Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список источников по истории России

Поиск

Список источников по истории России

II семестр

- Гудзий Н.К. Хрестоматия по древнерусской литературе XI - XVII вв. - М., 1962.

1. Новая повесть о Российском царстве

2. Сказание Авраамия Палицына

3. Повесть об Азовском сидении донских казаков

4. Повесть о Горе и Злосчастии

5. Повесть о Ерше Ершовиче

- Хрестоматия по истории общественно-политической и философской мысли народов СССР эпохи феодализма. - Ч. 1 / Сост. B.C. Дмитриев. -Киев, 1954.

6. Юрий Крижанич. Русское государство второй половины XVII в.

7. Феофан Прокопович. Слово похвальное

8. Феофан Прокопович. Слово похвальное о баталии Полтавской

9. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ

10. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве

- Хрестоматия по истории России / Сост. А.С. Орлов и др. - М., 2001.

11. Из записок К. Буссова о Болотникове

12. Организация второго ополчения и освобождение Москвы от ольских интервентов в 1612 г. (по Новому летописцу;

13. Соборное Уложение 1649 г.

14. Г.К. Котошихин о приказах

15. Московское восстание 1648 г. по летописному рассказу

16. "Прелестные грамоты" СТ. Разина

17. Датский посланник Юст Юль о Петре

18. "Обстоятельная реляция" о Полтавской битве, 28 июня 1709 г.

19. Устав о наследии престола, 5 февраля 1722 г.

20. Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов

21. "Кондиции", подписанные Анной Иоанновной в 1730 г.

22. Манифест о даровании вольности российскому дворянству, 18 февраля 1762 г.

23. Наказ Екатерины II Комиссии по составлению проекта нового Уложения

24. Манифесты Е. Пугачева

25. Учреждения о губерниях, 1775 г.

26. Жалованная грамота дворянству, 21 апреля 1785 г.

- Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина. -М., 1962.

27. Повесть о Шемякином суде

28. "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное"

Новая повесть о Российском царстве

«Новая повесть» — интереснейший памятник эпохи так называемого «Смутно­го времени». «Смутное время» (конец XVI — начало XVII в.) ознаменовалось борьбой русского народа с польско-шведской интервенцией, социально-экономиче­скими потрясениями, народными восстаниями. «Новая повесть» датируется рубе­жом 1610—1611 гг., она носит ярко выраженный агитационный характер. Много места в произведении занимает вопрос о приглашении на московский престол сына польского короля Сигизмунда III королевича Владислава. Автор «Повести» к при­сяге Владиславу, на условии принятия им православия, относится с позиций соблюдения чистоты и неприкосновенности православной веры, что в обстановке иноземной интервенции играло важную политическую роль. Не случайно главным героем событий у него выступает патриарх Гермоген (ок. 1530—1612), не пошед­ший на компромисс с поляками.

Памятник уже современниками был назван «повестью», поскольку содержание произведения выходило за рамки чистой публицистичности, создавало впечатляю­щие картины бедствий страны, героизма патриотов, подлости предателей. Художе­ственному восприятию произведения способствовала его эмоциональность, кра­сочность. Имя автора «Повести» достоверно неизвестно. Существует две гипотезы. Согласно одной, им мог быть дьяк Григорий Елизаров, по другой — дьяк Марк Иванович Поздеев. «Новая повесть» дошла до нас в единственном списке.

 

Сказание Авраамия Палицына

«Сказание Авраамия Палицына» — одно из самых ярких документально-исторических произведений русской литературы начала XVII в. Написано оно на основании личных наблюдений автора и собранных им чужих записок и свидетельств. Завершено в 1620 г. В целом оно охватывает период с 1584 по 1618 г. — время от смерти Ивана Грозного до Деулинского перемирия с Польшей. Центральную часть произведения занимает как бы особое сочинение, со своим вступлением и заключением, посвященное героической обороне Троице-Сергиева монастыря от осаждавших его в течение года и трех с половиной месяцев (23 сентября 1608 г. — 12 января 1610 г.) войск польско-литовских интервентов, казаков и русских изменников. Из этого-то рассказа об осаде монастыря (7 — 53-я главы «Сказания...») и сделана предлагаемая вниманию читателя выборка. Она дает возможность составить представление о характере действий нападавших и оборонявшихся и об основных событиях этой истории.

 

Повесть об Азовском сидении донских казаков

«Повесть об Азовском осадном сидении» представляет собой облеченное в форму донесения («отписки») царю Михаилу Федоровичу (1613 — 1645 гг.) поэтическое описание действительных событий — четырехмесячной осады Азова турками в 1641 г. Мощная Азовская [492] крепость — важный опорный пункт турецких владений в Причерноморье — была захвачена в 1637 г. без ведома и согласия русского правительства донскими казаками. В 1641 г. турецкий султан Ибрагим I послал под Азов огромную армию, насчитывавшую около 250 000 человек. В Азове же находилось лишь около пяти с половиной тысяч казаков. Казаки отвергли предложение турок сдать крепость и героически обороняли ее в течение четырех месяцев, отбив при этом 24 приступа. Турки были вынуждены снять осаду. Однако Земский собор, собравшийся в январе 1642 г., опасаясь войны с Турцией, отказался принять Азов в русское подданство, и летом 1642 г. остатки казачьего войска покинули город. Азов был присоединен к России лишь в 1696 г. в результате похода Петра I.

Автором так называемой «поэтической» повести об Азовском осадном сидении был, как полагают, один из участников казачьего посольства в Москву войсковой подьячий (начальник войсковой канцелярии), в прошлом беглый холоп князя Н. И. Одоевского, Федор Иванович Порошин. Повесть написана им зимой 1642 г., во время заседания Земского собора, как своеобразный поэтический призыв поддержать героическую борьбу казаков. В своем произведении Порошин широко использовал образы и мотивы древнерусской воинской повести и казачьего фольклора.

Повесть о Горе и Злосчастии

Стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. П. начинается с рассказа о первородном грехе, причем автор излагает не каноническую, а апокрифическую версию, согласно которой Адам и Ева “вкусили плода виноградного”. Подобно тому как первые люди нарушили божественную заповедь, так и главный герой П.— молодец, не послушав “учения родительского”, пошел в кабак, где “упился без памяти”. Нарушение запрета наказано: все одежды с героя “слуплены”, а накинута на него “гунка (ветхая одежда.— А. Б.) кабацкая”, в которой он, стыдясь случившегося, идет “на чужую сторону”. Он попадает там “на почестей” пир, ему сочувствуют и дают мудрые наставления, молодец снова нажил себе “живота больше старого, присмотрил невесту себе по обычаю”. Но тут, на пиру, он изрек “слово похвальное”, которое и подслушало Горе. Привязавшись к нему, являясь во сне, оно убеждает отказаться от невесты и пропить свои “животы”. Молодец последовал его советам, снова “скинул он платье гостиное, надевал он гунку кабацкую”. Попытки молодца избавиться от страшного спутника, по совету добрых людей, явиться с раскаянием к родителям ни к чему не приводят. Горе предупреждает: “Хотя кинься во птицы воздушные, хотя в синее море ты пойдешь рыбою, я с тобою пойду под руку под правую”. Наконец молодец нашел “спасенный путь” и постригся в монастыре, “а Горе у святых ворот оставается, к молодцу впредь не привяжется”.

 

Повесть о Ерше Ершовиче

Памятник сатирической литературы, созданный в конце XVI или нач. XVII в., позднее из письменной литературы перешедший в сказочный фольклор и в лубок. Сохранившиеся списки П. (более 30) передают четыре редакции текста, все они рассказывают о тяжбе Леща и Головля с Ершом из-за владения Ростовским озером; существует также рифмованная повесть-прибаутка (по определению В. П. Адриановой-Перетц), рассказывающая о поимке и съедении Ерша. Все четыре редакции пародируют процесс русского судопроизводства XVI—XVII вв., иронически воспроизводя его процедуры и языковые формулы, иногда доводя ситуацию до абсурда (на вопрос судей, есть ли у него “на то Ростовское озеро пути и данные и... крепости”. Ерш отвечает, что все они сгорели, когда “в прошлых... годех то Ростовское озеро горело с Ыльина дни да до Семеня дни летоначатьца”). Однако социальная направленность этой пародии не может быть определена однозначно. В старшей редакции Ерш — “детишка боярский”, обманом захвативший Ростовское озеро, принадлежавшее крестьянам, среди которых и челобитчики Лещ и Голавль, чью правоту признал суд. Но при такой четкой социальной дифференциации персонажей все же нет сатирической однозначности: Ерш и осуждается как наглый захватчик, но может вызывать и невольное восхищение как ловкий обманщик. Также неоднозначен и финал П.: Ерш проиграл тяжбу и был выдан истцам “г о л о в о ю”, однако хитрец предложил проглотить его с х в о с т а (обратим внимание на словесную игру, характерную для П.), что рыбам не удалось, и Ерш был отпущен. В некоторых вариантах текста Ерш — крестьянин, что тем более не позволяет говорить о какой-то определенной социальной направленности сатиры.

Юрий Крижанич –

О пользе наук и училищ

Философские воззрения Татищева наиболее отчетливо изложены в трактате «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ», где он предложил оригинальную классификацию наук, положив в ее основу принцип полезности. Науки мыслитель разделил на «нужные», «щегольские», «любопытные» и «вредные». Богословие, причисленное к наукам «телесным» и потому включенное в дисциплины «нужные», трактовалось в пантеистическом ключе, что позволяло рассматривать природу как совокупность проявлений Бога. «Нужные» науки включали в себя множество предметов: логику, физику, химию — те, что способствуют материальному благосостоянию и сохранности тела человека. К «щегольским» наукам Татищев отнес различные искусства, к «любопытным» — астрологию, физиогномику и хиромантию. «Вредные» науки, по его мнению, включали в себя гадание и колдовство.

 

Соборное уложение 1649г.


В Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском соборе не колебало установленных принципов, напротив, обосновывало, легитимировало их. Преступный умысел (не говоря о действиях), направленный против персоны монарха, жестоко наказывался. Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Прикрепление крестьян к земле (гл. XI, «Суд о крестьянах»), посадская реформа, изменившая положение «белых слобод» (гл. XIX), перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях (гл. XVI, XVII),регламентация работы органов местного самоуправления (гл. XXI), режим въезда и выезда (гл. VI) - все эти меры составили основу административно-полицейских преобразований. Уложение начинается предисловием, в котором утверждается, что оно составлено "по государеву указу общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людям, от большего и до меньшего чину, суд и расправа был во всяких делах всем ровна земского великого царственного дела". 3 октября 1649 г, царь вместе с Думой и духовенством слушал Уложение, выборным людям оно было "чтено". Со списка Уложения был " список в книгу, слово во слово, и с тое книги напечатана сия книга". Соборное уложение состояло из 25 глав, включавших в себя 967 статей. В этом большом по объему памятнике феодального права были систематизированы на более высоком уровне юридической техники правовые нормы, действовавшие ранее. Кроме того, имелись и новые правовые нормы, появившиеся главным образом под давлением дворянства и чернотяглых посадов. Для удобства главам предшествует подробное оглавление, указывающее содержание глав и статей. Система довольно беспорядочная, усвоенная Уложением, в 1-й части кодекса копирует систему статута. Г.К. Котошихин – О приказах

Но в начале XVII в. в „записке о приказах" перечисляется уже 19 приказов, а в 60-х годах XVII в., по свидетельству Котошихина, число их достигает 42. В XVII в. „приказы" были не только органами центрально"! власти в Москве, но и учреждениями местного воеводского управления в городах. В конце XVI в. наряду с существовавшими ранее „полковыми воеводами" появляются „городовые воеводы".

Рассказу

В 1646 г. правительство Алексея Михайловича ввело пошлину на соль, из-за чего цена на этот продукт резко возросла. Между тем соль в XVII в. являлась главным консервантом, позволявшим долго хранить мясо и рыбу — вслед за солью подорожали эти продукты; их продажа резко сократилась, продукты стали портиться. Это вызывало недовольство как потребителей, так и торговцев.

Вместе с тем рост государственных доходов с введением налога на соль оказался меньше ожидавшегося, так как развилась торговля солью из-под полы. Уже в конце 1647 г. налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям «по прибору» — стрельцам и пушкарям.

Общее недовольство продолжало расти. 1 июня 1648 г. в Москве разразился так называемый «Соляной бунт», о котором идет речь в публикуемом летописном рассказе. Безымянный летописец, свидетель событий, явно симпатизирует посадскому люду и с осуждением пишет о боярах и дьяках, действующих «научением дьявольским».

 

«Прелестные грамоты» С.Т. Разина

1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы за(о)дно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить.

И <...> мои казаки како промысь станут чинить, и ва[м] бы <...> итигь к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в по[л]к к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом мо-лотцом и всему великому войску.

 

Июня 1709 г.

Междо тем же неприятелская кавалерия от главного войска от нашей кавалерии уступила (отступила) и с своею инфантерией паки случилася (соединилась), и поставили (шведы) всю свою армею в ордер баталии перед фрунтом с четверть мили от нашего обозу. Междо тем же его величество повелел тотчас двум линиям от нашей инфантерии из нашего транжаменту выступить, а третию в оном назади оставил, и тако ту армею в строй поставил, что инфантерия в среди, кавалерия же на обоих крылах. поставлена. И с нашей стороны правое крыло кавалерии командовал генерал-лейтенант Баур... левое же крыло командовал его светлость князь Меншиков, понеже тамо его пребытие потребнейше было. А корпус баталии комавдовал сам его царское величество <...> и при том господин генерал-фелтьмаршал Шереметев також генералы от инфантерии князь Репнин и Аларт <...> А артиллериею управлял генерал-порутчик от артиллерии Брюс. И всякой в своем назначенном месте управляли со изрядным опыты мужества и воинского искусства своего. И как войско наше таковым образом в ордер баталии установясь, на неприятеля пошло, и тогда в 9-м часу перед полуднем атака и жестокой огонь с обоих сторон начался, которая атака от наших войск с такою храбростию учинена, что вся неприятелская армея по получасном бою с малым уроном наших войск <...> как кавалерия, так и инфантерия веема опровергнута, так что швецкая инфантерия не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота, и даже до обретающегося вблизи лесу, яко скоты, гнаны и биты. И тако, милостию всевышнего, совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видано, с легким трудом против гордого неприятеля чрез его царского величества славное оружие и персоналной храброй и мудрой привод одержана, ибо его величество в том воистинно свою храбрость, мудрое великодушие и воинское искусство, не опасаясь никакого страха <...> в вышшем градусе показал, и при том шляпа на нем пулею пробита. Под его же светлостию князем Меншиковым, которой також мужество свое при том доволно показал, три лошади ранены. Получено известие от посыпанных для погребания мертвых по баталии, что они на боевом месте и круг оного сочли и погребли швецких мертвых тел 8619 человек, кроме тех которые в погоне по лесам в розных местах побиты. А что от неприятелей при том пушек, штандартов, знамен, також и прочего в добычю получено, о том последует при семь роспись.

 

 

Манифесты Е. Пугачева

МАНИФЕСТ Е.И. ПУГАЧЕВА ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ

О ПОЖАЛОВАНИИ ЕГО РЕКОЮ, ЗЕМЛЕЮ, ДЕНЕЖНЫМ

ЖАЛОВАНИЕМ И ХЛЕБНЫМ ПРОВИАНТОМ, 1773 г. СЕНТЯБРЯ 17

Самодержавного амператора, нашего великаго государя Петра Федоровича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.

Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вошы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будите мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и землею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтьтам.

Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.

МАНИФЕСТ Е.И. ПУГАЧЕВА ПОМЕЩИЧЬИМ КРЕСТЬЯНАМ О ПОЖАЛОВАНИИ

ИХ ВОЛЬНОСТИЮ,

ЗЕМЛЯМИ И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ,

1774 г., ИЮЛЯ 28

Божиею милостию мы, Петр трети, император и самодержец всероссийский: и протчая, протчая, и протчая.

Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностию и свободою и вечно козаками не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, озерами без покупки и без аброку и свобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ и спокойнои в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалый бедствии. А как ныне имя наше власти всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих помест(иях) и водчинах оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступить равным образом так, как они не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину спокойную жизнь, коя до века продолжатця будет. Дан июля 28-го дня 1774 году.

Учреждения о губерниях, 1775 г.

«Учреждения для управления губерний Всероссийския империи», указ от 7(18).11.1775 о реформе местного управления в России, в ходе которой проводилась частичная децентрализация управления и отделение суда от исполнительных органов. Создавались губернии (с населением 300–400 тыс. чел. каждая) и уезды (20–30 тыс. чел.). Административно-полицейская власть в уезде принадлежала нижнему земскому суду под председательством исправника, в городах – городничему, в губерниях – губернскому правлению, состоявшему из губернатора и двух советников. 2–3 губернии объединялись под властью генерал-губернаторов или наместников. Органы суда имели трёхстепенную организацию. Две нижние ступени строились по сословно-выборному принципу отдельно для дворян, горожан и крестьян. Суды третьей инстанции (палаты уголовных и гражданских дел) были коронными и всесословными. При судах создавались дворянские опеки, при городовых магистратах – городовые сиротские суды. Приказы общественного призрения в губерниях ведали школами, больницами и пр. Финансовое управление осуществлялось уездными казначеями и казёнными палатами. Поводом к реформе послужил развал местного управления в районах крестьянской войны 1773–75. При подготовке закона Екатериной II и её сподвижниками (Я. Е. Сиверсом, Г.-Р. фон Ульрихом и др.) были учтены требования дворянства, высказанные в проектах и наказах депутатам «Комиссии об уложении» 1767. Реформа укрепила позиции самодержавия на местах и крепостнического отношения в стране.

Повесть о Шемякином суде

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Произведение это написано с определенной целью: показать, как следует стоять за истинную веру. Жизнь Аввакума как предмет повествования интересна не сама по себе, а как пример твердости, верности избранному пути и истине. Недаром начинает протопоп свое произведение с изложения основ своей веры и заключает это изложение словами: "Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю".

Аввакум подробно, детально описывает все тяготы своей жизни. Вот он лежит "как собачка в соломке", спина гниет и полно "блох да вшей". Отсюда следует вывод: "Не по что нам ходить в Персиду мучитца, а то дома Вавилон нажили".

 

Список источников по истории России

II семестр

- Гудзий Н.К. Хрестоматия по древнерусской литературе XI - XVII вв. - М., 1962.

1. Новая повесть о Российском царстве

2. Сказание Авраамия Палицына

3. Повесть об Азовском сидении донских казаков

4. Повесть о Горе и Злосчастии

5. Повесть о Ерше Ершовиче

- Хрестоматия по истории общественно-политической и философской мысли народов СССР эпохи феодализма. - Ч. 1 / Сост. B.C. Дмитриев. -Киев, 1954.

6. Юрий Крижанич. Русское государство второй половины XVII в.

7. Феофан Прокопович. Слово похвальное

8. Феофан Прокопович. Слово похвальное о баталии Полтавской

9. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ

10. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве

- Хрестоматия по истории России / Сост. А.С. Орлов и др. - М., 2001.

11. Из записок К. Буссова о Болотникове

12. Организация второго ополчения и освобождение Москвы от ольских интервентов в 1612 г. (по Новому летописцу;

13. Соборное Уложение 1649 г.

14. Г.К. Котошихин о приказах

15. Московское восстание 1648 г. по летописному рассказу

16. "Прелестные грамоты" СТ. Разина

17. Датский посланник Юст Юль о Петре

18. "Обстоятельная реляция" о Полтавской битве, 28 июня 1709 г.

19. Устав о наследии престола, 5 февраля 1722 г.

20. Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов

21. "Кондиции", подписанные Анной Иоанновной в 1730 г.

22. Манифест о даровании вольности российскому дворянству, 18 февраля 1762 г.

23. Наказ Екатерины II Комиссии по составлению проекта нового Уложения

24. Манифесты Е. Пугачева

25. Учреждения о губерниях, 1775 г.

26. Жалованная грамота дворянству, 21 апреля 1785 г.

- Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина. -М., 1962.

27. Повесть о Шемякином суде

28. "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.016 с.)