Идентификация опасных и вредных факторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификация опасных и вредных факторов



Курс лекций

 

Предисловие

Приведены методы решений проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях технологического и природного происхождения. Рассмотрены вопросы возникновения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также мероприятия по их предотвращению. Целью курса является обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Задачи курса сводятся к теоретическому анализу и разработке методов безопасности в техносфере от различных опасных проявлений в производстве, быту и при чрезвычайных ситуациях.

Изучающий курс должен хорошо владеть основами математики, электротехники, химии, физики.

Конспект лекций может быть использован для всех специальностей энергоуниверситета и других вузов.

 

Список литературы

  1. Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций / Под ред. О.Н. Русака. – ЛС БЖД, 1991.
  2. Дьяков В.И. Безопасность жизнедеятельности. Общие вопросы БЖД в условиях производства и природные аспекты БЖД / ИГЭУ. Иваново, 2000.
  3. Дьяков В.И., Горбунов А.Г. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций / ИГЭУ. Иваново, 2001.
  4. Безопасность жизнедеятельности.: Учеб. для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова, – М.: Высш. шк., 1999.
  5. Гражданская оборона / Ю.В. Боровской и др.; под ред. Е.П. Шубина. - М.: Просвещение. 1991. - 223 с.
  6. Долин П.А. Справочник по технике безопасности. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат. 1985. - 824 с.
  7. Охрана труда в химической промышленности. / Г.В. Макаров и др. - М.: Химия, 1977.-586 с.
  8. Пожарная безопасность. Взрывобезопасность: Справ. изд./ А.Н. Баратов и др.- М.; Химия. 1987 - 272 с.

 

 

Лекция N 1

Основные понятия и определения

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку (природе), закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность, человек (природа), защита. Любая деятельность потенциально опасна. Из этого положения следует вывод, что всегда существует некоторый риск, и что риск не может быть равен нулю. Опасность - явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено причинение ущерба здоровью человека. Безопасность – это цель. Безопасность жизнедеятельности – средство достижения безопасности. По характеру неблагоприятного воздействия на организм человека воздействующие факторы называют вредными и опасными. К вредным относят такие факторы, которые становятся в определенных условиях причинами заболеваний или снижения работоспособности. Опасными факторами принято называть такие, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям (нарушение тканей организма и нарушение его функций) или другим внезапным и резким нарушениям здоровья.

Цель БЖД - обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

Задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные явления). В круг научных задач также входят: комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий обитания на работоспособность и здоровье человека; оптимизация условий деятельности и отдыха; реализация новых методов защиты; моделирование чрезвычайных ситуаций и др. Круг практических задач прежде всего обусловлен выбором принципов защиты, разработкой и рациональным использованием средств защиты человека и природной среды(биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

БЖД состоит из четырех разделов:

  • теоретические основы БЖД;
  • БЖД в условиях производства (охрана труда); природные аспекты БЖД (защита окружающей среды);
  • БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объект изучения БЖД

Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную. Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (рис.1.1), составляющих структуру труда:

С – субъектов труда, М – "машины" – средств и предметов труда, ПТ – процессов труда, состоящих из действующих как субъектов, так и машин, ПрТ – продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей к воздушной среде и т.п., ПО – производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду: отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

Природная среда в виде географо-ландшафтных (Г-Л), геофизических (Г), климатических (К) элементов; стихийных бедствий (СБ), в том числе пожаров от молний и других природных источников; природных процессов (ПП) в виде газовыделений из горных пород и т.п. может проявляться как в непроизводственной сфере, так и в производственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и другие. Общую культуру составляют такие элементы, как нравственная культура (НК), общеобразовательная (ОК), правовая (ПК), культура общения (КО).

 


Рис.1.1. Элементы среды обитания человека

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Поэтому, изучая среду обитания, БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе нетрадиционно реализовывать конечную цель БЖД.

Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и других. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.

Свои предметы изучения имеет и БЖД. К ним можно отнести физиологические и психофизиологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий и их оптимизации и т.д.

Лекция N 2

Роль ИТР в обеспечении БЖД

Конкретная роль инженера в обеспечении БЖД на производстве зависит от его должностных обязанностей.

Инженер - руководитель производственного процесса обязан:

  • обеспечивать оптимальные (допустимые) условия на рабочих местах подчиненных ему сотрудников;
  • идентифицировать опасные и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;
  • организовывать инструктаж или обучение работающих безопасным приемам деятельности;
  • обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;
  • постоянно осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия опасных и вредных факторов на работающих и окружающую среду;
  • лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчиненными;
  • при возникновении аварий организовать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других веществ.

Инженер - разработчик технологических средств и производственных процессов на этапе проектирования и подготовки производства обязан:

  • идентифицировать опасные и вредные факторы, возникновение которых потенциально возможно при эксплуатации технических систем и реализации производственных процессов в штатных и аварийных режимах;
  • оценивать остаточный риск возникновения опасности (вредности), социальный и материальный ущерб при ее реализации;
  • применять в технических системах и производственных процессах экобиозащитную технику в целях снижения остаточного риска до допустимых значений;
  • обеспечивать конструктивными решениями непрерывный (периодический) контроль за состоянием защитных средств и рабочих параметров системы или процесса, влияющего на уровень их безопасности и экономичности;
  • формулировать требования к уровню подготовки оператора технических систем или производственных процессов.

Лекция N 3

Эргономические основы БЖД

Эргономика (от греческого ergon – работа и nomos – изучение, измерение, организация труда) – научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным, в то же время обеспечивают человеку комфорт и безопасность труда. Из этого определения видно, что решение проблемы "человек – машина – среда", "человек – трудовой процесс – среда”, т.е. приспособление условий труда к человеку, связано с совместной работой инженеров, конструкторов, технологов, специалистов в области охраны труда(ОТ), физиологов, психологов, гигиенистов, антропологов, экономистов и представителей многих других научных дисциплин. Главными из этих дисциплин являются психология, гигиена и физиология труда.

Психология труда.

Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Часто причиной травматизма выступают не опасные условия труда, а опасные действия специалиста. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно - психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки; недостаточное воспитание производственной дисциплины; допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма; пребывание людей в состоянии утомления или других психологических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности специалиста. Международный опыт и наши исследования свидетельствуют, что 50 – 80 % травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших.

В организационном отношении психологию безопасности труда следует рассматривать как неотъемлемую часть управления трудовым процессом.

Под психологией безопасности труда понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности труда рассматриваются психологические процессы, психологические свойства, анализируются различные формы психологических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. Структуру психологии безопасности труда составляют следующие направления. Психология обучения профессии и безопасности труда, психология воспитания в процессе обучения профессиональной осторожности. Знание психологии позволяет разработать оптимальные режимы труда специалистов в течение дня, недели, по характеру деятельности и т.п. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния. Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психологические свойства (качества личности) – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент(период) и могут положительно или отрицательно сказываться в течение всех психических процессов. Исходя из задач психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие большое значение в организации профилактики аварийности и производственного травматизма.

Эффективность деятельности (работоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения(стресса).Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40...60 % максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.

Запредельные формы психического напряжения вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачивается живость и координация действий, могут появляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляются рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип – проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Таким образом, запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Параксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения(органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной (от секунд до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдаются падения человека и судорожные движения тела и конечностей. Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологического исследования позволяют своевременно выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения настроения и аффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1...2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффектные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффектным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью.

Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния связаны с употреблением психически активных средств. Прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Однако прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) лицам, занятым на ответственных видах работ, способен вызвать отрицательный эффект (ухудшается самочувствие, уменьшается подвижность, скорость реакций).

Распространенное среди населения употребление транквилизаторов (седуксен, элениум) представляет особую проблему. Оказывая выраженное спокойствие и предупреждая развитие неврозов, эти препараты могут снижать психическую активность, замедлять реакции, вызывать апатию и сонливость.

Пьянство и алкоголизм также представляют серьезную проблему для безопасности труда. Недопустимость употребления алкогольных напитков в рабочее время и отрицательное влияние их на работоспособность общеизвестны. По различным данным автомобильный травматизм в 40...60 % случаев связан с употреблением алкоголя. Имеется сообщение, что смертельные случаи на производстве в 64 % случаев обусловлены приемом алкоголя и ошибочными действиями погибших. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Длительное употребление алкоголя вызывает алкоголизм – болезненное привыкание к алкоголю, сопровождающееся различной степенью деградации личности. Специалисты, страдающие алкоголизмом, утрачивают свойственную им аккуратность и точность в работе. Они все чаще допускают ошибки и становятся неспособными к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормальных производственных ситуациях.

Большое значение в уменьшении травматизма с точки зрения психологии имеет ликвидация монотонного труда; устранение перебоев производственного процесса и штурмовщины; организация отдыха и хорошего питания; организация кабинетов психологической разгрузки; введение элементов эстетизации труда и т.д.

Гигиена труда – отрасль медицинской науки, изучающая трудовую деятельность человека и окружающую производственную среду с точки зрения их возможного воздействия на организм и разрабатывающая гигиенические рекомендации для создания благоприятных и здоровых условий труда. Гигиена труда неразрывно связана с эстетикой. Эстетическая оценка явлений зависит от того, какое впечатление она оказывает на человека, на его психику. Существуют теплые цвета (красный, оранжевый, желтый); холодные (фиолетовый, голубой, зеленый). Холодные цвета успокаивают; теплые цвета возбуждают. Предметы холодного цвета кажутся более тяжелыми. Темные оттенки производят гнетущее впечатление. Светлые - увеличивают освещенность и улучшают настроение человека. Существуют таблицы, с помощью которых можно выбрать цветовую гамму для окраски интерьеров, соответствующих характеру труда. Так, если работа требует сосредоточенности, то рекомендуется применять холодные цвета. При работе периодически требующей интенсивности физической нагрузки, рекомендуются теплые цвета. Правильная эстетика интерьеров в некоторых производствах дает повышение производительности труда до 5 %.

Физиология труда – изучает функциональное состояние организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическое обоснование средств организации трудового процесса, способствующих длительному поддержанию работоспособности человека на высшем уровне. Существенными показателями физиологии труда являются:

Рациональная компоновка постов управления.

Удобное размещение на них приборов и оборудования с использованием принципов функциональной организации, значимости, последовательного использования, оптимального расположения, частоты.

Организация рабочего места. При проектировании рабочего места необходимо учитывать следующее: если при прямой позе сидя, мышечную работу принять равной единице, то при прямой позе стоя, мышечная работа составляет 1,6; при наклонной позе сидя - 4; при наклонной позе стоя - 10.

Изучение и оценка различных видов органов управления и т.д.

 

Контрольные вопросы

  1. Что такое эргономика и как она связана с БЖД?
  2. Объясните сущность инженерной психологии в решении вопросов БЖД.
  3. Какую роль играет гигиена и физиология труда в формировании производственных процессов?

Лекция N 4

Общие вопросы охраны труда (ОТ)

Охрана труда - система законодательных актов, социально экономических, организационных, технических, лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда. Задачей ОТ является сведение к минимальной вероятности нарушения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда и высоком качестве выпускаемой продукции.

Курс ОТ состоит из трех частей:

  • техника безопасности (ТБ);
  • производственная санитария (ПС);
  • законодательство по ОТ.

Техника безопасности – система организационных технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Производственная санитария – система организационных, гигиенических и санитарно - технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Трудовое законодательство – совокупность норм и правил, направленных на создание безопасных и здоровых условий труда; регулирует трудовые отношения на промышленных предприятиях между администрацией, рабочими и служащими.

Лекция N 5

Лекция N 6

Анализ травматизма

Существуют статистический и технический методы изучения травматизма.

Статистический метод заключается в определении коэффициентов частоты (КЧ) и тяжести травматизма (КТ).

Коэффициент частоты травматизма показывает число несчастных случаев на каждую 1000 работающих. Его вычисляют по формуле

  H x 1000  
КЧ =   ,
  C  
       

 

где Н – число несчастных случаев за отчетный период;

С – среднесписочное число работающих в данном цехе или на предприятии.

Этот коэффициент позволяет определить только частоту несчастных случаев на различных предприятиях, в организациях и т.п. Однако несчастные случаи далеко не одинаковы по тяжести. Поэтому для более объективного сравнения состояния охраны труда на различных предприятиях вычисляют еще и коэффициент тяжести травматизма по следующей формуле:

  P  
КT =   ,
  H  
       

 

где Р – число рабочих дней, потерянных во время нетрудоспособности из-за несчастных случаев;

Н – число несчастных случаев, по которым закрыты листы нетрудоспособности за отчетный период. Не учитываются н.с., связанные с естественной смертью, самоубийством и преступлением.

Углубленно изучают травматизм, используя технические методы исследования, позволяющие делить несчастные случаи по участкам производства, по профессиям, стажу работы и т.д. Чаще всего применяют групповой, топографический и монографический методы исследования.

Групповой метод. Всю документацию о несчастных случаях рассматривают за определенный период по характеру, по одинаковой обстановке, в которой произошли несчастные случаи.

Топографический метод. Несчастные случаи изучают на месте происшествия в цепи технологического процесса, т.е. по топографии производства.

Монографический мето д. Позволяет наиболее обстоятельно изучать травматизм. При пользовании этим методом принимают во внимание все факторы производственной жизни (например, вид продукции, оборудование, инструмент, освещение, квалификацию работающих, сменность). По этому методу анализируют состояние охраны труда в цехе, на предприятии, в отрасли производства.

Точный учет и внимательное изучение травматизма, профессиональных заболеваний помогает органам надзора и научно-исследовательским учреждениям разрабатывать новые правила, инструкции, законы, служащие благородному делу охраны труда человека.

Лекция N 7

ПАРАМЕТРЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

Метеорологические условия на рабочих местах определяются интенсивностью теплового облучения, температурой воздуха, относительной влажностью и скоростью движения воздуха, температурой поверхности.

Эти параметры воздушной среды во многом влияют на самочувствие человека. Организм человека обладает свойствами терморегуляции. Температура тела постоянна, т.к. излишнее тепло отдается окружающей среде с помощью конвекции, излучения или испарения выделяющего пота при перегревах.

Нарушение терморегуляции приводит к головокружениям, тошноте, потере сознания и тепловому удару.

При температуре воздуха до +30 °С отдача тепла с тела осуществляется за счет конвекции и излучения. При Т > 30 °С большая часть тепла отдается путем испарения. Повышенная влажность (>75 %) затрудняет терморегуляцию, т.к. уменьшает испарение.

Особо опасна высокая температура при повышенной влажности. Наступает утомление, расслабление, потеря внимания.

Движение воздуха улучшает терморегуляцию при работе, т.к. увеличивается отдача тепла конвекцией, но при низкой температуре это уже неблагоприятный фактор.

Таким образом, для теплового самочувствия человека важно определенное сочетание температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте.

Оптимальные метеоусловия:

  • влажность воздуха – 40 - 60 %;
  • скорость воздуха 0,1 – 0,5 м/с зимой и в два раза выше летом;
  • давление воздуха – 760 мм ртутного столба;
  • оптимальное значение температуры +20 °С (зависит от сезона и тяжести работы).

Мероприятия по оздоровлению воздушной среды - механизация и автоматизация, герметизация, вентиляция, кондиционирование, тепловые экраны, воздушные и водяные завесы, отопление, индивидуальные средства защиты, организация рационального отдыха, в горячих цехах снабжение рабочих подсоленной питьевой или газированной водой.

Вентиляция

Вентиляция является важнейшим средством, обеспечивающим нормальные санитарно - технические условия в производственных помещениях. Вентиляция достигается удалением загрязненного или нагретого воздуха из помещения и подачей в него свежего воздуха. По способу перемещения воздуха вентиляция бывает естественная и механическая. Возможно сочетание естественной и механической вентиляции. По назначению вентиляция может быть приточной, вытяжной, приточно-вытяжной; по месту действия – общеобменной, местной. Приток воздуха в помещение и вытяжка по объему не должны отличаться более чем на ± 10 %. Необходимое количество воздуха при общеобменной вентиляции определяют следующим образом.

1. При выделении паров или газов в помещении (мг/ч) необходимое количество воздуха Q(м3/ч) определяют исходя из разбавления до допустимых концентраций q(мг/м3).

Количество приточного или удаляемого воздуха равно

Q = / (qвыт - qпр),

где qпр, qвыт – концентрация вредных веществ в приточном и удаляемом воздухе.

Если наружный воздух не содержит вредных веществ, то Q = /qвыт.

По санитарным нормам qпр 0,3 x qпдк,

где qпдк – санитарная норма предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

2. Для ориентировочных расчетов, когда неизвестны виды и количество выделяющихся вредных веществ, необходимое количество воздуха определяется по кратности воздухообмена. Кратность воздухообмена К (1/ч) показывает, сколько раз в час меняется воздух в помещении.

Количество воздуха Q = К V, где V - объем помещения, м3, К = 1 – 10.

Естественная вентиляция осуществляется за счет разности плотностей теплого воздуха, находящегося в помещении, и более холодного воздуха, находящегося снаружи. Регулируемый воздухообмен (аэрация) осуществляется с помощью фрамуг, через которые поступает наружный воздух, а внутренний, более теплый воздух, выходит через вытяжные фонари, устанавливаемые на крыше здания. Бесканальная аэрация может осуществляться при помощи отверстий в стенах и потолке. Канальная аэрация осуществляется при помощи каналов, сооружаемых в стенах здания. Для усиления движения воздуха на крыше здания устанавливают камеры – патрубки (дефлекторы), располагаемые на верхней части вытяжной трубы или шахты(в которых под действием ветра возникает тяга воздуха).

Достоинство аэрации – отсутствие механических вентиляторов, значительно дешевле механических систем вентиляции.

Недостаток аэрации – снижается эффективность в летнее время, не происходит очистки воздуха, возможны сквозняки.

Для очистки воздуха применяют пылеуловители (циклоны, электрофильтры, фильтры из пористого фильтрующего материала, туманоуловители, адсорберы, каталитическое дожигание и т.д.).

Производственное освещение

Сохранение зрения человека, состояния его центральной нервной системы и безопасность на производстве в значительной мере зависят от условий освещения. От освещения зависят также производительность труда и качество выпускаемой продукции. Для оценки условий освещения пользуются понятием освещенности Е, лк. Освещенность измеряют люксметрами. На производстве применяют естественное и искусственное освещение.

Естественное освещение разделяется на боковое (световые проемы в стенах), верхнее (прозрачные перекрытия или световые фонари), комбинированное, когда к верхнему освещению добавляется боковое.

Естественное освещение характеризуется коэффициентом естественной освещенности е %

 

  ЕB  
e % =   * 100,
  ЕН  

 

где Ев – освещенность внутри помещения, лк;

Ен – одновременная освещенность рассеянным светом снаружи, лк.

Нормированное значение е % определяется по СН и П 23-05-95 с учетом характера зрительной работы, системы освещения, района расположения здания на территории РФ и ориентации здания к солнцу. Чистку стекол световых проемов необходимо проводить не реже 2 - 4 раз в год в зависимости от характера запыленности производственного помещения.

Искусственное освещение, осуществляемое газоразрядными и электрическими лампами, по конструктивному исполнению может быть двух систем – общее освещение и комбинированное (общее и местное). Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10 % нормируемой для комбинированного освещения. Общее освещение подразделяется на общее равномерное, общее локализованное. Применение одного местного освещения внутри зданий не допускается. По функциональному назначению искусственное освещение делится на следующие виды: рабочее, охранное, дежурное.

Аварийное освещение бывает двух видов: освещение безопасности, эвакуационное освещение.

Освещение безопасности должно быть предусмотрено во всех случаях, если действия людей в темноте могут явиться причиной взрыва, пожара, травматизма, привести к длительному расстройству технологического процесса. Светильники такого освещения должны создавать на рабочих поверхностях не менее 5 % освещенности, нормируемой для рабочего освещения при системе общего освещения.

Аварийное освещение для эвакуации людей устраивается при наличии опасности возникновения травматизма. Светильники такого освещения должны обеспечивать по линии основных проходов в помещениях освещенность не менее 0,5 лк.

Светильники освещения безопасности присоединяются к независимому источнику питания (генератор; аккумуляторные батареи; трансформаторы, питаемые от разных электрических сетей), а светильники для эвакуации людей – к сети, независимой от рабочего освещения, начиная от щита подстанции.

В соответствии со СН и П 23-05-95 для освещения помещений следует предусматривать газоразрядные лампы (люминесцентные, натриевые и т.д.). В случае невозможности применения газоразрядных источников света допускается использование ламп накаливания.

Люминесцентные лампы по сравнению с лампами накаливания имеют преимущества: по спектральному составу света они близки к естественному освещению, обладают более высоким КПД, повышенной светоотдачей и большим сроком службы (до 8 – 12 тыс. часов).

Искусственное освещение нормируется исходя из характеристики работ, при этом задаются как количественные (минимальная освещенность, допустимая яркость), так и качественные характеристики (показатель ослепленности, коэффициент пульсации освещенности, спектр излучения).

Минимальная освещенность устанавливается согласно условиям зрительной работы, которые определяются наименьшим размером объекта различения, контрастом объекта с фоном (большой, средний, малый) и характеристикой фона (темный, средний, светлый).

Расчет искусственного общего равномерного освещения производится методом светового потока (коэффициента использования).

Световой поток лампы накаливания или группы люминесцентных ламп, объединенных в один светильник, определяется по формуле

  ЕН * S * Z * K  
Ф =   ,
  N * СВ * ПОМ  

 

где Ен – нормированная минимальная освещенность, лк;

S – площадь освещаемого помещения, м2;

Z – коэффициент минимальной освещенности (1,1 – 1,5);

К – коэффициент запаса (1,3 – 1,8);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.092 с.)