Российский федерализм: становление, проблемы и пути его совершенствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российский федерализм: становление, проблемы и пути его совершенствования



Федерализм – федерация – федеративные отношения — это форма децентрализации государственной власти федеративного государства (федерации), предполагающая разграничение компетенции между органами государственной власти России и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации— это составные части фед-го государства, в которых создаются органы власти, действующие в соответствии с ФЗ с учетом разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами.

РФ представляет собой конституционную федерацию. Основы ее статуса, субъектный состав, разграничение предметов ведения и полномочий, - все это закреплено в Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор 1992 г., двусторонние договоры РФ и субъектов в ее составе de jure являются документами, регулирующими основы федеративных отношений в современной России, в части, не противоречащей российской Конституции (de facto ситуация несколько иная).

Со времени принятия Конституции РФ в 1993 году можно выделить три периода в развитии федерализма:

1. 1993-1996 годы. Этот период характеризовался параллельно развивающимися процессами правовой дезинтеграции и децентрализации власти, а также принятием ряда федеральных законов, разграничивающих предметы ведения и полномочия на централизованной основе.

2. 1996-2000 годы; характеризуется зарождением определённых процессов унификации законодательства и восстановления единого пространства России, повышения роли федерального закона и решений Конституционного Суда РФ, как факторов, которые побуждают субъекты РФ приводить их законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

3. 2000 год - настоящее время- характеризуется продолжением процесса легитимизации федеративных отношений и проведением федеральными властями централистской политики в отношении властных полномочий и правотворчества субъектов РФ.

В качестве конституциооных основ федеративного устройства РФ закреплены принципы:

- гос-ая целостность;

- единство системы гос-ой власти;

- разграничение предметов ведения полномочий между ОГВ РФ и ОГВ S ФРФ;

- равноправие и самоопределение народов РФ.

Особенности современного российского федерализма. 1)Совре­менная Россия — самое обширное по территории и одно из самых боль­ших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации (83), отличающихся особенно большим разнообразием. По своему социальному содержанию российский федерализм олице­творяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа. Это одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение как в его струк­туре, так и в содержании федеративных отношений. 2)в современном федерализме сочетаются террито­риальные (общетерриториальные) и национальные (национально-тер­риториальные) начала. 3)Российский федерализм— сравнительно молодой федерализм, находя­щийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с первых месяцев после октября 1917 г., его реальное становление и развитие приходятся лишь на последнее десятилетие.

В России федеративное гос-во образовалось ни снизу вверх, не путем наделения субъектами центра полномочиями, а как раз наоборот – путем дарования центром некоторых прав, свобод и автономии субъектами Федерации.


Государственное регулированияе экономики: цели, принципы, границы.

ГРЭ – комплекс типовых мер зак-го, исп-го и контролирующего хар-ра, осущ-мых правомочными гос. органами, общ-ми орг-циями в целях стабилизации и приспособления сущ-щей СЭ ситуации к изменяющимся условиям.

Необ-сть гос. вмешательства в эк-ку обусловлена объективными причинами: Несовершенство рын-го мех-зма. Необ-ть решать такие эк-кие задачи, к-рые требуют коллективного усилия и не могут быть реализованы при помощи рын-го мех-ма. Госстр-ры включ-тся в рег-ние глобальных пропорций общенац-го хоз-ва, поддерживая равновесие м/ду эфф-ым спросом и предложением.

Основная задача ГРЭ – поддержание стабильности рынка и его социальной ориентации.

Инструменты ГРЭ:

1.Денежно-кредитная политика (рефинансирование, операции государства на рынке ценных бумаг, политика минимальных резервов);2.Налогово-бюджетная политика (политика доходов и расходов государства); 3.Внешнеэкономическая политика (регулирует обменный курс национальной валюты, мероприятия в области цен экспорта и импорта).

Цели ГРЭ: -переход к стратегии управления результатами, а не затратами; -создание благоприятных условий для хоз-ой деят-ти, обеспечение экон-ой безопасности гос-ва и защита нац-ых интересов; -обеспечение стабильности уровня цен; -повышение эффективности нац экономики и формирование ее современной структуры.

Принципы ГРЭ – определенные правила поведения гос-ва в экономике.

-регулирование экономики требует соблюдение принципа «не помешай рынку»: соблюдай «правила игры»; -обеспечение экон-ой свободы и эффективности предпринимательской деят-ти; -разработка системы приоритетов в осуществлении поставленных задач; -социальная ориентация регулирования экономики; -сочетание фед-го государственного, рег-го и мун-го регулирования; -прогнозирование демографической ситуации; -учет политической ситуации и стабильность в обществе; -экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы).

Границы государственного вмешательства в рыночной экономике:

Минимальные границы – это необходимая степень ГРЭ. На этом уровне государство решает первоочередные проблемы – организацию денежного обращения в стране, производство общественных товаров, устранение негативного воздействия внешних, иных факторов.

Максимальные границы – это допустимая степень вмешательства государства в функционирование экономики (перераспределение доходов, обеспечение оптимального уровня занятости, снижение инфляции, ограничение монополизма, образование, защита окружающей среды, здравоохранение).

Особенности ГРЭ в переходной экономике: осуществление процесса разгосударствления, в особенности контроля за ним; создание законодательно-правовой базы функционирования всех рыночных механизмов и их развития; борьба с коррупцией, теневой экономикой; привлечение в страну иностранных инвестиций; контроль и регулирование процессов инфляции и занятости; преодоление дефицита госбюджета, внутреннего и внешнего госдолга; повышение уровня жизни.

 

 

ГРЭ: виды и функции.

ГРЭ – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночных механизмов, решения соц-экон.проблем.

Механизм ГРЭ состоит из: 1- ресурсы регулирования(финанс.ресурсы, гос.сектор, законодательн.право, денежная масса под контролем ЦБ); 2-объекты регулирования (экономич.цикл, совокупный спрос и совокупн.предложение, денежное обращение, темпы пропорции эк-го развития, соц.отношения, ВЭД, условия конкуренции);3-формы регулирования(корпоративная, государственная, межгосударственная); 4-методы регулирования(экономические и административные).

Виды ГРЭ:

§ бюджетная политика –регулирование доходов и расходов государства.

§ налоговая политика -комплекс мер гос.воздействия на налогоа.систему.

§ денежно – кредитная политика –мероприятия в области денежного обращения и в сфере кредитных отношений.

§ промышленная политика - политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста.

§ аграрная политика – составная часть гос. соц-экономич.политики, направленная на устойчивое развитие с/х и сельских территорий.

§ антимонопольная политика демонополизация экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках.

§ структурная политика –оптимизация структуры ВВП с целью обеспечения быстрого, стабильного и сбалансированного экономического роста.

§ инвестиционная политика - активизация инвестиционной деятельности.

§ ВЭП - по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

§ социальная политика - осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы.

§ прогнозирование и планирование - система научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики.

Функции ГРЭ: Корректирующая – проявляется в обеспечении производства «общественных товаров» и в корректировке результатов рыночных процессов, прежде всего, частной экономической деятельности. Регулирование распределительных процессов – направлено на сокращение существенных различий в размерах доходов и имущества. Стабилизирующая – направлена на поддержание общего экономического роста, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса путем воздействия государства на совокупный спрос и совокупное предложение. Создание общих правовых условий экономической деятельности – направлена на установление и поддержание правового порядка в обществе, и правовую защиту хозяйствующих субъектов.

ГРЭ осуществляется с помощью экономической политики (ЭП) - это комплекс мер, целей, задач, с помощью которых государство воздействует на экономическую систему, придавая ей устойчивый и поступательный характер, для реализации поставленных целей. Это система экономических мероприятий, осуществляемых государством, совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей.

Виды ЭП: 1. Активная – в отсутствие соответствующих мер денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики экономика будет страдать от потрясений объёма производства и занятости. 2. Пассивная – попытки стабилизировать экономику могут обернуться её дальнейшей дестабилизацией, т.к. денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика действуют с длительными временными лагами. Уровень современных знаний недостаточен для разработки успешной стабилизационной политики. 3. Дискреционная – возможность приспособления к текущей ситуации придаёт поведению политиков в непредвиденных обстоятельствах большую гибкость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.013 с.)