Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники формирования опасности.

Поиск

Лекции по БЖД

БЖД - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающейсреды.
История возникновения научной ч учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: "здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания".

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровьечеловека.

Парацельс (1493-1551 гг.) - родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини (конец XVII - начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания, заметил, что существует определенная связь меязду характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод,

Ломоносов: исследовал условия работы "горных людей", "Работа об условиях движениявольного воздуха"(устройство вентиляции),Петров - изобретатель батареипостоянного тока(1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрел изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кияричев и др.). В
России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности».

Сеченов: "Физиология труда", в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает
восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: "Руководство по гигиене".

В 1965 г. был введен предмет "охрана труда" в ВУЗах, а также читались курсы "Охрана окружающей среды", "Гражданская оборона" - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель - выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД - комплекс явлений и процессов в системе "Человек-Среда обитания" негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и
комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных
условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы "Человек - Окружающая среда" и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными,

Безопасность - свойство систем "Человек - Машина - Среда " сохранять при
функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной
вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасностина
незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от
энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности.

Угроза д ля жизни.

Возможность нанесения ущерба здоровью.

Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Виды, источники и уровни негативных производств

Опасный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в

определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья (эл. ток,
ионизирующие излучения и т.д.).

Вредный фактор - фактор, воздействие которого на работающего, в определенных условиях, приводит к заболеванию или снижению работоспособности.
Факторы:

в зависимости от характера воздействия:

• активные (сами носители энергии);

• активно-пассивные (энергетическая причина тоже имеет место, напр. Угол стола -
человек может об него удариться);

• пассивные (действуют опосредствованно, напр.: коррозия металлов, старение

материалов);
в зависимости от энергии, которой обладают факторы:

• физические (излучения, шумы);

• химические;

• биологические (хищники, паразиты);

• психофизиологические.

 

 

Понятие "риск". Определение риска.

 

Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению к их

возможному числу

Факторы риска. Классификация риска.

Фактор (лат. - движущая сила) - существенное обстоятельство каком-либо процессе или

явлении.

Фактор риска - фактор, неявляющийся причиной реализации опасности, но увеличивающий вероятность ее возникновения.

Объект риска - то, что подвергается риску.
Различают следующие виды рисков:

• индивидуальный,

• технический,

• экологический,

• социальный,

• экономический,

• другие.
Индивидуальныйриск характеризует опасность определенного вида для отдельного

индивидуума.

Ежегодно в США в аварии попадают около 50 млн. человек. Среднестатистическое число жертв около 50 тыс. человек.

Население США 200 млн. человек, индивидуальный риск попасть в аварию

50 тыс./200млн.=2,5*10-4

Приемлемый индивидуальный риск — тот риск, с которым общество готово умереть. За

рубежом он колеблется (10-5 – 10-6) для самых опасных объектов, для объектов не относящихся к категории опасных-(10-7 -10-8).

Социальный риск - риск для группы людей, зависимость между частотой реализации опасности и числом жертв.

Социально-приемлемый риск - тот уровень социального риска, с которым общество готово умереть.

Нагрузки на человека в ЭС.

1. Физическая и мышечная работа.Виды:

- динамическая работа больших групп мышц;

- динамическая работа малых групп мышц;

- статическая работа мышц.(Это ситуация, когда человек должен работать в определенной
позе - атлетическая нагрузка).

Физическая нагрузка измеряется по энергозатратам. Этот метод лег в основу классификации физического труда. В зависимости от затрат физический труд делится на: тяжелый, средней тяжести и легкий физ. труд.

2. Умственная нагрузка, энергофизический труд.

3. Стресс - общее напряжение организма.

4. Неблагоприятные факторы окружающей среды (высокий уровень шума и д.р.)

План вопросов:

1. Определение идентификации опасностей.

2. Идентификация опасных и вредных факторов.

3. Методы выявления производственных опасностей.

4. Квантификация опасностей.

Идентификация - выявление совпадения чего-то с чем-нибудь.

1. Идентификация опасности означает качественное определение опасности.

2. Квантификация опасности, т.е. ее количественная оценка.

3. Рассмотрение, анализ возможных мероприятий о снижении опасности - идентификация
опасности.

4. Выбор того или иного варианта,

Существует два подхода идентификации опасностей: 1) ретроспективный и 2)

прогностический подход.

Ретроспективный подходосновывается на прошлом.

Идентификация опасных вредных факторов включает в себя: а) выявление фактора и его
носителя; б) количественная оценка фактора и сравнение его с нормативными значениями.
Рассмотрим систему человек - окружающая среда - машина:

 

оборуд. факторы   блок   монитор   клавиатура   принтер   мышь   стол   кресло   источник освещения  
Температура       +                          
Состав воздушной среды       +                          
Шум   +           +               +  
Ионизирующее Излучение       +                          
Электромагнитн. излучение       +                          
Перенапряжение зрительных анализаторов       +                       +  
Рабочая поза                       +   +      
Электр.ток   +   +       +                  

 

Идентификация опасностей и вредных факторов является необходимой и составной частью для аттестации рабочих мест на предприятии.

Квантификация опасностей

Квантификация - введение количественных характеристик для оценки сложных,
количественно-определяемых понятий.

При аттестации даются баллы. В результате таких оценок ставится общая оценка.
Встречаются численные, бальные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной количественной оценкой опасности является риск.

Нормироваиие ЭМИ.

Осуществляется в зависимости от диапазона частот. При нормировании учитывается: 1)
диапазон частот; 2) значения напряженности эл. и магн. полей и энергетическая нагрузка; ЭН =
ПП*Т;
где ЭН - энергетич. нагрузка; ППЭ - плотность потока энергии; Т - время, в течение
которого человек подвергается воздействию ЭМИ ГОСТ 12.1.006-14 - нормирует напряженность

ЭМ поля (Е и Н) в диапазоне частот от 60 Гц до 300 МГц. Санитарные нормы: СН 1748 - 72 -
нормируют значения постоянных магн. полей. Предельно допустимая ППЭ = ЭН предельно
допустимого уровня (осн. параметр для нормирования)/ Т (время пребывания человека). Если в
течение рабочего времени человек подвергается воздействию ЭМИ. ППЭ не должна превышать 1
мВт/кв.см. Нормирование ЭМ поля пром. частоты - 50 1ц: зона индукции - десятки км. Эл. поле
нормируется, магн. - нет, По офиц. данным неблагоприятные воздействия ЭМ поля проявляются
при напряженностях магнитного поля, начиная с 160 - 200 Ампер/метр. Токи пром. частот не
превышают 25 А/м. В зависимости от времени нахождения человека в поле пром. частоты
устанавливается предельное значение напряженности эл. поля (8 часов - не > 5 кВ) 5) Защита от
ЭМИ. Способы защиты: I) уменьшение мощности источника - уменьшение параметров
излучения в самом источнике (защита количеством) - осн. поглотители - графит, резина и т.д.; 2)
экранирование источника излучения (рабочего места); 3) выделение зоны излучения (зонирование
территории); 4) Установление рациональных режимов эксплуатации установок, 5) применение
сигнализации; 6) Защита расстоянием (особенно эффективна для СВч) формула 7) Защита
временем (от тока пром. частоты) 8) Средства индивидуальной защиты (спец. костюмы).

ИКИ - тепловое излучение близко к СВч. Зашита от ИКИ - защитные экраны. УФИ - вредно
для глаз, кожи, имеет слабое ионизирующее действие. Качество бактерицидности УФИ - в
медицине.!!!

На сам. изучение - Лазерное излучение: I) Особенности ЛИ; 2) Опасные факторы, связанные
с Л облучением; 3) Воздействие ЛИ на живые ткани; 4) Защита от ЛИ: 5) Классы опасности Л
установок Найти лит-ру по защите от УФИ.

Защита от ИИ.

Способы зашиты:

1) количеством - используются источники с минимальным выходом ИИ;

2) временем - ограничения на пребывание на территории, где уровень

излучений выше

допустимого;

3) расстоянием - интенсивность излучения убывает пропорционально квадрату расстояния;

4) дистанционное управление (А-метод) - разделение гомо- и иоксосферы;

5) экранирование источников;

6) зонирование территорий при работе с открытыми источниками.

Кратность ослабления - К=Р/Рдоп - для экрана, где

Р - мощность экспозиционной дозы, Р=аХ/а1=[млР/час], (1 - толщина экрана.

Для нейтрального излучения - экран должен содержать водород, полиэтилен, воду, парафин.

Дозиметрический контроль.
Методы;

1) фотографический;

2) химический (изменение цвета);

3) суинтилляционный (испускание фотонов видимого света при прохождении через него
ИИ);

4) ионизационный (основан на явлении ионизации газов под воздействием ИИ, в результате
которого образуются положительные ионы и электроны),

Дозиметрический контроль:

1) для радиационной разведки местности - рентгенометр-радиометр;

2) для контроля облучения - дозиметры;

3) для контроля степени заражения поверхности веществ, продуктов питания.

ТЕМА: Электробезоиасиость.

1. Действие тока на организм.

2. Пороговые значения токов.

3. Электрическое сопротивление тела человека.

4. Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям.

1. Действие тока на организм.

В 1862 г. ДеМеркю дал подробное описание электрических травм. В 20 в. австрийский врач
сделал вывод, что человек легко может погибнуть от эл. тока, но его трудно убить эл. током.
Проходя через тело человека, ток оказывает следующее действие:

1) термическое (ожоги и т.п.);

2) электролитическое (разложение электролитов);

3) механическое (судорожное сокращение мышц, отбрасывание, отдергивание);

4) биологическое (спазм, судороги, специфическое воздействие на сердечно-сосудистую
систему - эффект фибрилляции).

Различают:

1) местные эл. травмы (эл. ожог, перегрев внутренних органов, эл. знаки - место входа эл.
тока в организм, механические повреждения, металлизация кожи, электроофтальмия);

2) общие эл. травмы (эл. удар - процесс возбуждения живых тканей организма эл. током,
сопровождается судорожным сокращением мышц).

Пороговые значения токов.

По мере увеличения величины тока организм человека отвечает соответствующими
реакциями. Можно выделить 3 основные реакции:

Ощущение тока.

Судорожное сокращение мышц.

Фибрилляция сердца,

Со 2) и 3) начинается опасность смертельного исхода.


Минимальные значения токов, вызывающих основные реакции, называются пороговыми
значениями тонок.

В связи с этим различают токи:

ощутимые,
не отпускающие,
фибрилляционные,

и- соответственно, их пороговые значения.

Считается, что поражен ия переменным током сильнее, чем постоянным током.
Для переменных токов пороговые значения:

0,6 - 1,5 мА - доя ощутимых токов;

6-20 мА - для неотпускающих токов;

100 мА - доя фибрилляционных токов.

В электроустановках за "смерчельный" порог берется значения фибрилляционного тока.
Для каждого порогового значения тока существует минимальное допустимое время
воздействия:

10 мин - доя ощутимого тока;

3 сек - доя неотпускающего тока;

1 сек - для фибрилляционного тока.

факторы, влияющие на исход):ч'ктротравм:

1). Сила тока

2) Время протекания

3). Путь тока чере? организм человека
Наиболее часто встречающиеся пути:

1. нога-нога- 0,4% энергии проходит через сердце.

2. рука-рука- 0,4 - 3,3% (наиболее опасный путь прохождения)

3. рука-нога- занимает промежуточное положение м/у 1 и 2

4). Место вхождения тока в организм (действие тока на организм усиливается при замыкании
контактов в акупунктурных точках (зонах))

5). Состояние организма человека (прежде всего, нервной системы)

6). Условия окружающей среды (температура, влажность)
Повышенная температура, влажность повышают опасность поражения эл. током. Чем ниже
атмосферное давление, тем выше опасность поражения.

Лекции по БЖД

БЖД - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающейсреды.
История возникновения научной ч учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: "здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания".

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровьечеловека.

Парацельс (1493-1551 гг.) - родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини (конец XVII - начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания, заметил, что существует определенная связь меязду характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод,

Ломоносов: исследовал условия работы "горных людей", "Работа об условиях движениявольного воздуха"(устройство вентиляции),Петров - изобретатель батареипостоянного тока(1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрел изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кияричев и др.). В
России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности».

Сеченов: "Физиология труда", в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает
восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: "Руководство по гигиене".

В 1965 г. был введен предмет "охрана труда" в ВУЗах, а также читались курсы "Охрана окружающей среды", "Гражданская оборона" - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель - выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД - комплекс явлений и процессов в системе "Человек-Среда обитания" негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и
комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных
условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы "Человек - Окружающая среда" и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными,

Безопасность - свойство систем "Человек - Машина - Среда " сохранять при
функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной
вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасностина
незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от
энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности.

Угроза д ля жизни.

Возможность нанесения ущерба здоровью.

Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности.

сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

окружающая среда;

явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

ноксосфера ("ноксо"(лат.)- опасность);

гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.
Принципы БЖД

ориентирующая (общее направление поиска);

организующая (организация рабочего дня);

управленческий (контроль за соблюдениемнорм, ответственность);

технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип
нормирования, системный подход.

К управленческим - стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

К техническим - принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Методы обеспечения БЖД:

А -методы - разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

Б -методы - нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести ее характеристики до возможных);

В -методы - приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками
ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение,
снабжение человека эффективными средствами защиты);

Г -методы - комбинирование А,Б,В методов.

Средства обеспечения БЖД:

• средства коллективной защиты (СКЗ);

• средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов от которых они
защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

СИЗ - в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы,
респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

Аксиомы БЖД:

Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её
максимальной эффективности.

Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

Системы экобиозашиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производства реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Этапы решения конкретных задач безопасности:

• идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности;

• разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных
опасностей;

• разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

 

ТЕМА: Негативные воздействия в системе "Человек – Среда обитания».

Виды негативных воздействий в системе "Человек-Среда обитания»

 

Таксономия опасностей -перечень по алфавиту всех опасностей.
Опасности:

по происхождению:

• природные,

• техногенные,

• экологические,

• смешанные;

по времени проявления:

• импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения электро током)

• кумулятивные (накапливающиеся, например, проживание в местности повышенного
радиоактивного воздействия);

по локализации:

• литосферные (землетрясение,извержение вулкана);

• гидросферные (цунами);

• атмосферные (озоновые дыры);

• космические (солнечные циклы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.01 с.)