Османская империя в 40-70-х гг. XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Османская империя в 40-70-х гг. XIX В.



Период танзимата. Султан Абдул-Меджид (1839-1861) был после­довательным продолжателем реформ своего отца, султана Махмуда II (1807-1839). По его поручению Мустафа Решид-паша, посол в Англии и Франции, а затем министр иностранных дел, разработал план новых ре­форм. «Хатт-и шериф» («священный указ») султана о реформах был об­народован 3 ноября 1839 г. перед султанским летним дворцом Гюльхане («Дом роз») и получил название Гюльханейского хатг-и шерифа. Новый этап реформ известен так же как «танзимат» - упорядочение.

Это был первый основополагающий документ такого рода в мусуль­манском мире. По сути, это была хартия юридических, социальных и по­литических прав подданных империи. Танзимат гарантировал свободу и неприкосновенность жизни, чести и достоинства, а также собственности всех жителей Османской империи. С этой целью было принято уголов­ное уложение и коммерческий кодекс. В 1840 г. был создан Высший со­вет юстиции. Члены Совета могли свободно излагать свое мнение, и сул­тан дал'обязательство одобрять принимаемые большинством голосов ре­шения. Однако Совет не был народным представительством. Члены Совета не избирались, а отбирались и назначались самим султаном, и их законотворческая деятельность зависела от его конечной воли.

Наиболее важные и радикальные принципы танзимата заключались в равном применении прав ко всем подданным империи, независимо от национальности и вероисповедания. Танзиматский рескрипт гарантиро­вал равные права для мусульман и немусульман в области налогообло­жения и имущества, при поступлении на учебу в военные или траждан- ские учебные заведения, при наборе в армию и на государственную службу.

В годы Танзимата была пересмотрена налоговая система. Прави­тельство отменило чрезвычайные налоги, барщину, а также упорядочи­ло взимание подушного налога с немусульман - джизию. Однако пш ностью упразднить откупную систему взимания налогов не удалось Из-за противодействия улемов Решид-паше не удалось в 1841 г. ввести суд по коммерческим спорам и утвердить на Высшем совете коммерчес кий кодекс, предусматривавший такие понятия как банкротство, пере водные векселя и др. В итоге Решид-паша был уволен и отправлен снои послом в Париж. Проводившиеся им реформы были прерваны и подвер

лись пересмотру его преемником Риза-пашой, враждебно настроенного к иноземцам и западным идеям.

Вместе с тем Риза-паша в качестве сераскера (главнокомандующего) 11ровел реорганизацию армии. Был введен регулярный набор рекрутов на основе всеобщей воинской повинности, а срок действительной службы в армии сокращен с 15 до 5-7 лет. Подготовка, вооружение и организация осуществлялась по европейским образцам. В результате возникла новая армия численностью в 250 тыс. человек, куда христиане вопреки указу фактически не набирались. Они, как и прежде, могли служить во флоте.

Политика реформ была возобновлена в 1845 г., когда по настоянию английского посла Стретфорда Каннинга Риза-паша был заменен вновь Решидом-пашой, занявшим пост великого везира. Он предпринял ряд шагов для создания сети начальных и средних школ, а также Османского государственного университета, построить который тогда не удалось из-за нехватки средств.

При каждом губернаторе Решид-паша учредил меджлисы, или кон­сультативные советы из представителей мусульманской и немусульман­ской общин. Он пытался создать более ответственное и представитель­ное руководство на местах. Однако на деле эта идея потерпела неудачу из-за преобладания в меджлисах мусульман, в большинстве своем на­строенных враждебно к реформам.


В области правосудия в 1845 г. были созданы смешанные граждан- ско-уголовные суды, состоявшие из равного числа турецких и европей­ских судей. Главной функцией их было урегулирование коммерческих споров. Обнародованный в 1850 г. торговый кодекс, ранее отвергнутый, представлял собой первое официальное признание в Турции правовой системы, независимой от улемов. Кодекс знаменовал собой более широ­кое открытие ворот турецкой экономики для Запада, устранение мешав­ших ее развитию преград. В стране стали создаваться торговые компа­нии, банки, страховые компании, расти города. Однако к началу 50-х тт. XIX в. реформы утратили свой энергичный характер. Произошло это из-за противодействия значительной части населения и правящей элиты, опасающейся за свои исламские ценности. Решид-паша потерял уверен­ность в успехе из-за силы реакционной части общества. Он погряз в дол­гах и втянулся в коррупцию. Сам султан все больше испытывал апатию к государственным делам. Несмотря на дефициты бюджета и надвигав­шийся финансовый кризис, султан Абдул-Меджид начал строительство мраморного дворца Долмабахче на европейском берегу Босфора. А на­чавшаяся в 1853 г. Крымская война окончательно прервала реформатор^ скую деятельность Мустафы Решид-паши и его сторонников. На этом за­вершился первый этап Танзимата (1836-1853 гг.).

Крымская война 1853-1856 гг. К войне привели глубокие противо­речия между западными странам, в первую очередь между Англией, с одной стороны, и Россией - с другой. Решающее влияние на судьбу Османской империи имели также Франция и Австрия. Обострение про­тиворечий между Россией и Англией началось в середине XIX в. Причи­ной этого явилась Конвенция о проливах 1841 г., которая лишала Россию права прохода ее военных судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Свою роль сыграл также вопрос о «святых местах», который поднял пре­зидент Франции Луи-Наполеон, готовящийся стать императором и нуж­давшийся в поддержке католической церкви. В мае 1850 г. по его поруче­нию французский посол предъявил Порте требования о признании ею приоритета Франции в управлении и распоряжении «святыми местами» в Иерусалиме и Вифлееме. Со времен средневековья «святые места» на­ходились в общем распоряжении шести христианских конфессий: гре- ко-православной, греко-римской, армянской, сирийской, коптской и эфиопской. В период крестовых походов право распоряжаться «святыми местами» оказалось у католической церкви.

Против французских претензий выступила Россия. Под давлением царского правительства султанский фирман от 30 января 1852 г. признал права протектората на «святые места» за православными священниками. Кроме того русский посол по поручению царя выступил с утверждением, что Ку чюк-Кайнарджийским договором от 1774 г. России предоставлено право защиты всех православных подданных султана. Такое утвержде­ние далеко выходило за рамки спора о «святых местах» и затрагивало су­веренитет Османской империи. В итоге спор о «святых местах» приоб­рел второстепенное значение. На первое место Николаем I был выдвинут план раздела Османской империи.

Английское правительство решительно отклонило план Николая I, в том числе и его предложение о переходе Константинополя и пролива Босфор к России. Для оказания давления на Порту в Османскую импе­рию в феврале 1853 г. был послан чрезвычайный полномочный посол князь А. С. Меншиков. Его миссия имела целью добиться от султана Абдул-Меджида фирмана, который предоставлял России протекторат над всеми православными Османской империи, которых насчитывалось

12 млн человек. Англия и Франция пообещали свою поддержку и по­мощь и посоветовали отвергнуть требования Николая I, что и было сде- ]|ано 10 мая 1853 г. Мотивировалось это тем, что требования России под­рывают основы ее независимости и суверенитета. Это решение Порты царь расценил как личное оскорбление и ввел войска в Молдавию и Ва- нахию. Боевые корабли Британии и Франции закрыли проливы для дру­гих стран в соответствии с дог овором 1841 г.

В Османской империи партия войны была также на подъеме и с 4 октября 1853 г. России была официально объявлена война. После Си- нопского сражения 30 ноября 1853 г. Англия, Франция и Сардиния за­ключили с Портой союзный договор и объявили войну России. Союзные войска высадились в Крыму и повели наступление на Севастополь. Вместе с британской и французской армиями в 65 тыс. человек высадил­ся один турецкий дивизион. Севастополь оборонялся 349 дней под ко­мандованием адмирала Нахимова, генерала Корнилова и др. офицеров. 9 сентября 1855 г. союзные войска овладели Малаховым курганом и заня­ли Севастополь, что привело к окончанию Крымской кампании. На Кав­казском театре военных действий русская армия нанесла ряд поражений турецким войскам и захватила Каре. Здесь турецкая армия не выиграла ни одного сражения и потеряла почти всю анатолийскую армию. В марте 1856 г. в Париже воевавшие стороны подписали мирный договор. Он не предусматривал территориальных изменений сверх того, что царь воз­вращал Молдавии Южную Бессарабию и дельту Дуная, аннексирован­ные в 1812 г. Тем самым оба дунайских княжества были освобождены от протектората России и переданы под совместное покровительство Англии и Франции с признанием суверенитета султана. Россия возвра­щала Турции Каре в обмен на Севастополь и другие города, занятые со­юзниками. Османская империя и Россия согласились на «нейтрализацию Черного моря», обязавшись не восстанавливать здесь военного флота, верфей и военно-морских арсеналов. Проливы Босфор и Дарданеллы вновь были закрыты для военных кораблей в подтверждение конвенции 1841 г. По общему согласию договор обязал все христианские державы уважать независимость и территориальную целостность Османской им­перии. Парижский договор на два десятилетия приглушил конфликты, присущие «восточному вопросу».

Второй период Танзимата. Начало второго периода Танзимата по­ложил указ Абдул-Маджида (хатт-и-хумаюн) от 18 февраля 1856 г. Ини­циаторами хата и его соавторами явились послы Англии, Франции и Австрии. Особенно упорно работал над новой хартией посол Англии Стретфорд Каннинг. С турецкой стороны в составлении хатт-и-хумаюна большое участие приняли Али-паша и Фуад-паша, председатель и член высшего совета по реформам. Оба они неоднократно занимали посты ве­ликого везира и министра иностранных дел. Благодаря их усилиям боль­шинство задуманных начинаний было в той или иной степени реализовано.

Новый декрет подтверждал важнейший пункт Гюльканейского хатт-и шерифа об обеспечении безопасности жизни, имущества и чести всех подданных, независимо от религии и национальности. Хатт предла­гал великому везиру обеспечить гласность суда, декларировал допуск немусульман к государственной и военной службе, обещал равное нало­гообложение, создание кредитно-банковской системы, улучшение путей сообщения, поощрейие торговли и сельского хозяйства.

Танзиматские реформы после Крымской войны коснулись, прежде всего, области законодательства. В 1856 г. был опубликован Закон об учреждении Оттоманского банка с участием английского и французско­го капитала. В 1858 г. был утвержден Закон о земле. Он установил непос­редственную собственность государства на земли мирийе (государствен­ные), окончательно упразднив феодальную военно-ленную систему. Крестьяне получили возможность приобретать землю непосредственно от государства на правах владельцев. Закон также предоставлял право владения землей иностранцам.

В 1858-1860 гг. был введен новый уголовный кодекс, построенный по французскому образцу. Он базировался на принципах законности, ра­венства всех подданных перед судом, усиленной охране частной собст­венности. Тем самым кодекс способствовал активизации предпринима­тельской деятельности в империи.

В 1861 г. был введен в действие первый в стране коммерческий про­цессуальный кодекс. Новым кодексом было ликвидировано принудитель­ное регулирование рыночных цен властями и эснафами (цехами), что спо­собствовало устранению чиновничьего произвола. Коммерческое законо­дательство способствовало подписанию договоров с европейскими государствами, ггредусматривавших свободный ввоз и вывоз любых това­ров, за исключением соли, табака, оружия и военного снаряжения.

В 1864 г. вступил в силу Закон о реформе судебной системы. Закон предусматривал отделение судебной власти от административной, вьь борность судей, начиная от волостных и кончая Верховным судом. Эта реформа значительно сократила поле деятельности духовенства, до того безраздельно господствовавшего в судебной сфере. Однако светские суды еще долго не могли вытеснить шариатские из практики судопроиз­водства. Значительных изменений не произошло и в гражданском зако­нодательстве, где консерватизм победил в семейно-брачных и наслед­ственных вопросах.

В стране устанавливалось новое административное деление на вилайеты (области), санджаки (округа) и нахийе (волости). Новая адми­нистративная система должна была обеспечить строгую централизацию власти.

После Крымской войны произошли сдвиги в пользу светского обра­зования. До 15 тыс. увеличилось количество школ рюшдийе (светских), которые создавались государством. Открывались специальные училища по подготовке переводчиков, медиков, педагогов, механиков и т. д. В них принимались мусульмане и немусульмане. При помощи Франции с 1867 г. был открыт «Стамбульский лицей», призванный готовить кадры турецких чиновников. 20 февраля 1870 г. состоялось официальное открытие уни­верситета в Стамбуле. Но сильная оппозиция духовенства привела к за­крытию этого учебного заведения уже в конце 1871 г. В отраниченном объеме университет возобновил свою деятельность в 1874 г.

С реформами в области просвещения были тесно связаны преобразо­вания в сфере культуры. Еще в 1851 г. в империи начала действовать Академия наук, которая просуществовала 11 лет.

Гораздо более успешной была деятельность научных обществ. Наи­более видное место среди них заняли Османское научное общество и Общество любителей изящной словесности.

В стране появилась частная периодическая печать, начали возникать частные типографии, печатавшие как турецкие, так и европейские книги. Предварительная цензура была установлена над непериодическими из­даниями и не распространялась на газеты и журналы. В начале 70-х гг. только в Стамбуле издавалось 47 газет. В 1868 г. был основан турецкий национальный театр в Стамбуле.


Однако осуществление реформ требовало значительных средств. Внутренние производственные ресурсы развивались медленно, поэтому Порта вынуждена была прибегать к внешним займам и увеличивать на­циональный долг. За период с 1854 г. по 1879 г. внешний долг по займам составил 2,5 млрд франков. Поскольку имперская казна была практичес­ки пуста, выплата жалования военнослужащим превратилась в задол­женность, стоимость жизни росла, и бедствующее население все более враждебно относилось к реформаторам и иностранцам. Все эти обстоя­тельства затрудняли осуществление реформ, которые практически были свернуты с приходом к власти султана Абдул-Азиза в 1861 г., брата, скончавшегося в возрасте 38 лет, Абдул-Меджида. На многие министер­ские должности были назначены реакционно настроенные чиновники. Это побудило Францию в 1867 г. при поддержке Англии и Австрии на­править ноту Порте, содержавшую призыв к более активной политике реформ. В это же время стало зарождаться совершенно иное движение. Главный упор оно делало не только на социальный, но и на конституци­онные изменения.

Деятельность «Общества новых османов». В 60-х - начале 70-х гг. Османскую империю поразил острый финансовый кризис и в 1875 г. Порта вынуждена была признать свое банкротство. В такой обстановке в среде молодой турецкой интеллигенции было решено создать подполь­ную организацию с целью изменения режима в стране. В 1865 г. в Бел­градском лесу под Стамбулом был создан «Патриотический альянс», ко­торый фактически стал первой политической партией в истории Турции. Создатели альянса стали известны как «новые османы» и насчитывали в своих рядах 250 сторонников. Во главе течения «новых османов» встали Ибрагим Шинаси, поэт и драматург, Зия-паша - занимавший чинов­ничьи посты, Намык Кемаль - писатель и драматург. Они выступали за ограничение султанского абсолютизма и создание парламентской кон­ституционной монархии. Их девизом была «Свобода» («Хурриет»), тог­да как девизом танзимата была «Справедливость» («Адалет»). Пропаган­дистом их идей была газета «Тасвир-и эфкяр» («Выразитель идей»).

«Общество новых османов» просуществовало около семи лет - с июня 1865 до весны 1873 г. В его деятельности выделяются три этапа: первый - 1865-1867; второй - 1867-1870; третий - 1870-1873 гг.

В течение первого этапа деятельность «Общества» проходила в под­полье, по привлечению новых членов и, одновременно, в газете «Тас- вир-и эфкяр», где критиковало великого везира Али-пашу за его внут­реннюю и внешнюю политику. Вскоре, в 1867 г., группа «новых осма­нов» задумала устранить Али-пашу и его министров насильственным путем и готовила заговор. Однако Али-паша был заблаговременно изве­щен об этом и начал аресты членов общества. Намык Кемаль, Зия-паша,

Дли Суави бежали в Париж. Именно в Париже они выдвинули требова­ние изменить господствующий в Турции абсолютистский режим и заме­нить его конституционной монархией. Издание их газет и содержание самих руководителей «Общества новых османов» финансировал брат египетского хедива Мустафа Фазыл-паша. Их газета «Мухбир» («Свобо­да») была очень популярна в столице Османской империи и за ее преде­лами, куда доставлялась тайком.

Второй этап закончился с переездом с согласия Али-паши из Парижа в Стамбул в ноябре 1870 г. почти всех руководителей «Общества» за ис­ключением Али Суави. 11амык Кемаль и его единомышленники по воз­вращении на родину снова начали борьбу за политические идеалы и при­ступили к изданию газеты «Ибрет» («Наставление»). Особенно значи­тельное место в газете заняла пропаганда идей конституционализма. Однако в отношении газеты и Намык Кемаля власти предприняли реп­рессивные меры. Издание газеты несколько раз приостанавливалось, а 5 апреля 1876 г. было запрещено. Намык Кемаль был выслан под над­зор полиции о. Кипр, где вынужден был находиться в течение трех лет. На этом деятельность «Общества новых османов» закончилась. Но его идеи продолжали жить и способствовали принятию в 1876 г. Конститу­ции. Однако «Новые османы» проявили ограниченность взглядов, кри­тикуя танзиматские реформы и выступая против национального сувере­нитета нетурецких народов, противопоставляя ему идею «османизма» - единства всех поддашплх Османской империи.

Политический кризис 70-х гг. XIXв. Принятие Конституции 1876г. Идеи «новых османов» были подхвачены многими представителями либе­рально настроенной бюрократии. Среди них заметную роль играл круп­ный государственный деятель Мидхат-паша (1822-1884), занимавший по­сты великого везира и председателя Государственного совета. Он пытался на практике осуществить ряд требований «новых османов».

Особенно явное ухудшение экономической и политической ситуа­ции произошло в 1875 г. Засуха в Анатолии в 1873 и в 1874 гг. повлекла за собой страшный голод. Нехватка продукгов исключила возможность сбора необходимых налогов. Порта объявила о своей частичной финан­совой несостоятельности и падении стоимости ценных бумаг.

Проблемы правительства, связанные с финансовой несостоятельнос­тью, осложнились начавшимися внутри страны восстанием в Герцегови­не, а затем в Боснии. Летом 1876 г. оно перекинулось в Болгарию. Это по­ложило начало революционному движению на Балканах.

Славяне в Болгарии прибегли к массовым убийствам турок-мусулъ- ман. В ответ турки уничтожили не меньше 12 тыс. христиан, что вызвало возмущение в Европе, В конце 1876 г. западные дипломаты передали Порте меморандум, в котором потребовали прекращения карательных операций и проведения реформ в Боснии и Герцеговине.

В начале лета 1876 г. около 6 тыс. софтов, или студентов, изучающих теологию в медресе, собрались на демонстрацию протеста перед зданием Порты. Они требовали отставки великого везира Махмуда Недима и главного муфтия. Предполагалось, что выступления были организованы и профинансированы Мидхатом-пашой, который возглавил конституци­онное движение.

Султан уступил студентам, уволив главного муфтия и Махмуда Не­дима, которого заменил на Рюштю-пашу, тогда как Мидхаг вернулся в правительство в качестве председателя Государственного совета. Пред­варительно заручившись поддержкой нового великого муфтия, 30 мая 1876 г. Мидхат-паша и его коллеги - министры собрались в военном ми­нистерстве, где было оповещено о смещении султана на основании «умственного расстройства, уклонения от решения политических вопро­сов, использования доходов государства на личные цели и поведении, в целом опасном для государства и общества». Министры принесли клят­ву верности его племяннику и наследнику Мураду V, который был вы­зван из своих апартаментов. Абдул-Азиз не оказал никакого сопротивле­ния, написав письмо об отречении и согласившись на заключение в ста­ром дворце.

Восхождение султана Мурада на трон было с радостью встречено ли­бералами, получившими реальную надежду на конституционную рефор­му. Однако он был подвержен умственным расстройствам и отреагиро­вал со страхом на предложение занять трон. Еще большее потрясение не­рвная система Мурада испытала несколькими днями спустя, когда Абдул-Азиз покончил жизнь самоубийством, вскрыв себе вены. Положе­ние осложнялось также убийством военного министра и министра инос­транных дел, совершенным во время заседания кабинета министров ар­мейским офицером, который отомстил за смерть Абдул-Азиза. В итоге врачи поставили диагноз об остром нервном расстройстве, излечимое только с течением времени. Ввиду остроты политического кризиса ми­нистры султана вынуждены были поставить вопрос о смещении Мурада В августе 1876 г. султаном стал его младший брат Абдул-Хамид \\ (1876-1909). Абдул-Хамид поклялся оставаться верным трем условиям он обнародует конституцию; будет править только через ответственны?

советников; назначит на посты секретарей своего брата. Однако вступив I га престол он не спешил с выполнением своих обещаний.

Между тем в 1876 г. восстание на Балканах вылилось в открытое объ- явление войны Турции со стороны Сербии и Черногории, поддерживае­мых Россией. Тут же активизировались Англия, Франция, Италия. Для предотвращения крупномасштабной войны, к которой готовилась Рос­сия, Англия предложила созвать Константинопольскую конференцию шести держав. Для предотвращения вмешательства во внутренние дела империи Мидхат-паша, назначенный великим везиром, стал настаивать на немедленном провозглашении конституции. 23 декабря 1876 г. в день начала работы конференции был зачитан султанский указ о введении конституции, что делало проведение конференции бессмысленным, и в начале 1877 г. она закрылась.

Конституция 1876 г. предусматривала создание двухпалатного пар­ламента. Она провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных без различия вероисповедания, хозяйственную свободу, гласность судов и т. п.

Однако, после того как конференция держав в Стамбуле не привела к соглашению, султан немедленно решил отделаться от конституции. По приказу султана Мидхат был арестован и выслан за границу на основа­нии одной из статей им же составленной конституции. Намак Кемаль и другие руководители «новых османов» были снова сосланы в отдален­ные районы империи.

Некоторое время конституция продолжала формально существовать. На ее основе был созван парламент. В марте 1877 г. открылась первая сессия. И хотя его состав был тщательно подобран властями, на заседа­ниях поднимались вопросы о злоупотреблениях султанских чиновников, казнокрадстве и расточительстве. Уже летом 1877 г. султан распустил палату депутатов и назначил новые выборы. Второй парламент также ставил вопросы об ответственности министров и требовал отдать неко­торых из них под суд. В обстановке военных неудач в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Абдул-Хамид II распустил парламент на неопреде­ленный срок и фактически ликвидировал «конституцию Мидхата», арес­товал и выслал часть депутатов и объявил, что отныне будет управлять страной самодержавно.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. На карательные операции ту­рок в Болгарии откликнулись все ведущие страны Европы. Английский посол потребовал от султана наказания всех виновных и оказания помо­щи пострадавшим. Царь Александр II высказался за предоставление ав­тономии Боснии, Герцеговине и Болгарии. Но его предложения были от­вергнуть» Портой как несовместимые с Парижским договором. После этого Россия объявила Османской империи войну, добившись предвари­тельной поддержки Австрии и ее нейтралитета, в обмен на право оккупи­ровать Боснию и Герцеговину. Союзницей русских выступила также ру­мынская армия. Румыния образовалась в 1862 г. после объединения Молдавии и Валахии. Грецию от войны с Турцией угрозами удержала Англия. В апреле 1877 г. две русские армии вторглись в пределы Осман­ской империи. Одна в Европе перешла Дунай, вторая в Азии вступила в пределы Армении, с продвижением на Каре, Ардаган и Эрзурум.

Русскими войсками в Болгарии руководил лично царь Александр И. Главные боевые действия проходили под Плевной, важном стратегичес­ком центре Болгарии. Город под руководством Осман-паши держался до тех пор, пока не был полностью окружен русскими войсками. Лишь в конце 1877 г. крепость была сдана, и русский царь въехал в город.

Сдача Плевны высвободила несколько сотен тысяч русских войск. Одна армия направилась на захват Софии. Другая заставила сдаться крупную турецкую армию на шипкинском перевале, чтобы вступить в Адрианополь и напрямую угрожать Стамбулу. В Азии русские войска захватили крепость Каре и большую часть Восточной Армении. Из Адрианополя русская армия великого князя Николая двинулась на Стам­бул. Город был заполнен сотнями тысяч беженцев, спасающихся от рус­ской армии. Султан попросил посла Англии об убежище, если в этом возникнет необходимость. Абдул-Хамид лично по телеграфу обратился к королеве Виктории, прося ее посредничества в достижении перемирия. Англия передала его обращение к царю и ввела пять боевых кораблей в Мраморное море.


3 марта 1878 г. между Россией и Османской империей в Сан-Стефано был подписан двусторонний договор. Главным его условием было созда­ние Болгарского княжества. Во главе Болгарии ставился князь, выбран­ный Россией с русифицированной администрацией. Княжество должно было распространиться к югу от Дуная - от Черного до Эгейского морей, включая за счет Греции Фракию и Македонию, и простираться на запад - до Албании. Таким образом, создавался русский анклав в центре Балкан. Договор предусматривал независимость Сербии, Черногории и Румы­нии. Однако в Европе и на Балканах он был воспринят как нарушение эт­нологических и религиозных принципов, попирающий законные права многих неславянских народов.

Отказавшись признать Сан-Стефанский договор, европейские госу­дарства созвали европейский конгресс в Берлине, который открылся ле­том 1878 г. под председательством Бисмарка.

Берлинский договор, подписанный шестью державами, свел на нет договор в Сан-Стефано. России пришлось отказаться от плана создания «Великой Болгарии». Вместо этот на территории к северу от Балканско­го хребта создавалось Болгарское княжество под формальным суверени­тетом султана, а Южная Болгария под названием «Восточная Румелия» была поставлена под прямое политическое и военное правление Порты. Сербия, Черногория и Румыния были признаны полностью независимы­ми, хотя Россия добилась отторжения от Румынии Южной Бессарабии, которая исторически и этнически была румынской территорией. В обмен Россия уступила Румынии, за счет Болгарии, Добруджу, пустынные зем­ли за Дунаем. Австро-Венгрия получила право на оккупацию Боснии и Герцеговины и введения там своей администрации. В Азии, согласно до­говору, Россия вернула туркам Эрзурум и Баязид, но удержала Каре, Ардаган и Батум. Батум должен был под гарантии царя стать свободным, не имеющим укреплений торговым портом. Англия добилась от султана прав на управление о. Кипр. Это была база, предназначенная для охраны не только сухопутной территории Османской империи в Азии, но и пу­тей сообщения Англии с Индией.

Берлинский договор помог избежать крупномасштабной войны нр Балканах с помощью дипломатии. Османская империя была спасена от неминуемого исчезновения ее европейской части.

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ы В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Империя в период зулюма. В начале 1878 г. султан Абдул-Хамид 11 разогнал парламент и установил деспотический режим, названный тур­ками «зулюм» («тирания»). Однако летом того же года один из лидеров «новых османов» Али Суави попытался восстановить Мурада V на пре­столе с целью возвращения Турции к конституционному строю. С не-

большим отрядом вооруженных сторонников он ворвался во дворец, но был убит, как и многие его единомышленники.

После неудачного мятежа Абдул-Хамид стал подозрительным и не­доверчивым к окружающим. Он устроил судебный процесс над «отцом конституции» Мидхатом и сослал его в отдаленную местность Аравии, где в 1883 г. тот был убит по приказу султана. Групповые аресты по до­носам и ссылки людей, заподозренных в политической неблагонадеж­ности, стали обычным явлением. Султан окружил себя армией шпионов, агентов-провокаторов, секретной полицией и осведомителями.

Все государственные дела он держал под своим болезненным конт- \ ролем. Было создано специальное бюро, контролировавшее деятель­ность министров. Султан часто менял чиновников центрального и мест­ного аппарата и настраивал всех против всех.

Абдул-Хамид II поставил все учебные заведения и их учебные про­граммы под жесточайший контроль цензуры. Он сам постоянно вмеши­вался в дела ведомства просвещения. Инспекторы правительства контро­лировали лекции по богословию, литературе, истории. Курс истории в университете был сведен к краткому изложению истории ислама и ди­настии Османов. Особенно жестко султан и его цензура опекали военные училища, как рассадники свободомыслия.

Вместе с тем для подготовки нужных империи кадров специалистов он основал Стамбульский университет, открыл 18 специальных учебных заведений, расширил сеть начальных и средних школ. При Абдул-Хамиде был расширен военный колледж в Харбийе и другие военные училища.

Жесткие ограничения существовали в области культуры. Частные га­зеты были закрыты. Выходили только издания, угодные султану, не да­вавшие никаких политически значимых сообщений. Были запрещены произведения европейских писателей и турецких литераторов, приняв­ших участие в конституционном движении.

Он постепенно дистанцировался от западных держав. Султан осо­бенно был настроен против Англии, которая предала его в войне 1877- 1878 гг. и низвела империю до уровня государства. Абдул-Хамид издал Мухарремский указ, по которому учреждалась Администрация осман­ского публичного долга. Ее административный совет составляли пред­ставители Англии, Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии, мест­ных кредиторов Порты и Оттоманского банка. Совет выдвинул Турции достаточно лояльные требования. Сумма долга была списана наполови­ну (100 млн фунтов ст.). В свою очередь, турецкое казначейство уступи­ло совету значительную часть ежегодных доходов государства для вы­платы процента (1-4% в год) и погашения облигаций. Эти доходы вклю­чали поступления от соляной и табачной монополий, дань, уплачиваемую Болгарией и Восточной Румелией, денежные излишки от доходов кипрской администрации. Но любой излишек этих ежегодных доходов, остававшийся после выплаты процента и погашения, должен был возвращаться в казну. Совет стал институтом, благодаря которому Порта постепенно стала рассчитываться с долгами и освободилась от об­язательств вытекающих из Мухарремского указа Абдул-Хамида через сорок лет.

Нежелание Абдул-Хамида реализовать план реформ в областях им­перии населенной армянами, в соответствии с Берлинским трактатом 1878 г. усилило тенденцию к росту национального движения среди ар­мянского населении империи. В 1881 г. в Эрзуруме была создана органи­зация «Защитники отечества», главной целью которой была защита ар­мянского населения от курдов и турок. Однако султан позволил форми­ровать нерегулярные войска из курдских племен, получивших наименование «хамидие» («люди султана») и в 1894-1896 гт. он органи­зовал резню армян. За два года было уничтожено около 300 тыс. человек.

В основу своей внешней политики Абдул-Хамид положил доктрину панисламизма, призванную объединить всех мусульман мира под эгидой султана и воспрепятствовать движению нетурецких народов: курдов, арабов, албанцев. В конце XIX в. султан во внешнеполитических делах сгал ориентироваться на Германию. В 1898 г. германский император Вильгельм П в первый раз посетил Османскую империю и объявил себя покровителем мусульман. Турецкая армия была поставлена под кон­троль немецких инструкторов. Многие ведомства Порты оказались под опекой немецких советников. В 1903 г. Германия получила право на строительство так называемого Великого багдадского пути - железной дороги Берлин — Багдад.

Таким образом, созданный Абдул-Хамидом деспотический режим способствовал возникновению новой волны протеста тех социальных и политических сил турецкого общества, которые несколько десятилетий добивались реформ и составили социальную базу движения за конституцию.

Возникновение младотурецкого движения. Первая попытка начать борьбу против деспотии Абдул-Хамида 11 относится к 1889 г., когда че­тыре студента-медика из военно-медицинского училища в Стамбуле основали тайную группу «Единение и прогресс», которая ставила своей целью борьбу с режимом Абдул-Хамида. Инициатором создания этой группы стал Ибрагим Темо, албанец по происхождению. Группа быстро обрела сторонников среди слушателей в гражданском, военно-морском, медицинском и других учебных заведениях Стамбула. Она установила связь с первой организованной группой политических эмигрантов в Па­риже, где те проживали со времен разгона парламента. Они издавали журнал «Молодая Турция», что и послужило поводом называть их в Европе младотурками. Зарубежный центр оппозиции возглавил Ахмед Риза-бей. Своими главными целями младотурки считали восстановление конституционного строя и созыв парламента.

В 1892 г. правительству стало известно о существовании тайного об­щества. Ряд курсантов - членов общества были арестованы, но вскоре помилованы султаном и смогли продолжить учебу. Деятельность общес­тва продолжалась. Его члены начали вести пропаганду своих идей среди софт и даже в армии. В ответ на это вновь были произведены аресты чле- нов общества. Многие из них были сосланы в отдаленные районы импе­рии. Значительное число их бежало в Париж. Центром притяжения поли­тических эмигрантов стала газета Ахмеда Ризы «Мешверсг» («Дебаты»), которая начала издаваться в декабре 1895 г. В одном из номеров газеты была опубликована программа общества «Единение и прогресс». Его основные цели предусматривали неделимость империи, невмеша­тельство иностранных держав в ее дела, реформы с целью достижения прогресса страны, равенство всех подданных империи без различия ве­роисповедания и национальности.

Не прекратила своего существования и стамбульская организация младотурок. Ее возглавлял видный чиновник Хаджи Ахмед-эфенди. Центральной идеей в младотурецкой пропаганде была мысль о необхо­димости восстановления конституции и созыва парламента. Однако у младотурок не было единого мнения о дальнейшей судьбе Османской империи. Одни выступали с идеей «османизма», т. с. сохранения импе­рии в существующих тогда границах, другие предлагали решать нацио­нальный вопрос путем автономизации.

Летом 1896 г. младотурки в Стамбуле попытались произвести госу­дарственный переворот, заручившись поддержкой командира одной из дивизий. Однако заговорщики были преданы одним из участников заго­вора. Их арестовали и сослали. Однако многим из них удалось вскоре бе­жать в Париж. В 1897 г. военный трибунал приговорил еще 80 человек к ссылке в Триполи.

Несмотря на значительные потери, движение продолжало свое сущест­вование. Действовало несколько зарубежных центров младотурок в Пари­же, Женеве, Каире и Лондоне. Нередко одни из них стояли особняком по от­ношению к другим по идеологическим и даже личным причинам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.044 с.)