Последовательность изучения опасностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность изучения опасностей



Порядок изучения опасностей надо вести в следующей последовательности:

  • Выявить источники опасности.
  • Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.
  • Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.
  • Выявить последовательности опасных ситуаций, построить дерево событий и опасностей, провести анализ последствий.

Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин; опасность есть следствие некоторой причины(причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т.д. Таким образом, причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево. В строящихся деревьях имеются ветви причин и ветви опасностей; разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Построение деревьев является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий(аварий, травм, пожаров и т.д.). Многоэтапный процесс ветвления дерева требует введения ограничений в целях определения его пределов; границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей. Рассмотрим процедуру построения дерева на простейшем примере. Будем считать, что для гибели человека от электрического тока достаточно включения его тела в цепь, обеспечивающую прохождение смертельного тока(нежелательного высвобождения энергии электрического заряда).

Следовательно (рис. 1.2) чтобы произошел несчастный случай (событие А), необходимо одновременное наложение по меньшей мере 3 условий:

наличия потенциала высокого напряжения на металлическом корпусе электроустановки (событие Б);

наличия на токопроводящем основании, соединенном с землей (событие В);

касания его телом корпуса электроустановки (событие Г).

В свою очередь событие Б может быть следствием любого из двух событий – предпосылок Д и Е, например понижение сопротивления изоляции токоведущих частей или касание ими корпуса по причине раскрепления; событие В также обусловливается двумя предпосылками Ж и З (вступление человека на токопроводящее основание или касание его туловищем заземленных элементов помещения); событие Г – результатом появления одной из 3 предпосылок И,К,Л - возникшей потребностью, допустим, ремонта, техобслуживания электроустановки или использования ее по назначению.

Анализ дерева происшествий состоит в выявлении условий, минимально необходимых и достаточных для возникновения или не возникновения головного события, т.е. в выявлении наличия или отсутствия путей между исходными событиями. В одной модели может быть несколько минимальных сочетаний исходных событий, приводящих в совокупности к данному происшествию. В нашем случае имеется 12 минимальных пропускных (аварийных) сочетаний (ДЖИ, ДЖК, ДЖЛ, ДЗИ, ДЗК, ДЗЛ, ЕЖИ, ЕЖК, ЕЖЛ, ЕЗИ, ЕЗК, ЕЗЛ) и три минимальных отсечных (секущих) сочетания –, исключающих возможность появления происшествия при одновременном отсутствии образующих их событий. Аналитическое выражение условий появления исследуемого несчастного случая с помощью структурных функций (алгебры событий) имеет следующий вид:

 

А = (Д + Е)(Ж + З)(И + К + Л).

 

Подставив вместо буквенных символов в формулу вероятности соответствующих предпосылок, можно получить оценку риска гибели человека от электрического тока. При промежуточных (между нулем и единицей) значениях параметров структурной функции, например равных вероятностях их возникновения Р(Д) = Р(Е) =... = Р(Л) = 0,1, можно говорить о вероятности гибели человека от электрического тока.

 


Рис.1.2. Дерево происшествий

 

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается роль инженеров в обеспечении БЖД на производстве.
  2. Что такое риск в производственной деятельности человека?
  3. Что такое приемлемый риск и как можно им управлять?
  4. Постройте дерево происшествий при поражении человека электрическим током и при пожаре.

Лекция N 3

Эргономические основы БЖД

Эргономика (от греческого ergon – работа и nomos – изучение, измерение, организация труда) – научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным, в то же время обеспечивают человеку комфорт и безопасность труда. Из этого определения видно, что решение проблемы "человек – машина – среда", "человек – трудовой процесс – среда”, т.е. приспособление условий труда к человеку, связано с совместной работой инженеров, конструкторов, технологов, специалистов в области охраны труда(ОТ), физиологов, психологов, гигиенистов, антропологов, экономистов и представителей многих других научных дисциплин. Главными из этих дисциплин являются психология, гигиена и физиология труда.

Психология труда.

Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Часто причиной травматизма выступают не опасные условия труда, а опасные действия специалиста. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно - психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки; недостаточное воспитание производственной дисциплины; допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма; пребывание людей в состоянии утомления или других психологических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности специалиста. Международный опыт и наши исследования свидетельствуют, что 50 – 80 % травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших.

В организационном отношении психологию безопасности труда следует рассматривать как неотъемлемую часть управления трудовым процессом.

Под психологией безопасности труда понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности труда рассматриваются психологические процессы, психологические свойства, анализируются различные формы психологических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. Структуру психологии безопасности труда составляют следующие направления. Психология обучения профессии и безопасности труда, психология воспитания в процессе обучения профессиональной осторожности. Знание психологии позволяет разработать оптимальные режимы труда специалистов в течение дня, недели, по характеру деятельности и т.п. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния. Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психологические свойства (качества личности) – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент(период) и могут положительно или отрицательно сказываться в течение всех психических процессов. Исходя из задач психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие большое значение в организации профилактики аварийности и производственного травматизма.

Эффективность деятельности (работоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения(стресса).Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40...60 % максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.

Запредельные формы психического напряжения вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачивается живость и координация действий, могут появляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляются рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип – проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Таким образом, запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Параксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения(органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной (от секунд до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдаются падения человека и судорожные движения тела и конечностей. Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологического исследования позволяют своевременно выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения настроения и аффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1...2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффектные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффектным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью.

Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния связаны с употреблением психически активных средств. Прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Однако прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) лицам, занятым на ответственных видах работ, способен вызвать отрицательный эффект (ухудшается самочувствие, уменьшается подвижность, скорость реакций).

Распространенное среди населения употребление транквилизаторов (седуксен, элениум) представляет особую проблему. Оказывая выраженное спокойствие и предупреждая развитие неврозов, эти препараты могут снижать психическую активность, замедлять реакции, вызывать апатию и сонливость.

Пьянство и алкоголизм также представляют серьезную проблему для безопасности труда. Недопустимость употребления алкогольных напитков в рабочее время и отрицательное влияние их на работоспособность общеизвестны. По различным данным автомобильный травматизм в 40...60 % случаев связан с употреблением алкоголя. Имеется сообщение, что смертельные случаи на производстве в 64 % случаев обусловлены приемом алкоголя и ошибочными действиями погибших. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Длительное употребление алкоголя вызывает алкоголизм – болезненное привыкание к алкоголю, сопровождающееся различной степенью деградации личности. Специалисты, страдающие алкоголизмом, утрачивают свойственную им аккуратность и точность в работе. Они все чаще допускают ошибки и становятся неспособными к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормальных производственных ситуациях.

Большое значение в уменьшении травматизма с точки зрения психологии имеет ликвидация монотонного труда; устранение перебоев производственного процесса и штурмовщины; организация отдыха и хорошего питания; организация кабинетов психологической разгрузки; введение элементов эстетизации труда и т.д.

Гигиена труда – отрасль медицинской науки, изучающая трудовую деятельность человека и окружающую производственную среду с точки зрения их возможного воздействия на организм и разрабатывающая гигиенические рекомендации для создания благоприятных и здоровых условий труда. Гигиена труда неразрывно связана с эстетикой. Эстетическая оценка явлений зависит от того, какое впечатление она оказывает на человека, на его психику. Существуют теплые цвета (красный, оранжевый, желтый); холодные (фиолетовый, голубой, зеленый). Холодные цвета успокаивают; теплые цвета возбуждают. Предметы холодного цвета кажутся более тяжелыми. Темные оттенки производят гнетущее впечатление. Светлые - увеличивают освещенность и улучшают настроение человека. Существуют таблицы, с помощью которых можно выбрать цветовую гамму для окраски интерьеров, соответствующих характеру труда. Так, если работа требует сосредоточенности, то рекомендуется применять холодные цвета. При работе периодически требующей интенсивности физической нагрузки, рекомендуются теплые цвета. Правильная эстетика интерьеров в некоторых производствах дает повышение производительности труда до 5 %.

Физиология труда – изучает функциональное состояние организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическое обоснование средств организации трудового процесса, способствующих длительному поддержанию работоспособности человека на высшем уровне. Существенными показателями физиологии труда являются:

Рациональная компоновка постов управления.

Удобное размещение на них приборов и оборудования с использованием принципов функциональной организации, значимости, последовательного использования, оптимального расположения, частоты.

Организация рабочего места. При проектировании рабочего места необходимо учитывать следующее: если при прямой позе сидя, мышечную работу принять равной единице, то при прямой позе стоя, мышечная работа составляет 1,6; при наклонной позе сидя - 4; при наклонной позе стоя - 10.

Изучение и оценка различных видов органов управления и т.д.

 

Контрольные вопросы

  1. Что такое эргономика и как она связана с БЖД?
  2. Объясните сущность инженерной психологии в решении вопросов БЖД.
  3. Какую роль играет гигиена и физиология труда в формировании производственных процессов?

Лекция N 4

Общие вопросы охраны труда (ОТ)

Охрана труда - система законодательных актов, социально экономических, организационных, технических, лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда. Задачей ОТ является сведение к минимальной вероятности нарушения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда и высоком качестве выпускаемой продукции.

Курс ОТ состоит из трех частей:

  • техника безопасности (ТБ);
  • производственная санитария (ПС);
  • законодательство по ОТ.

Техника безопасности – система организационных технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Производственная санитария – система организационных, гигиенических и санитарно - технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Трудовое законодательство – совокупность норм и правил, направленных на создание безопасных и здоровых условий труда; регулирует трудовые отношения на промышленных предприятиях между администрацией, рабочими и служащими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.03 с.)