Отобрать и подготовить пробы для санитарно-микробиологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отобрать и подготовить пробы для санитарно-микробиологического исследования



Мотив (потребность) студента: ……………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………

 

Сод-е Струк- турные этапы Умение как деятельность Знание Владе- ние
цель предмет метод/ средство, форма, доп. условия действия продукт результат способиоперации технология методика
I эт. ОРИЕН- ТИРОВ- КИ Провести ориентировку в тексте задачи: 1выявить известные данные (на основе анализа условий): ……………..…...…………………………………… ………………………………………………………………………………...…...…………………………………… 2 выяснить, что является искомым: ……………………………………………………………………………………...…………………………………… …………………………………………………………………………………………..……………………………… и поставить цель: ……………………………………………………………………………………...…………………………………… …………………………………………………………………………………………..……………………………… ……………………………………………………………………………………...…………………………………… …………………………………………………………………………………………..……………………………… …………………………………………………………………………………………..……………………………… 3 построить предмет задачи, установив связи между искомым и данными: ……………………………………………………………………………………...…………………………………… …………………………………………………………………………………………..……………………………… ……………………………………………………………………………………...…………………………………… …………………………………………………………………………………………..……………………………… ……………………………………………………………………………………...…………………………………… …………………………………………………………………………………………..……………………………… …………………………………………………………………………………………..………………………………    
II эт. ПЛА- НИ- РОВА- НИЯ

Спланировать способ решения задачи - в соответствии с предметом подобрать:

- методики:

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

- средства:

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

- форму: ……………………………...……………………………………………………………………………...

- действия операции выполнения каждого действия используемые знания:

1. …………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

Исследуемая группа микроорганизмов Теоретическая норма Практическое значение
     
     
     

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………………………………………………………...…………………………………

   
III эт. ИСПОЛ- НЕНИЯ Исполнить намеченный план решения задачи и найти искомое: ……………………………………………………………………………………...………………………………… ……………………………………………………………………………………...………………………………… ……………………………………………………………………………………...………………………………… ……………………………………………………………………………………...………………………………… ……………………………………………………………………………………...………………………………… ……………………………………………………………………………………...…………………………………    
IV эт. САМО- КОНТ- РОЛЯ Провести самоконтроль выполненного решения задачи всеми способами: ……………………………………………………………………………………...………………………………… ……………………………………………………………………………………...………………………………… ……………………………………………………………………………………...………………………………… ……………………………………………………………………………………...…………………………………    
Если не найдено отклонение, то Если найдено отклонение, то
V эт. САМО- ОЦЕНКИ Провести самооценку допущенного отклонения: 1определить характер отклонения (неточность, серьезная ошибка, др.); 2определить причину отклонения: ………………………………………………...………………………….. ………………………………………………...…………………………………………………………………...    
VI эт. САМОКОР- РЕКЦИИ Провести самокоррекцию допущенного отклонения: ……………………………………………………………………………………...………..…………………… ……………………………………………………………………………………...…..…………………………    
VII эт. РЕФЛЕК- СИИ Продукт деятельности: ……………………………………………...……………………………………………………………...……… ……………………………………………………………………………………...……………………………………………………….. Результат - реализованный мотив: ……………………………………………...……………………………………………………… ……………………………………………………………………………………...………………………………………………………….
         

Практические задачи

Задача 1 В качестве пробы воды предложена вода рекреационного водоснабжения. Определите допустимое значение ОМЧ и численность БГКП в исследуемом образце воды.

Ответ: ………………………………………………………………..................................................................

Задача 2 Для проведения исследования необходимо применение стеклянной лабораторной посуды, а также питательных сред (ПА, среда Эндо, среда ГПС). Определите место, режимы, температуру стерилизации, применяемые для каждого объекта представленного в условии задачи.

Ответ: …………………………………………………………………………………………………………….………………………………………...

……………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………

 

Вопросы для самоконтроля

1. Выберите правильный ответ. В каком нормативном документе указываются правила отбора проб воды для санитарно-микробиологических исследований?

а. ГОСТ 23932-90

б. ГОСТ 25336-82

в. ГОСТ Р 51592-2000. Ответ: ……...

2. Вставьте недостающее слово. БГКП расшифровывается как – бактерии группы………………, используемые санитарной микробиологией в качестве маркера фекального загрязнения.

Ответ: ……...

 

3. Выберите правильный ответ. Что не требуется указывать на этикетке пробы воды?

а. Место отбора пробы

б. Условия отбора пробы

в. Метод подготовки пробы к хранению

г. Дату тбора пробы. Ответ:……...

 

4. Выберите правильный ответ. Какие среды необходимы для определения общего микробного числа?

а. Питательный бульон

б. Среда Эндо

в. Глюкозо-пептонная среда

г. Питательный агар. Ответ:……...

 

5. Выберите правильный ответ (может быть несколько). Какие среды необходимы для определения БГКП?

а. Питательный бульон

б. Среда Эндо

в. Глюкозо-пептонная среда

г. Питательный агар. Ответ: ……...

6. Выберите правильный ответ. Стерилизация каких питательных сред производится при 1 а.т.м.?

а. Питательный агар

б. Среда Эндо

в. Глюкозо-пептонная среда

д. Питательный бульон. Ответ: ……...

 

7. Выберите правильный ответ. Стерилизация каких питательных сред производится при 0,5 а.т.м.?

а. Питательный агар

б. Среда Эндо

в. Глюкозо-пептонная среда

д. Питательный бульон. Ответ: ……...

8. Выберите правильный ответ. Стерилизация каких питательных сред производится кипячением?

а. Питательный агар

б. Среда Эндо

в. Глюкозо-пептонная среда

д. Питательный бульон. Ответ: ……...

9. Выберите правильный ответ. При какой температуре происходит стерилизация стеклянной посуды?

а. 112° С

б. 121° С.

в. 160° С

д. 100° С. Ответ: ……...

10. Вставьте недостающее слово. ОМЧ расшифровывается как – общее……………… число.

Ответ: ……...

ПРОДУКТ, который я достиг в своей УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

(область профессиональных компетенций) (область общекультурных компетенций)

- я овладел умением:? …………

- я усвоил знания:? …………

- я овладел понятиями:? …………

- я развивал навыки:? …………

- я развивал профессионально-личностные качества:? …………

- я овладел компетенцией:? …………

В РЕЗУЛЬТАТЕ своей УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- я оцениваю свои достижения:? ……..…

- у меня остались резервы:? …………

Тема 2: «ПОСЕВ ВЫБРАННОГО ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОМЧ И ЧИСЛЕННОСТИ БГКП»

Мотивационное задание для студента. Подготовленная по нормативной документации проба воды, которая подлежит санитарно-микробиологическому исследованию. Определите, что нужно сделать для санитарно-микробиологического исследования пробы воды по заданным показателям (ОМЧ, БГКП).

Моя цель:

1) научитьсярешать практическую задачу: …………………………………………….... …………………………………………….... ……………………………………………....   2) усвоить знанияо деятельности по ……………………………………………….... ……………………………………………….... ………………………………………………....   3) усвоить знания о ………………………… ……………………………………………….... ……………………………………………........ ………………………………………………....  
Профессиональная компетенция: ……………………………………………….........................................................................................................
Исходные знания о: ………………………………………………………………... …………………………………………………………….... …………………………………………………………….... …………………………………………………………….... Исходные умения: ……………………………………………….... ……………………………………………….... ……………………………………………….... ……………………………………………….... Исходные навыки: ……………………………..…….. …………………...………………. …………………………………… ……………………………………
Профессионально-личностные качества:  
         

 

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА (УИД) – РАЗДЕЛ I

 

1 УСТАНОВКА УИД Проведите посевы подготовленных проб объектов исследования (пробы воды) для определения ОМЧ и численность

БГКП

Для этого проведите анализ научной информации в учебной литературе на основе системы учебно-исследовательских заданий 1-5.

Ваши новые знания обобщите и систематизируйте в опорных таблицах - ОТ.

2 СХЕМА САМООРГАНИЗАЦИИ УИД Организуйте свою учебно-исследовательскую деятельность.

 

Цель:..? ……

Предмет: (то, что необходимо проанализировать в процессе исследования):..? ……

Средства:..?…………

Продукт:..?………

 

3 УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная: - Сопрунова О.Б. Санитарная микробиология: Учебное пособие / АГТУ. – Астрахань, 2007 –204 с.

- Нетрусов, А. И. Практикум по микробиологии– М.: Академия, 2005. – 608 с.

Дополнительная: - Теппер, Е.З. Практикум по микробиологии– М: Дрофа, 2005. – 256 с.

- Сопрунова О.Б. Санитарная гидробиология: Учебное пособие / АГТУ. – Астрахань, 2000 –70 с.

4 СИСТЕМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ

 

Учебно-исследовательское задание 1 Определите этапы, необходимые для выполнения ряда предельных разведений объекта

исследования.

1.1.Определите этап работ при приготовлении разведений.

1.2.Определите дополнительные источники (примечания), необходимые для каждого этапа работы

 

 

ОТ (система знаний) – 2.1 Метод предельных разведений

Этап Примечание
     
     
     
     
     
     

Учебно-исследовательское задание 2 Определите технику посевов на различные питательные среды, уточните наименование

каждого посева и необходимое для этого оборудование.

 

2.1. Определите агрегатное состояние питательной среды.

2.2. Определите название посева.

2.3. Определите технику каждого вида посевов.

2.4. Определите оборудование, необходимое для проведения посева.

2.5. Установите дополнения (примечания), необходимые для всех видов посевов.

 

ОТ (система знаний) – 2.2 Методы микробиологических посевов на твердые и жидкие питательные среды

Состояние питатель ной среды Наимено вание посева Техника посева Оборудование Примечание
         
     
     
       
       

Учебно-исследовательское задание 3 Определите этапы определения ОМЧ в пробе воды.

3.1. Определите последовательность этапов работы.

3.2. Укажите ОТ, которые соответствуют данному этапу работы (графа примечание).

 

ОТ (система знаний) – 2.3 Методы определения омч в пробе воды

Этап Примечание
     
     
     
     
     

Учебно-исследовательское задание 4 Определите этапы выделения БГКП в пробе воды.

4.1 Определите последовательность этапов работы.

4.2. Укажите ОТ, которые соответствуют данному этапу работы (графа примечание).

ОТ (система знаний) – 2.4 Методы выделения БГКП из ПРОБЫ ВОДЫ

Этап Примечание
I
     
     
     
     
     
II
     
     
     
     

Учебно-исследовательское задание 5 Сформулируйте правила асептики и поведения в лаборатории.

 

ОТ (система знаний) – 2.5 Правила асептики и поведения в лаборатории

 

Содержание
  В помещении лаборатории нельзя ходить без ………....
  Не разрешается ……………………………………………………………....и надевать на халат………....
  В помещении лаборатории запрещается ………....
  ……………………………………………………………….... какие бы то ни было посуду и материалы, которые используются для проведения лабораторных работ (пробирки, краски и т. д.).
  Не класть на стол ……………………………………….....держать их……….....
  Если микроорганизмы попадают на оборудование или пол (разобьется пробирка или чашка Петри, на которой они росли), об этом надо …………………………………………………………………………………………………………………………………………….... ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. После этого необходимо провести ………....
  Во время выполнения практических работ нельзя ……….... Необходимо соблюдать…………………………….…...., избегать лишнего………………………………….... всего того, что усиливает движение воздуха.
  Перед началом работы дежурные проводят ………...
  Каждый студент перед началом работы должен ………....
  Раздача необходимого для проведения лабораторной работы материала и посуды проводится ………....
  На занятиях студенты должны иметь ……….... Рисунки при микроскопировании надо делать………....
  По окончании работы все используемые инструменты обеззараживают. Бактериальные петли и иглы ………………………….......... …………………………………………………….., а пипетки и стекла помещают ………....
  Все используемые при работе микробные культуры ………....
  В конце занятий надо ………....

Логическая задача 1 Сравните посевы, применяемые в микробиологии, на различные по агрегатному состоянию питательные

среды.

Логический прием «Сравнение»

  Виды Основание    
Сходство    
Различие        

Вывод: …………………………………………………………………………

схожи по: ……………………………………………………………………………;

различны по: ……………………………………………………………………………………

Логическая задача 2 Определите последовательность этапов при приготовлении предельных разведений для санитарно-

микробиологических исследований.

 


Подготовка исследуемой пробы.

Внесение стерильной пипеткой 1 мл из исследуемой пробы в пробирки с 9 мл стерильной воды.

Подготовка воды для разведений в пробирках.

Получение необходимого количества разведений для соответствующего исследования.

Вскрытие стерильной пипетки.

Перемешивание путем много кратного заполнения и испражнения пипетки.

 

Логическая задача 3 Установите соответствие между названиями посевов на твердые питательные среды и техниками, применяемыми при

их использовании.

 

Название Методика
1. Посев штрихом А. При посеве в столбик питательной среды иглу с культурой микроорганизма вводят в толщу ее центральной части.
2. Посев уколом Б. На поверхности скошенной питательной среды микробиологической петлей с культурой микроорганизма проводят волнообразную линию плавным движением, не повреждая поверхности агара.
3. Посев поверхностным способом   В. 1. Стерильную чашку Петри залить расплавленной питательной средой слоем высотой 5-10 мм. 2. Горлышко колбы во время разлива среды в чашку Петри держать около пламени спиртовой горелки. 3. Во время разлива пробку колбы держать между мизинцем и безымянным пальцем правой руки. 4. После застывания среды в чашке Петри стерильной пипеткой набрать 1 мл суспензии из соответствующего разведения и внести в чашку Петри на поверхность агара. 5. Стерильным шпателем, предварительно профломбированном в пламени горелки, распределить суспензию по всей поверхности агара. 6. Сделать на чашке Петри соответствующую надпись с указанием необходимых данных.
4. Посев глубинным способом Г. 1. Приоткрыв стерильную чашку Петри около пламени горелки внести стерильной пипеткой 1 мл исследуемой суспензии, соответствующего разведения. 2. Залить расплавленную питательную среду (до 40-45 °С) в чашку Петри. 3. Равномерно распределить суспензию в питательной среде, круговыми движениями. 4. Оставить чашку Петри до полного застывания среды (15-20 минут). 5. Сделать на чашке Петри соответствующую надпись с указанием необходимых данных.

Ответ: 1 -, 2 -, 3 -, 4 -.

 

Логическая задача 4 Определите последовательность этапов применяемы при изучении ОМЧ в пробе воды.

 


Приготовление предельных разведений, 1:10-1:1000.

Посев необходимого разведения глубинным способом.

Посев необходимого разведения глубинным способом.

Подготовка посуды, питательного агара для исследования.

Инкубирование посевов в термостате при температуре 37 °С в течение 7 суток.

Логическая задача 5 Установите соответствие между питательными средами и режимами культивирования, применяемых при посевах на них.

 

Режим культивирования Питательная среда
1. Температура = 37 ° С, длительность культивирования 7 суток А. Глюкозо-пептонная среда Б. Среда Эндо В. Питательный агар
2. Температура = 37 ° С, длительность культивирования 48 – 72 часа

Ответ: 1 –,2 –.

 

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА (УИД) – РАЗДЕЛ II


1 УСТАНОВКА Определите структурные этапы и компоненты деятельности, которую нужно выполнить для решения любой

типовой практической задачи по теме «Посев выбранного объекта исследования на различные питательные среды для определения ОМЧ и численности БГКП». Для этого проведите анализ процесса решения данной ниже практической задачи на основе учебно-исследовательских заданий 1-8.

Новое знание обобщите в опорной карте (ОК).

2 СХЕМА ОРИЕНТИРОВКИ Организуйте свою учебно-исследовательскую деятельность.

 

Цель: …? …… Средства: …? ……

Предмет: (то, что необходимо проанализировать в процессе исследования): …? ……. Продукт: …? ……

3 МАТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА

Практическая задача. Проведите посев выбранного объекта исследования на различные питательные среды для определения

ОМЧ и численности БГКП. Что нужно знать для этого?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.114 с.)