Процесс решения практической задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс решения практической задачи



Перед тем как приступить к решению практической задачи, нужно определить, какой мотив (потребность) движет Вами. Если Вы хотите научиться организовывать свою деятельность по решению любых, предлагаемых Вам в образовательном процессе учебно-профессиональных практических задач по изучаемой теме осознанно, без ошибок, самостоятельно, тогда Вам нужно раскрыть для себя нормативную структуру и содержание этой деятельности. Только в этом случае она будет Вам понятна и предупредит появление ошибок.

 

В начале решения практической задачи на I этапе необходимо провести ориентировку в тексте задачи:

1) выявить известные данные (если их много, нужно сгруппировать):

- образец воды,

- методики проведения санитарно-микробиологических исследований;

 

2) выяснить, что является искомым:

- этапы проведения санитарно-микробиологического исследования для изучения:

*ОМЧ в исследуемом пробе воды;

* БГКП в исследуемом пробе воды;

и поставить перед собой цель:

- освоить методы предельных разведений, методы микробиологических посевов на питательные среды;

- выбрать оптимальные методы изучения:

*ОМЧ в исследуемом пробе воды;

* БГКП в исследуемом пробе воды;

 

3) построить предмет задачи, установив связи между искомым и данными; для этого нужно владеть навыком установления системообразующих связей между элементами в системе и актуализировать новые знания по теме, которые обобщены в ОТ-2.1 – ОТ-2.5:

1) выбор оптимального разведения обуславливается численностью микроорганизмов в исходном образце воды;

2) выбор метода микробиологического посева обуславливается выбранной питательной средой (жидкая, твердая);

3) методы изучения ОМЧ и БГКП выбирают исходя из санитарно–эпидемиологических правил и норм.

 

На II этапе необходимо спланировать деятельность по решению практической задачи. Для этого сначала нужно подобрать методики, которые можно применить при исследовании пробы воды: - методика микробиологического посева на питательные среды из соответствующих разведений; - методика изучения: ОМЧ и БГКП в исследуемом пробе воды. В процессе решения практической задачи можно использовать следующие средства: санитарно-эпидемиологические правила и нормы; методические указания; схемы ориентировки: ОТ-2.1 «Метод предельных разведений»; ОТ-2.2 «Методы микробиологических посевов на твердые и жидкие питательные среды»; ОТ-2.3 «Методы определения общего микробного числа (ОМЧ)»; ОТ-2.4 «Методы выделения БГКП из пробы воды»; ОТ-2.5 «Правила асептики и работы в микробиологической лаборатории». Решение практической задачи следует выполнить в письменной форме. Для решения задачи можно спланировать следующие действия. Сначала нужно ознакомиться с санитарно–эпидемиологическими правилами и нормами. Далее необходимо провести разведения выбранного объекта исследования в соответствие с данными, приведенными в нормативных документах для исследуемой пробы воды. Это действие можно выполнить следующей операцией: 1) выполняются посевы на соответствующие питательные среды из разведений для изучения: ОМЧ и численности БГКП. Завершающим действием необходимо произвести упаковку посевов для дальнейшего инкубирования при заданной температуре. При выполнении каждого действия следует актуализировать знания, которые обобщены в ОТ-2.1 – ОТ-2.5.

На III этапе деятельности нужно исполнить намеченный план решения задачи и найти искомое.

1.Освоены методы микробиологических посевов на твердые и жидкие питательные среды.

2.Подобраны методы изучения, режимы инкубирования посевов для:

*ОМЧ;

* БГКП;

3. Полученные данные занесены в лабораторную тетрадь.

 

Для того чтобы удостовериться в правильности решения практической задачи, следует на IV этапе провести самоконтроль выполненного решения и найденного искомого. Для этого следует использовать разные способы: А. Выявить, была ли проведена обработка всех необходимых нормативных документов для адекватного определения методов исследования микрофлоры воды. Б. Выявить, позволяет ли лабораторное оборудование, реактивы провести необходимые исследования. В. Выявить, возможно ли соблюдение правил асептики в лаборатории.

Если отклонений от первичного решения задачи не найдено, то следует перейти к последнему этапу решения задачи - рефлексии выполненной деятельности. Если найдены отклонения, то необходимо на следующем V этапе провести самооценку найденных отклонений в решении задачи. Для этого нужно (1) определить характер отклонения (неточность, серьезная ошибка, др.). Далее необходимо (2) определить причину отклонения: Определить, какие исследования не были проведены. Определить, какие возникли трудности с проведением исследований.

 

Выяснив характер и причину допущенного отклонения, на VI этапе нужно провести самокоррекцию выполненного решения задачи - подобрать другое действие, знание, навык, др.

 

На последнем этапе рефлексии следует оценить соответствие полученного в процессе выполнения деятельности продукта поставленной цели, а результатамотиву.

 

4 СИСТЕМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ

Учебно-исследовательское задание 1 Определите структурные этапы деятельности по решению практической задачи.

 

Учебно-исследовательское задание 2

2.1.Определите функцию I этапа.

2.2.Определите, какие действия необходимо выполнить на этом этапе.

2.3.Определите, о каких компонентах деятельности идет речь на этом этапе.

2.4.Определите, какими навыками необходимо владеть на этом этапе.

2.5.Подберите ОТ, которые являются для Вас опорой на этом этапе деятельности.

 

Учебно-исследовательское задание 3

3.1.Определите функцию II этапа деятельности по решению практической задачи.

3.2.Определите, о каких компонентах деятельности идет речь на этом этапе.

3.3.Определите, какими навыками необходимо владеть для решения задачи.

3.4.Подберите ОТ, которые являются для Вас опорой на этом этапе деятельности.

 

Учебно-исследовательское задание 4

4.1.Определите функцию III этапа деятельности по решению практической задачи.

4.2.Выясните, что нужно найти на этом этапе.

 

Учебно-исследовательское задание 5

5.1.Определите функцию IV этапа деятельности по решению практической задачи.

5.2.Выясните, какими способами можно это сделать.

5.3.Подберите ОТ и ОК, которые являются для Вас опорой на этом этапе деятельности.

 

Учебно-исследовательское задание 6

6.1.Определите функцию V этапа деятельности по решению практической задачи.

6.2.Выясните, какие действия для этого нужно выполнить.

6.3.Подберите ОТ и ОК, которые являются для вас опорой на этом этапе деятельности.

Учебно-исследовательское задание 7

7.1.Определите функцию VI структурного этапа деятельности по решению практической задачи.

7.2.Выясните, как это можно сделать.

 

Учебно-исследовательское задание 8

8.1.Определите функцию VII структурного этапа деятельности по решению практической задачи.

8.2.Выясните, что будет продуктом Вашей деятельности по окончании всех этапов решения практической задачи.

8.3.Какой результат Вы достигните по окончании деятельности?

5 ОК (ОПОРНАЯ КАРТА) Ваши новые знания из учебно-исследовательских заданий 1-8 обобщите и систематизируйте в

опорной карте ОК-2 «Провести микробиологический посев пробы воды на твердые и жидкие

питательные среды».

 

2 тип практических задач. Проведите посев выбранного объекта исследования на различные питательные среды для определения

ОМЧ и численности БГКП.

ОК-2 (система знаний о структуре и содержании деятельности по решению практических задач определенного типа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.011 с.)