Основные положения учения Платона. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения учения Платона.



Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину.

Политико-правовые взгляды Платона:
1. Лучшая форма правления – аристократия.
2. Худшая – тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).
3. Стремление к сохранению полиса.
4. Отрицание завоевательных войн.
5. Верховенство интересов государства над интересами личности.
6. Отрицание частной собственности.
7. Оправдание рабства (люди не равны по природе).

В человеке существуют три начала:
1. Разумное.
2. Яростное.
3. Вожделеющее (биологическое).
Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.
В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.
1. Совещательное – правители (философы)
2. Защитное – воины (стражи)
3. Деловое – производители (ремесленники, земледельцы)

Разделение труда.

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно).
Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей (миф о том, что при рождении одним людям подмешивается золото, другим – серебро и т.д. В мифе говорится, что государство погибнет, если им будет управлять железный или медный страж).

Кроме того справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого:

· Философы (правители)

· Стражи (воины)

· Производители
Характеристика сословий.
1. «Правители (философы) – интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы т.к. они не могут совершать плохих поступков». Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть это обязанность.
В сословии правителей отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями.

2.Стражи (воины). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стажей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и и меть какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими).

3. Производители (торговцы и ремесленники) не должне вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.).
Функции государства.

1. Социальная функция (удовлетворение потребностей)

2. Защитная функция.

3. Воспитательная функция (человеку внушается, что интересы государства выше интересов личности).

4. Духовная функция (развитие философии и науки)

Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом). Идеальное государство, в понимании Платона, - это полис, т. е. небольшой город-государство. Территория полиса не должна быть особо обширной, поэтому завоевательные войны им осуждаются. Войны могли вестись только в целях защиты государства. Война, по Платону, - главный источник частных и общественных бед. Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть "лучших", управлять государством должны знающие).
Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов-сословия стражей). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать.
Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит в результате скопления значительного богатства у частных лиц к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в управлении.

У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и не равных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания (т.е. власть одного человека). Черезмерная свобода превращается в черезмерное рабствво. Тирания – наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа.
То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.
Таким образом, Платон выделяет пять форм правления:

1. Аристократия – наилучшая.
2. Тимократия.
3. Олигархия.
4. Демократия.
5. Тирания – наихудшая.
Особенностью этого учения является отсутствие монархии.
Собственность.
Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Частной собственности в идеальном государстве не должно быть ("Никто не может обладать частной собственностью если в том нет крайней необходимости"). Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Необходимые припасы все получают от третьего сословия.

Особое отношение к собственности должно быть у стражей. Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Живут и питаются они сообща, как во время походов.
Брак и семья.
«Семьи, в обычном смысле, для двух первых сословий не существует. Решающее значение для идеального государственного устройства, по Платону, имеет введение для стажей общности жен и детей. Детей воспитывает государство».
Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.

Платон выделяет требования к законам:
1. Законы имеют божественное происхождение.
2. Законы должны быть вечными и неизменными.
3. Законы должны быть справедливыми.
4. Законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни).
5. Не допускаются пробелы в законодательстве.
6. О чем закон молчит, то он запрещает.

17. Школы, направления и представители эллинизма.

КИНИЗМ

IV — III вв. до н.э. Антисфен, Диоген.

ЭПИКУРЕЙСТВО

III — II вв. до н.э. Эпикур, Аполлодор, Федр.

СКЕПТИЦИЗМ

III — II вв. до н.э. Пиррон, Протагор, Секст.

СТОИЦИЗМ

III в. до н.э. — III в. н.э. Зенон, Клеанф, Диоген Лаэртский.

НЕОПЛАТОНИЗМ

II — III вв. н.э. Плотин, Порфирий, Фичино, Лейбниц, Спиноза, Джованни пико дела Мирандола.

Периодизация истории средневековой христианской философии.

III – VI вв. Патристика (от pater – отец). Осуществляли разработку и утверждение основ христианской догматики.

VI – XIV вв. Схоластика. Схоластика – общее название философии и теологии, преподававшихся в церковных школах и университетах. Изучали «7 свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку (в общей сложности 6 лет) – и теологию (еще 8 лет).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.003 с.)