ТОП 10:

Законы действительности и законы науки



Законы науки, способы их открытия и обоснования 1. Законы и их роль в научном исследовании. Открытие и формулировка законов составляет важнейшую цель научного исследования: именно с помощью законов выражаются существенные связи и отношения предметов и явлений объективного мира. Все предметы и явления реального мира находятся в вечном процессе изменения и движения. Там, где на поверхности эти изменения кажутся случайными, не связанными друг с другом, наука вскрывает глубокие, внутренние связи, в которых отражаются устойчивые, повторяющиеся, инвариантные отношения между явлениями. Опираясь на законы, наука получает возможность не только объяснять существующие факты и события, но и предсказывать новые. Без этого немыслима сознательная, целенаправленная практическая деятельность. Путь к закону лежит через гипотезу. Действительно, чтобы установить существенные связи между явлениями, мало одних наблюдений и экспериментов. С их помощью мы можем обнаружить лишь зависимости между эмпирически наблюдаемыми свойствами и характеристиками явлений. Таким путем могут быть открыты только сравнительно простые, так называемые эмпирические законы. Более глубокие научные или теоретические законы относятся к ненаблюдаемым объектам. Такие законы содержат в своем составе понятия, которые нельзя ни непосредственно получить из опыта, ни проверить на опыте. Поэтому открытие теоретических законов неизбежно связано с обращением к гипотезе, с помощью которой пытаются нащупать искомую закономерность. Перебрав множество различных гипотез, ученый может найти такую, которая хорошо подтверждается всеми известными ему фактами. Поэтому в самой предварительной форме закон можно охарактеризовать как хорошо подтвержденную гипотезу.

Детерминизм как учение о причинно-следственных связях явлений

Философский принцип всеобщей связи Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое,— цепи, в своем глубинном основании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не «побеспокоив» всего мироздания. Вселенная, по Г. Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. Объединяющая все предметы и процессы в единое целое связь носит всеобщий характер. В бесконечной «паутине» отношений и связей — жизнь мира. Это своего рода нити, которыми все скрепляется, прервите их — и все рассыплется в неупорядоченный хаос. Принцип отношения, связи является адекватным отражением организованности мира и образующих его систем, одним из фундаментальных мировоззренческих и методологических принципов, на котором строится все категориальное здание философии. Суть его заключается в том, что в нем выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи, тоесть «во главу угла» этого принципа поставлено материальное единство мира. Обычно связь определяют как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу. ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю, in — не) — две противоположные позиции по вопросу о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Детерминизм (Д.) утверждает определяемость одних событий или состояний другими, Индетерминизм (И.) является отрицанием Д. Каузальная детерминация рассматривается обычно как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами или следствиями

10)Всеобщие свойства бытия вещей: форма и содержание, сущность и явление, возможность и действительность, чудеса

Основные философские законы развития бытия: а) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; б) закон единства и борьбы противоположностей; в) закон отрицания отрицания. Основные категории диалектики как формы отражения всеобщих и универсальных связей бытия (единичное - особенное – общее – всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; форма и содержание; возможность и действительность). Целостное философское понимание мира означает его воспроизведение не только в статике, но и в его динамическом состоянии. Конечно, реализация этой обозначенной идеи носила и носит непростой характер, и ее решение растянулось на целые столетия. В конечном счете, это было связано с возникновением диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о всеобщих связях и закономерностях развития бытия. Само понятие диалектики (от греческого dialektike techne ─ искусство вести беседу) употреблялось в истории философии в различных значениях. 1. Изначально под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение творчески и результативно развивать обсуждаемые проблемы темы; 2. под диалектикой понимается такой способ мышления, с помощью которого мир рассматривается как подвижно изменчивое состояние в результате взаимодействия противоположностей. иЗакономерность возникновения этого учения в Древней Греции была обусловлена становлением и развитием античной демократии, такой формы государственного правления и устройства, при которой высоко ценилось умение или искусство полемики, аргументированности в доказательстве и убежденности в обосновании своей правоты. Только при этом условии можно было приобрести своих сторонников при обсуждении всех политических, и прежде всего, государственных проблем. Сама практика общественной полемики получила свое выражение в учениях софистов и Сократа. Сократ называл диалектику в качестве искусства обнаружения истины путем столкновения и обсуждения различных, даже диаметрально противоположных точек зрения. Он сам практиковал ведение бесед, споров о философском смысле общих понятий (таких, как красота, справедливость, мудрость, и др.). Как правило, основной целью этих бесед было обсуждение частных случаев использования этих понятий (например, красивый юноша или девушка, прекрасный кувшин и.др.) и переход к их общим определениям. Эта задача была не из легких, но он полагал, что решить ее можно с помощью диалога. Вот это искусство диалога Сократ назвал майевтикой (от греч. maievtike – повивальное искусство), полагая, что диалог поможет рождению истины как чего – то абсолютно нового, не содержащегося в начале спора, но затем появляющееся в процессе обсуждения проблемы.

Всеобщие свойства бытия вещей: единичное и общее, элемент и система, необходимость и случайность, фатализм.

Единичное и общее

Каждая вещь существует как отдельное, относительно независимое от других вещей образование, характеризующееся рядом свойств. Свойство есть характеристика вещи не самой по себе («сама по себе» вещь не существует), а как результат отношения данной вещи к другим вещам. Любое отдельное имеет такие свойства, которые отличают данную вещь от других вещей, свойства, которые у других отдельных не встречаются. Это и есть единичное. С другой стороны, в вещи обнаруживаются такие свойства, которые встречаются у целого класса подобных вещей (мы называем вещи подобными именно потому, что это подобие есть результат обладания множеством вещей общих для них свойством). Единичное и общее существуют лишь в отдельном, через отдельное и вне его не встречаются. Отделить свойство от вещи как носителя свойства можно лишь мысленно. В истории философии существует представление о самостоятельном существовании общего.

Общее выполняет не только роль объединения отдельных вещей в некое множество, класс. Объединяя, общее в то же время обособляет это множество, отграничивая данный класс от всех прочих вещей. Поэтому общее выступает в качестве особенного. Такая ситуация – не исключение, а правило. Исключением из этого правила следует считать случай такого общего, которое объединяет все явления без исключения.

Элемент и система.

В определённых границах способ уяснения сложных объектов в понятиях «часть – целое» и сегодня не потерял значения, но получил углубление и занял своё место в современном системном подходе к самым различным объектам. Обогащение категорий «часть – целое» понятием связи открыло путь к постепенному формированию новых категорий: элемент, структура, система.

Идея системности формировалась постепенно. Философское её осмысление предшествовало специально-научным исследованиям. Процесс познания целого мыслился как простое суммирование знания о частях. Естественным и единственно возможным направлением исследования считалось движение от частей к целому.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Это определение показывает, что понятие системы предполагает такие понятия, как элемент и структура. Элемент – неразложимый далее (в данной системе) компонент (единица анализа) сложных вещей, предметов, явлений, процессов.

Объект является системой, если он может быть расчленён на взаимосвязанные и взаимодействующие части или элементы. Эти части, как правило, обладают собственной структурой и потому могут быть представлены как подсистемы исходной, большей системы.

Необходимость и случайность

Необходимость – тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью условий их возникновения, существования и развития. Категория необходимости соотносительна с категорией случайности. Для понимания необходимости важны также категории закона, сущности, причинности.

Случайности всякий раз определяются реально существующей необходимостью: данная необходимость делает возможным лишь определённый тип случайностей. Например, случайности, связанные с увольнением по безработице, разорением одних и обогащением других, характерные для капитализма, отсутствуют там, где господствуют иные необходимости. Необходимость имеет исторический характер, то есть изменяется с изменением исторических условий. При этом необходимые связи могут превращаться в случайные и наоборот, как это было в истории с натуральным хозяйством и товарным производством.

Необходимость, как правило, не существует в чистом виде; она обнаруживается лишь через массу случайных проявлений.

Случайность – тип связи, определяемый внешними, побочными для данного явления, процесса, причинами. Случайные связи характеризуются неустойчивым, временным характером, относительным безразличием к форме своего проявления, неопределённостью возникновения в пространстве и времени.

Своеобразной реакцией на такое – фаталистическое - понимание случайности, низводящее личность до уровня механизма, явилась точка зрения, согласно которой в мире есть только случайность. Этот взгляд развивался особенно в тех философских учениях, в которых значительное место занимали этические проблемы (в частности, проблема свободной воли человека). Эпикур (IV-III вв. до н. э.), например, считал, что лучше находиться во власти случая, чем быть рабом слепой необходимости. Фатали́зм или Фатáльность (от лат. fátalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства. Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, тесно взаимосвязан с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», и т. д. Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.006 с.)