Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Индексы в статистике»

Поиск

Наименование работы: Изучение структурных сдвигов и факторный анализ на основе индексного метода.

Цель занятия: Освоить методику расчета отдельных видов индексов и проведения факторного анализа с использованием индексного метода.

Формируемые умения: после выполнения задания студент

должен знать:

· понятие и классификацию индексов в статистике;

· значение индексного метода;

· способы исчисления индексов;

· взаимосвязи между индексами;

должен уметь:

· рассчитывать индивидуальные и общие индексы в статистике;

· осуществить анализ структурных сдвигов на основе индексного метода;

· произвести факторный анализ на основе индексного метода.

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: формирование умений и навыков

Методы обучения: беседа, практическая работа

Форма организации занятия: групповая по 2 человека

Обеспечение занятия: рабочая тетрадь, калькулятор.

Место проведения: аудитория

Норма времени: 2 часа

 

Литература: 1. Теория статистики. Учебник/ под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: «Финансы и статистика», 2000.

2. Практикум по теории статистики. Учебное пособие/ под ред.проф. Р.А.Шмойловой. - М.: «Финансы и статистика», 2000.

 

ЗАДАНИЕ 1. Известны следующие данные о продаже молочных продуктов на колхозном рынке:

         
         
         
         
  Продукт Базисный период Отчетный период
Цена за 1кг руб. Продано, ц. Цена за 1кг руб. Продано, ц.
Творог Сметана Масло животное 27,1 28,4 52,0 15,8 12,9 0,8 26,5 27,4 51,0 14,9 13,4 0,9

Определите: индивидуальные и сводные индексы цен, физического объема товарооборота и стоимости реализованных продуктов, а также величину экономии покупателей от снижения цен.

 

Методические указания к выполнению задания 1.

Для расчета индивидуальных индексов цен необходимо цену 1кг каждого товара в отчетном периоде отнести к цене 1кг этого же товара в базисном периоде. Расчет произвести по формуле:

где, - цена 1кг в отчетном периоде

- цена 1кг в базисном периоде.

Индивидуальные индексы физического объема определяются отношением объема реализации каждого товара в отчетном году к объему реализации этого же товара в базисном периоде. Расчет произвести по формуле:

,

где, - объем продаж в отчетном году

- объем продаж товара в базисном году

Индивидуальные индексы стоимости товарооборота по каждому виду товаров определяются отношением объема товарооборота в отчетном году к товарообороту отчетного года. Расчет производится по формуле:

Для оценки среднего изменения цен на молочную продукцию используется сводный индекс цен, который определяется по формуле:


Экономия покупателей от снижения цен определяется по формуле:

 

Э=Σр0q1 - Σр1q1

 

Сводный индекс физического объема товарооборота определяется по формуле:

Сводный индекс стоимости реализованной продукции (товарооборота) определяется по формуле:

 

 

Расчет:

1. Индивидуальные индексы цен:

Творог

Сметана

Масло животное

2. Индивидуальные индексы физического объема:

 

Творог

Сметана

Масло животное

3. Индивидуальные индексы стоимости товарооборота:

Творог

Сметана

Масло животное

4. Сводный индекс цен:

 

 

5. Экономия покупателей от снижения цен:

 

Э =

 

6. Сводный индекс физического объема товарооборота:

 

 

7. Сводный индекс стоимости реализованной продукции (товарооборота):

 

 

 

Методические указания к заданиям 2, 3.

Для выполнения заданий 2 и 3 воспользуйтесь взаимосвязью конкретных экономических индексов, а именно взаимосвязью между индексами товарооборота, цен и физического объема реализации: Ipq = Ip · Iq

 

ЗАДАНИЕ 2. Определите как изменится товарооборот в отчетном периоде по сравнению с базисным, если физический объем реализации возрос на 25%, а цены снизились на 20%.

 

Решение:

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Определите среднее изменение цен, если индекс стоимости товарооборота составил 104,5%, а физический объем реализации возрос на 16,1%.

Решение:

 

 

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

ЗАДАНИЕ 4. Имеются следующие данные о продаже трикотажных изделий в одном универмаге:

       
       
       
       

 

Вид изделия Старая цена за 1шт. руб. Новая цена за 1шт. руб. Товарооборот после снижения цен тыс. руб.
А Б В      

Определите: а) среднее снижение цен на данную группу товаров;

б) размер экономии от снижения цен.

 

Методические указания для выполнения задания 4.

Среднее снижение цен на данную группу товаров характеризуется сводным индексом цен, который определяется по формуле:

,

где, и - новая и старая цена товара

- физический объем продаж, каждого товара в отчетный период

Физический объем продаж по условиям задачи не известен, но его можно найти разделив фактический товарооборот () на новую цену за 1шт изделия

Затем необходимо найти размер товарооборота по старым ценам – ∑p0q1

Определив размер товарооборота по старым ценам можно определить сводный индекс цен, который будет характеризовать среднее снижение цен на трикотажные изделия.

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ЗАДАНИЕ 5. Имеются данные по производству стиральных машин на одном из заводов:

         
         

 

       
         

 

Машина стиральной машины      
Себестоимость единицы, руб. Количество произведенных машин тыс. руб. Себестоимость единицы, руб. Количество произведенных машин, тыс. руб.
А Б В   20,3 25,1 40,8   20,9 10,8 49,1

Вычислите: а) индивидуальные и сводные индексы себестоимости;

б) сводный индекс физического объема продукции (взвешенный по себестоимости);

в) сводный индекс затрат на производство продукции.

Проиллюстрируйте взаимосвязь сводных индексов.

 

Методические указания к выполнению задания 5.

1) Расчет индивидуальных индексов себестоимости производится по формуле:

,

где, - себестоимость 1 изделия в счетном периоде

- себестоимость 1 изделия в базисном периоде

 

2) Сводный индекс себестоимости () определяется по формуле:

,

где, - количество произведенной продукции в отчетном периоде.

 

 

3) Сводный индекс физического объема продукции (взвешенный по себестоимости) () определяется по формуле:

,

где, - количество продукции произведенной в базисном периоде.

 

 

4) Сводный индекс затрат на производство продукции () определяется по формуле:

Между сводным индексом затрат на производство, сводным индексом себестоимости и сводным индексом физического объема продукции существует взаимосвязь:

Izq = Iz ·Iq

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как определить индивидуальные индексы цен и себестоимости, что они характеризуют?

2. По какой формуле определяется сводный индекс цен, и что он характеризует?

3. По какой формуле определяется сводный индекс физического объема (взвешенный по цене), что он показывает?

4. По какой формуле определяется сводный индекс товарооборота, что он показывает?

5. Как рассчитать экономию покупателей от снижения цен на продукцию?

6. Как рассчитать сводный индекс затрат на производство, что он показывает?

 

 

 

 

Заключение

Практические занятия по дисциплине «Статистика» имеют цель закрепить и систематизировать теоретические знания студентов по данной дисциплине, а также выработать определенные умения и навыки проведения статистического анализа экономической информации для решения социальных и экономических проблем, применять полученные знания на практике.

Практические занятия – одна из ведущих форм обучения в средних специальных учебных заведениях. На практических занятиях формируются умения и навыки проведения статистических расчетов и аналитического мышления, закрепляются знания методики определения статистических показателей.

Практические занятия позволяют заинтересовать студентов в изучении данной дисциплины, а так же показать её практическое применение в будущей профессиональной деятельности.

При проведении практических занятий для удобства и с целью повышения оперативности работы студентов, лучше использовать Рабочую тетрадь, содержащую перечень тем практических занятий с распределенным бюджетом времени, задания для каждого занятия и методические указания по их выполнению.

Цель настоящей методической разработки – оказать методическую помощь преподавателям, ведущим практические занятия по дисциплине «Статистика», а также студентам – в выработке практических умений и навыков, закреплении на практике теоретических знаний по данной дисциплине.

Предлагаемые в данных методических рекомендациях задания могут дополняться и развиваться, что обеспечит творческий подход как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов и сделает учебный процесс более интересным и нужным.

Список литературы

1. Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002 г.

 

2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2002 г.

 

3. Практикум по теории статистики. Учебное пособие/ под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002 г.

 

4. Статистика. Учебник для студентов СПО/ В.С. Мхитарян, Т.А. Дуброва,

В.Г. Минашкин, - М.: «Академия»,2003 г.

 

5. Годин А.М. Статистика. Учебник – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004 г.

6. Статистика. Учебник / под ред. В.С. Мхитаряна. – М.: Экономистъ, 2005 г

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.007 с.)