за собой повышение цен почти на все товары.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, которые могут оказать существенное влияние на хозяйственную дея-тельность фирмы и на которые фирма обязана реагировать.

Подвижность внешней среды — это скорость изменения во внеш-нем окружении фирмы, зависящая от ее отраслевой принадлежности. Подвижность внешнего окружения может быть различной и для внутренних подразделений фирмы.

Неопределенность внешней среды определяется объемом информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора, а также степенью достоверности этой информации.

Структура организаций.

Организационная структура - документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений предприятия. Организационная структура устанавливается исходя из целей деятельности и необходимых для достижения этих целей подразделений, выполняющих функции, составляющие бизнес-процессы организации.

Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации

Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности).

· иерархическая;

· линейная;

· линейно-штабная;

· функциональная;

· упрощённая матричная;

· сбалансированная матричная;

· усиленная матричная;

· проектная;

· процессная;

· дивизиональная.

Нередко организационную структуру подстраивают под процесс производства продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.

Предложенная Генри HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3,_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8"Минцбергом типология базируется на выделении шести основных структурных элементов организации:

операционное ядро организации — осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;

стратегическая вершина — руководство организации, осуществляющее, формирование миссии, стратегических целей и стратегии деятельности организации;

средняя линия — промежуточное звено между руководством и операционным ядром;

техноструктура — объединяет аналитиков и специалистов, организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;

вспомогательный персонал — службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;

идеология — атмосфера организации, связанная с её традициями.

На основании этого выделяется 6 типов сверхструктур:

· простая структура — основной частью выступает стратегическая вершина и организация стремится к централизации

· машинная бюрократия — во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации

· профессиональная бюрократия — власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм

· дивизиональная форма — главную роль играет средняя линия за счёт увеличения роли среднего звена

· адхократия — основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями

· миссионерская форма — ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.

Культура организаций.

Культура организации (корпоративная культура) - это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, на процессы и результаты совместной работы.

Виды корпоративных культур по Д. Зонненфельду:

1. «Бейсбольная команда» возникает в компаниях, где необходимы быстрые бизнес-решения, поощряется талант, новаторство, инициатива, креативность. Успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», они очень конкурентоспособны на рынке рабочей силы, зачастую за таких работников компании конкурируют между собой. Работников с невысокими личностными и профессиональными качествами быстро увольняют. Бейсбол-культура встречается в высокорисковых и очень мобильных сферах бизнеса.

2. «Клубная» корпоративная культура характеризуется стабильными, безопасными условиями труда, преданностью, лояльностью, сработанностью сотрудников. Это способствует поощрению возраста и опыта сотрудников. Карьерный рост происходит медленно и постепенно, поэтому работники имеют широкий профессиональный кругозор. На каждом новом уровне работник должен постигнуть все аспекты работы.

3. «Академическая» культура также предполагает медленный постепенный карьерный рост внутри компании, но в отличие от «клубной» культуры работники здесь редко переходят из одного отдела в другой или из одного направления работы в другое. В таких компаниях поощряется выбор сотрудниками своего специфического направления деятельности, совершенствование личного мастерства и опыта. Основанием для поощрения и продвижения являются хорошая работа и профессиональное мастерство. Такая узкая специализация ограничивает развитие личности и препятствует внутриорганизационной кооперации. Академическая культура характерна для учебных заведений и крупных промышленных компаний.

4. «Оборонная» культура возникает в ситуациях необходимости выживания компании, при частых реструктуризациях компании для адаптации к меняющейся внешней среде. В таких компаниях нет гарантии постоянной работы, возможности профессионального роста. Такая корпоративная культура предоставляет профессиональные перспективы для уверенных в своих силах сотрудников, но губительна для остальных.

Типы организационной культуры по Д. Коулу:

1. Бюрократическая организационная культура:

- работники - прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации;

- основной побудительный мотив для сотрудников – экономический интерес и материальное стимулирование;

- организационная структура должна быть спроектирована так, чтобы обеспечить максимум внешнего контроля за деятельностью работников и нейтрализации непредвиденных действий;

- осуществление контроля и самоконтроля – основное качество сотрудников.

2. Органическая организационная культура:

- работники озабочены социальными нуждами и стремятся к взаимодействию с другими людьми, основная потребность человека – в общественном признании;

- работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства;

-высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов коллектива.

3. Предпринимательская организационная культура:

- решающий фактор успеха – инициатива самих работников, основной ресурс эффективности – настойчивые и агрессивные сотрудники;

- работники свободны в своих действиях, пока обеспечивают максимальную прибыль;

- наиболее эффективный способ мотивации работников – вызов, открывающий возможности для их самореализации, вызов должен соответствовать потенциалу работников и возможному вознаграждению;

- ответственность и риск принимаются на себя самими работниками, в организации царит дух внутренней конкуренции.

4. Партисипативная организационная культура (культура «участия», команды):

- общность ценностных установок, приоритет общекомандных целей и взаимодополнительность членов команды;

- люди способны гибко сочетать свои цели с целями команды, если последние четко оформлены;

- основные принципы взаимодействия;

- активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке и самооценке полученных результатов и индивидуальных вкладов в общекомандную работу;

- горизонтальные коммуникации между членами команды, постоянное самообразование всех членов команды.

В российских компаниях наиболее часто выделяют следующие типы корпоративной культуры организаций:

1. Культура семьи (клановый тип). Ценности: единство коллектива, согласие, мораль, ценность каждого человека, «семейные» ценности и роли. Лидеры: «родители». Характерен для компаний в самом начале пути, когда фирма больше похожа на семью, хотя встречается и в «консервативных» отраслях вроде сельского хозяйства.

2. Культура власти (адхократический, инновационный тип). Ценности: конкуренция в коллективе, инновации, предприимчивость, амбициозность, личная инициатива. Лидеры: рисковые, креативные, предприимчивые личности. Компании творческие, динамичные.

3. Культура цели (рыночный тип). Ценности: ориентация на результат и эффективность, целеустремленность, продуктивность. Лидеры: трудоголики, добивающиеся результата. Этому типу соответствуют компании, стремящиеся к увеличению прибыли, доли на рынке, росту капитализации.

4. Культура иерархии (бюрократический тип). Ценности: формальные правила и процедуры, хороший контроль, четкая иерархия, порядок, надежность, стабильность. Лидеры возглавляют вертикали власти.

Компании с культурой только одного типа - редкость, чаще встречается синтез различных типов.

 

Ресурсы организаций.

Ресурсы предпринимательской организации включают:

А) Основные средства (фонды) – здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, вычислительная техника, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь; земельные участки, вода, недра и др. природные ресурсы, находящие в собственности предприятия, многолетние насаждения, рабочий и продуктивный скот и др.

Б) Нематериальные активы:

- объекты интеллектуальной собственности – исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы ЭВМ и базы данных; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения и др.;

- деловая репутация организации (гудвилл) – преимущества, которые получает покупатель при приобретении действующей компании по сравнению с созданием новой фирмы. Это наличие постоянных клиентов, выгодное местоположение предприятия, высококвалифицированная управленческая команда, организованная система сбыта, секретные технологии, интеллектуальная собственность, налоговые льготы, благоприятные кредитные условия и др.

В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

В) Оборотные средства:

- оборотные производственные фонды включают производственные запасы (сырьё, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, МБП); незавершённое производство (незаконченная продукция, полуфабрикаты собственного изготовления); расходы будущих периодов (затраты на подготовку и освоение новой продукции);

- фонды обращения включают готовую продукцию (на складе), отгруженную продукцию, денежные средства, дебиторскую задолженность.

Г) Персонал – это совокупность физических лиц, выполняющих разнообразные функции в процессе производства материальных благ, оказания услуг, удовлетворения потребностей интеллектуального, культурного и другого характера. Общим для всех фирм является деление работников на персонал основной и неосновной деятельности, руководителей, специалистов, служащих и рабочих.

Д) Финансовые ресурсы:

- внутренние финансовые ресурсы – чистая прибыль организации, амортизационные отчисления, обязательства перед служащими, налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими фирмами;

- внешние финансовые ресурсы – привлеченные финансовые средства (уставный капитал, складочный капитал, паевой фонд); заёмные финансовые ресурсы (банковские кредиты и ссуды, средства от выпуска и продажи облигаций, небанковские займы и др.).

Простое товарищество

Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Участники

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.

 

Вклады в имущество хозяйственного товарищества или общества

Вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.

 

Права и обязанности участника хозяйственного товарищества и общества

Участник хозяйственного товарищества или общества также вправе:

· принимать участие в распределении прибыли товарищества или общества, участником которого он является;

· получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;

· требовать исключения другого участника из товарищества или общества (кроме публичных акционерных обществ) в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред товариществу или обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами товарищества или общества. Отказ от этого права или его ограничение ничтожны.

Участники хозяйственных товариществ или обществ могут иметь и другие права, предусмотренные настоящим Кодексом, законами о хозяйственных обществах, учредительными документами товарищества или общества.

Участник хозяйственного товарищества или общества также обязан вносить вклады в уставный (складочный) капитал товарищества или общества, участником которого он является, в порядке, в размерах, способами, которые предусмотрены учредительным документом хозяйственного товарищества или общества, и вклады в иное имущество хозяйственного товарищества или общества.

Участники хозяйственных товариществ и обществ могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом и их учредительными документами.

 

Преобразование хозяйственных товариществ и обществ

1. Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим Кодексом и законами о хозяйственных обществах.

При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Правила, изложенные в настоящем пункте, соответственно применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.

 

Хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации.

Хозяйственные товарищества

Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

21. Определение, формы и отличительные черты хозяйственных обществ.

Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования.

Основные положения об уставном капитале хозяйственного общества

Минимальный размер уставных капиталов хозяйственных обществ определяется законами о хозяйственных обществах.

Минимальные размеры уставных капиталов хозяйственных обществ, осуществляющих банковскую, страховую или иную подлежащую лицензированию деятельность, а также акционерных обществ, использующих открытую (публичную) подписку на свои акции, устанавливаются законами, определяющими особенности правового положения указанных хозяйственных обществ.

При оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала.

Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.

При оплате долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не денежными средствами, а иным имуществом участники общества и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений. При внесении в уставный капитал акционерного общества не денежных средств, а иного имущества акционер, осуществивший такую оплату, и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений.

Правила настоящего пункта об ответственности участника общества и независимого оценщика не применяются к хозяйственным обществам, созданным в соответствии с законами о приватизации путем приватизации государственных или муниципальных унитарных предприятий.

Если иное не предусмотрено законами о хозяйственных обществах, учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть уставного капитала хозяйственного общества - в течение первого года деятельности общества.

В случаях, если в соответствии с законом допускается государственная регистрация хозяйственного общества без предварительной оплаты трех четвертей уставного капитала, участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала.

22. Управление хозяйственными обществами.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью.

Рыночная власть поставщиков

Поставщики сырья, компонентов, рабочей силы и услуг могут влиять на деятельность компании. Поставщики могут отказаться работать с компанией или, например, установить чрезмерно высокие цены на уникальные ресурсы.

· сравнение стоимости переключения поставщиков и стоимости переключения компании

· степень дифференциации сырья и исходных материалов

· наличие заменителей поставщиков

· сравнение концентрации поставщиков и концентрации компании

· солидарность рабочей силы (например деятельность профсоюзов)

· угроза интеграции вперед (направление интеграции к потребителям) поставщиками может повлиять на возможность компании интеграции назад (направление интеграции к поставщикам)

· сравнение стоимости сырья и исходных материалов и продажной цены продукта компании

Уровень конкурентной борьбы

Для большинства отраслей, это определяющий фактор, влияющий на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге, бизнес-моделях и т. д.

· количество конкурентов

· уровень роста рынка

· критерии насыщения рынка (уровень дифференциации товаров и услуг)

· барьеры входа в отрасль (затраты на рекламу, управление ресурсами, лояльность покупателей, преданность брендам, договоренности с партнерами, эффект масштаба, ГРЭ, интеллектуальная собственность, инвестиции, предпочтительный доступ к сырью, предпочтительность географического положения, ограничительная торговая практика, НИОКР, вертикальная интеграция)

· барьеры выхода из отрасли (обязанность выплаты пособий при закрытии предприятий, затраты по списанию дорогостоящего оборудования, вмешательство профсоюзов, государства, затраты собственников по процедуре ликвидации или банкротства фирмы)

· отличительные черты конкурентов

· уровень затрат конкурентов на рекламу

· амбиции первых лиц и акционеров конкурентов

31. SNW – анализ внутренней предпринимательской среды.

Это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

Обычно SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT-анализа.

Виды бенчмаркинга

· Бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристик предприятия, исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов и сопоставление их с характеристиками конкурентов.

· Внутренний бенчмаркинг - сопоставляются характеристики производственных единиц со схожими бизнес-процессами внутри организации.

· Функциональный бенчмаркинг - сравниваются определённые функции двух или более организаций в том же секторе.

33. АВС – анализ.

ABC-анализ — анализ ресурсов организации путём деления на три категории (реже на 4-5):

· А — наиболее ценные, 20 % — тов.запасов; 80 % — продаж

· В — промежуточные, 30 % — тов.запасов; 15 % — продаж

· С — наименее ценные, 50 % — тов.запасов; 5 % — продаж

Это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать можно поставщиков, складские запасы, покупателей, длительные периоды продаж - всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.

 

34. Матрица Ансоффа.

Матрица Ансоффа (матрица товар—рынок) — аналитический инструмент стратегического менеджмента, разработанный основоположником этой науки, американцем русского происхождения Игорем HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C"Ансоффом, и предназначенный для определения стратегии позиционирования товара на рынке.

Структура матрицы Ансоффа

Матрица Ансоффа представляет собой поле, образованное двумя осями — горизонтальной осью «товары компании» (подразделяются на существующие и новые) и вертикальной осью «рынки компании», которые также подразделяются на существующие и новые. На пересечении этих двух осей образуются четыре квадранта:

 

  Существующий товар Новый товар
Существующий рынок Проникновение на рынок Развитие товара
Новый рынок Развитие рынка Диверсификация

Права наемных работников

На условия труда, отвечающие условиям безопасности и гигиены.

· На возмещение ущерба здоровью, полученного на работе.

· На равное вознаграждение за равный труд без всякой дискриминации.

· На отдых – на выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

· На объединение в профессиональные союзы. В России сегодня существуют государственные профсоюзы, которые не привыкли защищать интересы рабочих. К сожалению, до сих пор не удалось организовать свободные профсоюзы по западному образцу. Это является одной из причин сохранения в России низкого уровня зарплаты по сравнению с западными странами.

· На социальное обеспечение по возрасту и при утрате трудоспособности.

· На судебную защиту своих трудовых прав, т.е. в случае незаконного увольнения.

Права работодателей

Работодатель имеет право:

· заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

· вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

· поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

· требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несёт ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
[инфо]

· привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

· принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
[инфо]

· создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;

· создавать производственный совет (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) - совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции орга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.014 с.)