Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Указания по выполнению практических работ для↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Указания по выполнению практических работ для студентов заочной формы обучения................ 24 стр. 6. Примеры решения практических заданий............. 25 стр. 7. Варианты практических работ: Практическая работа № 1........................... 35стр. Практическая работа № 2........................... 49 стр. Практическая работа № 3........................... 63 стр. 8. Глоссарий......................................... 76 стр. 9. Вопросы к зачету или экзамену....................... 81 стр. Список основной литературы....................... 76 стр. Список дополнительной литературы.................. 76 стр.
ВВЕДЕНИЕ
В системе прикладных экономических наук статистика является одной из фундаментальных дисциплин. Статистические показатели используются как на государственных, так и частных предприятиях, во вновь формируемых экономических структурах. Для квалификационной характеристики тех или иных явлений необходимо овладеть основами статистической методологии - сбором информации, сводкой и группировкой, расчетом относительных и средних величин, грамотным составлением статистических таблиц и соответствующих по форме графиков. Дисциплина «Статистика» имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер вследствие нерешенности многих вопросов. Данный учебный курс построен на современной теоретической базе и методологической основе. Статистическая информация и методы исследования при широком использовании электронно-вычислительной техники являются основой обеспечения рационального, оперативного решения сложных задач экономического управления. Поэтому глубокие знания статистических методов по сбору, обработке и анализу экономической информации являются одним из непременных условий деловой квалификации экономистов, менеджеров, коммерсантов, бухгалтеров, аудиторов. Цель курса – изучение методологических и аналитических подходов к внедрению статистики предприятий на региональном уровне. Задачи курса заключаются в следующем: · Сформировать у студентов разностороннее представление о развивающейся системе государственной статистики; · Научить студентов применять конкретные методы, способы и приемы обработки статистической информации; · Вооружить студентов необходимым научным инструментарием для решения прикладных задач; · Научить студентов владеть навыками проведения статистического исследования. Тематический план лекционного курса
Перечень практических работ
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ТЕМА 3. Способы наглядного представления статистических данных. Графический метод - это метод условных изображений статистических данных при помощи геометрических фигур, линий, точек и разнообразных символических образов. Главное достоинство графиков — наглядность. При правильном построении графика статистические показатели привлекают к себе внимание, становятся выразительными, лаконичными и запоминающимися. Каждый график состоит из графического образа и вспомогательных элементов. Графический образ — это совокупность точек, линий и фигур, с помощью которых изображаются статистические данные. Эти знаки образуют собственно языковую ткань графика, его основу. Вспомогательными элементами графика являются: Поле графика — это пространство, на котором размещаются образующие график геометрические фигуры. Размер графика зависит от его назначения. Предназначенные для аудитории (лекционного зала, цеха) графики изготовляют в формате чертежного листа, т.е. размером 814х х1152 мм, небольшие графики — 203x288 мм и др. Соотношение сторон поля в большинстве графиков берется от 1:1,33 до 1:1,50. Геометрические знаки или образы — это многообразные знаки, с помощью которых изображают статистические величины. В статистических графиках в качестве геометрических знаков используются точки, отрезки прямой линии, квадраты, прямоугольники, а также фигуры в виде рисунков или силуэтов изображаемых предметов. Масштабные ориентиры статистических графиков — это масштаб, масштабные шкалы и масштабные знаки. Масштаб — это условная мера перевода числовой величины в графическую величину и обратно. При построении графика масштаб должен быть таким, чтобы подлежащие нанесению на график данные поместились на поле графика. На вертикальной шкале графика должна быть нулевая точка. В тех случаях, когда минимальное значение признака намного выше нуля, нецелесообразно вести отсчет от нулевой точки, так как поле графика будет заполнено неравномерно. В таких случаях рекомендуется делать разрыв вертикальной шкалы. Масштабная шкала — это линия, разделенная на отрезки точками. Масштабные знаки — это эталоны величин, изображаемых на графике в виде отдельных графических знаков: квадратов, кругов, рисунков, силуэтов и др. Ими пользуются для сравнения графических знаков со знаком-эталоном. Экспликация графика — это пояснения, раскрывающие содержание графика: заголовок графика, единицы измерения, условные обозначения.
Средняя хронологическая моментного ряда равна сумме всех уровней ряда, поделенной на число членов ряда без одного, причем первый и последний члены ряда берутся в половинном размере. Если интервалы между периодами не равны, то применяется средняя арифметическая взвешенная, а в качестве весов берутся отрезки времени между датами, к которым относятся парные средние смежных значений уровня Уровнем ряда называется абсолютная величина каждого члена динамического ряда. Понятно, что все уровни ряда характеризуют его динамику. Различают начальный, конечный и средний уровень ряда. Начальный уровень — это величина первого члена ряда, конечный — последнего, средний уровень — средняя из всех значений динамического ряда, Абсолютный прирост характеризует размер увеличения или уменьшения изучаемого явления за определенный период времени. Он определяется как разность между данным уровнем и предыдущим или первоначальным. Уровень, который сравнивается, называется текущим, а уровень, с которым производится сравнение, называется базисным, так как он является базой для сравнения. Если каждый уровень ряда сравнивается с предыдущим, то получают цепные показатели. Если же все уровни ряда сравниваются с одним и тем же первоначальным уровнем, то полученные показатели называются базисными. Темпом роста называется отношение данного уровня явления к предыдущему или начальному, выраженное в процентах. Темпы роста, вычисленные как отношение данного уровня к предыдущему, называются цепными, а к начальному — базисными. Средний темп (коэффициент) роста определяется по формуле средней геометрической. Отношение базисных темпов роста двух динамических рядов за одинаковые отрезки времени называется коэффициентом опережения.
Заочной формы обучения Задания к практической работе составлены в десяти вариантах. Выбор - варианта зависит от начальной буквы фамилии студента, определен и обозначен в журнале. Каждый вариант практической работы включает 5 задач по наиболее важным разделам курса. Самовольная замена одного варианта задания другим не разрешается.
Приступая к выполнению практической работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса и методическими указаниями, изучить литературу. Особое внимание нужно обратить на методы построения, технику расчета и экономический смысл статистических показателей.
Далее следует предварительно наметить схему решения каждой задачи, составить макет статистической таблицы, куда будут занесены исчисленные показатели. При составлении аналитической таблицы необходимо дать ей общий заголовок, отражающий краткое содержание таблицы, а также заголовки по строкам и графам, указав при этом единицы измерения, итоговые показатели.
При выполнении практической работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:
1. Практическая работа должна быть выполнена и представлена в срок, установленный преподавателем дисциплины «Статистика».
2. В начале работы должен быть указан номер варианта работы.
3. Задачи нужно решать в том порядке, в каком они даны в задании. Примеры решения практических заданий Практическая работа № 1 Пример 1 Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей России (данные условные, млн. руб.): Таблица № 1
Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив не более пяти групп с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе собственный капитал, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме и сформулируйте выводы. Решение Минимальное значение собственного капитала 12,0; максимальное – 120,8. Разность между максимальным и минимальным значением = 108,8. Разделив ее на количество групп = 5, получим после округления 22. Таким образом, интервалы: До 22, 22-44, 44-66, 66-88, более 88. Банков с собственным капиталом до 22 млн. руб. насчитывается один; в следующей группе 7 банков и т.д. Расчет собственного капитала, привлеченных ресурсов, балансовой прибыли осуществляется суммированием данных входящих в группу. Решение представляем в виде таблицы:
Вывод: По полученным результатам наибольшей группой банков является группа, в которой собственный капитал колеблется в диапазоне от 22 до 44 млн. руб. Самой малочисленной является первая группа, остальные группы по количеству банков являются равнозначными. Общее количество собственного капитала со второй по четвертую группу изменяется в пределах с 200 до 300 млн. руб. Привлеченные ресурсы и балансовая прибыль в этих группах убывает от второй группы к четвертой. В пятой группе общая величина балансовой прибыли в два раза выше, чем в четвертой группе, что связано с величиной работающих капиталов.
Пример 2 Какие из указанных группировок являются типологическими: а) группировка населения по полу; б) группировка населения, занятого в народном хозяйстве, по отраслям; в) группировка капитальных вложений на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения; г) группировка предприятий общественного питания по формам собственности?
Решение А) и Г) Согласно, определения: типологические группировки предназначаются для выявления качественно однородных групп совокупностей, т.е. объектов, близких друг к другу одновременно по всем группировочным признакам.
Пример 3 Постройте группировку численности безработных двух регионов по полу и возрасту (% к итогу) с целью приведения их к сопоставимому виду. Сделайте сравнительный анализ результатов.
Решение Проанализировав таблицу, можем выделить общие интервалы по регионам: До 20, 20-30, 30-50, 50 и более. Исходя из полученных интервалов, строим таблицу: Данные, приведенные в исходной таблице, суммируем согласно новым выделиным интервалам, проверкой служит итоговая сумма, которая не должна превышать 100%.
Вывод: В первом и втором регионе одинаковые доли безработных в возрасте до 20 лет и старше 50 лет. Однако во втором регионе, значительно больше доля безработных в возрасте с 20 до 30 лет; в первом – в возрасте с 30 до 50 лет. Это объясняется особенностями в структуре потребности в рабочей силе региона. Практическая работа № 2 Пример 1 При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные по населению одного из регионов России, млн чел.
Решение Цифрами от 1 до 6 отмечены годы с 1993 по 1998 год. Первый ряд – всего населения; второй ряд – городское население; третий ряд – сельское. Пример 2 При помощи ленточной диаграммы изобразите данные о числе браков, заключенных населением России, тыс. чел.: 1990 1991 1992 1993 1996 1320 1277 1054 1107 867 Решение Цифрами от 1 до 5 отмечены годы с 1990 по 1994 год.
Пример 3 Известна структура произведенных затрат топливно-энергетической отрасли России:
По данным таблицы построить секторную диаграмму. Решение Практическая работа № 3 Пример 1 Добыча нефти и угля в РФ во II квартале 1996годахарактеризуются следующими данными:
Теплота сгорания нефти равна 45,0 мДж/кг, угля — 26,8 мДж/кг. Сделайте пересчет в условное топливо (29,3 мДж/кг) и проведите анализ изменения совокупной добычи этих ресурсов. Решение В апреле 1996 г. в РФ было добыто 25,2 млн. т нефти. Зная теплоту сгорания нефти, равную 45,0 мДж/кг, рассчитаем коэффициент перевода: 45,0/29,3=1,536. С учетом данного коэффициента добытый объем нефти эквивалентен 38,7 млн. т условного топлива (25,2*1,536); в мае с учетом коэффициента – 39,8 млн. т условного топлива (25,9*1,536); в июне – 37,2 млн. т условного топлива. В апреле 1996 г. в РФ было добыто 19,8 млн. т угля. Зная теплоту сгорания угля, равную 26,8 мДж/кг, рассчитаем коэффициент перевода: 26,8/29,3=0,91. С учетом данного коэффициента добытый в апреле объем угля эквивалентен 18,02 млн. т условного топлива; в мае – 16,8 млн. т условного топлива; в июне – 15,9 млн.т.
Вывод: В мае по сравнению с апрелем изменилась структура добычи нефти и угля, причем добыча нефти снизилась, а доля добычи угля увеличилась; в июне ситуация изменилась добыча угля в общем объеме упала на 10%, нефти увеличилась на то же число процентов. В среднем согласно структуре добыча нефти в условных единицах в 2 раза превышает добычу угля. Пример 2 Объем продаж АО «ЛОМО» в 1995 г. в сопоставимых ценах вырос по сравнению с предшествующим годом на 25% и составил 186 млрд руб. Определите Решение
186*100/125= 148,8 млрд руб. Пример 3 Имеются следующие данные о внешнеторговом обороте России со странами дальнего зарубежья и СНГ, млн дол.:
Вычислите относительные показатели структуры и координации. Решение Суммируем значение экспорта и импорта в четвертом и первом квартале, полученная сумма – 100%. В 4 квартале 1995 г.: (22761/41035)*100=56% составляет экспорт, следовательно, 44% - импорт. В 1 квартале 1996 г.: экспорт – (20972/34926)*100=60%, импорт – 40%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что доля экспорта возрастает, а доля импорта падает в 1 квартале 1996 г.
Согласно определению: Относительными величинами координации называют показатели, характеризующие соотношение отдельных частей целого между собой. Определим импорт относительно экспорта в 1995 г: (18274/22761)*100=81%, аналогичный расчет в 1996 г. Из полученных в таблице данных видно, что относительно экспорта доля импорта от 4 квартала 1995 к 1 кварталу 1996 г. снизилась значительно, это снижение составило 14%.
Пример 4 Известна структура произведенных затрат ТЭЦ:
Вычислите относительные показатели динамики. Решение Согласно формулам, приведенным в теоретической части плановую динамику рассчитываем как отношение плана на предстоящий период, к уровню, фактически сложившемуся в этом периоде: по сырью – (260/256)*100= 102%, по топливу – (85/82)*100=104%, по зарплате – 108%, по амортизации – 105%, прочие расходы – 93%. При нахождении фактической динамики, сравниваем факты разных периодов: по сырью – (257/240)*100= 107%, по топливу – (86/80)*100=108%, по заработной плате – 103% и т.д. Динамика выполнения плана или планового задания сравнивает факт и план текущего периода: по сырью – (257/260)*100= 99%, по топливу – 102 %, по заработной плате – 96% и т.д.
Вывод: План расходов 1997 г., составленный по результатам прошедшего года, выше данных результатов в среднем на 2 процента, самое большое увеличение расходов было предусмотрено на заработную плату, а также сокращение расходов на прочие нужды. Фактически запланированная ситуация полностью оправдалась, повышение соответствовало запланированным 2% по сравнению с фактом 1996 г. Однако, больше всего перерасход оказался по топливу, и намеченного сокращения прочих расходов не произошло, а даже наоборот они выросли на 3%. Выполнение плана можно характеризовать как перевыполнение на 1%, если рассматривать картину выполнения постатейно, то прочие расходы увеличились по сравнению с планом на 11%, а расходы по заработной плате сократились на 4%. Варианты практических работ Практическая работа № 1 Вариант 1 Задание 1 Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей России (данные условные, млн. руб.) приведенные в Таблице № 1. Постройте группировку коммерческих банков по величине суммы активов, выделив не более пяти групп с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме и сформулируйте выводы. Задание 2 Какие из группировок структурные: а)группировка старшеклассников по полу; б) группировка населения, занятого в сельском хозяйстве, по отраслям; в) группировка капитальных вложений на строительство объектов; г) группировка предприятий района города по формам собственности? Задание 3 Постройте группировку численности туристов двух регионов по полу и возрасту (% к итогу) с целью приведения их к сопоставимому виду. Сделайте сравнительный анализ результатов.
Задание 4 Стаж работы (годы) 22 рабочих бригады характеризуется следующими данными: 2, 4, 5, 5, 6, 6, 5, 6, 6, 7, 7, 8, 8, 9, 10, 11, 4, 3, 3, 4, 4, 5 Проведите ранжирование ряда, постройте ряд распределения рабочих по стажу работы, определив число групп согласно формуле Стерджесса. Сделать вывод. Задание 5 В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?
Вариант 2 Задание 1 Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей России (данные условные, млн. руб.) приведенные в Таблице № 1. Постройте группировку коммерческих банков по величине привлеченных ресурсов, выделив не более пяти групп с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме и сформулируйте выводы. Задание 2 Какие из указанных группировок являются типологическими: а) группировка младших школьников по полу; б) группировка предприятий народного хозяйства, по отраслям; в) группировка инвестиций на предприятии производственного и непроизводственного назначения; г) группировка предприятий государства по формам собственности? Задание 3 Постройте группировку численности рабочей силы двух городов по полу и возрасту (% к итогу) с целью приведения их к сопоставимому виду. Сделайте сравнительный анализ результатов.
Задание 4 Рождественские скидки (проценты) на 22 наименования товаров характеризуется следующими данными: 3, 5, 5, 5, 20, 20, 5, 20, 20, 10, 10, 15, 15, 30, 10, 15, 5, 3, 3, 5, 5, 5 Проведите ранжирование ряда, постройте ряд распределения рождественских скидкок, определив число групп согласно формуле Стерджесса. Сделать вывод. Задание 5 В чем состоит отличие комбинированной и многомерной группировки?
Вариант 3 Задание 1 Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей России (данные условные, млн. руб.) приведенные в Таблице № 1. Постройте группировку коммерческих банков по величине балансовой прибыли, выделив не более пяти групп с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме и сформулируйте выводы. Задание 2 Какие из указанных группировок являются аналитическими: а) группировка населения по полу; б) группировка инвестиций в народное хозяйство, по отраслям; в) группировка капитальных вложений на предприятии производственного и непроизводственного назначения; г) группировка предприятий региона по формам собственности? Задание 3 Постройте группировку численности безработных двух городов по полу и возрасту (% к итогу) с целью приведения их к сопоставимому виду. Сделайте сравнительный анализ результатов.
Задание 4 Сбор смородины (литры) 22-мя рабочими бригады коллективного сада за смену характеризуется следующими данными: 12, 14, 15, 15, 16, 16, 15, 16, 16, 17, 17, 18, 18, 9, 10, 11, 14, 13, 13, 14, 14, 15 Проведите ранжирование ряда, постройте ряд распределения сбора урожая, определив число групп согласно формуле Стерджесса. Сделать вывод. Задание 5 Какие основные проблемы подлежат решению при группировке статистических данных? Вариант 4 Задание 1 По данным Таблицы № 1 постройте группировку коммерческих банков по величине работающих активов с последующей ее перегруппировкой, выделив следующие группы банков: до 20, 20—40, 40—60, 60—80 и свыше 80. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме и сформулируйте выводы. Задание 2 Какие из указанных группировок являются структурными: а) группировка населения по полу; б) группировка предприятий народного хозяйства, по отраслям; в) группировка капитальных вложений в экономику иностранного государства; г) группировка предприятий района по формам собственности? Задание 3 Постройте группировку численности работников торговли регионов по полу и возрасту (% к итогу) с целью приведения их к сопоставимому виду. Сделайте сравнительный анализ результатов.
|