Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российский федерализм: становление, проблемы и пути его совершенствованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Федерализм – федерация – федеративные отношения — это форма децентрализации государственной власти федеративного государства (федерации), предполагающая разграничение компетенции между органами государственной власти России и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации— это составные части фед-го государства, в которых создаются органы власти, действующие в соответствии с ФЗ с учетом разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами. РФ представляет собой конституционную федерацию. Основы ее статуса, субъектный состав, разграничение предметов ведения и полномочий, - все это закреплено в Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор 1992 г., двусторонние договоры РФ и субъектов в ее составе de jure являются документами, регулирующими основы федеративных отношений в современной России, в части, не противоречащей российской Конституции (de facto ситуация несколько иная). Со времени принятия Конституции РФ в 1993 году можно выделить три периода в развитии федерализма: 1. 1993-1996 годы. Этот период характеризовался параллельно развивающимися процессами правовой дезинтеграции и децентрализации власти, а также принятием ряда федеральных законов, разграничивающих предметы ведения и полномочия на централизованной основе. 2. 1996-2000 годы; характеризуется зарождением определённых процессов унификации законодательства и восстановления единого пространства России, повышения роли федерального закона и решений Конституционного Суда РФ, как факторов, которые побуждают субъекты РФ приводить их законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации. 3. 2000 год - настоящее время- характеризуется продолжением процесса легитимизации федеративных отношений и проведением федеральными властями централистской политики в отношении властных полномочий и правотворчества субъектов РФ. В качестве конституциооных основ федеративного устройства РФ закреплены принципы: - гос-ая целостность; - единство системы гос-ой власти; - разграничение предметов ведения полномочий между ОГВ РФ и ОГВ S ФРФ; - равноправие и самоопределение народов РФ. Особенности современного российского федерализма. 1)Современная Россия — самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации (83), отличающихся особенно большим разнообразием. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа. Это одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений. 2)в современном федерализме сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала. 3)Российский федерализм— сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с первых месяцев после октября 1917 г., его реальное становление и развитие приходятся лишь на последнее десятилетие. В России федеративное гос-во образовалось ни снизу вверх, не путем наделения субъектами центра полномочиями, а как раз наоборот – путем дарования центром некоторых прав, свобод и автономии субъектами Федерации. Государственное регулированияе экономики: цели, принципы, границы. ГРЭ – комплекс типовых мер зак-го, исп-го и контролирующего хар-ра, осущ-мых правомочными гос. органами, общ-ми орг-циями в целях стабилизации и приспособления сущ-щей СЭ ситуации к изменяющимся условиям. Необ-сть гос. вмешательства в эк-ку обусловлена объективными причинами: Несовершенство рын-го мех-зма. Необ-ть решать такие эк-кие задачи, к-рые требуют коллективного усилия и не могут быть реализованы при помощи рын-го мех-ма. Госстр-ры включ-тся в рег-ние глобальных пропорций общенац-го хоз-ва, поддерживая равновесие м/ду эфф-ым спросом и предложением. Основная задача ГРЭ – поддержание стабильности рынка и его социальной ориентации. Инструменты ГРЭ: 1.Денежно-кредитная политика (рефинансирование, операции государства на рынке ценных бумаг, политика минимальных резервов);2.Налогово-бюджетная политика (политика доходов и расходов государства); 3.Внешнеэкономическая политика (регулирует обменный курс национальной валюты, мероприятия в области цен экспорта и импорта). Цели ГРЭ: -переход к стратегии управления результатами, а не затратами; -создание благоприятных условий для хоз-ой деят-ти, обеспечение экон-ой безопасности гос-ва и защита нац-ых интересов; -обеспечение стабильности уровня цен; -повышение эффективности нац экономики и формирование ее современной структуры. Принципы ГРЭ – определенные правила поведения гос-ва в экономике. -регулирование экономики требует соблюдение принципа «не помешай рынку»: соблюдай «правила игры»; -обеспечение экон-ой свободы и эффективности предпринимательской деят-ти; -разработка системы приоритетов в осуществлении поставленных задач; -социальная ориентация регулирования экономики; -сочетание фед-го государственного, рег-го и мун-го регулирования; -прогнозирование демографической ситуации; -учет политической ситуации и стабильность в обществе; -экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы). Границы государственного вмешательства в рыночной экономике: Минимальные границы – это необходимая степень ГРЭ. На этом уровне государство решает первоочередные проблемы – организацию денежного обращения в стране, производство общественных товаров, устранение негативного воздействия внешних, иных факторов. Максимальные границы – это допустимая степень вмешательства государства в функционирование экономики (перераспределение доходов, обеспечение оптимального уровня занятости, снижение инфляции, ограничение монополизма, образование, защита окружающей среды, здравоохранение). Особенности ГРЭ в переходной экономике: осуществление процесса разгосударствления, в особенности контроля за ним; создание законодательно-правовой базы функционирования всех рыночных механизмов и их развития; борьба с коррупцией, теневой экономикой; привлечение в страну иностранных инвестиций; контроль и регулирование процессов инфляции и занятости; преодоление дефицита госбюджета, внутреннего и внешнего госдолга; повышение уровня жизни.
ГРЭ: виды и функции. ГРЭ – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночных механизмов, решения соц-экон.проблем. Механизм ГРЭ состоит из: 1- ресурсы регулирования(финанс.ресурсы, гос.сектор, законодательн.право, денежная масса под контролем ЦБ); 2-объекты регулирования (экономич.цикл, совокупный спрос и совокупн.предложение, денежное обращение, темпы пропорции эк-го развития, соц.отношения, ВЭД, условия конкуренции);3-формы регулирования(корпоративная, государственная, межгосударственная); 4-методы регулирования(экономические и административные). Виды ГРЭ: § бюджетная политика –регулирование доходов и расходов государства. § налоговая политика -комплекс мер гос.воздействия на налогоа.систему. § денежно – кредитная политика –мероприятия в области денежного обращения и в сфере кредитных отношений. § промышленная политика - политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста. § аграрная политика – составная часть гос. соц-экономич.политики, направленная на устойчивое развитие с/х и сельских территорий. § антимонопольная политика – демонополизация экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках. § структурная политика –оптимизация структуры ВВП с целью обеспечения быстрого, стабильного и сбалансированного экономического роста. § инвестиционная политика - активизация инвестиционной деятельности. § ВЭП - по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. § социальная политика - осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы. § прогнозирование и планирование - система научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики. Функции ГРЭ: Корректирующая – проявляется в обеспечении производства «общественных товаров» и в корректировке результатов рыночных процессов, прежде всего, частной экономической деятельности. Регулирование распределительных процессов – направлено на сокращение существенных различий в размерах доходов и имущества. Стабилизирующая – направлена на поддержание общего экономического роста, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса путем воздействия государства на совокупный спрос и совокупное предложение. Создание общих правовых условий экономической деятельности – направлена на установление и поддержание правового порядка в обществе, и правовую защиту хозяйствующих субъектов. ГРЭ осуществляется с помощью экономической политики (ЭП) - это комплекс мер, целей, задач, с помощью которых государство воздействует на экономическую систему, придавая ей устойчивый и поступательный характер, для реализации поставленных целей. Это система экономических мероприятий, осуществляемых государством, совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Виды ЭП: 1. Активная – в отсутствие соответствующих мер денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики экономика будет страдать от потрясений объёма производства и занятости. 2. Пассивная – попытки стабилизировать экономику могут обернуться её дальнейшей дестабилизацией, т.к. денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика действуют с длительными временными лагами. Уровень современных знаний недостаточен для разработки успешной стабилизационной политики. 3. Дискреционная – возможность приспособления к текущей ситуации придаёт поведению политиков в непредвиденных обстоятельствах большую гибкость.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.011 с.) |