ТОП 10:

Проблемы и тенденции развития российского федерализма (конец 1991 – 2013 гг.)



Особенности современного российского федерализма. Современная Россия — самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации (89), отличающихся особенно большим разнообразием. В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки коренных наций и народностей, а также многочисленные национальные (этнические) группы, состоящие из представителей зарубежных этносов. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений.

Вторая общая и не менее важная особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала. Прежде, до Федеративного договора 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., субъектами Российской Федерации считались только национальные государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и автономные округа). Ныне субъектами РФ являются и такие политико-территориальные единицы, которые представляют собой области (края, города федерального значения) с преимущественно русским населением. Это особенно важно в связи с тем, что русский народ не имеет внутри РФ своей особой, отдельной республики.

Третья общая особенность современного российского федерализма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Четвертая важная общая особенность современного российского федерализма связана с тем, что исторически РСФСР возникла и длительное время развивалась как не договорная, а конституционная федерация на базе автономии, что само по себе серьезно суживало (даже формально) самостоятельность субъектов федерации по сравнению.

 

Основные черты, проблемы и тенденции экономического развития Российской Федерации (1992 – 2013 гг.)

В начале 1992 в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

Ряд крупнейших сырьевых предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около одного миллиарда долларов.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

Начало трудного и полного противоречий перехода экономики страны к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа (образно такую экономику называют «экономикой трубы»). Усилия, предпринятые в конце 90-х гг. для уменьшения зависимости от цен на сырье на мировом рынке, ощутимых результатов не дали. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в. валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22% от уровня США, а в 1994 г. — 18%. Позиции России серьезно потеснили и новые промышленно развитые страны. В начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав. В середине XX в. она занимала второе место по объему промышленного производства в мире. К его концу по совокупным показателям экономического развития она заняла место во втором десятке стран мира.

 

Россия и страны «ближнего зарубежья» (1992 – 2013 гг.)

 

Внешнеэкономические отношения России с новыми независимыми государствами имеют для экономики нашей страны важнейшее значение. Высокий уровень экономической интеграции национальной экономики Российской Федерации и бывших союзных республик при отходе от командного механизма управления потребовал коренного изменения во внешнеторговых отношениях. Большие затруднения создают сложившиеся ранее неравномерности размещения и освоения природно-сырьевых ресурсов, различия в уровне специализации и концентрации производства отдельных стран. Они привели к тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче и производстве важнейших видов сырья и продукции.

Из всех республик бывшего СССР лишь Россия полностью обеспечена минеральными ресурсами. Узбекистан и Туркменистан на 85% способны удовлетворить свои потребности в энергии, Украина, Кыргызстан и Таджикистан — на 50%. Хуже обеспечены энергией собственного производства Молдова (1%), Армения (4%), Беларусь (10%).

Государства, образовавшиеся на территории бывших союзных республик, являются главными экономическими и политическими партнерами России. Перспективы развития Российской Федерации во многом определяются тем, как будут складываться ее отношения именно с этой группой стран, прежде всего с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).

Между Россией и новыми независимыми государствами сложился определенный механизм торгово-экономических отношений. Для бывших союзных республик Россия остается наиболее привлекательным торговым партнером. С одной стороны, это определяется ее значительным экономическим потенциалом и по-прежнему достаточно дешевыми минеральными ресурсами. С другой стороны, для экономики России и бывших республик СССР характерен высокий уровень интеграции.

Вследствие кризисных явлений, спада производства, переориентации хозяйственных связей предприятий произошло падение товарооборота России с новыми независимыми государствами.

В 1995 г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ составил 32,3 млрд долл. и по сравнению с 1994 г. возрос на 6%, в том числе экспорт составил 15,6 млрд долл. (19,1%), импорт — 16,7 млрд долл. (27,4%). Сальдо торгового баланса со странами СНГ сложилось отрицательное — 1,1 млрд долл.

В 1993 принят Устав СНГ, в котором были перечислены основные сферы совместной деятельности государств.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) Создано в 1992 году (Таможенный союз). Цели ЕврАзЭс – создание Единого экономического пространства, координации подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Создана 7 октября 2002 года. Задача ОДКБ – совместная борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.005 с.)