Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика аварий на химически опасных объектах

Поиск

АХОВ - аварийно химически опасные вещества или их соединения, при попадании в окружающую среду способны вызвать ЧС: заразить воздух, воду, почву, привести к отравлению и гибели людей, животных.

Особо опасны для человека: аммиак, азотная, серная, соляная, синильная кислоты, бромистый метил, сернистый ангидрид, бензол, сероуглерод, треххлористый фосфор, фтористый водород, фосген, хлор, хлорпикрин.

Попадание АХОВ в окружающую среду может произойти при производственных и транспортных авариях, при стихийных бедствиях. Причинами аварий на производстве, использующем химические вещества, чаще всего бывают: нарушение правил транспортировки и хранения, несоблюдение правил техники безопасности, выход из строя агрегатов, механизмов, трубопроводов, неисправность средств транспортировки, разгерметизация емкостей хранения, превышение нормативных запасов. химический техногенный аварийный

В результате аварий или катастроф на химических предприятиях возникает очаг химического заражения (ОХЗ). В очаге химического поражения или зоне химического заражения (ЗХЗ) может оказаться само предприятие и прилегающая к нему территория. В соответствии с этим выделяют 4 степени опасности химических объектов:

- I степень - в зону возможного заражения попадают более 75000 человек;

- II степень - в зону возможного заражения попадают 40000 - 75000 человек;

- III степень - менее 40000 человек

- IV степень - зона возможного химического заражения не выходит за границы объекта.

Последствия аварий на АОХО определяются как степенью опасности ХО, так и токсичностью и опасностью самих химических веществ.

Зона химического заражения АОХВ включает 2 территории: подверженная непосредственному воздействию химического вещества и над которой распространилось зараженное облако.

ЧС возникает, когда АХОВ выбрасываются в атмосферу в виде газа, пара, аэрозоля или проливаются в виде жидкостей. Жидкие АХОВ разливаются и заражают воздух. Облако, в котором находятся АХОВ, может при наличии ветра распространиться на большие расстояния, заражая воздух и окружающую местность.

           

По характеру воздействия на организм человека аварийно-химические опасные вещества или сильнодействующие химические вещества делятся на следующие группы:

I. Вещества удушающего воздействи

II. Вещества обще ядовитого действия (синильная кислота, цианиды, угарный газ и др.).

III. Вещества удушающего и обще-ядовитого действия:

IV. Нейротропные яды (фосфорорганические соединения, сероуглерод и др.).

V. Вещества нейротропного и удушающего действия (аммиак, гидразин и др.).

VI. Метаболические яды (дихлорэтан, оксид этилена и др.).

VII. Вещества, извращающие обмен веществ (диоксин, бензофураны и др.) [4, с. 241].

Кроме того, все АОХВ делятся на быстродействующие и медленнодействующие.

Возможность более или менее продолжительного заражения местности зависит от стойкости химического вещества.

С позиции продолжительности поражающего действия и времени наступления поражающего эффекта АОХВ условно делятся на 4 группы:

1. нестойкие с быстронаступающим действием (синильная кислота, аммиак, оксид углерода);

2. нестойкие замедленного действия (фосген, азотная кислота);

3. стойкие с быстронаступающим действием (фосфорганические соединения, анилин);

4. стойкие замедленного действия (серная кислота, тетраэтилсвинец, диоксин).

Классификация аварий на химически опасных объектах.

В химических отраслях аварии подразделяется на две категории:

1) аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений и полное или частичное прекращение выпуска продукции; для восстановления производства требуется специальные ассигнования от вышестоящих организаций;

2) аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное технологическое оборудование, полностью или частично прекращен выпуск продукции, но для восстановления производства не требуется специальные ассигнования вышестоящих инстанций

Главными задачами химической разведки являются:

1 Уточнение наличия и концентрации отравляющих веществ на объекте работ, границ и динамики изменения химического заражения;

2 Получение необходимых данных для организации аварийно-спасательных работ и мер безопасности населения и сил, ведущих АСР;

3 Постоянное наблюдение за изменением химической обстановки в зоне чрезвычайной ситуации, своевременное предупреждение о резком изменении обстановки.

Химическая разведка аварийного объекта и зоны заражения ведется путем осмотра, с помощью специальных приборов химической разведки, а также наблюдением за обстановкой и направлением ветра в приземном слое.

Одновременно в зоне заражения ведутся поисково-спасательные работы. Поиск проводится путем сплошного визуального обследования территории, зданий, сооружений, цехов, транспортных средств и других мест, где могли находиться люди в момент аварии, а также опроса очевидцев и с помощью специальных приборов в случае разрушений и завалов.

Спасательные работы в зоне заражения проводятся с обязательным использованием средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.

14.Характеристика аварии на железнодорожном и городском транспорте.
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Как спастись, если с вашим поездом произошла катастрофа?

– не кладите тяжелые вещи на верхнюю заднюю (по отношению к локомотиву) багажную полку. Если же положить больше некуда, попробуйте закрепить вещи;

– если есть выбор, куда лечь, ложитесь на переднюю по отношению к локомотиву полку. Это избавит вас от травм в случае экстренного торможения поезда;

– не оставляйте на столике после еды режущие, колющие и бьющиеся предметы – ножи, вилки, стаканы и т.д.;

– передвигаясь по вагону во время движения поезда, придерживайтесь за поручни, поскольку всегда возможно экстренное торможение;

– курите только в специально отведенных местах. Следите за тем, чтобы недокуренная сигарета обязательно была погашена.

Особенно хотелось бы обратить внимание на правила поведения при нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта:

– при движении вдоль железнодорожных путей не следует подходить ближе пяти метров к крайнему рельсу;

– на электрофицированных участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться к ним и спускам, идущим от опоры к рельсу, лежащим на земле проводам;

– переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, туннелями,

– при переходе через пути ни в коем случае не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;

– при ожидании поезда нельзя устраивать на платформе подвижные игры, бежать рядом с вагонами идущего поезда, стоять ближе 2-х метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;

– посадку в вагон и выход из вагона осуществляйте только со стороны перрона или посадочной платформы;

– при остановках поезда на перегоне не рекомендуется выходить из вагона;

– к вагону следует подходить только после полной остановки поезда.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Автомобильные
Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правилперевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.
Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

15.Характеристика аварий авиационном и морском транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плав средств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
Авиационные
К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.
Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.
Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

16.Характеристика аварии на радиационно опасных объектах.
При правильной эксплуатации ядерных энергетических установок катастроф не произойдет.
Для аварий на АЭС характерно следующее: во-первых, происходит радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий и стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительными периодами полураспада - до 30 лет. При этом значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии и, попадая в организм человека, вызывает внутреннее облучение, которое представляет опасность для жизни. Кроме того, при радиоактивном заражении местности из сферы хозяйственной деятельности человека надолго исключаются большие территории как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения.
Основные мероприятия по предупреждению аварий
Задача каждого работающего на предприятии - знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.
Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.
На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.
При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.
Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.008 с.)