Понятие права, действующего в Европейских сообществах и Европейском Союзе: «Европейское право» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие права, действующего в Европейских сообществах и Европейском Союзе: «Европейское право»



Понятия «европейское право», «право Евросоюза» и «право Европейских сообществ»– не тождественные, и их следует отличать друг от друга. Термин «европейское право» используется для обозначения той части международно-правовых норм, посредством которых регулируются отношения между европейскими государствами. Данным термином обозначается вся совокупность национальных правовых систем, несмотря на их весьма существенные, порой принципиальные отличия.

Европейское право – особая правовая система, охватывающая правовые установления европейской системы защиты прав человека и европейское интеграционное право, регулирующее взаимоотношения, складывающиеся в процессе европейской интеграции. Последнее включает, впредь до введения в действие Конституции ЕС, право Европейских сообществ и право Европейского союза, а равно отрасли права, формирующиеся в процессе становления и эволюции европейских интеграционных образований.

Право Европейских сообществ и право Европейского союза – во многом совпадающие, но не идентичные понятия. Правовой режим Сообществ, образующий первую опору Союза, общая внешняя политика и политика в области безопасности, образующая вторую опору Союза, и сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере – третья опора Союза – имеют значительные отличия. Это касается, в частности, таких важных характеристик, как происхождение правовых норм, порядок действия, круг субъектов и юрисдикционная защита.

Термин «право Европейских сообществ» вполне приемлем и правомерен, когда речь идет об обозначении той части норм европейского права, которые неразрывно связаны с существованием и функционированием Европейских сообществ. Они обладают в силу этого особым правовым режимом и свойствами. Исторически право Сообществ предшествует праву ЕС и сохраняет свою значимость, индивидуальность и самобытность и в период перехода к созданию единой и цельной системы права ЕС.

Термин «право Европейского союза» использован в Конституции ЕС. Его введение в официальное использование предполагает весьма серьезное изменение в сущностной характеристике самой правовой системы. Оно основывается на устранении различий в правовом режиме составных частей Союза и замене всех действующих учредительных договоров единой Конституцией ЕС. Говоря о праве Европейского союза, речь идет в основном об интеграционном праве, исключающем право Совета Европы.

Термин «право Европейского союза» может быть истолкован как включающий все разновидности правовых механизмов, используемых в рамках ЕС.

Сфера ведения права ЕС носит строго лимитированный характер. Принципы, положенные в основу распределения компетенции ЕС государствами-членами и осуществления компетенции Союзом:

1) принцип передачи полномочий – ЕС обладает только той компетенцией, которая ему передана государствами-членами. Все иные полномочия, прямо не переданные учредительными актами ЕС, сохраняются за государствами членами;

2) принцип субсидиарности и пропорциональности – определяет условия и порядок осуществления компетенции ЕС. Субсидиарность означает, что за пределами исключительной компетенции все предусмотренные полномочия осуществляются ЕС, если они не могут быть должным образом осуществлены государствами-членами. Пропорциональность предполагает, что при осуществлении деятельности ЕС его акции ни по содержанию, ни по форме не должны выходить за пределы, требуемые для достижения целей ЕС.

Источники Европейского права

 

Источники права Европейского Союза - документы, устанавливающие нормы права и внешние формы правотворческой деятельности Европейского союза.

Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную на иерархических принципах. Документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе Союза, составляют источники первичного права.

Подобно конституции государства, они составляют ядро правовой системы Европейского Союза, закрепляют статус Союза как политической организации и его отдельных органов. На основании первичного права органы Союза издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называют также правом «производным». Подавляющая часть общеобязательных правил поведения, установленных Союзом, закреплена именно здесь.

В то же время круг источников права Евросоюза включает в себя гораздо большее число рассматриваемых феноменов, нежели те, которые официально зафиксированы в указанной статье.

Речь идет, в частности, об общих принципах права Европейского союза, таких как принцип господства права (rule of law), принцип демократического правления (democratic government), принцип свободы транснационального рынка и др.

Некоторые из этих и иных им подобных принципов закрепляются в законодательном порядке. Другие вырабатываются и применяются судом. Они признаются и рассматриваются как источники права, где последнее в контексте судебного правотворчества, по мнению некоторых экспертов, «означает даже больше, чем письменное право, порожденное учредительными договорами». Причина этого заключается в том, что принципы, открываемые и развиваемые Европейским судом справедливости, являются общими принципами права, свойственными каждой в отдельности и всем вместе взятым национальным правовым системам государств - членов Евросоюза. Эти принципы традиционно разделялись и использовались в пределах национальных правовых систем в виде источников права «задолго до появления письменного права, возникшего на основе учредительных договорных актов».

В систему источников права Европейского союза помимо названных входят также судебный прецедент, правовая доктрина; формирующиеся правовые обычаи, за которыми, правда, далеко не всегда признается статус самостоятельного источника права; признанные Судом так называемые акты особой категории, или рода (sui generis acts), связанные с внутренней организационной и иной деятельностью институтов Евросоюза; а также акты, входящие в состав так называемого мягкого права, которое определяется как «система правил поведения, в принципе не обладающих официально признанной какой бы то ни было юридической силой», но тем не менее имеющих в сфере юридической деятельности различных органов Евросоюза «значительный практический эффект».

Мягкое право (в отличие от обычного материального и процессуального - жесткого права) в западной юридической литературе рассматривается в виде некоего «вспомогательного» права и соответственно именуется вспомогательным правом.

К числу его источников относятся также такие юридически значимые акты, как декларации, коммюнике и резолюции различных институтов Евросоюза; официальные ответы на вопросы, адресованные Европарламенту; заявления Комиссии по поводу проводимой Европейским союзом политики в той или иной области и др.

В зависимости, например, от сферы применения и направленности действия тех или иных источников их подразделяют на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся учредительные договоры, текущее законодательство Евросоюза и общие принципы права.

К внешним - международные договоры.

Помимо названных, существуют еще и другие критерии классификации источников права Европейского союза, но наиболее распространенным и устоявшимся среди них является критерий, в соответствии с которым рассматриваемые источники права классифицируются в зависимости от их юридической силы.

По этому критерию все источники права Евросоюза подразделяются на две основные группы - источники первичного права и источники вторичного права. В научной литературе их называют иногда первичными и вторичными источниками, что не имеет принципиального значения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.008 с.)