Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридический статус обсе и его специфика

Поиск

ОБСЕ имеет особый статус. С одной стороны, принимаемые в ее рамках решения имеют преимущественно политический, а не юридический характер. Однако, с другой стороны, ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и полевыми отделениями.

Большинство инструментов, решений и обязательств ОБСЕ оформлено на юридическом языке, однако их осуществление требует применения стандартных методов права международных договоров. Так, ни сам Заключительный акт 1975 года, ни документы последующих встреч и совещаний СБСЕ/ОБСЕ не являются в юридическом смысле международными договорами и не носят обязательного характера для государств. Документы СБСЕ/ОБСЕ являются источниками международного права, формулируют его принципы, но по сути дела это только политические (не международно-правовые) обязательства, т. е. не дают возможности привлечь к судебной ответственности, в отличие от Европейской Конвенции или Международных пактов. Хотя ОБСЕ был учрежден Суд по примирению и арбитражу в Женеве. Государства-участники, подписавшие Конвенцию по примирению и арбитражу, могут выносить на рассмотрение Суда споры с целью их урегулирования в рамках Арбитражного трибунала или Примирительной комиссии. В 1999 году Постоянный совет постановил принять под эгиду ОБСЕ Пакт о стабильности в Юго-Восточной Европе.

Вместе с тем, тот факт, что обязательства ОБСЕ не имеют обязательной юридической силы, не умаляет их эффективности. Будучи подписанными на самом высоком политическом уровне, они имеют такое же высокое значение, как и международные договоры в рамках международного права.

Более того, ОБСЕ – это единственная организация по безопасности в Европе, являющаяся главным инструментом для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе.

Все это делает ОБСЕ уникальной организацией, и она занимает особое положение по сравнению с другими организациями и учреждениями в Европе.

 

 

Механизм сотрудничества государств-членов Совета Европы в осуществлении его целей и принципов

Начиная с 1949 года, Совет Европы защищает права человека, верховенство закона и плюралистическую демократию, а также выступает за необходимость борьбы с терроризмом, который отрицает эти основополагающие ценности. Таким образом, Совет Европы вплотную занимается данной проблемой с 1970-х годов. Сразу же после террористических актов, совершенных в США в 2001 году, Комитет Министров, Парламентская Ассамблея и Конференция министров юстиции взяли на себя обязательство разработать и реализовать план действий, направленный на усиление правовой деятельности направленной против терроризма. Данный план действий был принят Комитетом Министров в ноябре 2001 года.

Деятельность Совета Европы основывается на трех основополагающих принципах:

1) усиление правовой деятельности направленной против терроризма;

2) сохранение основных ценностей;

3) деятельность, направленная на искоренение причин терроризма.

Как региональная организация, Совет Европы стремится обеспечить выполнение Резолюции Совета Безопасности ООН, предоставляя форум для рассмотрения и принятия региональных норм и передовой практики, а также помогая государствам - членам усовершенствовать свои возможности в борьбе с терроризмом. Помимо этого, Совет Европы укрепил сотрудничество с другими международными организациями, которые занимаются данным вопросом, а именно с Европейским Союзом, ОБСЕ, ООН.

Усилия, направленные на укрепление правовой деятельности против терроризма, основываются на непреложном принципе, согласно которому с терроризмом можно, и необходимо бороться, соблюдая права человека, основные свободы и принцип верховенства права, а также положения таких правовых актов как Рекомендация 1550 (2002) и Резолюция 1271 (2002) ПАСЕ «Борьба с терроризмом и соблюдение прав человека», принятые 24 января 2002 года и «Основные принципы борьбы с терроризмом», утвержденные Комитетом Министров СЕ 15 июля 2002 года. Этот свод основных принципов является первым международным текстом в данной области и провозглашает 17 основных принципов, устанавливающих ограничения, которых должны придерживаться государства в борьбе с терроризмом и которые вытекают из международных документов, а также из судебной практики Европейского суда по правам человека.

Наиболее значимые улучшения в правовой сфере борьбы с терроризмом связаны с работой Междисциплинарной группы по международной деятельности в борьбе с терроризмом (ГМТ). Данная группа представляет собой межправительственный комитет экспертов, созданный в 2001 году, главной задачей которого является определение приоритетных целей Совета Европы и изучение соответствующих международных документов Организации, в частности Европейской конвенции 1977 года о ликвидации терроризма. Эти задачи были реализованы в течение ровно одного года.

15 мая 2003 года был открыт к подписанию Протокол с поправками к Европейской конвенции от 1977 года о ликвидации терроризма. Этот Протокол уже подписан 40 государствами Европы, и в настоящее время идет процесс его ратификации. Протокол вступит в силу после того, как его ратифицируют все стороны - участницы Европейской Конвенции.

В этом Протоколе содержится несколько важных поправок к Конвенции:

1) значительно расширен список правонарушений, не могущих быть квалифицированными как политические или как политически мотивированные; в настоящее время он включает все правонарушения, предусмотренные комплексом антитеррористических конвенций ООН;

2) предусмотрена упрощенная процедура внесения поправок, которая позволяет добавлять к этому списку новые нарушения;

3) Конвенция открыта для присоединения государств - наблюдателей, а также других государств не членов Совета Европы, при условии согласия Комитета Министров;

4) предусмотрена возможность отказа в экстрадиции правонарушителей в те страны, где им грозит смертная казнь, пытки или пожизненное заключение без досрочного освобождения;

5) значительно уменьшены возможности отказа от выдачи на основании оговорки к Конвенции. При этом, любой отказ подвергается процедуре контроля, которая применяется и в отношении всех обязательств, вытекающих из текста измененной Конвенции.

 


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

 

1. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов /рук. авт. кол. и отв. ред. Л. М. Энтин. – Москва: Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД России, 2007. – 940 с.

2. Кашкин, С. Ю. Право Европейского Союза: учеб. пособие / С. Ю. Кашкин. – Москва: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 304 с.

3. Топорин, Б. Н. Европейское право: Учебник / Б. Н. Топорин. – Москва: Юристъ, 2001. – 455 с.

 

Дополнительная литература

4. Энтин, Л. М. Актуальные проблемы европейского права / Л. М. Энтин. – Москва: Флинта: МПСИ, 2008. – 168 с.

5. Бирюков М. М. Европейское право: учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Бирюков. – Москва: Омега-Л, 2006. – 127 с.

6. Кашкин, С. Ю. Введение в право Европейского Союза: учеб. пособие для вузов / С. Ю. Кашкин. – Москва: ЭКСМО. 206. – 365 с.

7. Европейский союз на рубеже веков: Проблемно-теоретический сборник / РАН. ИНИОН. – Москва, 2000. – 294 с.

8. Европейское право и национальное законодательство: сборник науч. трудов / ИНИОН РАН. – Москва, 2007. – 222 с.

9. Жданов, Ю. Н. Европейское уголовное право: Перспективы развития / Ю. Н. Жданов, Е. С Лаговская. – Москва: Междунар. отношения, 2001. – 229 с.

10. Зеленов, Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза. Эволюция полномочий Европейского парламента // Государство и право. – 2005. - № 1. С. 97-102.

11. Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права / С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург:Россия-Нева, 2004. – 328 с.

12. Малахов, В. П. Право Европейского союза: проблема источников / В. П. Малахов. – Москва: Ун-т МВД России, 2003. – 192 с.

13. Толстопятенко, Г. П. Европейское налоговое право: Сравнительно-правовое исследование / Г. П. Толстопятенко. – Москва: НОРМА, 2001. – 328 с.

14. Шеленкова, Н. Б. Европейская интеграция: политика и право / Н. Б. Шеленкова. – Москва: Изд-во НИИМП, 2003. – 339 с.

15. Энтин, Л. М. О проекте Конституции Европейского Союза // Московский журнал междунар. права. – 2..4. - № 1.

16. Энтин, Л. М. Суд европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции / Л. М. Энтин. – Москва: Международные отношения, 1987. – 176 с.

17. Юмашев, Ю. М. Право и институты Европейского союза / Европейских сообществ // Актуальные международно-правовые и гуманитарные проблемы. – Москва: Научная книга, 2003. – С. 277-344.

18. Введение в право Европейского Союза: учеб.пособие для вузов / отв. ред. С.Ю. Кашкин. – Москва: ЭКСМО, 2006. – 365 с.

19. Дадалко, В. А. Европейский союз: эволюция концепций и опыт реформ: Учеб. пособие / В. А. Дадалко, Д. А. Пешко, О. Е. Максимович. – Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2000. – 231 с.

20. Ильин, Ю. Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза / Ю. Д. Ильин. – Москва: Спартак, 2002. – 115 с.

21. Иншакова, А. О. Основы права Европейского Союза: Особенная часть / А. О. Иншакова. – Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2004. – 302 с.

22. Пашковская, И. Г. Европейская экономическая и валютная интеграция: аспекты права Европейского Союза / И. Г. Пашковская. – Москва: Элекс-КМ, 2003. – 199 с.

23. Русакович, А. В. Европейский Союз: справочник для студентов / А. В. Русакович. – Минск, 2005. – 48 с.

24. Шеленкова, Н. Б. Европейская интеграция: политика и право / Н. Б. Шеленкова. – Москва: Изд-во НИИМП, 2003. – 339 с.

25. Юмашев, Ю. М. Право и институты Европейского союза: европейских сообществ / Ю. М. Юмашев. – Москва: Научная книга, 2003. – 344 с.

26. Шеленкова, Н. Б. Европейское финансовое право / Н. Б. Шеленкова. - Москва: Добросвет, 2003. – 338 с.

27. Хухлындина, Л. М. Европейский союз: становление и развитие / Л. М. Хухлындина. – Минск: РИВШ БГУ, 2004. – 260 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.007 с.)