Авангардные и постмодернистские тенденции в литературе последних 20 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авангардные и постмодернистские тенденции в литературе последних 20 лет



Фактически на сегодня мы имеем сложную смесь из проявлений классической культуры и многочисленных произведений, продуктов и делений "неклассической" культуры, нонкласики. Активно этот процесс смешивания начался еще в первой трети XX в. - В авангарде.

 

Термином "авангард" (фр. avantgarde-идущий впереди, передовой отряд) в эстетике XX в. определяется совокупность всех различных новаторских, революционных, бунтарских, эпатажных, манифестарних движений и направлений в художественной культуре первой половины (а иногда даже! первой трети) XX в. Вообще авангардные явления присутствуют в любом переходном периоде в истории культуры, но в XX в. авангард становится мощным феноменом художественной культуры, который занимает почти все отдельные виды искусства.

Авангард - это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизацийних процессах, вызванных научно-техническим прогрессом последнего столетия. Формирование авангарда связано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве. В философии предшественниками становления авангарда возникают идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, А. Бергсона. Косвенным путем инициировали возникновение авангарда достижения в научных областях (особенно - в области ядерной физики, химии, математики, психологии, позднее - биологии, кибернетики, электроники) и технико-технологические реализации на их базе. В психологии значительного влияния задал фрейдизм и возникающий на его базе психоанализ. В гуманитарных науках - это конституирование лингвистики как философско-культурологической дисциплины, уход от европоцентризм и как следствие этого ухода - рост внимания к восточным культурам. Возникновение таких феноменов как теософия, антропософия и некоторых новых эзотерических учений спровоцировало (как реакцию на них и на усилия позитивистской-сииентистського понимание мира) выплеск неохристиянських учений - неотомизма, неоправославия и др.. В социальных науках социалистические, коммунистические, анархистские теории революционно и пафосно отразили реальные острые проблемы социальной действительности того времени. Как непосредственные предтечи авангарда появляются эстетика романтизма и импрессионизм. Романтизм разработал концепцию анти имитационного (так называемого "музыкального") живописи и определил внимание художественного творчества к феноменам бессознательного. Импрессионизм основал тенденции, которые стали очень важным для развития авангарда: массовый, вне индивидуальный характер героя и очень индивидуальная, личная точка зрения самого художника. По своему происхождению авангард - это художественная программа искусства мира, который быстро меняется, мира ускорения индустриального прогресса, урбанизации, мира, где образ жизни и художественные стили становятся все массовыми.

В начале XX в. авангард постулирует ситуацию "банкротства" традиционных систем ценностей, несостоятельность "здравого смысла", подвергает уничтожающей критике такие феномены как закон, порядок, постепенное движение истории - таю идеалы, не выдержали проверки временем.

Пообщим и характерных особенностей большинства авангардных направлений относятся:
-их сознательно заостренный экспериментальный характер;
-пафос революционной разрушения относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры;
-резкий протест против всего, что представлялось консервативным, буржуазным, академическим; в визуальных видах искусства и литературе - демонстрационная отказ от миметического принципа, который утвердился в течение XIX в. и является "прямым" (реалистически-натуралистическим) изображением предметной действительности;

-несдержанное стремление к созданию принципиально нового всюду и, прежде всего - в формах, средствах и способах художественного выражения. На этом фундаменте зиждятся декларативность, манифестарнисть, скандальный эпатаж презентации представителями авангарда и самих себя - своих произведений, направлений, движений и т.п.. Программная эпатажность авангарда имела своей целью активное (до шокирующего, агрессивного) воздействие на массу ради его пробуждение от сна здравого смысла;
-стремление к стиранию границ между традиционными искусствами, тенденций к синтезу отдельных искусств.

Интенции на эксперимент и разрушение традиционного проявляется в отказе авангарда не только от традиций классического искусства, но и от самого искусства - целью авангарда становится "анти-творчество" в рамках "анти-искусства". П. Пикассо определил живопись авангарда как "сумму разрушений": "Раньше картина создавалась по этапам, и каждый день прибавляв к ней что-то новое. Она была обычно итогом ряда дополнений. Моя картина - итог ряда разрушений. Я создаю картину и потом разрушаю ее".

Решительно ограничиваясь традиционного искусства, авангард ориентирован на абстрактность композиций с целью провоцирования интеллектуальной соучастия зрителя, пробуждения, сотрясения обыденного сознания. Для достижения этой цели зрителю предлагается радикально новая попытка видения мира. На этом базируется всеобщность позиций различных направлений авангарда (поп-арта, дадаизма, футуризма, сюрреализма и др..) - Свою деятельность они оценивают не как те или иные художественные направления, а как образ мышления, с помощью которого авангард пытается утвердить себя как новое слово в понимании человека, социума, искусства, творчества и морали.

С точки зрения художественно-эстетической или даже общекультурной значимости, творчество большинства представителей авангарда имеет экспериментальное, изменчивое, локальное значение для своего переходного времени. Но именно авангард дал и наиболее значимые фигуры XX в., Которые уже вошли в историю мирового искусства как классики: Кандинский, Шагал, Малевич, Клее, Пикассо, Матисс, Модильяни, Миро, Дали, Джойс, Пруст, Кафка, Элиот, Камю, Ионеско, Беккет, Ле Корбюзье и другие.

В главных направлений авангарда относятся кубизм, абстрактное искусство (во всем разнообразии его проявлений), экспрессионизм, супрематизм, футуризм, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, наивное искусство; додекафония и алеаторики в музыке и более мелкие явления.

Понятие модернизма (фр. moderne - новейший, современный) в широком смысле используется в эстетике и искусствознании XX в. для определения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-модернизаторской характера начиная с символизма и импрессионизма и заканчивая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной сфере вообще. Модернизм объединяет разнообразные, достаточно независимы направления, которые могут значительно отличаться по своим социальным или культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, поп-арт, минимализм, концептуализм и др.). Хронологически модернизм занимает конец XIX в. и 60-е годы XX в., включая все авангардные движения вплоть до своего "антипода" - постмодернизма. Среди теоретических предтеч модернизма называют Лессинга, Канта, романтиков. К непосредственным лидеров относят Ницше, Фрейда, Бергс-на и многих философов и мыслителей XX в. неклассического направления, прежде всего - экзистенциалистов и структуралистов.


Модернизм принципиально порывает с устоявшимися формами художественного отображения действительности - канонизирован реализмом, салонным искусством, академическим искусством, чувствуя кризис этих явлений и в стремлении к обновлению. Для модернизма характерны активность, динамизм, страсть к движению, желание действовать против (чего-либо, кого-либо) в преодолении традиционных границ, пренебрежение к традиционным ценностям, культурная революционность.

Как главные черты модернизма выделяют:

- эстетическую стратегию автономии искусства, т.е. его принципиальную независимость от любых позахудожних контекстов (социальных, политических, религиозных и т.д.);
-полный отказ от миметичного принципа в искусстве;
- акцент на художественной форме, которая понимается как главная основа произведения, тождественна его содержания;
-абсолютизация визуальной (аудио) презентации произведения как самодостаточной формы бытия.

Модернизм отказался от эстетики реализма, от тех узких рамок, которые навязываются традиционной конкретикой сюжета, от ренессансной оптической системы. Он производил кардинальные технические инновации, которые соответствовали духу технической цивилизации. Существенной трансформации подверглись понятия словесной речи вплоть до разрушения синтаксиса, отрицания правописания ради того, чтобы вернуть языку его аутентичные значение. Эту необходимость очистки истинной сути человека от внешних нормативных наложений языка и культуры почувствовали и выразили А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме и др.. поэты, сделав попытку освобождения, автономизации субъекта путем революционной трансформации языка.

Модернизм изобрел методы, без которых невозможна современная эстетика: "поток сознания", ассоциативный монтаж, коллаж, "высвобождения" цвета и др.. Модернисты развили поэтику "открытого произведения", который привлекает зрителя, читателя в творческий процесс, активизируя его восприятия. Для модернизма характерно программный концептуализм, когда на первый план выходит замысел произведения как его вербализованной концепция, благодаря чему акцент в визуальных искусствах переносится с чисто визуальной сферы в концептуально-визуальную - с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление. Модернизм является первой художественной культурой, очень много насыщена теоретическими произведениями. Эта концелтуальнисть, теоретичность возникает следствием "коммуникационного вакуума", образовавшегося в результате отказа от классических выразительных средств и который нуждался вербального прояснения с целью подключения зрителя (читателя) до того языка, которым оперирует определенный автор.

Иногда модернизм отождествляют с авангардом, который понимают как раннюю фазу модернизма. Проблема соотношения модернизма и авангарда имеет несколько измерений. С точки зрения концептуального фундамента модернизм тесно связан с авангардом своим неприятием эстетики реализма и в художественном измерении фактически представлен теми же школами. Но модернизм как социокультурный феномен - значительно шире авангарда и хронологически, и по своему содержанию, и в плане социокультурной значимости. Кроме того, авангардные движения значительно больше, чем модернистские, связанные с тенденциями социального протеста.

Более узкое значение термина «модернизм» связано с рассмотрением его как одного из главных этапов функционирования искусства XX в.: Авангард - модернизм - постмодернизм. Модернизм является прямым наследником многих достижений и находок авангарда, но не имеет его бунтарского, бранного, социально-манифестированных характера. Модернизм - это авангард, который стал академическим. Он утверждает разнообразие авангардных новаторских художественно-эстетических изобретений, но уже как ставшие современной классикой. Модернизм осознал и принял факт врастания авангарда в ту же культуру, которую он отрицает, факт его поглощения обществом потребителей и слива с традиционными институтами. Пафос протеста, отрицания, негативизма авангарда был поглощен и легитимований открытыми обществами как локальный, достаточно невинный и даже полезен выплеск эмоций, который можно рассматривать как способствующий процессам обновления и развития. В период, когда авангард превращался в классику, выросла целая генерация художников, писателей, драматургов, композиторов, кинематографистов, как последователи узаконили наиболее радикальные находки авангарда в сфере художественного языка практически всех искусств. Эта генерация начала процесс бесконечного манипулирования этими достижениями, но от настоящего авангарда их отличало отсутствие мощного творческого импульса. Для модернизма кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, додекафония, литература Джойса - это классика, которая органично удлиняет непрерывную историю мирового искусства. Те сдвиги, авангардисты начали как радикальные и бунтарские, модернисты продлили методично и кропитливо. В целом - это движение в направлении отказа от традиционных художественно-эстетических ценностей и выведения искусства за пределы традиционно классического.

Значение модернизма заключается в том, что он стал особой, своевременной формой самопознания культуры, определил современные формы бытия искусства, освободил художественную СОЗНАНИЕ, обнаружив возможности создания новых смыслов, сместил акценты в отношениях между искусством и обществом.

К наиболее известным модернистов, произведения которых своей эстетической радикальности способствовали оформлению модернистской традиции, относятся: Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, Р. Музиль, А. Камю, Т. Манн и др.. (В прозе) А. Стриндберг, Л. Пиранделло, Б. Брехт, Э.. ионеско, С. Беккет и др.. (В драматургии) А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме, Р. М. Рильке, Г. Аполлинерта др.. (В поэзии), И. Стравинский, А. Шенберг, К. Штокхаузен и др.. (В музыке), В. Кандинский, М. Шагал, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, X. Миро, П. Клее, П. Мондриан, Р. Магритт и др.. (В живописи).

В главных направлений модернизма относят: абстрактный экспрессионизм, конкретное искусство, поп-арт, концептуализм, минимализм и др..

Понятие постмодернизма, постмодерна фигурируют в гуманитарных науках последней трети XX в. для определения ситуации, сложившейся в философии, художественной культуре, литературе, литературной и художественной критике и эстетике, политике, науке и вообще в культурно-цивилизационном процессе. Главной чертой, позволяет констатировать "ситуацию постмодерна" в таких разных сферах культуры является тот факт, что и содержательно и в ценностном аспекте постмодернизм дистанцируется не только от классической, но и от не классической традиции. Он констатирует себя как пост-современность, или постнекласика (то есть - после современности (модерна), после неклассической традиции).

Понятие постмодернизма на сегодня все еще является достаточно дискуссионным и нечетким. Многочисленные определения постмодернизма всегда согласованы между собой как по его параметров, так и по хронологических рамок. Впервые термин "постмодернизм" появился в 1917 году (в книге Р. Ранвица "Кризис европейской культуры"). С конца 1960-х - в 1970-х годах термин используется для фиксации новационных тенденций в таких сферах как архитектура и искусство и постепенно приобретает популярность. Начиная с 1979 года, после выхода труда Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистский состояние: доклад о знании", он утверждается как философская категория, фиксирующая ментальную специфику современной эпохи в целом


В настоящее время существует целый ряд концепций постмодернизма, которые позволяют взаимно дополнять друг друга. Термин "постмодернизм" используют для определения состояния культуры в обще-историческом плане (X. Кюнг), как символ постиндустриального общества (Д. Белл), как внешний симптом глубоких трансформаций общества (3. Бауман), тенденций развития в литературно-художественном и архитектурно -художественном плане (Ч. Дженкс, И. Хасан) и др.. То есть, постмодернизм o-широкая культурная течение, в последние три десятилетия включает в себя философию, эстетику, искусство, науку. Тенденции развития, изменения и трансформации во всех этих сферах необходимо рассматривать на основе той общей базы, что их связывает-o культуры постмодернизма, которую также определяют как постиндустриальную культуру, посткультуру, культуру "третьей волны" и т.д.. Наиболее существенной особенностью этой культуры возникает новый, неклассический тип приоритетов - технического, а не социального прогресса; продуцирования информации, а не вещей; природного, а не городского стиля жизни и типа культуры; биологического, а не механического времени и т. д.

Постмодернистская культура охватывает широкий круг феноменов материальной и духовной жизни. В политической культуре - это развитие различных форм постутопичнои политической мысли. В философии - господство постметафизикы, пострационализма, постемпиризма (постструктурализм, постфрейдизм, постаналитична философия). В этике - постгуманизм постпуританського мира, моральная амбвивалентнисть личности. Совокупность этих феноменов свидетельствует о формировании постцивилизации, чью сущность и позволяет прояснить художественно-эстетический постмодернизм. То есть, в культурологическом аспекте возникновения постмодернизма связывается с необходимостью отражения в культуре новых форм общественной жизни и экономического порядка - общества потребителей, театрализованной политики, масс-медийных и информационных технологий.

Соответственно, искусство в контексте постиндустриальной культуры переживает существенные трансформации:

* Переориентация с художественного произведения на процесс его создания;

* Переориентация с автора на массовую аудиторию;

* С вербальности на телесность, жест, ритуал, то есть - невербальное общение;

* Искусство в своих наиболее "продвинутых" формах направляется не к отображению жизни, а стремится стать жизнью, что способствует формированию игрового, альтернативного типа личности;

* Все большую роль играют компьютерные методы создания артефактов.

Постиндустриальная культура в целом ориентирована на мир представления, сновидений, бессознательного как того, что наиболее соответствует хаотичности, абсурдности, эфемерности постмодернистской картины мира. С такой ориентации связано определение перехода от модернистской сознания к постмодернистской с помощью метафоры перехода от алкогольной культуры (которая агрессивно навязывает себя миру, стремится самоутвердиться) к наркотической (не меняет мир, а медленно, подробно, фактурно, пластично чувствует материальность мира).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.015 с.)