Место земельного права в общей системе права России и его соотношение с гражданским, административным, экологическим и иными отраслями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место земельного права в общей системе права России и его соотношение с гражданским, административным, экологическим и иными отраслями.



На сегодняшний день можно выделить 4 основных подхода к пониманию места земельного права в правовой системе.

1) Боголюбов, Никишина: Они считают, что земельные и иные отрасли природно-ресурсного права – это подотрасли экологического права.

2) Петров, Жариков. Они считают, что природоресурсное право подразделяется на земельное, лесное, водное, горное и природоохранное.

3) Анисимов, Быстров, Красов. Они считают, что земельное право – это самостоятельная отрасль права.

4) Дозорцев, Грозь, Суханов. Что земельное право – это комплексная отрасль права и они считают, что земельное право регулируется гражданским и административным законодательством.

 

Если говорить о соотношении конституционного и земельного, то конституционное определяет основные положения.

С административным правом. Тесная взаимосвязь в институтах управления и привлечения к административной ответственности, но административное право деятельность органов власти вообще, а земельное – только по земельным (кадастр, мониторинг земель…), это регулируется содержательную сторону административной деятельности органов исполнительной власти. И в земельных отношениях элемент субординации очень ограничен, а вот в административном он преобладает.

Гражданское право. Различия. Они рассматриваются по следующим критериям:

1) По способу формирования законодательства. Гражданское – исключительное ведение, а земельное – совместное.

2) Отличаются и по целевой направленности. Гражданское право определяет прежде всего порядок товарооборота, а земельное – рациональное использование и охрану земель.

3) Отличаются по функциям. В гражданском праве преобладает функция саморегулирования участников гражданского оборота, а в земельном праве основная функция – строгий и эффективный земельный контроль.

4) У этих отраслей разные принципы правового регулирования. В гражданском праве доминирует принцип свободы волеизъявления субъектов, а в земельном праве – принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений.

 

Экологическое право регулирует отношения, возникающие в связи с охраной экологических связей и природных объектов. Здесь предмет – это общественные отношения по охране окружающей среды. Земельное право регулирует экономические отношения, связанные с предоставлением, изъятием земли и отношения, связанные с экологизацией землепользования.

Аграрное право, его предмет – это земельные, имущественные, управленческие и трудовые отношения в сельском хозяйстве. Здесь тесное переплетение по землям сельхоз назначения.

Развитие земельного права в условиях земельной реформы современной России.

1) в 1861 году (отмена крепостного форма).

2) 1906-1907 год (Столыпинская реформа).

3) в 1917 году. Ранее было развитие частной собственности для крестьян, то потом была отменена частная собственность вообще и только государственная собственность на землю.

4) В 1991 году – новая реформа, направленная на установление частной собственности на землю.

 

Основные направления земельной реформы (их три):

1. Перераспределение земель (от кого-то взять и кому-то отдать). Из колхозов и совхозов появились крестьянско-фермерские хозяйства, но они не очень-то получили развитие, так как у нас всё же не индивидуализм, а всё-таки коллективизм, коллективный труд. Сейчас крестьянско-фермерских хозяйств где-то 270 тысяч, но по производству – около 6% только.

2. Изменение форм собственности на землю. Была государственная, теперь все – и частная, и муниципальная. Но вначале была только сельскохозяйственная частная собственность на землю, а так как термин «частная собственность» был неприемлем, то и в ЗК 1991 говорили «собственность граждан, собственность юридических лиц». Термин частная собственность появился позднее, хотя смысл был этот же.

3. Введение и установление платы за землю. В СССР платы за использование не взимались.

 

Первый этап: Закон о земельной реформе от 23 сентября 1990 года и второй закона – «О крестьянско-фермерском хозяйстве» 1992 года. Конституция в этот период допускала сделки с земельными участками, но если бесплатно – то по истечение 10 лет, а если за плату – то по истечении 5 лет (конституция 1978 года).

От 22 апреля 1991 года Земельный Кодекс. Вот там термина «частной собственности не было». Указ президента о неотложных мерах по проведении земельной реформы.

От 23 декабря 1992 года – Закон «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуально-жилищного строительства. С принятием этого закона в стране впервые стали совершаться сделки купли-продажи между гражданами, хотя и только определёнными землями, но всё же.

Постановление правительства от 4 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса». Он регулировал, кто имел право претендовать на земельную долю в колхозе, какая она доля и как ей можно распределиться.

Второй этап начинается с принятием указа президента от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Он дал импульс скорейшей реорганизации земель сельскохозяйственного назначения, был принят после расстрела парламента.

Третий этап – начинается с принятием ЗК 25 октября 2001 года, затем в июне был принят закон об обороте земель сельхоз назначения, в 2001 году был принят закон о государственном земельном кадастре, о разграничении государственной собственности на землю (ныне утратили силу) и в 2003 году новый закон о крестьянско-фермерском хозяйстве и личном подсобном хозяйстве.

 

6. Земельно-правовой строй СССР в 1917—1985 гг.: основные этапы становления и главные черты.

Основные законодательные акты.

Декрет о земле

На основе Декрета о земле был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России. Была отменена частная собственность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось национализацией земли.

Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной собственности государства на землю - запрещались какие-либо сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог.

Правом пользования землей наделялись все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался. Формы пользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан отдельных селений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные.

Социализация земли

9 февраля 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о социализации земли.

Декрет состоял из 13 разделов, в которых были развиты и более детально сформулированы основные принципы и положения Декрета о земле. Новый закон подтвердил национализацию земель, недр, лесов и вод. Декрет о социализации земли также подтвердил положение о праве исключительной государственной собственности на землю и ее недра. Земля передавалась без всякого выкупа в пользование трудящегося народа.

В первую очередь земля предоставлялась в пользование для ведения сельского хозяйства государственным хозяйствам, сельскохозяйственным коммунам и товариществам.

Декрет о социализации земли подробно урегулировал уравнительное распределение земли.

В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Это Положение неразрывно связало мероприятия по землеустройству и переустройству сельского хозяйства. В Положении обосновывалась необходимость перехода от единоличных форм землепользования к землепользованию совхозов, сельскохозяйственных коммун, артелей, товариществ по общественной обработке земли. Содержались требования рационального использования сельскохозяйственных земель, охраны земли от истощения, строительства оросительных и осушительных сооружений, насаждения защитных лесов, укрепления песков и т. д.

Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного фонда, который находится в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих органов государственной власти и управления (ст. 1 и 2). Составные части единого государственного земельного фонда хотя и не перечислялись, но упоминались такие категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения; земли, занятые промышленными предприятиями, транспортом, курортами; городские и поселковые земли.

Положение определило цели и задачи землеустройства, круг землеустроительных действий, очередность и порядок составления и исполнения государственных записей и учета землепользования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.007 с.)