Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль языка в обществе и его основные функции

Поиск

Язык — один из главных моментов существования общества, которое, как уже говорилось, возникло вместе с появлением человека и его сознания на основе труда. Язык так же древен, как и сознание. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации идеального содержания, человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности. У животных нет языка в человеческом смысле, но есть специфические средства сигнализации. Будучи важнейшим элементом общества, язык выполняет в нем ряд функций, т. е. употребляется для решения определенных задач и реализации конкретных целей. Среди этих функций чаще всего выделяют следующие основные:

1. Номинативная (имя) — способность языка представлять мир вещей и предметов, обозначать их словами, терминами.

2. Описательная — в этой функции язык выступает как фиксация реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствовали миру.

3. Информативная (аккумулятивная) — получение, хранение и передача определенных знаний и информации.

4. Прагматическая — способность с помощью языка управлять поведением других людей.

5. Оценочная — здесь реальная ситуация характеризуется в терминах «хорошо», «безразлично», «плохо». Цель оценки— сделать так, чтобы мир отвечал словам.

6. Познавательная — в этой функции язык выступает как могучее «орудие мысли».

7. Коммуникативная — здесь язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности. Наиболее важными являются две последние функции, поэтому охарактеризуем их несколько подробнее.

Язык — «орудие мысли».

Мысли могут быть выражены и закреплены в языке самыми разными средствами — в формулах, чертежах, геометрических фигурах, в «языке» искусства, в действиях и поступках человека. Однако все эти средства переводятся на универсальный словесный язык. Свое адекватное выражение мысль в конечном счете, находит в языке — иначе мысль никак нельзя увидеть, осязать, слышать, наконец. Вот почему язык есть могучее «орудие мысли». По мере исторического развития языка сложился так называемый язык науки. Он представляет собой систему понятий, знаков, символов, создаваемую и используемую той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначностью своих понятий. Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам. В целом язык науки возникает и формируется как орудие познания определенной области явлений, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания.

Язык — средство общения людей.

Посредством языка эмоции, мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Но что такое общение? Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов, обусловленный потребностями их совместной деятельности.

Реальными посредниками всех форм общения являются не только результаты духовной деятельности — идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи — орудия и средства труда, объекты, воплощающие социальные ценности и человеческий опыт. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт; формируются исторически конкретные типы личности, и происходит ее социализация; достигаются необходимая организация, согласованность, единство действий индивидов, входящих в группу; формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов; достигаются взаимопонимание, сплоченность и солидарность; происходит влияние на других людей.

Язык как мощное средство общения широко используется и обеих формах последнего — прямом и косвенном. Прямое общение — непосредственный контакт, косвенное — когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В косвенном общении преимущественно осуществляется усвоение произведений искусства, средств массовой коммуникации и т.п.

Способы общения:

1. Вербальная коммуникация, осуществляемая при помощи слова, т. е. здесь передача информации обеспечена при помощи языка, а также неречевыми способами - жесты, мимика, интонация, паузы и т.п.

2. Невербальная коммуникация — «язык чувств». Например, молчание иногда бывает красноречивее слов; обмен взглядами говорит о многом; важную роль играют выражение лица и глаз, манеры, прическа, одежда и т.п. как своеобразные языки общения.

 

2. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Прямая речь - один из способов передачи чужой речи (см.), при к-ром говорящий (пишущий) полностью сохраняет её лексико-синтаксиче-ские особенности, не приспосабливая их к своей речи Тем самым П. р. и речь говорящего чётко разграничиваются: *Он вдруг остановился, протянул руку вперёд и промолвил: "Вот куда мы идём'. П. р. может воспроизводить не только чужую речь, но и нек-рые прошлые или будущие высказывания самого говорящего, ср.: Я же сказал вам вчера: «Я никуда не пойду» или Я ему скажу завтра: «Я никуда не пойду».

П. р. точно передаёт не только лексику и синтаксис чужой речи, но сохраняет также чужую стилистику и даже чужую интонацию: «"Батюшка ты наш,- сказала она пискливым голосом,- погубишь ты свою головушку! Кирила Петрович съест нас"». Поэтому чужерод-ность П. р. в тексте всегда отчётливо проявляется.

П. р. вводится в тексте авторскими словами. Авторские слова - это конструкция с глаголом речи {сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к к-рому непосредственно относится П. р. В авторских словах глагола речи может и не быть, если есть глагол, способный сопровождать глагол речи: вспомнить, удивиться, ужаснуться, обидеться и т. п., а также вздохнуть, улыбнуться и т. п. Он обиделся и сказал: «Я ухожу» - Он обиделся: «Я ухожу»; «Генерал Пстряков улыбнулся: „Наградили капитана Власова, а орден вручаю майору"»

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Прямая речь находится
в постпозиции по отношению к словам автора А: «П!» А: «П?» А: «П».   Девочка воскликнула: «Какая хорошая погода сегодня!»   Каждое утро удивляюсь: «Неужели пора вставать?»   Мать сказала: «Пора обедать». в препозиции по отношению к словам автора «П,» – а. «П!» – а. «П?» – а.   «Здравствуйте, дети!» – начал урок учитель.   «Откройте, пожалуйста, форточку», – попросила старушка.   «Почему ты пропустил урок?» – поинтересовались одноклассники. в интерпозиции по отношению к словам автора 1) А: «П», а. (Прямая речь прерывает слова автора). Сами всюду пишут: «Без демократии нельзя», и сами же нарушают демократические права населения. 2) А: «П» – а. А: «П!» – а. А: «П?» – а. (Прямая речь носит уточняющий характер). Даже слова директора: «Пригласи ко мне родителей» – незадачливый прогульщик пропустил мимо ушей. Сестра с криком: «Мама приехала!» – бросилась открывать дверь. Слова матери: «Ты выучил, сынок, уроки?» – заставили ребёнка выключить компьютер. до и после слов автора 1) «П, – а, – п». 2) «П, – а. – П». 3) «П! – а. – П». 4) «П! – а. – П!» 5) «П! – а. – П?» 6) «П? – а. – П». 7) «П? – а. – П!» 8) «П? – а. – П?» «Малый театр, – писал К. Станиславский, – лучше всяких школ подействовал на моё духовное развитие». «Это здание университета, – сказал гид туристам. – Оно недавно отремонтировано»

Билет №12

1) Местоимнение

1. Местоимение -самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существитель-ного, прилагательного, имени числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них (на их отношение к иным предметам, явлениям и т. д.).

Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные, указательные местоимения.

Личные местоимения

К личным местоимениям относятся : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Это местоимения-су-ществительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

Лицо Ед.ч. Мн.ч.
1 л. Я Мы
2 л. Ты Вы
3 л. Он, она, оно Они

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он, она, оно, они).

Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежа́м.

Возвратное местоимение

В русском языке одно возвратное местоимение- себя. Это местоимение-существителное. Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале).

Склоняется по падежам:

§ себя (рд., вн. падежи), себе (дт., пр.), собой, собою (тв.).

Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов.

Лицо Ед.ч. субъекта,объекта Ед. ч. субъекта и мн. ч. объектов Мн. ч. субъектов и ед. ч. объекта Мн. ч. субъектов и объектов
1 л. мой мои наш наши
2 л. твой, ваш твои,ваши ваш ваши
3 л. его,ее его,ее их их
Лицо в множ. ч. свой свои свой свои

Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их) не склоняются.

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных, отрицательных и неопределенных местоимений) входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:

кто, что сколняются по падежам
какой, каков, чей, который склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

Относительные местоимения

Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько, когда, где, куда, как являются отно-сительными в тех случаях, когда они употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчиненных. Грамматические особенности относительных местоимений такие же, как и вопростиельных.

Неопределенные местоимения

Неопределенные местоимния некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, что-то, какой-то, где-то и др. указывают на неопределенные предметы, признаки, количество.

некто,нечто  
некий, некоторый Изменяются по родам,числам,падежам
несколько  
неопределённые местоимения с приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-кто, кому-либо, что-нибудь и т. п.

Неопределённые местоимения содержат ударную частицу не, с которой пишутся слитно.

Отрицательные местоименя

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

никто,ничто,некого, нечего,нисколько склоняются по падежам
никакой, ничей склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным.

В отрицательных местоимениях ни всегда является безударным, а не стоит под ударением.

Определительные местоимения

весь,всякий,сам,самый,каждый,любой, другой,иной Склоняются по падежам, зменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным.

Указательные местоимения

столько склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным
этот,той,такой,таков,сей склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

2. Простое осложненное предложение.

По страению и значению простые предложения могут быть осложнены однородными членами, обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями.

а) Члены предложения6 которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом называются однородными. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишеневе и в Псковской губернии.

б) Обособленные обороты: Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего. Дорога, мощенная

булыжником, поднималась на вал.

в) Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свой отношение к содерданию высказывания. Я, знаешь ли, слышал, что в этом году зима будет снежная.

г) Обращение-слово или сочетание слов, называющее того к кому или чему обращаются с речью. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга...

Билет №13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.112 (0.008 с.)