ТОП 10:

Особенности правового регулирования и охраны и использования природо-заповедных объектов.



"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

 

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

 

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

 

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

 

4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

 

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

 

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

 

1) предоставление садоводческих и дачных участков;

 

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

 

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

 

8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

 

9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

 

10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2012)

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) -

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

(в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 181-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях"

 

Особо охраняемыеприродныетерритории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

 

Особо охраняемыеприродныетерритории относятся к объектам общенационального достояния.

 

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемыхприродныхтерриторий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

 

Статья 2. Категории и виды особо охраняемыхприродныхтерриторий

 

1. С учетом особенностей режима особо охраняемыхприродныхтерриторий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

 

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

 

б) национальные парки;

 

в) природные парки;

 

г) государственные природные заказники;

 

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

 

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

 

2. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемыхприродныхтерриторий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемыеприродные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемыхприродныхтерриторий определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

 

3. В целях защиты особо охраняемыхприродныхтерриторий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

 

4. Все особо охраняемыеприродныетерритории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

 

5. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемыхприродныхтерриторий или территориальных схем охраныприроды органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемымиприроднымитерриториями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

6. Особо охраняемыеприродныетерритории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

 

Особо охраняемыеприродныетерритории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Особо охраняемыеприродныетерритории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Особо охраняемыеприродныетерритории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

 

7. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемымприроднымтерриториям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемымприроднымтерриториям федерального значения, либо к особо охраняемымприроднымтерриториям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемымитерриториями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемымиприроднымитерриториями местного значения.

 

Особо охраняемыеприродныетерритории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемыеприродныетерритории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

8. Содержание права государственной собственности на особо охраняемыеприродныетерритории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129,209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.

 

Статья 3. Управление в области организации и функционирования особо охраняемыхприродныхтерриторий

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ(см. текст в предыдущей редакции)

 

1 Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемыхприродныхтерриторий федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

2. Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемыхприродныхтерриторий регионального значения осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 23.03.2007 N 37-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

3. Управление в области организации и функционирования особо охраняемыхприродныхтерриторий местного значения осуществляется органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

 

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемыхприродныхтерриторий

 

Государственный кадастр особо охраняемыхприродныхтерриторий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

 

Государственный кадастр особо охраняемыхприродныхтерриторий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемыхприродныхтерриторий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемыхприродныхтерриторий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

 

Статья 5. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемыхприродныхтерриторий

 

Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемыхприродныхтерриторий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ(см. текст в предыдущей редакции)







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.017 с.)