Структура органов управления в хозяйственном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура органов управления в хозяйственном обществе



Общее собрание акционеров/участников

 

Коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) Обязателен для публичных АО

 

Коллегиальный исполнительный орган правление/дирекция Формируется факультативно как в публичных, так и в непубличных обществах. Обязателен только в случаях, указанных в законах.

 

Единоличный исполнительный орган
директор/генеральный директор/ президент управляющая организация/ управляющий

 

 

 

Модель управления хозяйственого общества зависит от того, является ли оно публичным или нет (так, например, для публичного общества обязателен коллегиальный орган – наблюдательный или иной совет[34]), а так же определяется его индивидуальными особенностями, в том числе распределением пакета акций (долей), включая наличие или отсутствие контрольного или блокирующего участия в уставном капитале, совмещением функций собственников и менеджеров, присутствием различного рода инвесторов: стратегических, институциональных (инвестиционных, пенсионных фондов, страховых компаний и пр.) и другими обстоятельствами. Путем выбора модели управления акционеры (участники) определяют наиболее оптимальный способ реализации своих интересов.

Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников или акционеров (ч. 1 ст. 65.3 ГК РФ, п. 1 ст. 32 Закона об ООО, п. 1 ст. 47 Закона об АО). Все остальные органы общества непосредственно или опосредованно (через совет директоров) формируются и наделяются компетенцией общим собранием.

Под компетенцией общего собрания участников (акционеров) следует понимать допустимый законом перечень вопросов, по которым общее собрание правомочно принимать решения. Закон так же знает понятие – исключительная компетенция общего собрания это наиболее значимые вопросы, которые не могут быть переданы на рассмотрение другому органу управления хозяйственного общества (п. 2 ст. 65.3, п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

К вопросам исключительной компетенции общего собрания относятся, в частности, внесение изменений и дополнений в устав, принятие решений о реорганизации и ликвидации общества, избрание совета директоров, уменьшение уставного капитала общества.

Среди вопросов неисключительной компетенции общего собрания участников (акционеров), т. е. тех вопросов, которые могут быть переданы на решение совету директоров, можно выделить вопросы так называемой альтернативной и смешанной компетенции. Вопросы общего собрания можно отнести к альтернативной компетенции, если на основании диспозитивной нормы Закона уставом общества эти вопросы могут быть отнесены к компетенции другого органа.

Альтернативность заключается в возможности выбора участниками более приемлемого для них варианта распределения полномочий между органами управления обществом. К вопросам альтернативной компетенции общего собрания акционеров относятся, например, увеличение уставного капитала путем выпуска дополнительных акций (за исключением случаев, предусмотренных в п. 3, п. 4 ст. 39 Закона об АО) и внесение в связи с этим изменений и дополнений в устав общества, образование исполнительных органов хозяйственного общества и досрочное прекращение их полномочий.

По вопросам смешанной компетенции решение принимают оба органа: и общее собрание, и совет директоров. Их участие в принятии такого решения регулируется законом. Примером смешанной компетенции может быть вопрос об одобрении крупной сделки с имуществом, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов акционерного общества. В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона об АО такое решение должно быть принято единогласно советом директоров, но, если единогласия не достигнуто, совет директоров может вынести вопрос на решение общего собрания, если такая возможность предусмотрена уставом. Решение общего собрания об одобрении такой крупной сделки, принятое простым большинством голосов, будет окончательным. Таким образом, смешанная компетенция предполагает определенное «соучастие» органов общества в решении конкретного вопроса.

Общие собрания участников (акционеров) могут быть оче­редными и внеочередными.

Проведение очередных собраний является обязательным для хозяйственного общества, а сроки их про­ведения и вопросы, которые подлежат включению в их по­вестку, установлены законом. Так, ежегодное годовое собрание акционеров в АО про­водится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть ме­сяцев после окончания финансового года. В ООО очередное общее собрание участ­ников проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год, а уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые ре­зультаты деятельности общества. Указанное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окон­чания финансового года (ст. 34 Закона об ООО).

В хозяйственных обществах, по общему правилу, подго­товкой и созывом общего собрания занимается совет директо­ров (подп. 3, 4 п. 1 ст. 65 Закона об АО, подп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО), и только если этот орган не образуется, его полномочия, связанные с организацией работы общего собра­ния, передаются исполнительным органам.

Особенностью процедуры формирования повестки дня со­брания акционеров является то, что целый ряд вопросов мо­жет быть внесен для решения собранием только по предложе­нию совета директоров, если иное не предусмотрено уставом общества. Предложения подают акционеры общества, владеющие не менее чем двумя процентами голосующих акций АО, не позд­нее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок (п. 1 ст. 53 Закона об АО). В обществах с ограниченной ответственностью любой участник вправе вносить предложения о включении в повест­ку дня общего собрания участников общества дополнитель­ные вопросы не позднее чем за пятнадцать дней до его про­ведения (п. 2 ст. 36 Закона об ООО).

Процедуры созыва и проведения общих собраний определяются в законах о хозяйственных обществах, уставе корпорации и принятых на их основе внутренних документах – положениях об органах общества.

Право на участие в общем собрании акционеров имеют все акционеры — владельцы обыкновенных акций, а также акционеры, обладающие привилегированными акциями, в случаях, когда эти акции становятся голосующими (п. 4-6 ст. 32 Закона об АО). Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества. В Законе об ООО отсутствуют специальные требования к составлению списка участников собрания. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов его повестки дня и голосовать при принятии решений.

Общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем при­няли участие акционеры, обладающие по совокупности более 50% голосов размещенных голосующих акций на дату состав­ления списка лиц, имеющих право на участие в общем собра­нии (п. 1 ст. 58 Закона об АО). Закон об обществах с ограниченной ответственностью вообще нерегулирует порядок определения кворума общих собраний участников, поскольку принятие решения и подсчет голосов в обществах с ограниченной ответственностью осуществляется не от присутствующих участников, а от общего числа голосов участников.

Голосование на общем собрании акционеров осуществля­ется по принципу «одна голосующая акция — один голос». П. Писемский, анализируя указанный принцип применительно к акционерным обществам, отмечал: «Число голосов исчисляется не поголовно, но по числу акций; каждый должен иметь число голосов, пропорциональное числу акций, какими он обладает. Правило это лежит в существе акционерной компании, как союза больше капиталов, нежели лиц. Товарищ в этой компании есть не акционер, а акция».[35]

В обществе с ограниченной ответственностью каждый участник имеет на общем собрании число голосов, пропорционально его доле в уставном капитале. Уставом общества с ограничен­ной ответственностью по единогласному решению участников может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества (абз. 5 п. 1 ст. 32 Закона об ООО). Это означает, что участники ООО могут отказаться от прин­ципа пропорциональности при голосовании, предусмотрев «иной порядок» непосредственно в уставе.

Исключением из обозначенных выше правил подсчета го­лосов является кумулятивное голосование, применяемое в АО при избрании членов совета директоров, а в ООО, если это предусмотрено уставом общества - при избрании членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа и (или) членов ревизионной комиссии общества.

При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежа­щих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число го­лосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов.

Анализируя порядок принятия решений, следует заметить, что по общему правилу, решения общего собрания акционе­ров принимаются простым большинством голосов, за исклю­чением случаев, специально оговоренных в законе, решение по которым может быть принято большинством в три четвер­ти голосов акционеров — владельцев голосующих акций (п. 4 ст. 49 Закона об АО, п. 3, 4 ст. 39 Закона об АО).

При этом круг вопросов, решения по которым могут быть приняты квали­фицированным большинством голосов, не может быть расши­рен уставом публичного акционерного общества. Уставом непубличного общества может быть предусмотрено иное число голосов акционеров-владельцев голосующих акций, необходимое для принятия решения общим собранием, но оно не может быть меньше, чем установлено Законом об АО (ст. 49 Закона об АО).

Для общества с ограниченной ответственностью установлено правило о возможности расширения в его уставе перечня вопросов, решения по которым могут быть приня­ты квалифицированным большинством голосов участников (не менее двух третей голосов от общего числа голосов участ­ников общества, если необходимость большего числа голо­сов для принятия такого решения не предусмотрена законом или уставом общества) или даже единогласно (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). То есть участники непубличных обществ гораздо более свободны в определении порядка принятия решений. Так, например, установив единогласие по отдельным вопросам общего собра­ния, участники практически предусматривают право «вето» для миноритарного участника, поскольку решение не может быть принято без его согласия.

Рассматривая регламентацию деятельности общего собрания участников (акционеров) нельзя не отметить, что Федеральным законом от 07 мая 2013 № 100-ФЗ ГК РФ дополнен главой 91«Решения собраний», положения которой применяется к общим собраниям участников (акционеров) хозяйственных обществ как к одному из разновидностей гражданско-правового сообщества, включая правила определения числа голосов, требований к кворуму, порядку голосования и подсчету голосов, составлению протокола (ст. 181.2 ГК РФ) и др.

Законодательство предусматривает следующие способы принятия решений общим собранием участников (акционеров):

1. путем совместного присутствия участников (акционеров);

2. путем заочного голосования, которое не предполагает совместного присут­ствия участников (акционеров) и заключается в получении их мнения по вопросам повестки дня и принятии по ним реше­ний путем сбора бюллетеней для голосования.

Одной из новелл ГК РФ, внесенных Законом от 5 мая 2015 г. № 99-ФЗ, является необходимость удостоверения решений, принятых об­щим собранием участникови состава участников общества, присутствовавших при их принятии (ч. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Эта норма направлена на предотвращение злоупотреблений, когда без проведения собрания недобросовестные участники могли бы оформить протоколы.

В отношении публичных акционерных обществ решения и состав участников подтверждаются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества и выполняющим функции счетной комиссии, а в отношении непубличного акционерного обще­ства — путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. В ООО решения и состав участников подтверждаются пу­тем нотариального удостоверения, если иной способ (подпи­сание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих досто­верно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) согласно п. 4. ст. 65.3 ГК РФ может быть образован в корпорациях в случаях, пред­усмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпора­ции.

Буквальное толкование положения п. 4 ст. 65.3 ГК РФ позволяет сделать вывод, что коллегиальный орган управления яв­ляется факультативным (необязательным) и может образовываться в случаях, когда это пред­усмотрено законодательством или уставом корпорации. Обязательное образование коллегиального органа управления предусмотрено ГК РФ только для публичных акционерных обществ (п. 3 ст. 97).

Совет директоров общества осуществляет общее руководство его деятельностью. В российских хозяйственных обществах совет директоров одновременно сочетает функции акционерного контроля (надзора) и стратегического управления. Наличие совета директоров обеспечивает баланс интересов акционеров и менеджеров, то есть способствует решению так называемой «агентской проблемы».

Основными целями деятельности совета директоров является обеспечение прав и законных интересов акционеров (участников), осуществление постоянного контроля за деятельностью исполнительных органов общества, гарантирование полноты, достоверности и объективности публичной информации о деятельности общества, а также разработка стратегии развития общества, направленной на обеспечение высокой конкурентоспособности его продукции (работ, услуг) и устойчивого финансово-экономического положения.

Общим требованием к составу коллегиального органа управления любой корпорации является требование о том, чтобы лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органовкорпораций,и члены их коллегиальных исполнительных органовне могут составлять более одной четверти состава кол­легиальных органов управления корпораций и не могут яв­ляться их председателями(ч. 4 ст. 65.3 ГК РФ). Такое правило обеспечивает подотчетность и предотвращает конфликт интересов.

Совет директоров принимает решения большинством голосов, если иное число голосов не предусмотрено законом и уставом общества. Например, для акционерных обществ по вопросу одобрения крупной сделки необходимо единогласие членов совета директоров, за исключением выбывших членов (п. 2 ст. 79 Закона об АО). Решения совета директоров наряду с совместным присутствием на заседании, так же могут приниматься заочно или с учетом письменного мнения члена совета директоров, отсутствующего на заседании.

Как правило, совет директоров осуществляет свою дея­тельность в соответствии с внутренним документом — поло­жением о совете директоров, утвержденным общим собранием участников общества. В Положении в соответствии с законом и уставом определяется структура совета директоров, в том числе, наличие комитетов совета директоров[36], процедура созыва и проведения заседаний совета директоров, кворум и порядок принятия решений, а также другие вопросы, связан­ные с обеспечением функционирования совета директоров.

Исполнительными органами хозяйственного общества являются коллегиальный исполнительный орган и единоличный исполнительный орган.

Исходя из закона (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ) коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) является факультативным органом управления и может не образовываться в хозяйственных обществах, за исключением случаев, когда его образование предусмотрено законом или уставом. Например, Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа в кредитных организациях (ст. 11.1)

Образование коллегиального исполнительного органа находится в альтернативной компетенции общего собра­ния или совета директоров, в зависимости предусмотренного уставом (подп. 8 п. 1 ст. 48, подп. 9 п. 1 ст. 65 Закона об АО; п. 1 ст. 41 Закона об ООО).

Количество членов правления, срок их полномочий, ком­петенция определяются уставом общества; сроки, порядок созыва и проведения заседаний коллегиального исполнитель­ного органа, а также порядок принятия им решений устанав­ливаются уставом и внутренними документами.

К компетенции коллегиального исполнительного органа относятся вопросы, не входящие в компетенцию высшего и коллегиального органов управления корпорацией (ч. 3 ст. 65.3 ГК РФ). При этом важно отметить, что компетенция коллегиального исполнительного органа находится в сфере управления текущей деятельностью общества и не должна дублировать полномочия единоличного исполнитель­ного органа. В компетенцию правления включаются вопро­сы об утверждении оперативных финансово-хозяйственных планов общества и отчетов об их исполнении, разработке ме­тодических документов по осуществлению бизнес-процессов, разработке кадровой политики общества, предварительном одобрении документов, выносимых на рассмотрение совета директоров.

Членом коллегиального исполнительного органа являют­ся физические лица, как правило, занимающие в корпорации руководящие должности.

Коллегиальный исполнительный орган принимает реше­ния на своих заседаниях, как правило, большинством голосов, если иное количество голосов не требуется в соответствии с уставом общества. Порядок организации деятельности правления, как правило, регламентируется внутренним документом – Положением о правлении, принимаемым общим собранием акционеров (участников).

Согласно ч. 3 ст. 65.3 ГК РФ в корпорации образуется еди­ноличныйисполнительный орган (ЕИО). Единоличный исполнительный орган – это обязатель­ный орган управления хозяйственного общества, осуществляющий функции текущего руководства его деятельностью. ЕИО действует от имени общества без доверенности, то есть является волеизъявляющим органом общества (п. 1 ст. 69 Закона об АО, п. 4 ст. 32 Закона об ООО).

К компетенции единолично­го исполнительного органа корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего и коллегиального органов управления (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Аналогичные нормы содержатся и в специальных законах — Законе об АО и Законе об ООО. Таким образом, компетенция единоличного исполнитель­ного органа носит остаточный характер, то есть этот орган может осуществлять все полномочия, относящиеся к текущей деятельности общества, за исключением закрепленных законодательством и уставом общества за общим собранием и кол­легиальными органами.

С учетом изменений, внесенных в ГК РФ Законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ, учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно[37] или независимо друг от друга[38]. То есть при наличии нескольких директоров в уставе должен быть определен порядок осуществления ими полномочий – совместное или раздельное. Исходя из этого определяется и юридическая ответственность директоров за деятельность в интересах общества: при совместном осуществлении полномочий несколькими директорами ответственность будет солидарной, а при раздельном – индивидуальной. В целях защиты участников имущественного оборота Верховным судом высказана правовая позиция: если в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нескольких лицах, уполномоченных выступать от юридического лица, третьи лица вправе исходить из неограниченности полномочий каждого из них, а при наличии в реестре сведений о совместном осуществлении полномочий несколькими лицами, - из неограниченности полномочий лиц, действующих совместно (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25).

Применительно к корпорациям в ст. 653ГК РФ установлено, что в качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо. То есть вероятна ситуация, когда у хозяйственного общества будет несколько директоров, некоторые из которых физические, а некоторые – юридические лица.

В зарубежном законодательстве совокупность директоров чаще всего образует коллегиальный орган компании, именуемый в зависимости от традиций правлением, советом директоров. В России же «множественный единоличный исполнительный орган» теоретически может быть образован наряду с созданием коллегиального органа – совета директоров и коллегиального исполнительного органа – правленияс иным персональным составом.

Следует отметить, что законы о хозяйственных обществах сохранили возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему (индивидуальному предпринимателю) (п. 3 ст. 69 Закона об АО, ст. 42 Закона об ООО) на основании договора[39]. Управляющей организацией может быть коммерческая ор­ганизация любой организационно-правовой формы; управля­ющим — физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя.

О правовой природе отношений с управляющей организацией среди специалистов было много дискуссий. Так, С. Д. Могилевский задается вопросом: становится ли управляющая организация при передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества органом управляемой организации? И делает, на наш взгляд, правильный вывод, что здесь мы «имеем дело с уникальной ситуацией, когда управляющая организация не является органом юридического лица, а лишь играет эту роль, реализуя полномочия, полученные от органа этого юридического лица»[40].

Образование и досрочное прекращение полномочий исполни­тельных органов общества осуществляется по решению обще­го собрания, если уставом общества эти полномочия не пере­даны совету директоров (п. 3 ст. 69 Закона об АО, п. 1 ст. 40 Закона об ООО).

Единоличный исполнительный орган считается образован­ным с момента принятия соответствующего решения уполно­моченным органом (общим собранием или советом директоров). Закон не связывает момент образования единоличного испол­нительного органа с моментом внесения сведений в ЕГРЮЛ. При этом для третьих лиц действует принцип публичной до­стоверности реестра: лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответ­ствуют действительности (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

В части регулирования образования и прекращения полномочий единоличного исполнительного органа, Законом № 210-ФЗ включена новая норма в п. 3 ст. 69 Закона об АО: если полномочия исполнительных органов общества ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов общества или решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанных решений. Заметим, что правоприменительная практика уже шла по пути легализации единоличного исполнительного органа с истекшим сроком полномочий. Теперь этот подход получил закрепление на уровне закона. Причина очевидна – законодатель хочет оставить риски необразования единоличного исполнительного органа по истечении срока полномочий предыдущего на самих акционеров (участников), защитив тем самым интересы других лиц – работников, контрагентов общества, государства, имеющего фискальные интересы, связанные с обязанностью общества по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Хозяйственные общества с единственным акционером (участником). Российское законодательство, как и законодательство большинства зарубежных стран, подчиняясь требованиям предпринимательского оборота, нуждающегося для своего развития в обособлении имущества корпорации от имущества ее участников и ограничении риска их ответственности по обязательствам корпорации, предусматривает возможность существования хозяйственного общества с единственным участником. «Компании одного лица» имеют существенные особенности создания и деятельности. Например, в обществе с единственным участником не требуется соблюдения процедуры созыва и проведения общего собрания: решения единственного участника принимаются единолично и оформляются письменно, соответственно не нужно и удостоверять решения общего собрания.

Рассматривая такие организации, М.И. Кулагин называет их «юридическими мутантами». В «компании одного лица», - писал он, - по букве закона должны существовать все обычные органы – общее собрание, правление, ревизоры, но на практике они отсутствуют, поскольку собственник концентрирует в своих руках все управленческие функции и воплощает в себе все органы компании. [41]

При многочисленных особенностях хозяйственных обществ с единственным участником, действующее законодательство относит их к корпорациям.[42]

Хозяйственное общество, состоящее из одного акционера (участника), в любой момент может «пополниться» другим участником, превратившись из «юридического мутанта» в «обычное» общество.

Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 2 ст. 66 ГК РФ). Данный законодательный запрет направлен на предотвращение создания «компаний-матрешек», однако не носит безусловный характер, поскольку иное может быть предусмотрено законами[43]. К тому же



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.026 с.)