Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чередование звуков в русском языкеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чередованием называетсязакономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в основах форм одного и того же слова, например: слу х – слу ш ать (х чередуется с ш ); сбр о сить – сбр а сывать (о чередуется с а); во з ит– во ж у (з чередуется с ж). Чередоваться могут не только звуки, но и звукосочетания: сж а ть–сж им ать (а чередуется с им ). Звук может чередоваться с нулём звука: с о н–сна, кус о к, – куск-а (о чередуется с нулём, звука). Таблицы морфологических чередований. ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ (ВАЖНЕЙШИЕ СЛУЧАИ) 1) е – ё: с е льский – с ё ла, весло – в ё сла 2) о –нуль звука: с о н – сна, кус о к – куска е – нуль звука: д е нь -– дня, от е ц – отца 3) у – ов: к у ю – к ов ать, сн у ю – сн ов ать 4) а(я) – и– ин: ж а ть – жну – пож ин ать; м я ть -– м н у – прим ин ать 5) е – о – нуль звука – и: б е ру – сб о р – собрат – соб и рать 6) у – о – ы: сухо – сохнуть – засыхать 7) о – нуль звука –. ы: пос о л – послать – пос ы лать 8) о – а: х о дит – зах а живает, пр о сит – выпр аши вает ТАБЛИЦА ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ 1) к – ч: п е ку – пе ч ёшь, привле к у – привле ч ёшь, рыба к – рыба ч ий г – ж: бе г у – бе ж ишь, ж г у – ж ж ёт, творо г – творо ж ник х – ш: пу х – пу ш истый, у х о – у ш и 2) с – ш: но с ить – но ш у, ко с ить – ко ш у з – ж: ма з ать – ма ж у, бли з ок – бли ж е ск – ст – щ: пу ск ать – пу ст ить – пу щ у, гу ст ой – гу щ е т – ч: отве т – отве ч у, све т ить – све ч у д – ж: хо д ить – хо ж у, во д ить – во ж у б – 6л; п – пл: ру б ить – ру бл ю, ку п ить – ку пл ю 3) к – ц: ли к –ли ц о, моря к –моря ц кий г – з: дру г – дру з ья, кня г иня – кня з ь 4) д, т – с: пле т у–пле с ти, приве д у – приве с ти 5) к, г–ч (из сочетаний кти, гти): пе к у–пе ч ь ( из пекти), стере г у – стере ч ь ( из стерегти) Примечание. Кроме чередований согласных, в корнях наблюдается выпадение смычных согласных на конце корня, особенно часто перед суффиксом - ну – в глаголах: плеск-а-ть–плес-ну-ть; двиг-а-ть–дви-ну-ть; кид-а-ть–ки-ну-ть:шепт-а-ть – шеп-ну-ть; по-гиб-а-ть – с-ги-ну-ть; у-топ-а-ть – у-то-ну-ть. Перед суффиксом -л в прошедшем времени глаголов выпадают согласные д и т: вед-у – вё л, плет-у – плё- л. 2. Главные и второстепенные члены предложения Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (действия, состояния, свойства), названного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что?: Завод работает. Я занимаюсь. Кто-то поёт. Семеро одного не ждут. Курить вредно. Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой?: Он читает. Жить – значит бороться. Сестра врач. Сын высокого роста. Погода тёплая. Она теплее, чем вчера. Эта книга твоя. Этот урок третий. Учиться интересно. Учёба играет большую роль. Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на: · Согласованные определения. Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями: Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час. · Несогласованные определения. Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы. Ему нравились вечера в доме бабушки. Выбери ткань с рисунком повеселее. На завтрак дали яйца всмятку. Их объединило желание увидеться. Приложение – это определение, выраженное существительным: город-герой, студенты-узбеки; Мы встретили Архипа-кузнеца. Она, голубушка, чуть не умерла со страху. Явился лекарь, человек небольшого роста. Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени, по фамилии: В газете “Комсомольская правда” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце. Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Рыжая. Дополнение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями: Отец развивал в нём интерес к спорту. Мать послала брата с сестрой за хлебом. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т. п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише. Она говорила улыбаясь. Он выехал из Москвы в Киев. Нельзя работать спустя рукава. В зависимости от значения обстоятельства делятся на следующие разряды: 1. Места - обозначают место действия, его направленность, путь движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? (жить в городе, посмотреть вверх, вернуться из путешествия). 2. Времени - указывают на время, продолжительность действия, его начало или завершение, отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? (выехать вечером, вернуться поздно, отдыхать целую неделю). 3. Причины - указывают на причину, основание действия, состояния, отвечают на вопросы почему? зачем? по какой причине? из-за чего? (плакать от радости, кричать от боли, не прийти из-за болезни). 4. Цели - обозначают цель действия, отвечают на вопросы для чего? с какой целью? зачем? (остановиться на отдых, купить для рыбной ловли, сделать назло. 5. Образа действия - обозначают характер и способ реализации действия, отвечают на вопросы как? каким образом? (читать бегло, идти торопливо, говорить со страхом). 6. Условия - обозначают предпосылки, условия совершения действия, отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае? (остановиться при необходимости, приехать в случае хорошей погоды). 7. Меры и степени - указываю на меру чего-либо, степень проявления действия, состояния, признака, отвечают на вопросы сколько? в какой мере? в какой степени? насколько? (спросить дважды, слегка прикоснуться, очень горячо). 8. Уступки - обозначают условия, вопреки которым осуществляется действие, отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что? (приехать несмотря на дождь, молчать наперекор ожиданию).
Билет №4 1. Морфология. Части речи. Морфология — это раздел грамматики, изучающий существующие в языке формы и способы изменения слов, грамматические значения и грамматические классы слов. Части речи в русском языке Часть речи – это класс слов, объединенных общим грамматическим значением, набором морфологических признаков и синтаксической ролью в предложении. Этот класс слов отличается от других классов совокупностью характеристик. В русском языке слова распределяются по частям речи в зависимости от: - общего значения; - морфологических признаков(постоянных и непостоянных); - синтаксической роли Части речи:
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
2. Сказуемое. Простые глагольные и составные сказуемые. Сказуемое — главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но часто сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями). Простое сказуемое
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.009 с.) |