Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы и тенденции развития российского федерализма (конец 1991 – 2013 гг.)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности современного российского федерализма. Современная Россия — самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации (89), отличающихся особенно большим разнообразием. В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки коренных наций и народностей, а также многочисленные национальные (этнические) группы, состоящие из представителей зарубежных этносов. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений. Вторая общая и не менее важная особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала. Прежде, до Федеративного договора 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., субъектами Российской Федерации считались только национальные государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и автономные округа). Ныне субъектами РФ являются и такие политико-территориальные единицы, которые представляют собой области (края, города федерального значения) с преимущественно русским населением. Это особенно важно в связи с тем, что русский народ не имеет внутри РФ своей особой, отдельной республики. Третья общая особенность современного российского федерализма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Четвертая важная общая особенность современного российского федерализма связана с тем, что исторически РСФСР возникла и длительное время развивалась как не договорная, а конституционная федерация на базе автономии, что само по себе серьезно суживало (даже формально) самостоятельность субъектов федерации по сравнению.
Основные черты, проблемы и тенденции экономического развития Российской Федерации (1992 – 2013 гг.) В начале 1992 в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. Ряд крупнейших сырьевых предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около одного миллиарда долларов. В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности. Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности. Начало трудного и полного противоречий перехода экономики страны к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа (образно такую экономику называют «экономикой трубы»). Усилия, предпринятые в конце 90-х гг. для уменьшения зависимости от цен на сырье на мировом рынке, ощутимых результатов не дали. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в. валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22% от уровня США, а в 1994 г. — 18%. Позиции России серьезно потеснили и новые промышленно развитые страны. В начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав. В середине XX в. она занимала второе место по объему промышленного производства в мире. К его концу по совокупным показателям экономического развития она заняла место во втором десятке стран мира.
Россия и страны «ближнего зарубежья» (1992 – 2013 гг.)
Внешнеэкономические отношения России с новыми независимыми государствами имеют для экономики нашей страны важнейшее значение. Высокий уровень экономической интеграции национальной экономики Российской Федерации и бывших союзных республик при отходе от командного механизма управления потребовал коренного изменения во внешнеторговых отношениях. Большие затруднения создают сложившиеся ранее неравномерности размещения и освоения природно-сырьевых ресурсов, различия в уровне специализации и концентрации производства отдельных стран. Они привели к тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче и производстве важнейших видов сырья и продукции. Из всех республик бывшего СССР лишь Россия полностью обеспечена минеральными ресурсами. Узбекистан и Туркменистан на 85% способны удовлетворить свои потребности в энергии, Украина, Кыргызстан и Таджикистан — на 50%. Хуже обеспечены энергией собственного производства Молдова (1%), Армения (4%), Беларусь (10%). Государства, образовавшиеся на территории бывших союзных республик, являются главными экономическими и политическими партнерами России. Перспективы развития Российской Федерации во многом определяются тем, как будут складываться ее отношения именно с этой группой стран, прежде всего с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). Между Россией и новыми независимыми государствами сложился определенный механизм торгово-экономических отношений. Для бывших союзных республик Россия остается наиболее привлекательным торговым партнером. С одной стороны, это определяется ее значительным экономическим потенциалом и по-прежнему достаточно дешевыми минеральными ресурсами. С другой стороны, для экономики России и бывших республик СССР характерен высокий уровень интеграции. Вследствие кризисных явлений, спада производства, переориентации хозяйственных связей предприятий произошло падение товарооборота России с новыми независимыми государствами. В 1995 г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ составил 32,3 млрд долл. и по сравнению с 1994 г. возрос на 6%, в том числе экспорт составил 15,6 млрд долл. (19,1%), импорт — 16,7 млрд долл. (27,4%). Сальдо торгового баланса со странами СНГ сложилось отрицательное — 1,1 млрд долл. В 1993 принят Устав СНГ, в котором были перечислены основные сферы совместной деятельности государств. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) Создано в 1992 году (Таможенный союз). Цели ЕврАзЭс – создание Единого экономического пространства, координации подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Создана 7 октября 2002 года. Задача ОДКБ – совместная борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.009 с.) |