Проведение санитарно-микробиологического посева воды на питательные среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение санитарно-микробиологического посева воды на питательные среды



Мотив (потребность) студента:………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………

 

Сод-е Струк- турные этапы Умение как деятельность Знание Владе- ние
цель предмет метод/ средство, форма, доп. условия действия продукт результат способиоперации технология методика
I эт. ОРИЕН- ТИРОВ- КИ Провести ориентировку в задаче: 1выявить известные данные: ………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………….. 2 выяснить, что является искомым: ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… и поставить цель: ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… 3 построить предмет задачи, установив связи между искомым и данными: ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………    
II эт. ПЛА- НИ- РОВА- НИЯ Спланировать способ решения задачи - в соответствии с предметом подобрать: - методики: ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… - средства: ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… - форму:…………………………………………………………………………………………………………… - действия операции выполнения каждого действия используемые знания: ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………    
III эт. ИСПОЛ- НЕНИЯ Исполнить намеченный план решения задачи и найти искомое: ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………    
IV эт. САМО- КОНТ- РОЛЯ Провести самоконтроль выполненного решения задачи всеми способами: ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………    
Если не найдено отклонение, то: Если найдено отклонение, то:    
V эт. САМО- ОЦЕНКИ Провести самооценку допущенного отклонения: 1определить характер отклонения (неточность, серьезная ошибка, др.); 2определить причину отклонения: ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………….    
VI эт. САМОКОР- РЕКЦИИ Провести самокоррекцию допущенного отклонения: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….    
VII эт. РЕФЛЕК- СИИ Продукт деятельности: ………………………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Результат - реализованный мотив: …………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………
         

 

Практические задачи

Задача 1 В микробиологическую лабораторию предоставлена проба воды, подготовленная по нормативным документам. Произведены посевы для изучения численности бактерий группы кишечной палочки. Какие среды и режимы культивирования посевов использовались в данном эксперименте?

Ответ: …………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задача 2 Что необходимо сделать в конце практического занятия?

Ответ: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вопросы для самоконтроля

1. Выберите правильный ответ. Для посева проб воды используют метод …………… разведений?

а. однократных

б. непредельных

в. многократных.

г. предельных Ответ: ……

2. Выберите правильный ответ. Укажите объемы (мл) пробы и стерильной воды, которые необходимы для приготовления 1 разведения?

а. 1 мл пробы, 9 мл Н2О

б. 0,1 мл пробы, 9 мл Н2О

в. 1 мл пробы, 10 мл Н2О

г. 0,1 мл пробы, 10 мл Н2О Ответ: …….

3. Выберите правильный ответ. Укажите способ посева, при котором используют шпатель Дригальского:

а. посев штрихом

б. поверхностный посев

в. посев уколом

г. глубинный посев Ответ: ……

 

4. Выберите правильный ответ. Укажите способ посева, соответствующий приведенной методике. При посеве в столбик питательной среды иглу с культурой микроорганизма вводят в толщу ее центральной части:

а. посев уколом

б. поверхностный посев

в. посев штрихом

г. глубинный посев Ответ: ……

 

5. Выберите правильный ответ. Укажите, какой способ посева можно применять как на твердых, так и на полужидких/жидких питательных средах?

а. посев уколом

б. поверхностный посев

в. посев штрихом

г. глубинный посев Ответ: ……

 

6. Выберите правильный ответ (может быть несколько). Какое микробиологическое оборудование необходимо для осуществления

посева глубинным способом?

а. пустая стерильная чашка Петри

б. питательная среда

в. микробиологическая игла

г. стерильный шпатель

д. микробиологическая петля

е. чашка Петри с питательной средой Ответ: ……

7. Выберите правильный ответ (может быть несколько). На каких питательных средах инкубирование посевов производится в течении 48-72 часов?

а. Питательный агар

б. Глюкозо-пептонная среда

в. Среда Эндо

г. Питательный бульон Ответы: ……

 

8. Выберите правильный ответ. На каких питательных средах инкубирование посевов производится в течении 7 суток?

а. Питательный агар

б. Глюкозо-пептонная среда

в. Среда Эндо

г. Питательный бульон Ответы: ……

9. Вставьте пропущенные слова. При попадании микроорганизмов на оборудование необходимо ………, а на данном месте провести ……….. После этого необходимо провести……….

Ответы: ……

10. Вставьте пропущенное слово. В помещении лаборатории нельзя ходить без ………...

Ответы: ……

ПРОДУКТ, который я достиг в своей УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

(область профессиональных компетенций) (область общекультурных компетенций)

- я овладел умением:? …………

- я усвоил знания:? …………

- я овладел понятиями:? …………

- я развивал навыки:? …………

- я развивал профессионально-личностные качества:? …………

- я овладел компетенцией:? …………

В РЕЗУЛЬТАТЕ своей УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- я оцениваю свои достижения:? …………

- у меня остались резервы:? …………

 

 

Тема 3: «ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ СРАВНЕНИЕ С НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА»

Мотивационное задание для студента. Представлены посевы на различных питательных средах для определения установленных групп микроорганизмов после необходимого срока инкубации. Определите, что нужно сделать для исследования численности микроорганизмов, их свойств, а также для оценки безопасности выбранного объекта исследования.

Моя цель:

1) научитьсярешать практическую задачу: …………………………………………….... …………………………………………….... ……………………………………………....   2) усвоить знанияо деятельности по ……………………………………………….... ……………………………………………….... ………………………………………………....   3) усвоить знания о ………………………… ……………………………………………….... ……………………………………………........ ………………………………………………....  
Профессиональная компетенция: ……………………………………………….........................................................................................................
Исходные знания о: ………………………………….…………………………... …………………………………………………………….... …………………………………………………………….... …………………………………………………………….... Исходные умения: ……………………………………………….... ……………………………………………….... ……………………………………………….... ……………………………………………….... Исходные навыки: ……………………………..…….. …………………...………………. …………………………………… ……………………………………
Профессионально-личностные качества:  
         

 

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА (УИД) – РАЗДЕЛ I

 

1 УСТАНОВКА УИД Проведите оценку результатов исследования (учет численности, определение культуральных и морфологических

особенностей выделенных микроорганизмов), сравните данные с теми, которые представлены в нормативной

документации, после чего оцените степень безопасности пробы воды.

Для этого проведите анализ научной информации в учебной литературе на основе системы учебно-исследовательских заданий 1-6.

Ваши новые знания обобщите и систематизируйте в опорных таблицах - ОТ.

 

 

2 СХЕМА САМООРГАНИЗАЦИИ УИД Организуйте свою учебно-исследовательскую деятельность.

 

 

Цель:..? ………

Предмет: (то, что необходимо проанализировать в процессе исследования):..? ………

Средства:..? ………

Продукт:..? ………

3 УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная: - Сопрунова О.Б. Санитарная микробиология: Учебное пособие / АГТУ. – Астрахань, 2007 –204 с.

- Нетрусов, А. И. Практикум по микробиологии– М.: Академия, 2005. – 608 с.

Дополнительная: - Теппер, Е.З. Практикум по микробиологии– М: Дрофа, 2005. – 256 с.

- Сопрунова О.Б. Санитарная гидробиология: Учебное пособие / АГТУ. – Астрахань, 2000 –70 с.

4 СИСТЕМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ

 

Учебно-исследовательское задание 1 Определите этапы, необходимые для оценки результатов после посева на ОМЧ.

1.1. Определите этап работ при приготовлении разведений.

1.2. Определите ОТ (примечания), необходимые для выполнения каждого этапа работы.

 

ОТ (система знаний) – 3.1 Оценка результатов после посева на ОМЧ

 

Этап Примечание
     
     
     
     

 

Учебно-исследовательское задание 2 Определите класс безопасности пробы воды.

2.1. Определите номер класса.

2.2. Определите численность ОМЧ (КОЕ/г), соответствующей данной группе.

2.3. Определите безопасность пробы.

 

 

ОТ (система знаний) – 3.1.1 Определение БЕЗОПАСНОСТИ (Качества) проб воды

 

Класс Характеристика класса воды ОМЧ, 106 клеток Число БГКП, 103 клеток/мл
I      
II      
III      
IV      
V      
VI      

Учебно-исследовательское задание 3 Оцените результаты, полученные после посевов на определение БГКП.

3.1. Определите признаки развития БГКП на глюкозо-пептонной среде.

3.2. Определите признаки развития (культуральные и морфологические) БГКП на среде Эндо.

3.3. При наличии всех признаков развития произведите тесты с перекисью водорода, оксидазный тест, тест с КОН. Внесите результаты

в соответствующие графы (+/-).

ОТ (система знаний) – 3.2 Оценка результатов после посева на БГКП

 

  Среда Кеслера Среда Эндо Тест с перекисью водорода Оксидазный тест Тест с КОН
Приз наки развития БГКП            
 
 
     

Учебно-исследовательское задание 4 Определите по каким признакам и их вариациям изучаются культуральные особенности

микроорганизмов на твердых и жидких питательных средах.

4.1. Определите признак.

4.2. Определите вариации данного признака.

 

ОТ (система знаний) – 3.3 Культуральные признаки микроорганизмов на твердых и жидких питательных средах

Питательная среда Признак Вариации признака
Твердые среды    
   
   
   
   
   
   
   
   
Жидкие среды    
   
   
   
   

 

 

Учебно-исследовательское задание 5 Определите этапы работ необходимые для фиксации мазка и его окраски по способу Грама.

 

ОТ (система знаний) – 3.4 Методика фиксации мазка и окраски по способу Грама

 

Этап Содержание
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Учебно-исследовательское задание 6 Определите, по каким признакам и их вариациям изучаются морфологические особенности

микроорганизмов.

6.1. Определите признак.

6.2. Определите вариации данного признака.

 

ОТ (система знаний) – 3.5 Морфологические признаки микроорганизмов

Признак Вариации
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

Логическая задача 1 Установите соответствие между общим микробным числом в пробе и классом безопасности пробы воды.

Характеристика класса воды ОМЧ, 106 клеток
1. Очень чистая А. Более 1,0 до 3,1
2. Чистая Б. Более 3,1 до 5,0
3. Умеренно загрязненная В. Менее 0,5
4. Загрязненная Г. От 0,5 до 1,0
5. Грязная Д. Более 10
6. Очень грязная Е. Более 5,0 до 10,0

Ответ: 1 -, 2 -, 3 –, 4 –, 5 –, 6 –.

 

Логическая задача 2 Определите последовательность этапов оценке результатов посевов на ОМЧ.

 


Изучение морфологических признаков микроорганизмов.

Подсчет численности выросших колоний (КОЕ/г).

Определение класса безопасности пробы воды.

Изучение культуральных признаков микроорганизмов.

Логическая задача 3 Установите соответствие между обнаруженными признаками и питательной средой, на которой они обнаружены.

 

Питательная среда Признаки
А. Глюкозо-пептонная среда 1.Наличие плоских красных колоний с металлическим блеском
2.Помутнение
3.Выпадение осадка
Б. Среда Эндо 4.Наличие Г- тонких неспорообразующих палочек
5.Образование кислоты
6.Образование газа

Ответ: А –,Б –.

Логическая задача 4 Установите соответствие между культуральными признаками развития микроорганизмов на твердых питательных

средах и их вариациями.

 

Признак Вариации
1. Форма колоний А. Изогнутый, плоский, выпуклый, кратерообразный, каплевидный, конусовидный
2. Профиль колонии Б. Гладкая, морщинистая, шероховатая, складчатая, бугристая
3. Край колоний В. Однородная, зернистая, исчерченная, мучнистая, пленчатая
4. Поверхность колоний Г. Гладкий, волнистый, зубчатый, лопастной, реснитчатый, ворсистый, ветвистый
5. Структура колоний Д. Круглая, ризоидная, амебовидная, нитевидная, складчатая, концентрическая
6. Оптические свойства поверхности Е. Маслянистая, тестообразная, слизистая, сухая, плотная, сметанообразная
7. Консистенция Ж. Прозрачная, просвечивающая, непрозрачная, блестящая, матовая, флуоресцирующая

Ответы: 1 -, 2 -, 3 –, 4 –, 5 –, 6 –, 7 -.

 

Логическая задача 5 Определите последовательность этапов окраски фиксированных препаратов по способу Грама.

 

Убрать излишки краски фильтровальной бумагой.

Промыть препарат водой.

Слить краску самотеком.

Высушить препарат фильтровальной бумагой.

Слить краску самотеком.

Нанести раствор метилвиолета на 30 секунд.

Произвести дополнительную окраску фуксином в течении 1 минуты.

Нанести раствор люголя на 30 секунд.

Промыть препарат водой.

Обесцветить этиловым спиртом в течение 15 секунд.

Логическая задача 6 Установите соответствие между морфологическими признаками микроорганизмов и их вариациями.

 

Признак Вариации
1. Форма клеток А. Г+, Г-
2. Объединение клеток Б. Бациллярное, клостридиальное и плектридиальное
3. У палочковидных - форма концов клеток В. Шаровидные, палочковидные и извитые
4. Окраска по Граму Г. + / -
5. Расположение в клетках спор Д. Одиночные, соединен­ные попарно, в цепочки или в виде пакетов
6. Наличие капсул и клеточных включений Е. Вогнутые, закруглен­ные или усеченные
7. Размеры клеток в микрометрах (мкмм) Ж. + / -
8. Способность к движению и тип жгутикования З. Поперечное сечение, длина палочки, диаметр шаровидных форм
9. Кислотоустойчивость И. Монотрих, лофотрих, амфитрих, перитрих

Ответы: 1 -, 2 -, 3 –, 4 –, 5 –, 6 –, 7 -, 8 -, 9 -.

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА (УИД) - РАЗДЕЛ II


1 УСТАНОВКА Определите структурные этапы и компоненты деятельности, которую нужно выполнить для решения любой

типовой практической задачи по теме «Оценка полученных результатов и сравнение их с нормативными значениями. Для этого проведите анализ процесса решения данной ниже практической задачи на основе учебно-исследовательских заданий 1-8.

Новое знание обобщите в опорной карте (ОК).

2 СХЕМА ОРИЕНТИРОВКИ Организуйте свою учебно-исследовательскую деятельность.

 

 

Цель: …? ……

Предмет: (то, что необходимо проанализировать в процессе исследования): …? ……

Средства: …? ……

Продукт: …? ……

 

3 МАТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА

Практическая задача. Произведите «чтение» посевов на питательных средах: изучите численность выделенных микроорганизмов,

изучите их культуральные и морфологические признаки. Определите класс безопасности выбранного объекта исследования.

Сравните полученные данные с нормативной документацией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.09 с.)