Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя предпринимательская среда косвенного воздействия.

Поиск

· Факторы внешней среды косвенного воздействия

Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать немедленного прямого воздействия на функционирование фирмы, но отражаются на результатах ее деятельности.

2.1. Государственно-политические факторы:

а) фактор политической стабильности. Политическая ситуация в стране оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как способы управления экономикой во многом есть результат реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства;

б) фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственная поддержка, с одной стороны, может стимулировать деятельность фирмы (субсидии, налоговые льготы, кредиты, юридические услуги), с другой - действия государства могут быть ограничивающими, запрещающими (обеспечение производственной безопасность, качество товаров и др.); 2.2. Экономические факторы.

Инфляция сокращает покупательную способность потребителей и реальный спрос на товары и услуги; новые налоги изменяют распределение доходов, приводят к переменам в покупательной способности фирм и населения; уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предпринимательские структуры; уровень занятости определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы персонала и т.д.

· Социально-демографические факторы.

Социально-демографическая среда включает две группы факторов, оказывающих наибольшее воздействие на производственно-хозяйственную деятельность фирм: социокультурные и демографические.

а) Социокультурная среда отражает уровень жизни различных групп населения, стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества. Все эти факторы социально-культурной среды влияют на поведение покупателей и, соответственно, могут влиять на спрос на отдельные товары и услуги. Например, пропаганда здорового образа жизни создала большие возможности для фирм, производящих и продающих спортивное снаряжение, одежду для отдыха, но при этом пострадали фирмы, предлагающие табачные изделия.

б) Демографические факторы связаны с изменениями в обществе и отражают:

- изменения численности населения (прирост населения, снижение рождаемости, повышение уровня смертности);

- изменения в возрастном и половозрастном структурном составе населения.

Тенденции в возрастной и половозрастной структуре должны учитывать предприниматели, производящие и реализующие новые виды (марки) изделий. Темпы рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства также могут повлиять на рынок товаров и услуг. Рост численности пенсионеров, одиноких людей ведет к появлению многочисленных фирм, занимающих определенные ниши на рынках бытовых услуг, оздоровительных мероприятий, отдыха.

· Международные факторы.

Международные события большого значения (крупные политические события, войны, катастрофы и т.д.) оказывают косвенное влияние на деятельность и выживание фирм в различных странах, выходящих на мировые рынки.

· Научно-технологические факторы.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который активно воздействует на предпринимательство(например, в области компьютеризации, информационных технологий и т.д.). Причем новые технологии могут привести как к повышению конкурентоспособности продукции фирмы, так и к ее снижению, если большего успеха в их разработке и применении добился конкурент.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты производятся и покупаются, на скорость старения продуктов, на получение информации о том, какие виды продуктов ожидают потребителей той или иной фирмы, т.е. технологические нововведения влияют на процесс производства, его развитие, обновление и совершенствование. Технологические изменения существенно влияют на изменение численности и качественный состав рабочей силы.

· Правовые факторы.

С помощью законов и иных нормативных актов регулируется экономическое поведение фирм и их взаимоотношения с контрагентами - поставщиками, потребителями и персоналом. Законодательные акты определяют уровень налогов, таможенных пошлин, деятельность кредитно-финансовых структур. В правовых актах государственных органов могут устанавливаться и льготные условия функционирования фирм (например, в малом предпринимательстве).

2.7. Физико-географические факторы - наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности; физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций.

Подсистемы внутренней предпринимательской среды

К внутренней предпринимательской среде организаций относятся структура, культура и ресурсы организации. Под структурой предприятия понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и (или) управленческих процессов. В соответствии с этим различают структуру производства и управления.

Структура организации состоит из следующих функциональных подсистем:

А) Маркетинг - это процесс, состоящий из определения потребностей покупателей, осмысления этих потребностей с точки зрения производственных возможностей организации, планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой и продвижением товаров к покупателям.

Б) Снабжение включает приобретение, хранение и подготовку к использованию в процессе производства необходимых материально-технических ресурсов.

В) Производство и научно-техническое развитие - организация производственной и научно-технической деятельности фирмы по изготовлению конкурентной продукции и оказанию услуг потребителям.

Г) Сбыт - решение комплекса вопросов по организации и управлению товарными потоками, направляемыми от фирмы к потребителям.

Д) Финансовое хозяйство и учет - обеспечение фирмы необходимыми финансовыми ресурсами, учет и контроль всех хозяйственных операций, затрат и результатов хозяйственной деятельности.

Е) Управление персоналом - отбор и прием на работу сотрудников в соответствии с потребностями фирмы и решение всех вопросов, связанных с эффективным использованием рабочей силы.

Культура организации (корпоративная культура) - это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, на процессы и результаты совместной работы.

Структура организаций.

Организационная структура - документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений предприятия. Организационная структура устанавливается исходя из целей деятельности и необходимых для достижения этих целей подразделений, выполняющих функции, составляющие бизнес-процессы организации.

Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации

Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности).

· иерархическая;

· линейная;

· линейно-штабная;

· функциональная;

· упрощённая матричная;

· сбалансированная матричная;

· усиленная матричная;

· проектная;

· процессная;

· дивизиональная.

Нередко организационную структуру подстраивают под процесс производства продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.

Предложенная Генри HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3,_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8"Минцбергом типология базируется на выделении шести основных структурных элементов организации:

операционное ядро организации — осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;

стратегическая вершина — руководство организации, осуществляющее, формирование миссии, стратегических целей и стратегии деятельности организации;

средняя линия — промежуточное звено между руководством и операционным ядром;

техноструктура — объединяет аналитиков и специалистов, организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;

вспомогательный персонал — службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;

идеология — атмосфера организации, связанная с её традициями.

На основании этого выделяется 6 типов сверхструктур:

· простая структура — основной частью выступает стратегическая вершина и организация стремится к централизации

· машинная бюрократия — во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации

· профессиональная бюрократия — власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм

· дивизиональная форма — главную роль играет средняя линия за счёт увеличения роли среднего звена

· адхократия — основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями

· миссионерская форма — ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.

Культура организаций.

Культура организации (корпоративная культура) - это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, на процессы и результаты совместной работы.

Виды корпоративных культур по Д. Зонненфельду:

1. «Бейсбольная команда» возникает в компаниях, где необходимы быстрые бизнес-решения, поощряется талант, новаторство, инициатива, креативность. Успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», они очень конкурентоспособны на рынке рабочей силы, зачастую за таких работников компании конкурируют между собой. Работников с невысокими личностными и профессиональными качествами быстро увольняют. Бейсбол-культура встречается в высокорисковых и очень мобильных сферах бизнеса.

2. «Клубная» корпоративная культура характеризуется стабильными, безопасными условиями труда, преданностью, лояльностью, сработанностью сотрудников. Это способствует поощрению возраста и опыта сотрудников. Карьерный рост происходит медленно и постепенно, поэтому работники имеют широкий профессиональный кругозор. На каждом новом уровне работник должен постигнуть все аспекты работы.

3. «Академическая» культура также предполагает медленный постепенный карьерный рост внутри компании, но в отличие от «клубной» культуры работники здесь редко переходят из одного отдела в другой или из одного направления работы в другое. В таких компаниях поощряется выбор сотрудниками своего специфического направления деятельности, совершенствование личного мастерства и опыта. Основанием для поощрения и продвижения являются хорошая работа и профессиональное мастерство. Такая узкая специализация ограничивает развитие личности и препятствует внутриорганизационной кооперации. Академическая культура характерна для учебных заведений и крупных промышленных компаний.

4. «Оборонная» культура возникает в ситуациях необходимости выживания компании, при частых реструктуризациях компании для адаптации к меняющейся внешней среде. В таких компаниях нет гарантии постоянной работы, возможности профессионального роста. Такая корпоративная культура предоставляет профессиональные перспективы для уверенных в своих силах сотрудников, но губительна для остальных.

Типы организационной культуры по Д. Коулу:

1. Бюрократическая организационная культура:

- работники - прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации;

- основной побудительный мотив для сотрудников – экономический интерес и материальное стимулирование;

- организационная структура должна быть спроектирована так, чтобы обеспечить максимум внешнего контроля за деятельностью работников и нейтрализации непредвиденных действий;

- осуществление контроля и самоконтроля – основное качество сотрудников.

2. Органическая организационная культура:

- работники озабочены социальными нуждами и стремятся к взаимодействию с другими людьми, основная потребность человека – в общественном признании;

- работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства;

-высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов коллектива.

3. Предпринимательская организационная культура:

- решающий фактор успеха – инициатива самих работников, основной ресурс эффективности – настойчивые и агрессивные сотрудники;

- работники свободны в своих действиях, пока обеспечивают максимальную прибыль;

- наиболее эффективный способ мотивации работников – вызов, открывающий возможности для их самореализации, вызов должен соответствовать потенциалу работников и возможному вознаграждению;

- ответственность и риск принимаются на себя самими работниками, в организации царит дух внутренней конкуренции.

4. Партисипативная организационная культура (культура «участия», команды):

- общность ценностных установок, приоритет общекомандных целей и взаимодополнительность членов команды;

- люди способны гибко сочетать свои цели с целями команды, если последние четко оформлены;

- основные принципы взаимодействия;

- активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке и самооценке полученных результатов и индивидуальных вкладов в общекомандную работу;

- горизонтальные коммуникации между членами команды, постоянное самообразование всех членов команды.

В российских компаниях наиболее часто выделяют следующие типы корпоративной культуры организаций:

1. Культура семьи (клановый тип). Ценности: единство коллектива, согласие, мораль, ценность каждого человека, «семейные» ценности и роли. Лидеры: «родители». Характерен для компаний в самом начале пути, когда фирма больше похожа на семью, хотя встречается и в «консервативных» отраслях вроде сельского хозяйства.

2. Культура власти (адхократический, инновационный тип). Ценности: конкуренция в коллективе, инновации, предприимчивость, амбициозность, личная инициатива. Лидеры: рисковые, креативные, предприимчивые личности. Компании творческие, динамичные.

3. Культура цели (рыночный тип). Ценности: ориентация на результат и эффективность, целеустремленность, продуктивность. Лидеры: трудоголики, добивающиеся результата. Этому типу соответствуют компании, стремящиеся к увеличению прибыли, доли на рынке, росту капитализации.

4. Культура иерархии (бюрократический тип). Ценности: формальные правила и процедуры, хороший контроль, четкая иерархия, порядок, надежность, стабильность. Лидеры возглавляют вертикали власти.

Компании с культурой только одного типа - редкость, чаще встречается синтез различных типов.

 

Ресурсы организаций.

Ресурсы предпринимательской организации включают:

А) Основные средства (фонды) – здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, вычислительная техника, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь; земельные участки, вода, недра и др. природные ресурсы, находящие в собственности предприятия, многолетние насаждения, рабочий и продуктивный скот и др.

Б) Нематериальные активы:

- объекты интеллектуальной собственности – исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы ЭВМ и базы данных; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения и др.;

- деловая репутация организации (гудвилл) – преимущества, которые получает покупатель при приобретении действующей компании по сравнению с созданием новой фирмы. Это наличие постоянных клиентов, выгодное местоположение предприятия, высококвалифицированная управленческая команда, организованная система сбыта, секретные технологии, интеллектуальная собственность, налоговые льготы, благоприятные кредитные условия и др.

В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

В) Оборотные средства:

- оборотные производственные фонды включают производственные запасы (сырьё, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, МБП); незавершённое производство (незаконченная продукция, полуфабрикаты собственного изготовления); расходы будущих периодов (затраты на подготовку и освоение новой продукции);

- фонды обращения включают готовую продукцию (на складе), отгруженную продукцию, денежные средства, дебиторскую задолженность.

Г) Персонал – это совокупность физических лиц, выполняющих разнообразные функции в процессе производства материальных благ, оказания услуг, удовлетворения потребностей интеллектуального, культурного и другого характера. Общим для всех фирм является деление работников на персонал основной и неосновной деятельности, руководителей, специалистов, служащих и рабочих.

Д) Финансовые ресурсы:

- внутренние финансовые ресурсы – чистая прибыль организации, амортизационные отчисления, обязательства перед служащими, налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими фирмами;

- внешние финансовые ресурсы – привлеченные финансовые средства (уставный капитал, складочный капитал, паевой фонд); заёмные финансовые ресурсы (банковские кредиты и ссуды, средства от выпуска и продажи облигаций, небанковские займы и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.47 (0.012 с.)