Предмет философии как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии как науки.



Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это совокупность идей, знаний на мир и место человека в этом мире, включающая в себя основные жизненные позиции людей, их убеждения, взгляды и идеалы.

2. Исторические типы мировоззрения.

Мифология, религия, философия.

Компоненты мировоззрения.

Мироощущение: связано с эмоциями, настроениями, переживаниями и предполагает собой освоение действительности на уровне чувств и эмоций;

Мировосприятие: освоение действительности на уровне наглядных и художественных образов;

Миропонимание: абстрактное мышление на уровне понятий.

Объект философии как науки.

Природа и общество, которые фиксируются в категорию бытие, которое можно разложить на цепочку – человек – общество – природа.

Предмет философии как науки.

Изучение универсальных закономерностей развития природы, общества и человека.

Две основные проблемы философии. Способы их решения.

- Проблема познания мира, поиск первоначала и оценка реальности. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различную «конфигурацию». Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.

- Проблема познания человека и смысла его существования, его связи с окружающим миром. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию спустя многие века продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Культура с точки зрения представителей философского подхода.

Философия рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни. Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура — это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим образом: культура = живая деятельность человека + овеществленная деятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплекс достижений человечества. точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

Культура с точки зрения представителей социологического подхода.

С точки зрения социологии, культура является духовно-материальным фундаментом, на котором возникло и развивается человеческое общество. Не будь культуры, не было бы и социума — того особого человеческого пространства (П. Сорокин), которое изучает социология. Культура с точки зрения социологии — это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества) путем 1) выработки социокультурных ценностей и норм; 2) их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению; 3) освоения окружающей среды; 4) формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.

Мировоззренческие универсалии культуры.

Мировоззренческие универсалии — это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Можно выделить два больших и связанных между собой блока универсалий культуры. К первым относятся категории, которые фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты (природные и социальные), в том числе и знаковые объекты мышления, могут стать предметами деятельности. Их атрибутивные характеристики фиксируются в категориях пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т. п. Но, кроме них, в историческом развитии культуры формируются и функционируют особые типы категорий, посредством которых выражены определения человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Они образуют второй блок универсалий культуры, к которому относятся категории: «человек», «общество», «я», «другие», «сознание», «добро», «красота», «вера», «надежда», «добро», «совесть», «справедливость», «свобода» и т. п. Эти категории фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивида в систему социальных отношений и коммуникаций. В системе универсалий культуры выражены наиболее общие представления об основных компонентах и сторонах человеческой жизнедеятельности, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов и т. д.

Резюмируя.

Индийская философия, в отличии от западной - уделяет больше внимания размышлениям над познанием трансцендентального, т.е. выходящего за пределы разума и возможного.

Основные проблемы Древнеиндийской философии тождественны философской проблематики, например, проблема целостности бытия, проблема познаваемости бытия и т.д.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что индусы не создали "Историю философии" как таковой, т.к. верили в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса. Именно это служит основной причиной в достоверности, объективности и точности информации.

Представители патристики.

Аврелий Августин, Климент Александрийский, Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Боэций.

Представители схоластики.

Фома Аквинский, Альберт Больштедтский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.

Представители эмпиризма.

Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли

Представители рационализма.

Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Рене Декарт, Георг Гегель.

Что Кант называл феноменом?

Это предмет возможного опыта и эмпирического познания, явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания (все, что может предоставить пространство и время); всё, что может быть предметом возможного опыта.

Что Кант называл ноуменом?

Объект интеллектуального созерцания, умопостигаемое явление, то есть вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия, «вещь в себе» - это нечто, сущность и смысл которого известны только умопостигающему, " реальность -в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка, а только с помощью ума.

Что такое метафизика?

Философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира. "Physica" обычно переводят - "природа". Однако следует иметь в виду, что это понятие воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета (т.е. "природа сущего").

46. Онтология – это…

Учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии - интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом.

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это совокупность идей, знаний на мир и место человека в этом мире, включающая в себя основные жизненные позиции людей, их убеждения, взгляды и идеалы.

2. Исторические типы мировоззрения.

Мифология, религия, философия.

Компоненты мировоззрения.

Мироощущение: связано с эмоциями, настроениями, переживаниями и предполагает собой освоение действительности на уровне чувств и эмоций;

Мировосприятие: освоение действительности на уровне наглядных и художественных образов;

Миропонимание: абстрактное мышление на уровне понятий.

Объект философии как науки.

Природа и общество, которые фиксируются в категорию бытие, которое можно разложить на цепочку – человек – общество – природа.

Предмет философии как науки.

Изучение универсальных закономерностей развития природы, общества и человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.029 с.)