Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебная защита прав и интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В системе юридических мер защиты прав и интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей все большее место занимает деятельность арбитражных и общих судов. Это объясняется тем, что в условиях рыночной экономики сфера судебной защиты прав и интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей значительно расширилась. Арбитражным судам сегодня подведомственны прежде всего экономические споры между организациями, гражданами-предпринимателями независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности сторон и от суммы требований (ст. 20 Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации). Под экономическими спорами понимаются споры, возникающие в сфере производства и оказания услуг. Экономические споры — это, в основном, споры, вытекающие из договоров сельскохозяйственных предприятий. Арбитражным судам подведомственны также споры, возникающие в сфере управления (ст. 22 Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации). С точки зрения разграничения подведомственности экономических споров в сфере управления особое значение имеет постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 года “О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам”1. В постановлении особо подчеркивается, что подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. В случае, когда в законодательстве подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо, когда имеется указание о рассмотрении требований в судебном порядке (как это имеет место, например, в отношении споров, связанных с отчуждением и приобретением земельных участков) следует руководствоваться тем же правилом. Иными словами, земельные споры могут рассматриваться и судами, и арбитражными судами в соответствии с их компетенцией. В данном постановлении особо оговорено, что арбитражному суду подведомственны споры о возмещении убытков, причиненных крестьянскому (фермерскому) хозяйству в результате действий государственных и иных органов, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимательской деятельности крестьянского фермерского хозяйства. Важное значение для правильного решения вопроса об определении подведомственности гражданских дел имеет установленное в данном постановлении правило, согласно которому гражданские дела, в том числе и связанные с заключением и исполнением договоров, истребованием собственником денежных средств и иного имущества и др., подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статус предпринимателя, или когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статус юридического лица. Что же касается разграничения компетенции судов и арбитражных судов по вопросам подведомственности споров в сфере управления, то в данном постановлении определено, что гражданин вправе обжаловать в суд любые акты государственных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющих его права. Споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан-предпринимателей, подлежат разрешению в арбитражном суде. Значительное место среди экономических споров сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) занимают споры, возникающие из их договорных связей с другими предприятиями и организациями. Вполне понятно, что количество таких споров еще более возрастет в связи с развитием рыночной экономики, поскольку договор в этих условиях становится основным правовым и экономическим документом, регулирующим хозяйственные взаимоотношения. Сельскохозяйственные коммерческие организации (предприятия) и предприниматели самостоятельно распоряжаются своими правами обращения в суд или арбитражный суд. Обращение в суд оформляется иском, который представляет собой требование заинтересованного лица к суду о защите своего нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса. Судебная защита прав и интересов аграрных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей осуществляется путем: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения: присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков и неустойки; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным не соответствующего законодательству нормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами. Споры сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) как и других предприятий и организаций, согласно действующему законодательству рассматриваются в претензионном порядке, то есть обращению с иском в арбитражный суд предшествует предъявление заинтересованным хозяйствующим субъектом другой стороне претензий. Претензионный порядок урегулирования экономических споров в сфере управления между предприятиями, учреждениями, организациями, органами государственной власти и управления и гражданами-предпринимателями определяется Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 года. Порядок предъявления, движения и рассмотрения искового требования и защита права сельскохозяйственной коммерческой (предприятия) или предпринимателя при этом определяются арбитражно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством. Однако материально-правовое требование сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) или предпринимателя к ответчику, как правило, основывается на нормах аграрного права. Судебная защита прав и интересов сельскохозяйственных организаций (предприятий) и предпринимателей, впрочем так же, как и прокурорская деятельность в этой сфере, осуществляется в соответствии с аграрным законодательством. Поэтому и в сфере судебной защиты прав и интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей необходима определенная специализация, учет специфики правового регулирования аграрных отношений. Судьи, рассматривая дела с участием сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей, руководствуются не только арбитражно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, но и аграрным законодательством, указаниями и разъяснениями вышестоящих судов об особенностях применения аграрного законодательства, которые выявляются при рассмотрении споров сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей. Правильное разрешение материально-правового требования сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей связано с правильным пониманием и применением норм аграрного права. Как показывает судебно-арбитражная практика, значительная часть правонарушений сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей объясняется неправильным применением положений аграрного законодательства. Так, из-за неправильного оформления договоров (нередко и отсутствия их) сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям) различными перерабатывающими предприятиями последние обманывают, обсчитывают их при расчете за сданную сельскохозяйственную продукцию. Сельскохозяйственные коммерческие организации (предприятия) еще не всегда юридически грамотно используют предоставляемые им государством ежегодные льготы на производство сельскохозяйственной продукции и в связи с этим также теряют немало денежных средств. В настоящее время в сфере производственно-финансовых, кредитно-расчетных и некоторых других правоотношений сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) имеются существенные особенности, и без их учета нельзя осуществлять полноценную защиту их имущественных и иных прав. Незнание этих особенностей или их игнорирование приводит часто к судебным ошибкам. В условиях проведения аграрной реформы в сельском хозяйстве арбитражным судам приходится довольно часто рассматривать исковые заявления, связанные с нарушениями в сфере управления сельскохозяйственным производством, регистрации вновь возникающих предприятий и т. д. Так, обобщение практики работы арбитражных судов по защите прав и интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей показывает, что администрация местных органов очень часто превышает свои полномочия, плохо знает и соблюдает аграрное и земельное законодательство. Правовое оформление организационных отношений, связанных с созданием новых коммерческих организаций (предприятий), крестьянских (фермерских) хозяйств, земельных отношений осуществляется небрежно, с многочисленными отступлениями от требований законодательства. Вследствие этого на практике трудно разобраться в том, кто является собственником конкретного земельного участка, кто владельцем, пользователем или арендатором. В условиях осуществления земельной реформы четкое ведение документации выступает важным фактором в деле защиты прав сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и особенно тех, которые только что организовываются. В настоящее время значительно усилилась потребность защиты арбитражными судами интересов крестьянских (фермерских) хозяйств. Обобщение накопленной практики арбитражных судов по искам фермерских хозяйств показывает, что на местах разные структуры все еще чинят препятствия развитию фермерства. У фермеров не хватает знаний в области юриспруденции, и они также совершают немало ошибок в организационно-производственной деятельности и в связи с этим несут имущественный, моральный ущерб. Многие фермерские хозяйства, особенно на начальной стадии становления, не имеют средств для оплаты услуг адвокатов, юрисконсультов, расходов по государственной пошлине. Определенным государственным структурам (Министерству юстиции, Министерству сельского хозяйства РФ, Госкомзему РФ и некоторым другим структурам) следовало бы продумать порядок освобождения фермерских хозяйств от уплаты государственной пошлины, об организации им бесплатной юридической помощи при определенных условиях и т. д. Арбитражная судебная практика показывает, что имеются недостатки и в самом действующем законодательстве о крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые мешают нормальному их развитию. Так, например, практика применения ст. 4 Закона РФ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” показала, что закрепленная в ней формулировка “право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку” используется на местах основанием для отказа гражданам в организации крестьянского хозяйства. Ссылаясь на это положение, нередко местные органы требуют представления документа о сельскохозяйственном образовании. Указание в Законе о сельскохозяйственной квалификации как обязательном требовании к созданию крестьянского хозяйства, как показывает арбитражная практика, нередко используется формально и сдерживает развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, дает повод для субъективизма в решении этих важных вопросов. В настоящее время встречаются в арбитражной практике и дела, связанные с новым для нас явлением — ограничением монопольной деятельности предприятий и организаций, в том числе и сельскохозяйственных!. В современных условиях приобретает большое значение защита прав и интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей арбитражными судами в соответствии с Законом Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, введенном в действие с 1 марта 1993г. Указанный Закон распространяется на случай банкротства всех предприятий, действующих в соответствии с законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности. О банкротстве сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей речь может идти в тех случаях, когда они окажутся неспособными удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Решение о несостоятельности (банкротстве) аграрной коммерческой организации (предприятия) или предпринимателя может быть принято лишь соответствующим арбитражным судом. Никакие другие органы, включая собственников предприятий, не вправе принимать такое решение. С заявлением о признании банкротом может обращаться как сама сельскохозяйственная коммерческая организация (предприятие), так и его кредиторы. Исходя из конкретных обстоятельств и анализа материалов, представленных на рассмотрение, арбитражный суд может отложить решение вопроса об объявлении предприятия несостоятельным и назначить проведение реорганизационных, восстановительных процедур. В этом случае арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу и о проведении внешнего управления имуществом должника или санации. Четкое исполнение требований Закона РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” является важной гарантией защиты имущественных и иных прав сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей. Определенная часть исковых дел по защите прав и интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей, как отмечалось, рассматривается общими судами. Им в настоящее время подведомственны спорные дела, где с одной стороны выступает гражданин или член трудового коллектива аграрного предприятия. Рассматривая эти дела, суды, в основном, руководствуются гражданско-процессуальным, гражданским, трудовым, аграрным законодательством. Здесь также большое значение имеет знание особенностей аграрного законодательства. Как показывает практика, нарушения аграрного законодательства встречаются еще довольно часто. При этом суды не всегда четко выполняют требования законодательства относительно возмещения причиненного ущерба сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям) со стороны граждан и членов трудового коллектива. Значительная часть причиненного сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям) ущерба не возмещается вследствие неправомерного снижения размера взысканий, также из-за неисполнения решений судов. В настоящее время вопрос об основаниях снижения судом размеров взысканий с виновных лиц остается еще юридически нерешенным. В нормативных актах не перечислены конкретные виды обстоятельств, при наличии которых суд может снижать размеры взысканий, поэтому на практике еще немало субъективизма при рассмотрении таких дел. Если к этому добавить недостаточно четкое исполнение решений судов, то нетрудно убедиться в том, какие денежные суммы можно было бы возвратить аграрным предприятиям совершенствованием законодательства о судебной деятельности в области защиты законных прав и интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей. В целом, дальнейшее улучшение судебной защиты прав и интересов аграрных коммерческих организаций (предприятий) и предпринимателей, как показывает практика, связано с совершенствованием как аграрного законодательства, так и законодательства, определяющего основы деятельности арбитражных и общих судов. 78. Юридическая ответственность в широком понимании - это правовой институт, который представляет собой совокупность юридических правил (норм) о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них законом обязанностей или договорных обязательств либо нарушают установленный правопорядок. Концепция о возможности отраслевых видов юридической ответственности (уголовно-правовой, гражданско-правовой и др.) привлекательна своей логичностью и последовательностью. Но ее воплощение в праве далеко от реальности, поскольку во многих отраслях права, как правило, отсутствуют собственные, присущие только одной отрасли, санкции либо меры воздействия на правонарушителя. Эти меры, санкции носят обычно унифицированный характер и успешно применяются при нарушениях правопорядка, определенного нормами различных отраслей права. Виды юридической ответственности можно классифицировать по разным основаниям: по субъектам, органам правоприменения, видам правонарушений. Последнее основание мы берем для классификации видов ответственности по аграрному праву. В связи с этим выделяем имущественную, материальную, дисциплинарную, административную ответственность. Имущественная ответственность в аграрном праве проявляется в виде юридической обязанности субъекта, виновного в причинении вреда, либо убытков производителями сельскохозяйственного производства (субъектам аграрного производства), возместить ущерб, нанесенный его неправомерными действиями. В этой связи по законодательству возможно наступление имущественной ответственности за нарушение земельных прав, либо неиспользование земельных обязанностей, за ущерб, причиненный сельскохозяйственному производству, производственным или иным фондам и материальным ресурсам сельскохозяйственных предпринимателей. Имущественная ответственность возможна в виде взыскания убытков за неиспользование договорных обязательств, либо незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предпринимателей. Субъектами материальной ответственности выступают лица, состоящие в трудовых, либо членских отношениях с потерпевшей стороной (предприятием, хозяйством, кооперативом, работодателем). Эти лица возмещают только действительный реальный ущерб, причиненный их виновниками во время работы, и в размерах, предписанных законом. Трудовая и производственная дисциплина должны соблюдаться в интересах совместной результативной работы всех участников производства. Нарушение внутреннего трудового распорядка, недобросовестное исполнение трудовых обязанностей участником общей работы признается дисциплинарным проступком. К нарушителям трудовой и производственной дисциплины разрешается применение мер воздействия, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка либо законодательством. Субъектами дисциплинарной ответственности всегда являются только физические лица, состоящие с работодателями в трудовых, либо членских отношениях. Административная ответственность возлагается за правонарушения, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Административные проступки многообразны и имеют место в различных областях производственной социальной жизни работников агропромышленного комплекса. Отличительной особенностью отраслей АПК является активное использование земли как важнейшего средства производства. Сохранение плодородия сельскохозяйственных угодий - обязанность всех обладателей земельных участков. Выполнение этой обязанности поддерживается мерами административной ответственности, предусмотренными в Земельном кодексе Республики Башкортостан (ст. 137). К нарушителям экологических требований при использовании земли применяются меры юридического воздействия. Согласно ст. 139 ЗК РБ на граждан и юридических лиц должны нала! аться в административном порядке крупные штрафы за такие земельно-экономические правонарушения, как загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы и т. д. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства, причем гражданско-правовая ответственность в этом случае наступает независимо от применения к виновным других видов ответственности. Этот вид ответственности базируется на исчислении ущерба по таксам, заранее установленным специальными нормативными актами. Земельное законодательство предусмотрело и такую меру воздействия, как прекращение права собственности, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования или аренды полностью или частично в случае использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почвы, ухудшению экологической обстановки. Чтобы данное требование закона реально работало, необходима хорошо налаженная система госконтроля за использованием и охраной земель и учета изменений качественных характеристик земельных угодий. Есть надежда что с принятием Положения о порядке осуществления госконтроля за использованием и охраной земель (утверждено постановлением правительства РФ от 17 августа 1992 г.), Положения о мониторинге земель в Российской Федерации (утверждено постановлением правительства РФ от 15 июля 1992 г.), Государственной программы мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 гг. (утверждено постановлением правительства от РФ от 5 февраля 1993 г.), ситуация в этой области изменится к лучшему. (Государство и право. 1993. № 9). Административная ответственность применяется при защите посевов от потравы, порче или уничтожении находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, при повреждении насаждений колхозов, совхозов и других государственных и общественных хозяйств. Она возможна в ряде случаев: за нарушение правил ведения сельскохозяйственного производства, непринятие мер борьбы с сорняками, посев наркосодержащих кульгур, нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил технической эксплуатации; виновные в грубом нарушении правил технической эксплуатации тракторов, комбайнов, других самоходных сельскохозяйственных машин также могут быть субъектами этой ответственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.243.187 (0.012 с.) |