Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Правовой механизм обсе и правовая система совета европы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
10.1. История создания и развития ОБСЕ как региональной и международной организации. 10.2. Учредительные документы ОБСЕ и процесс её институционализации. 10.3. Цели и задачи, система органов и институтов. Основные направления (измерения) деятельности ОБСЕ. 10.4. Механизм принятия решений в рамках ОБСЕ, взаимоотношения с другими организациями. 10.5. Юридический статус ОБСЕ и его специфика. 10.6. Механизм сотрудничества государств-членов Совета Европы в осуществлении его целей и принципов.
10.1. История создания и развития ОБСЕ как региональной и международной организации В 1954 году на встрече министров иностранных дел четырех великих держав (США, Великобритании, Франции и СССР) СССР впервые предложил провести совещание по безопасности в Европе. США и их союзники отвергли это предложение, поскольку оно было выдвинуто в качестве альтернативы НАТО и не предусматривало участия США. Однако при улучшении политического климата в конце 60-х, государства НАТО приступили к рассмотрению вопроса о расширении процесса разрядки международной напряженности в Европе. Ключевая предпосылка НАТО для проведения совещания по безопасности в Европе возникла несколько лет спустя, в 1971 году, при подписании Четырехстороннего соглашения между США, Великобританией, Францией и СССР. В 1972-1975 годах в Женеве и Хельсинки прошли консультации, создавшие основу для формирования дипломатического форума в составе 35 государств, включая практически все страны Европы, а также США и Канаду. Уникальность форума, получившего название Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состояла в том, что страны, относившиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте. Первым значимым результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный Акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., который определил принципы взаимоотношений между государствами («Хельсинкский диалог»), а также наметил конкретные шаги по развитию сотрудничества в целом ряде областей. Продолжением этой линии стали встречи представителей государств СБСЕ в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.), Вене (1986-1989 гг.), организация научного (Бонн, 1980 г.) и культурного (Будапешт, 1985 г.) форумов, проведение конференций по экономическому сотрудничеству (Бонн, 1990 г.), по человеческому измерению (Копенгаген, 1990 г.; Москва,1991 г.), по Средиземноморью (Пальма-де-Майорка, 1990 г.). В рамках СБСЕ впервые были выработаны принципы всеобщей и неделимой безопасности, основанной на сотрудничестве, когда безопасность одного государства по всем измерениям неразрывно связана с безопасностью всех других стран-участниц Организации. На историческом, поворотном Саммите 1990 года была принята Парижская хартия для новой Европы, первый многосторонний документ, в котором подводились итоги «холодной войны», и провозглашалось начало новой эры в отношениях между Востоком и Западом на европейском континенте. В Хартии также отразилось решение об институционализации СБСЕ. Были созданы Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности, Парламентская Ассамблея, институт Действующего председателя, Секретариат, БДИПЧ и другие институты, которые придали работе Совещания системный характер. Важным направлением деятельности Совещания стало обеспечение военной разрядки на континенте. Конкретные меры по повышению взаимного доверия в военной области были определены Хельсинкским Заключительным Актом; их дальнейшее развитие и углубление предусматривались соответствующими документами, принятыми в Стокгольме (1986 г.) и Вене (1990 г.). В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), подписание которого стало этапным событием в деле укрепления стабильности на континенте. В соответствии с принятыми в рамках СБСЕ обязательствами в отношении большей открытости и транспарентности военной деятельности государств-участников, в 1992 году был подписан Договор по открытому небу. В целом к рубежу 1980-1990-х годов СБСЕ внесло исключительно важный вклад в дело стабилизации обстановки в Европейском регионе и развития общеевропейского сотрудничества. Окончание холодной войны в Европе в значительной мере явилось результатом деятельности именно СБСЕ и объективно ставило эту структуру в центр постконфронтационной фазы международно-политического развития на континенте. Наряду с работой в области мер укрепления доверия и контроля над вооружениями СБСЕ приняла на себя новые функции содействия урегулированию конфликтов в бывшем СССР и на Западных Балканах, а также поддержки политических процессов в странах Центральной Европы и Евразии. Распад социалистического блока и затем Советского Союза, равно как и произошедшие вследствие этого кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. Второй этап деятельности Совещания охватывает девяностые годы прошлого века, ознаменовавшиеся принятием новых членов и институциональным развитием. В этот период была создана широкая институциональная база, позволяющая решать широкий круг проблем, касающихся первого, второго и третьего измерений. Характерной чертой 90-х годов стали значительные нововведения, осуществленные по целому ряду направлений, и одновременно непрекращающиеся дебаты о функциональном предназначении этой структуры. Были предприняты шаги по организационному укреплению СБСЕ и его структурной консолидации. На это, в частности, нацеливали решения Парижского саммита (1990 г.). В 1992 году на саммите в Хельсинки были приняты документ «Вызов времени перемен» и пакет решений организационного характера. В 1994 году на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 года Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Произошло значительное расширение круга участников ОБСЕ. В состав Организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. В результате в настоящее время участниками ОБСЕ являются 56 государств. Это, несомненно, придало ей более репрезентативный характер и, вместе с тем, стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в «европейское пространство» как часть Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно. Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы. Следует отметить, что примерно до второй половины 1990-х годов в ОБСЕ никто не ставил под сомнение равнозначность и равноценность трех измерений, или как их еще называют - «корзин» (военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной). Государства-участники последовательно развивали деятельность по всем направлениям. На каждом из них были свои вехи - подписание ДОВСЕ, создание Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), проведение экономических форумов. Затем, однако, обозначилась тенденция к ускоряющемуся «дрейфу» ОБСЕ в область гуманитарной проблематикипри одновременном снижении активности в военно-политической и экономической областях. Со второй половины 1990-х годов, в силу смещения акцентов в деятельности ОБСЕ на гуманитарное направление, обозначилась тенденция к переносу географического центра тяжести деятельности на постсоветское пространство и Балканы. В некоторых отношениях перемены просто отражали специфику нового времени и новых потребностей: с прекращением былого военного противостояния уменьшилась актуальность военно-политической деятельности, а ведущую роль в экономической сфере способны более эффективно выполнять другие существующие международные организации. На Стамбульском Саммите 1999 г. была принята Хартия европейской безопасности, предусматривающая совершенствование оперативных возможностей ОБСЕ. Тогда же 30 государств-участников Организации подписали Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. С начала 2000 годов наступил третий этап в деятельности ОБСЕ. В этот период началась активная работа по устранению дисбалансов в работе Организации, адаптации ее повестки дня к новым вызовам и угрозам безопасности, в том числе, международному терроризму, по реформированию институтов для придания их работе большей скоординированности. Организация взяла на себя роль важного инструмента мирного урегулирования споров на пространстве ОБСЕ и одного из главных инструментов в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. В целом, уникальность ОБСЕ заключается в широте географического охвата. Принцип равноправия государств закреплен правилом консенсуса при принятии решений. Иногда это называют слабым местом, но в случае единогласной поддержки всех стран-участниц решение обладает огромным политическим весом. Такая система служит своего рода гарантией учета интересов каждой страны и стимулом к их активному взаимодействию друг с другом. В настоящее время ОБСЕ занимает особое положение по сравнению с другими структурами в Европе. Организация занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, постконфликтное урегулирование, экономическую и экологическую безопасность, права человека, наблюдение за выборами. Ценность ОБСЕ состоит также в том, что она способна привносить «добавленную стоимость» в работу других многосторонних форумов, действующих в евроатлантическом и евразийском регионах, так как это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся превентивной дипломатией в Европе. Традиционно в поле зрения ОБСЕ находится ряд региональных проблем. Так с 1992 года над комплексом проблем, связанных с Нагорно-Карабахским конфликтом работает институт Минской группы под руководством трех сопредседателей - Франции, России и США. Для содействия переговорному процессу по урегулированию грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов в декабре 1992 года была учреждена миссия ОБСЕ в Грузии (при этом, центральную роль в грузино-абхазском урегулировании играет ООН). В переговорном процессе по решению приднестровского конфликта с 1994 года задействован пятисторонний переговорный механизм в составе России, Украины, ЕС, США и Миссии ОБСЕ в Молдове, обеспечивший подписание более 40 документов между конфликтующими сторонами. В 1998 году ОБСЕ учредила миссию в Косово, задачами которой стало содействие в выполнении резолюций Совета Безопасности ООН №№ 1160 и 1199. За последние 30 лет государствами-участниками ОБСЕ наработан всеобъемлющий комплекс стандартов и согласованных обязательств, способных служить основой сотрудничества, охватывающего военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое измерения. ОБСЕ стала ориентиром и контактным центром для своих государств-участников, которые обращаются к ней в самые деликатные моменты своей современной истории. Благодаря усилиям ОБСЕ, удалось достичь мирного разрешения в 1992 году вопроса присутствия российских (ранее советских) воинских подразделений на территории Балтийских государств. ОБСЕ положила начало переговорам, в результате которых были заключены двусторонние соглашения между Россией и каждым из государств Балтии о выводе войск, причем ОБСЕ стало гарантом их выполнения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.006 с.) |