Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Япония в первой половине XIX В.Содержание книги Поиск на нашем сайте
С Социально-экономическое положение Японии в начале XIX В канале XIX в. в Японии усложнились социально-экономические проблемы. В результате дайме урезали плату самураям на 10-50%. Происходило это по причине того, что в первые десятилетия XIX в. большинство дайме тратили три четверти и более от своего годового дохода на выполнение своих обязанностей в соответствии с системой периодического присутствия. Сегунат также требовал от них средств на поддержание дорог, мостов, на обновление городов после частых пожаров. Доходы самураев не могли обеспечить средней самурайской семье уровень жизни, сравнимый с уровнем жизни торговцев и ремесленников. Недовольство низших слоев самураев вызвало и то обстоятельство, что на все более или менее значимые посты назначались самураи, имевшие высокое происхождение. В среде самураев складывался слой молодых людей не согласных со своим социальным положением внутри военного сословия. В начале XIX в. неуважение к политическим порядкам проявилось и среди простых крестьян и горожан. Особенно заметным это стало после ряда неурожайных лет и голода 1833-1838 гг. Только в Северной Японии в 1836 г. умерло 100 тыс. человек. Крестьяне организовывали движения протеста, требуя от властей отказаться от взимания налогов рисом, откры ть принадлежащие дайме зернохранилища и запретить отправку зерна в город. Горожане требовали принудить торговцев рисом продавать его по «разумной цене». В 1830-х гг. в городах и деревнях было отмечено около четырех сотен бунтов и мятежей, т. е. больше чем за все XVII ст. Наиболее крупное восстание возглавии Есио Хэихачиро, самурай и бывший правительственный чиновник. В феврале 1837 г. 300 вооруженных крестьян во главе с Есио совершили нападение на правительственные учреждения и подожгли некоторые районы г. Осака, надеясь вызвать масштабный крестьянский бунт. После двухдневного сражения властям удалось рассеять нападавших. Есио покончил с собой, а беднякам осталось только оплакивать потерю более 3000 их домов и почти 5000 коку риса, исчезнувших в пламени пожара. В первые десятилетия XIX в. происходили и другие выступления, многие из которых были связаны с процессами протоиндустриализации. Во многих регионах крестьяне, разбогатевшие благодаря предпринимательству, выступали против деревенской'верхушки, в семьях которых руководящие должности передавались по наследству из поколения в поколение. От властей требовали введения новых правил, которые могли бы обеспечить возможность и другим подняться по социальной лестнице. В 1823 г. крестьяне и торговцы из 1007 деревень, расположенных вокруг Осаки, занимавшиеся производством хлопка и растительного масла, требовали отмены монополии осакских купцов на продажу этих товаров. Вскоре в Осака была разрешена свободная торговля. На рубеже ХУШ-Х1Х вв. общественная мысль Японии пополнилась новыми интеллек1уальными и религиозными идеями, разрушительными для токугавского режима. Представители школы Национальной учености Мобучи и Норинага осудили буддизм и неокофуцианство, превозносили синтоизм и прославляли времена, когда страной управляли императоры. Последователи школы Голландского учения или Рангаку пропагандировали достижения западной науки: математики, астрономии, ботаники, медицины, В 1771 г. Су гита Гэтпаку вместе с группой заинтересованных врачей-ученых впервые в Японии произвел нелегальное вскрытие трупа преступницы и сравнил увиденное с рисунками из голландской книги. Они были сражены от точности увиденного в труде и решили перевести его на японский. Тем самым было подржено начало подготовке словарей и пособий для переводчиков, открытию академии Голландского учения. К середине XIX в. интеллектуальные поиски двух школ привели к появлению нового поколения японцев, которые задавались вопросом о роли сегуната в стране и месте императора в политической структуре Японии. Реальную угрозу существующему политическому и социальному порядку представляли религиозные движения, история которых насчитывала тысячу лет. Наибольшей популярностью пользовались секты Ку- родзуми и Тэнри. Центральным догматом новой секты, созданной Ку- родзуми, была вера в богиню Солнца - Аматерасу. Вера в нее могла гарантировать вечное блаженство и освободить людей от бед при жизни. Крестьянка Накаяма, впав в транс, в 1838 г., получила откровение от божества Тэнри, спустившегося с Неба, чтобы спасти человечество. После этого она ушла из семьи и начала пропаганду своей веры, которая, по ее мнению, должна очистить людей от «восьми загрязнений», порождающих эгоистическое поведение. Вместо них должна появиться новая этика самоотверженности и взаимопомощи. Учения сект Куродзуми и Тэнри помещали в центр внимания экономический и социальный разлад первой половины XIX в. Своих привер- г женцев они находили в тех местностях, где голод и экономические неурядицы, связанные с протоиндустриализацией, проявлялись с наибольшей силой. Вера, по их мнению, предлагала простые способы избежать смерти и земных невзгод. Поскольку, по словам основателя новой религии, «божество и человек суть одно и то же, вера позволяет людям вести себя так, будто они сами являются богами на земле». Общины верующих были убеждены, что приверженцы новых религий победят социальные трудности текущего времени и «обновят мир». Политика осуществления реформ. В 30-40-е гг. XIX в. сегунат и ряд дайме выступили с программой реформ. К1841 г. ведущую роль в определении политики страны стал играть Мидзуно Тадакуни. Он сделал попытку укрепить экономическое положение самурайства. Мидзуно подверг наказанию подозреваемых в злоупотреблениях чиновников, упорядочил траты правительства, потребовал от самураев более строгой дисциплины, приказал торговцам понизить цены и запретил некоторые купеческие объединения, монополистические действия которых, как полагали, вызывали рост инфляции. Он выступил против коммерциализации сельского хозяйства и создания домашних промыслов. Крестьяне, по его мнению, должны были заниматься исключительно выращиванием урожая. В княжествах упор был сделан на экономию средств и возвращение к моральной чистоте. И только в Тэсю и Сацума строили новые предприятия и вводили монополии на те товары, которые можно было продать на рынках Эдо и Осака. Это позволило сбалансировать бюджет и создать резервы. Однако в противоположность этим княжествам большинство реформ в других доменах завершились провалом. Одной из причин этого явилось то, что дайме, осуществлявшие реформы, боролись со следствием, а не с причиной. Зачастую дайме прибегали к традиционным мерам - регулированию расходов, урезанию выплат самураям и отказу от возвращения долгов. Новаторские эксперименты довольно часто заканчивались новым хаосом, дефицитом, взлетом цен, короче говоря, всем тем, чего они так стремились избежать. Действия Мидзуно не остановили инфляции и роста дефицита бюджета на национальном уровне. Его план конфискации земель дайме вокруг Эдо и Осаки вызвал беспорядки, приведшие к отставке Мидзуно осенью 1843 г. Реформы эры Тэнпо (1830-1843) имели два долгосрочных следствия. Во-первых, мног ие дайме утратили веру в сегунат, ко торый пытался навязать свою волю правителям княжеств, угрожая конфискацией их владений. Во-вторых, простые люди также не считали больше сегунат или дайме способными найти выход из катастрофической ситуации, сложившейся в социальной и экономической сферах жизни. Со временем эти «беды изнутри» усугубились «бедами снаружи», породив поиски более радикальных путей решения тех проблем, которые навалились на страну в XIX в. Внешняя политика Японии в первой половине XIX в. В XVIII в. стремительно расширялось российское присутствие на тихоокеанском побережье. В 1799 г. для управления территориями на Востоке была создана Российско-Американская компания. Для установления торговых связей с Японией Екатерина 11 поручила лейтенанту Адаму Лаксману возглавить морскую экспедицию и попытаться установить официальные торговые связи с этой страной. В июне 1792 г. Лаксман вошел в бухту Немуро. Однако ответа от японских властей он ждал почти год. Русским морякам предложили вернуться домой и разрешили одному русскому кораблю через некоторое время зайти в гавань Нагасаки. Об этой возможности Россия вспомнила в 1804 г., когда Николай Петрович Резанов, директор-распорядитель Российско-Американской компании, прибыл в Нагасаки для огкрытия торговли. Через шесть месяцев ему сообщили, что единственными чужеземцами, которым позволено ступать на землю Японии, являются китайские и голландские купцы, а также посланники Кореи и островов Рюкю. В ответ в 1806-1807 гг. Резанов совершил несколько нападений на японские поселения на Сахалине и Южных Курилах. Неспокойной была обстановка и на юге Японии. В 1808 г. в гавань Нагасаки ворвался британский фрегат «Фаэтон» в поисках голландских судов с целью их потопления. Но голландских судов там не оказалось. Тогда капитан британского корабля потребовал от японцев воды, провизии и корабельных снастей. Японский чиновник вынужденно обеспечил «Фаэтон» всем необходимым, а затем совершил харакири. Этот случай напугал власти Японии. Они опасались, что Англия может надавить на Японию с целью добиться разрешения на торговлю. Проникновение западных держав в Азию и угроза вторжения в Японию побудила многих японских интеллектуалов обратиться к сегунату с советами держать иностранцев на расстоянии вытянутой руки. Лидер школы Мито Аидзава Сэйсисай предлагал самураям вернуться к земле, политические институты реформировать, оборону побережья усилить, а чужеземцев изгнать из Японии. Однако, по его мнению, японцы должны вернуться к своей собственной «национальной сущности» или ко кутай, что означало гармоничен кое соединение управления и религии. Чтобы обновить это единство и усилить его результаты, сегунат должен обновить роль монарха в качестве лидера основанных на религии государственных ритуалов. В итоге страна может противостоять европейской угрозе. Сегуновские власти всерьез восприняли свою ответственность за защиту Японии от европейского нашествия. Необходимость обороны от России побудила сегунат к усилению своей власти в земле Эдзочи (Хоккайдо). В 1807 г. сегунат взял эту территорию под свою юрисдикцию. На Эдзочи началась ассимиляция местного населения - айнов. Чтобы усилить свои позиции, сегунат также перешел к усилению изоляции от внешнего мира. Ужесточение политики началось с письма Лаксману в 1793 г. В 1825 г. сегунат подтвердил новую позицию и принял Постановление об отпоре иностранным кораблям. Это было фактически указанием дайме открывать огонь по любому кораблю, приближавшемуся к берегам Японии без права на это, и арестовывать любые команды, высадившиеся на берег. Хотя в 1842 г, сегунат ослабил жесткость закона, позволив кораблям запасаться провизией на условиях немедленного отбытия из страны после этого, двери Японии оставались для западного мира плотно закрытыми. В ответ на предложение голландского короля Вильгельма II помочь Японии приспособиться к новым условиям взамен на расширение отношений между двумя странами, японцы вежливо ответили, что «закон предков» запрещает им установление договорных отношений с другими странами. «Открытие» страны и установление неравноправных договоров. В 20-е гг. XIX в. в японских водах начали появляться американские китобои из Новой Англии. К 30 гг. в северной части Тихого океана действовало более 200 судов. В качестве своей базы они использовали Сандвичевы (Гавайские) острова. Обычно их экспедиция длилась год и более, поэтому капитаны кораблей хотели иметь возможность запасаться водой и продовольствием в Японских портах, которые были ближе к охотничьим полям Берингова и Охотского морей. В 40-е гг. XIX в. это побудило некоторых политиков выступить с предложением об установлении официальных отношений с Японией. К тому же приобретение Калифорнии и Орегона, произошедшее в течение 40-е гг., усилило стремление к расширению торговли с Азией. В 1849 г. В Калифорнии было найдено золото, что обусловило бурный экономический рост в этом регионе. Местный бизнес был заинтересован в широкомасштабных торговых отношениях с Китаем, Японией и другими регионами Азии. Япония рассматривалась и как потенциальный торговый партнер, и как перевалочный пункт для кораблей, направляющихся в Китай. Многие американцы надеялись на большее, чем просто получение выгоды от торговли с Азией. Они хотели распространить достижения своей цивилизации нате народы мира, которые находились на более низком уровне развития. Американцы полагали, что исключительное положение Америки базируется на превосходстве ее политических, экономических, научных и религиозных институтов. «Коммерция играет огромную роль в цивилизации и христианизации мира», писала калифорнийская газета того времени. - «Совершенная цивилизация не может существовать при отсутствии свободы. Самым свободным правительством на земле является правительство Соединенных Штатов - поэтому здесь существует самая развитая цивилизация. Помимо материальных выгод, которые явятся неизбежным результатом установления торговых связей через Тихий океан, коммерция представляет собой единственное средство, при помощи которого мы можем исполнить свое наивысшее предназначение-распространение принципов американской свободы по всему миру. Коммерция не только цивилизует, христианизу- ет и обогащает, но она также при помощи американских принципов рас- ширяег «территорию свободы». В 1825 г. американский президент Миллард Филлмор распорядился отправить к берегам Японии морскую экспедицию. Во главе миссии стоял коммодор Мэтью К. Пери, ветеран войны с Мексикой, потомок одной из самых знаменитых морских семей Америки. Старый Медведь, как называли Пери, имел под свои началом четыре лучших военных корабля США. В послании президента США выражалась надежда, что Япония позволит свободную торговлю между двумя странами. Президент просил японцев обращаться с потерпевшими кораблекрушение моряками «по-добро- му» и высказывал надежду, что американским судам будет позволено останавливаться в Японии и пополнять запасы угля, провианта и воды. 8 июля 1853 г. Пери прибыл в бухту Эдо. Вести переговоры с коммодором было поручено Абе Масахиро, старшему советнику сегуна. Перц вручил ему письмо президента и пообещал вернуться за ответом весной будущего года. Все это время Абе искал выход из сложившейся ситуации и не находил его. Но 31 марта 1854 г. представители двух наций поставили свои подписи под Договором о мире и дружбе. Американски- корабли получили право захода в порты Симодо и Хакодатэ, где они мог ли пополнять запасы провизии, угля и воды; потерпевшие кораблекрушение моряки могли рассчитывать на теплый прием; американцам разрешалось предпринимать прогулки в радиусе восьми миль вокруг двух портов; наконец, в Симодо размещалось американское консульство. Договор, подписанный в Канагава, не был торговым соглашением, но он покончил с японской политикой самоизоляции. К концу 1856 г. Россия, Франция и Англия заключили договора, аналогичные Канагавскому. В Японии начались жаркие дебаты по поводу политики сегуната. Одни, как например Есида Сеин, был убежденным противником договоров, поскольку они шли вразрез с принципом сонно дзои, что означало «почитай Небесного Владыку, изгоняй варваров». Другие японцы стремились найти более гибкое решение для выхода из кризиса и предлагали «открыть страну». В итоге 29 августа 1858 г. главный советник сегуна Ии Наосуке заключил с США новый договор о дружбе и торговле. Договор Харриса, как обычно называют это соглашение по имени консула США в Японии, предусматривал обмен дипломатическими представительствами и открытие Эдо, Канагава, Осака, Хиого (Кобе), Нагасаки и Ниигата для иностранной торговли. Иностранные торговцы могли создавать в них свои представительства и пользоваться правом экстерриториальности. Вдобавок пакт ставил японские тарифы под международный контроль и устанавливал выгодные иностранцам пошлины на импорт. В последующие недели Ии подписал торговые договора с Нидерландами, Англией, Францией и Россией. Советник сегуна Ии ожидал сопротивления своим действиям. Поэтому он первым нанес жестокий удар по своим оппонентам. Летом 1858 г. сегунат отправил в отставку или посадил под домашний арест дайме, выступавших против договоров. В Эдо Ии провел чистку среди мелких чиновников, сочувствующих оппозиции. Сегунат арестовал более 100 человек из числа придворных и находящихся на службе смещенных дайме. Восемь из них были казнены. Среди них Есида Сеин, составивший план убийства Ии. Он был обезглавлен в 1859 г. Однако семнадцать молодых самураев отомстили за смерть Есида, неожиданно напав на Ии и обезглавив его в начале 1860 г. Убийцы были убеждены, что политика Ии явилась причиной ряда проблем, возникших как во внутренних делах страны, так во внешних. Наию гаикан («беды внутри и снаружи») - это выражение означало времена хаоса. Убийство Ии явилось поворотным пунктом в японской истории. В годы, последовавшие за убийством Ии, другие молодые самураи начали совершать подобные акты насилия по отношению к иностранцам и чиновникам, терпимо относящимся к присутствию чужеземцев. Количество оппонентов сегуната все увеличивалось, набирая критическую массу. ЯПОНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.157 (0.008 с.) |