Тема 2.3. Право внешних сношений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3. Право внешних сношений



Мир и его противоположность (война) зависят от

послов, ибо только они создают мир и ссорят.

В их власти находятся те дела, из-за которых

происходят мир или война.

Законы Ману

I. Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачу: Государство А открыло на территории государства В посольство. Государство В отказалось дать агреман на назначение в качестве посла г-на X, заявив при этом, что агреман не дан, поскольку г-н X -чернокожий.

Квалифицируйте данную ситуацию. Обязательно ли указывать основания отказа в предоставлении агремана?

2. Решите задачу: В апреле 1970 г. в Гватемале был похищен группой вооруженных лиц посол ФРГ Карл фон Шпрети. Похитители предъявили ультиматум: если власти не освободят 22 политических заключенных, то они убьют западногерманского посла. Гватемальское правительство отказалось удовлетворить это требование, и в результате посол ФРГ был найден мертвым неподалеку от гватемальской столицы.

Обязаны ли были власти Гватемалы в данном случае ради спасения жизни дипломата удовлетворить требования преступников?

2. Решите задачу: В 1979 г. в Иране к власти пришли силы, провозгласившие Иран мусульманским государством с аятоллой Хомейни во главе. Частью государственной идеологии стало враждебное отношение к США как главному носителю зла западной цивилизации. 4 ноября 1979 г. демонстранты, в основном юноши и подростки, вторглись на территорию посольства США в Тегеране и захватили лиц, принадлежавших к дипломатическому и консульскому персоналу посольства, а также посетителей, оказавшихся на территории посольства; архивы посольства были разграблены.

Несмотря на призывы о помощи, компетентные иранские власти не вмешались в события. Позднее часть задержанных были отпущены, однако освобождение большой группы служащих посольства, в том числе дипломатов, было поставлено под условие выполнения США некоторых требований.

США, в свою очередь, наложили арест на счета иранских граждан в американских банках, обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой о принятии временных мер защиты в отношении задержанных, а также подали иск в Международный Суд с просьбой вынести решение о том, что:

Иран нарушил международное право;

Иран должен незамедлительно освободить задержанных;

возместить ущерб, нанесенный посольству.

Какое решение должен вынести Суд?

Имели ли США право накладывать арест на имущество иранских частных лиц?

 

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

1. Дипломатический протокол

2. Дипломатические привилегии и иммунитеты

3. Известные дипломатические работники и консулы.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Дипломатическое и консульское право (или право внешних сношений) одна из важных отраслей международного права. Большое количество споров и разногласий между государствами возникает именно в рамках этих отношений. Поэтому в качестве заданий для самостоятельной работы студентам предлагается для решение несколько задач, составленных по материалам рассмотренных международными судами дел.

При ответе на первый вопрос семинарского занятия необходимо раскрыть понятие и виды дипломатического протокола, органы государственной власти в РФ, осуществляющие функции по обеспечению дипломатического протокола: историю их становления, структуру и направления деятельности.

Второй вопрос должен быть посвящён дипломатическим привилегиям и иммунитетам. Для системного ответа на этот вопрос представляется правильным разбить привилегии и иммунитеты на различные виды.

Третий вопрос предполагает поиск информации и представление краткой справки о различных деятелях международных отношений, известных дипломатических представителях нашей страны и зарубежных государств (в режиме слайд-шоу, не более 6 слайдов). Справка должна содержать: фотографию (если была опубликована), годы жизни, место рождения, краткую библиографическую справку, а также отражать вклад, который внёс тот или иной человек в развитие международного права и межгосударственных отношений. В качестве персоналий можно выбрать таких как: И.М. Висковатый, А.И. Остерман (Генрих Иоганн Фридрих), А.П. Бестужев-Рюмин, Н. И. Панин, Г. В. Чичерин, А. А. Громыко, А. Ф. Добрынин, О. Бисмарк, С. ф. Герберштейн, А.С. Грибоедов и др.

IV. Рекомендуемые источники:

Нормативно–правовые документы

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс»

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс»

3. Конвенция о специальных миссиях 1969 г. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс»

 

Основная литература

См. список основной литературы к теме 1.1

 

Дополнительная литература

1. Амирова, М. А. Дипломатическая защита государством своего гражданина / М. А. Амирова // Государство и право. - 2008. - № 3.

2. Блищенко, И. П. Дипломатическое право / И. П. Блищенко - М., 1990.

3. Ганюшкин, Г. В. Правовое положение консульств и их персонала . / Г. В. Ганюшкин // Московский журнал международного права. - 1999. - № 3. - С. 166-174.

3. Кессельбреннер, Г. Л. Известные дипломаты России. Министры иностранных дел Российской Империи / Г. Л, Кессельбреннер // МГИМО(У) МИД Российской Федерации. – Москва: Московские учебники и картолитография, 2002.

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое агреман?

2. Чем посольство отличается от консульства?

3. Что означает “persona non grata”?

5. Назовите виды консульских представительств и классы консулов.

6. Чем отличается консульский патент от консульской экзекватуры?

 

Тема 2.4.Ответственность в международном праве

Всякое международно-противоправное деяние государства влечёт за собой международную ответственность этого государства

Статья 1 Проекта статей

об ответственности государств

I. Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачу:

США вторглись на территорию Ирана в целях освобождения заложников. Это вооружённое нападение вопреки требованиям ст. 51 Устава ООН не являлось ответом на вооружённое нападение на США. США предприняли попытки оправдать свои действия, ссылаясь на вышеуказанную статью Устава. Так, в документе, который США направил Совету Безопасности ООН, утверждалось, что вооружённая акция была предпринята США, «согласно ст. 51, в осуществление неотъемлемого права на самооборону с целью вызволения американских граждан, которые являются жертвами вооружённого нападения на наше посольство».

Является ли самооборона одним из элементов системы международно–правовых санкций? Правомерны ли действия США?

2. Раскройте и определите соотношение понятий «международное правонарушение», «международное преступление», «преступление международного характера», «недружественный акт», «нарушение нормы международного права».

 

VI. План семинарского занятия

1. Основания международно-правовой ответственности государств.

2. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.

3. Международная уголовная ответственность физических лиц.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

При изучении этой темы важно уяснить, что основанием для международной ответственности являются действие или бездействие субъекта международного права, противоречащее его международным обязательствам, и образующее состав международного преступления.

Необходимым условием несения международно-правовой ответственности является международная правосубъектность.

Студентам следует иметь в виду, что ответственность может наступать и при совершении правомерных действий, связанных с риском нанесения ущерба иностранным государствам, физическим и юридическим лицам. Примером является деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, Луны и других небесных тел.

Студентам также следует знать вопрос о формах нематериальной и материальной ответственности (сатисфакции, реторсии, репрессалии, репарации, реституции и др.), а также основаниях, освобождающих от международной ответственности.

IV. Рекомендуемые источники



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.79 (0.006 с.)