Охрана труда в сельском хозяйстве рф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана труда в сельском хозяйстве рф



В соответствии с просьбой ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России дать свои предложения по улучшению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственного управления охраной труда авторы статьи – сотрудники ГОСНИТИ д.т.н. В.П. Лялякин и к.т.н. Л.А. Буренко высказывают следующие соображения по данному вопросу.

В Российской Федерации насчитывается 27898 сельскохозяйственных предприятий (из них 24 тысячи имеют центральные ремонтные мастерские, 27 тысяч – машинные дворы, 23 тысячи – гаражи и заправочные пункты), 1600 районных ремонтных мастерских, 200 ремонтно-механических заводов, на которых работают по ремонту и техобслуживанию

машин.

В настоящее время существующая отраслевая система управления охраной труда в сельском хозяйстве лишена главного звена и фактически отсутствует (в новом Положении о Минсельхозе России исключен раздел об охране труда и, соответственно, исключена функция управления охраной труда, а также ликвидирован отдел охраны труда). Формально вопросы охраны труда отнесены к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которое практически охраной труда в сельском хозяйстве не занимается.

Приоритетность, значимость вопросов охраны труда существенно снижены и подорваны. Понижен правовой статус органа, непосредственно занимающегося вопросами государственного управления охраной труда, хотя в Конституции, Трудовом кодексе России как в социальном государстве четко записаны положения об охране труда в нашей стране как на федеральном, так и на региональном уровнях органов исполнительной власти.

67.учебник козыря

68. Оплата труда работников сельского хозяйства

(понятие оплаты труда, принципы и методы ее регулирования; системы и формы оплаты труда; оплата труда при отклонении от нормальных условий труда; гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты; правовая охраны заработной платы и порядок ее выплаты)

Оплата труда является одним из элементов аграрно-тру-дового правоотношения и обязательным условием трудового договора сельскохозяйственного работника или трудового соглашения членов кооператива. Оплата труда – это систематическое вознаграждение, которое работодатель обязан уплачивать работнику за труд в размере и порядке, определяемом соглашением сторон, основанном на законодательстве, коллективном договоре (соглашении). Термин "заработная илата", нередко используемый в трудовом законодательстве, может рассматриваться как синоним оплаты труда.

Выделяются следующие основные принципы правовой организации оплаты труда: 1) равная оплата за равный труд; 2) оплата зависит от качества труда и максимальным размером не ограничивается, а определяется финансовыми возможностями сельскохозяйственной коммерческой организации; 3) минимальный размер оплаты труда, установленный государством, гарантирован для всех работников; 4) труд оплачивается дифференцированно с использованием тарифной системы; 5) централизованное (государственное) и договорное (коллективный договор, соглашение сторон трудового правоотношения) регулирование оплаты труда. Метод правового регулирования оплаты труда представляет комбинирование двух способов: государственного и договорного. Государство устанавливает такие нормы оплаты, которые являются обязательными для сторон любого трудового договора (соглашения). Сфера его действия сейчас сужается; полностью охватываются лишь бюджетные предприятия, в отношении других коммерческих организаций выполняется защитная функция (устанавливается минимальный месячный размер оплаты труда, порядок определения нормированной величины расходов на оплату труда и некоторые другие).

соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. нормируемая величина расходов на оплату труда любого предприятия определяется исходя из фактической средней месячной оплаты труда работников, включаемой в себестоимость продукции, работ, услуг (но не выше 6-кратной минимальной оплаты), и фактической среднемесячной численности работников (включая совместителей и нештатных работников).

Договорное регулирование осуществляется на коллективном (федеральное генеральное социально-партнерское соглашение; отраслевые тарифные соглашения; специальные (региональные) соглашения) и индивидуальном уровнях. Тарифное соглашение Министерства сельского хозяйства и продовольствия и профсоюза работников агропромышленного комплекса, регулируя основы тарифной системы отрасли, предоставляет право сельскохозяйственным организациям самостоятельно устанавливать конкретные размеры тарифных ставок в коллективных договорах. В коллективных договорах, заключаемых между работниками в лице профсоюзов или иных уполномоченных органов и работодателем (его представителем), определяются формы, системы, размер оплаты и т. д.

Оплата труда по аграрно-трудовому соглашению отличается от оплаты по гражданским договорам и от получения доходов на вложенный капитал при распределении прибыли в акционерных обществах, кооперативах и др. Прежде всего, оплата труда работника производится систематически за производимую работу (например, ежемесячно скотник получает заработную плату), а не за конечный овеществленный результат труда (например, разовая оплата предприятием гражданину за сдачу свиней, взятых на доращивание в личном подсобном хозяйстве). Оплата труда работника делится на основную и дополнительную; не может быть ниже установленного государством минимума; работник заранее знает, при каких условиях она может быть повышена, – все это не характерно для договора подряда и других гражданско-правовых договоров, связанных с трудом.

В соответствии со ст. 40 Закона "О сельскохозяйственной кооперации" производственный кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива. Размер оплаты труда определяется в уставе в зависимости от личного трудового участия и доходов кооператива, но не ниже минимального размера оплаты труда. Помимо оплаты труда член кооператива получает средства в соответствии с порядком распределения прибыли кооператива.

Оплата труда работников, заключивших трудовой договор с сельскохозяйственным производственным кооперативом или крестьянским (фермерским) хозяйством, производится в первоочередном порядке и в соответствии с трудовым законодательством. В Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не урегулировано распределение доходов по труду членов КФХ. Как субъекты общей (долевой или совместной) собственности на имущество и доходы, они получают часть чистой прибыли в порядке, установленном соглашением членов хозяйства, тем самым получая и оплату за свой труд.

Размер оплаты труда определяется по заранее установленным правилам, чаще всего по тарифной системе. Тариф – это исходный размер оплаты труда определенного вида за единицу рабочего времени при условии выполнения нормы труда. Тарифная система – это совокупность централизованных и локальных правовых актов, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности, условий, характера труда и т. д., которая имеет следующие составные части:

1) тарифно-квалификационные справочники, содержащие квалификационную характеристику различных видов работ по их сложности с указанием, какому разряду соответствует та или иная работа, а также включающие требования, которые предъявляются к рабочему при присвоении разряда;

2) тарифная сетка, определяющая соотношение в оплате труда работника первого разряда к разряду более высокому. Правительством РФ для бюджетных организаций установлена 18-разрядная Единая тарифная сетка, которая может применяться и в коммерческих организациях;

3) тарифная ставка – оплата труда работника за единицу времени (час, день, месяц), которую коммерческие организации устанавливают сами, но не ниже предусмотренного государством минимального размера оплаты труда. Она служит расчетной величиной для определения размера надбавок, доплат, премий и т. д.;

4) надбавки и доплаты, первые из которых призваны стимулировать работу в определенных районах, в конкретных профессиях и т. д., а вторые – компенсировать повышенную интенсивность труда (руководство бригадой, совмещение профессий) или труд в неблагоприятных условиях. Часть надбавок и доплат устанавливается централизованно, например, районные коэффициенты, надбавки за классность, а другие вводятся локальными актами. Так, в сельском хозяйстве рекомендуется применять повышающие коэффициенты к тарифным ставкам за интенсивность работы трактористам-машинистам, водителям машин – 1,8; рабочим на ручных работах – 1,3;

5) списки работ с вредными и тяжелыми условиями труда, по которым определенным работникам устанавливаются надбавки в оплате, а также сокращенное рабочее время за соответствующие неблагоприятные условия труда.

В сельском хозяйстве имеет место несовпадение рабочего периода со временем производства продукции, поэтому конечные результаты определяются значительно позже окончания трудового процесса. Например, посев зерновых длится 10–12 дней, но только после двух-трехмесячного естественного процесса созревания будет ясно, насколько качественным был сев.

Это вызывает необходимость формировать фонд оплаты труда из двух частей: основной и дополнительной. Основная оплата гарантирует вознаграждение за труд в зависимости от его количества и качества в размерах, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а дополнительная зависит от конечных результатов производства. Характер сочетания основной и дополнительной оплаты на каждом предприятии определяется системами оплаты труда.

Системой оплаты называется установленный способ начисления работнику оплаты труда, соотношение между мерой труда и размером оплаты. Различают две основные системы заработной платы: повременную (оплата в соответствии с тарифной ставкой или должностным окладом за проработанное время) и сдельную (оплачивается каждая единица произведенной продукции по сдельным расценкам).

В акционерных обществах, кооперативах, фермерских и других сельскохозяйственных предприятиях в основном применяется сдельная форма оплаты труда. Сдельная расценка определяется путем деления часовой тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую норму выработки либо путем умножения этой часовой тарифной ставки на установленную норму времени в часах.

В настоящее время широко применяются сдельно-прогрессивные расценки. При этом работа, выполненная в пределах нормы, оплачивается по прямым расценкам, а сверх сменной нормы выработки – по прогрессивно возрастающим. Как правило, они используются в такие напряженные периоды, как подготовка почвы, сев, междурядная обработка посевов, уборка урожая и заготовка кормов.

Повременная форма оплаты применяется на работах, которые не поддаются нормированию, или там, где невозможно или нецелесообразно учитывать объем выполненных работ. Эта форма стала применяться в небольших трудовых коллективах, однородных по профессии и квалификации, занятых на обслуживании животноводческих комплексов, где ритм работы задают машины, а также в сельскохозяйственных кооперативах и фермерских хозяйствах для оплаты наемных работников. В полеводстве повременно оплачивается труд рабочих нефтескладов, объездчиков, сторожей, заправщиков, а в животноводстве – ветеринарных санитаров, слесарей, электриков и т. д.

Большое распространение на сельскохозяйственных предприятиях получила аккордно-премиальная система оплаты труда за продукцию растениеводства и животноводства. Аккордные расценки рассчитываются исходя из необходимых затрат на основную и дополнительную оплату труда на весь технологический цикл производства, учитывая финансовые возможности коммерческой организации.

Применяются также прогрессивно возрастающие аккордные расценки. Начисленная за произведенную продукцию оплата труда за вычетом выданного в течение года аванса распределяется между членами коллектива с учетом их трудового вклада в общие результаты. В полеводстве, как правило, применяются комплексные расценки – за зерно, овощи, картофель и т. д. До полного расчета за продукцию оплата труда работников комплексных бригад производится в порядке аванса либо по сдельной, либо по повременной форме оплаты. В животноводстве аккордные расценки за продукцию рассчитываются отдельно для каждой профессии (доярки, скотники и другие) или могут применяться комплексные расценки за молоко, прирост живой массы и т. д. в целом по бригаде или звену.

В комплексных бригадах, занимающихся производством различной продукции, отличающейся по трудоемкости, ценам и уровню рентабельности, применяются стоимостные расценки. Такая модель отвечает современным рыночным условиям и является своеобразным нормативом оплаты труда. Если эти расценки (или норматив в процентах) устанавливаются от реализуемой продукции, то тем самым создается реальный источник для выплаты зарплаты.

Производится премирование за экономию и расходование горючего и смазочных материалов. Премия выплачивается в процентах от стоимости сэкономленных материалов (например, трактористу-машинисту – 7% сбереженного топлива). Если сельскохозяйственные предприятия имеют средства, то они могут выплачивать также надбавки к заработной плате за стаж работы на предприятии.

В сельском хозяйстве наряду с денежной широко используется натуральная форма оплаты. Коммерческой организации это позволяет уменьшить задолженность по оплате, помогает продвижению отечественной сельскохозяйственной продукции на внутренний рынок.

Натуральная оплата осуществляется в виде выдачи определенной доли продукции за выполненный объем работ, в виде натурального премирования, продажи продукции в счет заработной платы работникам предприятия, а также в виде бесплатной выдачи социально незащищенным слоям населения. Размер такой оплаты определяется потребностями крестьянской семьи, народно-хозяйственным значением того или иного продукта, спросом его на рынке, степенью платежеспособности предприятия по выдаче заработной платы в денежной форме.

Наиболее распространен вариант натуроплаты продукцией собственного производства. Он широко применяется на уборке картофеля, овощей, сахарной свеклы путем бесплатной выдачи определенной части убранной продукции (например, при сборе двенадцати мешков лука один мешок выдается в виде вознаграждения за труд). Нередко применяется натуральное премирование работников за выполнение задания или нормы (например, работникам, занятым на выращивании и заготовке кормов, обычно выдают до 50% кормов, полученных сверх установленного задания. В счет заработной платы, как правило, выдают до 10 кг зерна за смену при выполнении нормы выработки на работах по выращиванию и уборке урожая зерновых культур).

Спад сельскохозяйственного производства, ухудшение финансового состояния сельских товаропроизводителей возродили к жизни такую форму учета и распределения оплаты труда, как трудодни. Она широко применяется в Пермской области, Башкортостане. Чтобы сохранить рабочие места, в коллективном договоре устанавливается оплата не по фиксированным тарифным ставкам, а по реальным результатам деятельности предприятия путем распределения дохода по остаточному принципу на всех через трудодни, рассчитанные с использованием тарифной системы.

При выполнении работ в условиях труда, отличающихся от нормальных, работникам производятся доплаты, размер и условия выплаты которых устанавливаются на предприятии в коллективном договоре. Для работающих по трудовому договору размер доплат не может быть ниже установленных законодательством. К оплате труда при отклонении от нормальных условий относятся:

• оплата при выполнении работ различной квалификации рабочим-повременщикам, а также служащим; производится по более высокой квалификации. Труд рабочих-сдельщиков оплачивается по расценкам, установленным на каждую фактически выполненную работу, если коллективным договором предприятия не предусмотрена доплата;

• оплата труда при совмещении профессий и выполнении обязанностей временно отсутствующих работников; дополняет оплату по основной работе. Под совмещением профессий понимается выполнение наряду с основной дополнительной работы по другой профессии (например, рабочий зернового тока совмещает работу сторожа). Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и другими причинами, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место;

• оплата работы в сверхурочное время; производится в повышенном размере: за первые два часа не менее чем в полуторном, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Сверхурочная работа подлежит оплате и в том случае, когда она применялась с нарушением предусмотренного законом порядка. Не допускается компенсация сверхурочных работ отгулом. Оплата сверхурочных может производиться в более высоком размере, чем указано в ст. 88 КЗоТ РФ, если у предприятия есть на то средства;

• оплата работы в праздничные и выходные дни; производится не менее чем в двойном размере: сдельщикам – по двойным сдельным расценкам, повременщикам – по двойной часовой ставке. Работа в выходной день компенсируется отгулом, но по соглашению сторон вместо этого возможно получить оплату в двойном размере. Вместо оплаты в двойном размере за работу в праздничный день допустима одинарная оплата и день отдыха (также по соглашению сторон);

• оплата работы в ночное время; производится в повышенном размере, установленном коллективным договором предприятия. Так, в период проведения весенне-полевых работ с 20 до 6 часов расценки увеличиваются в зависимости от условий труда на 30–50% против уровня, применяемого в дневное время;

• оплата труда при невыполнении норм выработки не по вине работника; производится за фактически выполненную работу. При этом он должен получить в расчете на месяц не менее двух третей своей тарифной ставки. Если установлена вина работника, оплата производится по количеству и качеству произведенной им продукции без обеспечения какого-либо минимального заработка;

70 Договорные отношения занимают важное место в деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), они опосредуют такие сферы их деятельности, как приобретение оборудо­вания, техники, строительных материалов и иных материально-техни­ческих средств, сбыт сельскохозяйственной продукции, межхозяйственное сотрудничество, землепользование и аренда земель, инвестиционный процесс, участие сельскохозяйственных предприятий в фондовом рынке, страхование, перевозки и иные направления хозяйственной деятельности.

 

В условиях проводимой в стране экономической реформы, роль до­говорных отношений и законодательства о договорах постоянно воз­растает. Это связано, с одной стороны, с переходом от администра­тивного регулирования в аграрной сфере к рыночным отношениям, а с другой — разнообразием видов хозяйственной деятельности, которыми занимаются сельскохозяйственные коммерческие организации (пред­приятия) в современных условиях..

 

Все большее значение при определении условий каждого конкретного договора имеет соглашение сторон, что проявляется в исключительно добровольном заключении договоров, расширении сферы применения договорных цен, большей индивидуализации условий договоров и т. д.

 

Расширяются сферы применения договоров. Это относится прежде всего к договорному регулированию отношений государственных и муници­пальных предприятий с органами государственного управления, уполномо­ченными осуществлять управление такими предприятиями.

 

Появляются новые объекты договорных отношений, примерами мо­гут быть включение в хозяйственный оборот информации и различных объектов интеллектуальной и промышленной собственности, ценных бумаг, недвижимости (прежде всего — земельных участков).

 

Обновленное общегражданское и специальное законодательство, регулирующее договорные связи предприятий, и, в частности, предприя­тий аграрных, во все большей мере ориентировано на развитие диспозитивных начал и это также проявляется в усилении роли договора в ре­гулировании хозяйственных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), в частности, снижается практическая роль различных типовых форм и примерных договоров как нормативных ак­тов и постепенно, на основе обобщения нового практического опыта, складываются современные, соответствующие условиям рыночной эко­номики, общепринятые формы договоров.

 

Выявление основных тенденций развития правового регулирования договорных связей в аграрном секторе дает возможность сравнить эти тенденции с особенностями, характерными для систем договорных от­ношений в других отраслях хозяйства.

 

При сравнении системы договорных связей в аграрном секторе с аналогичными системами в других отраслях хозяйства можно отметить, что и в них в большей или меньшей степени проявляются те же тенденции. Это повышение роли договоров и, более того, выход их на центральное место среди форм правового регулирования экономического оборота, использование контрактов в новых сферах хозяйствования, перенесение основной нагрузки (хотя подчас и не без некоторых отступлений и колеба­ний) с административных на договорные методы правового регулирования.

 

Это свидетельствует о том, что в договорном праве, в целом, дей­ствуют единые тенденции, отражающие общую динамику всего народ­ного хозяйства. Экономика страны является единым комплексом, все сферы которого, при своеобразии каждой из них, имеют, в целом, общие тенденции и закономерности развития.

 

Объективная общность хозяйственных связей в экономике состав­ляет основу принципиальной общности систем договорных связей в каждой из отраслей.

 

Поэтому важно правильно понять и оценить содержание норм дого­ворного права и практику их применения в каждой отрасли экономики, не ограничиваясь узкоотраслевой спецификой сельского хозяйства иди иной отрасли экономики, а рассматривать их лишь как части единой, хотя и чрезвычайно сложной системы договорных связей в едином эко­номическом комплексе страны.

 

Система договорных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций может быть представлена как единство трех групп договоров:

это, во-первых, общегражданские договоры, которые широко использу­ются во всех отраслях хозяйства (купля-продажа, поставка, аренда имущества, подряд на капитальное строительство и т. п.), во-вторых, договоры, специфические для сельскохозяйственного сектора экономики (залог продукции, производственно-техническое обслуживание сельскохо­зяйственных предприятий, аренда сельскохозяйственных земель и т. д.). Третью важную группу договорных связей в аграрном секторе образуют договоры, регулирующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных предприятиях. В условиях перехода агропромышленного комплекса, в том числе системы заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции на рыночные начала, все более заметную роль играют новые, не приме­нявшиеся прежде виды договоров, и, в первую очередь, фьючерсные сделки, заключаемые на продовольственных биржах. Эти договоры тес­но связаны с деятельностью сельскохозяйственных коммерческих орга­низаций (предприятий), хотя далеко не всегда последние являются их участниками.

71. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий)

Правовые нормы, регулирующие договорные связи сельскохозяй­ственных коммерческих организаций (предприятий) могут быть разде­лены на несколько групп.

 

Во-первых, это нормы общегражданского законодательства о юри­дических лицах, сделках, договорах, ответственности. Значение этих норм состоит не только в том, что на их основе формируются специаль­ные нормы, относящиеся к отдельным видам договоров, но и в том, что они являются практически единым правовым регулятором при заключе­нии договоров, не ставших предметом специального законодательства.

 

Во-вторых, это специальные нормы, содержащиеся и в общеграж­данском законодательстве, и в специальных законодательных и подза­конных нормативных актах, и посвященные отдельным договорным ин­ститутам: залогу, купле-продаже, аренде и т. д.

 

Речь идет, в первую очередь, о договорах купли-продажи сельскохо­зяйственной продукции и купле-продаже различных материально-тех­нических ресурсов, например, оборудования и техники, кормов для сельскохозяйственных предприятий. При заключении договоров купли-продажи в этих случаях используются общие нормы Основ гражданского законодательства и ГК РФ о купле-продаже, поскольку никаких специ­альных нормативных актов (Положений, Типовых или Примерных дого­воров), посвященных купле-продаже этих видов имущества, не издано.

В числе норм и первой и второй групп входят и императивные и диспозитивные, хотя, как правило, специальные подзаконные акты содержат, в основном, императивные нормы, а общегражданское законодательство и специальные законодательные акты включают в себя больше диспозитивных норм.

Важные особенности аграрного законодательства проявляются в существовании третьей группы норм — рекомендательных. Они прежде всего характерны для кооперативного сектора, сохраняющего важное место в аграрной экономике: здесь основным нормативным документом является Федеральный Закон “О сельскохозяйственной кооперации”.

Традиционно также используются рекомендательные акты для регули­рования внутрихозяйственных и трудовых отношений в сельскохозяй­ственных предприятиях. К числу наиболее важных рекомендательных актов следует отнести Рекомендации по организации арендных отноше­ний в сельскохозяйственном производстве и Рекомендации по приме­нению семейного и личного подряда в сельском хозяйстве.

 

В правоприменительной практике центральное место занимают спе­циальные нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых сельскохозяйственными коммерческими орга­низациями (предприятиями) в своей деятельности.

 

Среди этих актов следует назвать Основы гражданского законода­тельства, Основы законодательства об аренде, Гражданский и Земельный кодексы РФ, Положения о поставках продукции и товаров, Положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и дру­гих предприятий и организаций ремонтно-техническими предприятиями (утверждено Приказом Госагропрома СССР от 6 июля 1987 г. № 523)1, Положение о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции (утверждено Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г. № 435)2. По всем упомянутым договорам раз­работаны соответствующие Типовые и Примерные формы договоров, которые фактически близки по значению к источникам права. Материаль­но-правовые нормы, созданные в порядке специального правового ре­гулирования, содержатся, в частности, в Федеральном Законе от 26 октября 1994 года “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”з. Большое развитие специальное законодательное регулирование получило также в области материально-технического обеспечения АПК4.

По некоторым договорам типовые и примерные формы выступают в роли основного акта специального значения. Так, закупки продукции в личных подсобных хозяйствах граждан осуществляются на основе Типового договора на закупку излишков сельскохозяйственной продукции в лич­ных подсобных хозяйствах граждан, членов коллективных садоводств и огородничеств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.128 с.)