Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О четырехступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся

Поиск

Сыны света должны 1. Ремесленники назначают своим ученикам опре-

подражать мудрости деленный срок обучения (двухлетний, трехлетний сынов века. ¥ J v J ^

и т. д., даже до семилетнего, в зависимости от

тонкости или сложности ремесла). Обучение обяза­тельно должно быть закончено в пределах этого срока. Каждый изучивший все то, что относится к его искусству, должен сделаться из ученика под­мастерьем своего искусства, а затем через известное время — и мастером. То же самое должно иметь место и в школьной науке: для искусств* наук и языков следует тоже назначить свои сроки: здесь в пределах известного числа лет должен быть закончен весь круг образования, и из этих мастер-

ских человечества должны выйти люди подлинно образованные, совер­шенно нравственные и истинно благочестивые.

2. Чтобы достигнуть этой цели, мы берем для раз­вития духовных сил все время юности (так как здесь приходится изучать не одно искусство, а весь комплекс свободных искусств со всеми наука­ми и несколькими языками), начиная с раннего детства до возмужалости, именно первые 24 года жизни, которые должны быть разделены на определенные периоды по указанию самой природы. Ведь опыт показывает, что человеческое тело растет приблизительно до 25-го года жизни и не больше, а затем укрепляется в силе. Надо верить, что этот медленный рост (ибо дикие звери, имеющие тела гораздо боль­шие, достигают своего полного развития в течение всего нескольких месяцев или самое большее в течение одного-двух лет) божественное провидение предназначило для человеческой природы затем, чтобы у чело­века вообще было больше времени для подготовки к задачам его жизни. Это время нужно 3. Итак, эти годы восходящего возраста мы раз-

разделить делим на четыре определенных периода: детство,

на четыре школы. отрочество, юность, зрелость. Каждому возрасту

нужно назначить одно шестилетие и соответствую­щую школу так, чтобы:

I. Для детства II. Для отрочества было

III. Для юношества школай

IV. Для зрелости

материнское попечение,

школа элементарная, или народная

школа родного языка,

латинская школа, или гимназия,

академия и путешествия.

В частности, материнская школа должна быть в каждом доме; школа родного языкав каждой общине, в каждом селе и в каждом местечке; гимназияв каждом городе; академияв каждом государстве или даже в каждой более значительной провинции.

Задачи и содержа­ние школьного пре­подавания должны отличаться не мате­риалом, а формой, j

4. При всем различии этих школ мы, однако, желаем, чтобы в них преподавали не различный материал, а один и тот же, только различным образом, т. е. все то, что может сделать людей истинными людьми, христиан — истинными христиа­нами, ученых — истинными учеными, только поднимаясь каждой ступенью выше в соответствии с возрастом и предшествующей подготовкой. По зако­нам нашего естественного метода нельзя отрывать одни учебные пред­меты от других, а нужно преподавать их все вместе, подобно тому как дерево всегда растет в целом, соответственно во всех своих частях, равномерно в этом, как и в следующем году, пока только оно будет стоять, хотя бы в течение ста лет.

5. Однако разница между школами будет троякая. Во-первых, в первых двух школах все будет пре­подаваться в более общих и элементарных чер­тах, а в последующихвсе более подробно и от­четливо, точно так же, как дерево с каждым но-вым годом пускает все большее число корней и ветвей, все более крепнет и приносит больше плодов.

Т как здесь за ^' Во-вторых, в первой, материнской, школе будут

нимаются более одним - упражняться преимущественно внешние чувства,

а там — другим. с тем чтобы дети приучались обращаться правильно

с окружающими их предметами и распознавать их;

в школе родного языка будут упражняться больше внутренние чувства, сила воображения и память с их исполнительными органамирукой и языкомпутем чтения, письма, рисования, пения, счета, измерения, взве­шивания, запоминания различного материала и пр.; в гимназии будет раз­виваться понимание и суждение обо всем собранном ощущениями мате­риале при помощи диалектики, грамматики и остальных реальных наук и искусств, изучаемых посредством вопросов: что? почему?. Наконец, ака­демия будет развивать преимущественно то, что относится к области воли, именно: 'способности, которые научат сохранять гармонию (а расстроенное приводить к гармонии). Относительно души это дает богословие, относительно ума — философия, относительно жизненных функций тела — медицина, относительно внешнего блага и состояния — юрис­пруденция.

Основания для этой градации.

7. И это верный метод — успешно развивать умы. Сперва усваивать самые вещи с помощью внешних чувств, на которые те непосредственно воздейст­вуют. Затем в свою очередь возбужденные внутренние чувства обучаются выражать и представлять отображения вещей, воспринятых внешними чувствами как через припоминание, так и при помощи руки и языка. Когда же это подготовлено, пусть вступает в дело ум и тщательным раз­мышлением все сравнивает и взвешивает для основательного изучения, взаимного отношения всех вещей; это разовьет истинное понимание вещей и суждений о них. Наконец, пусть приучится во всем законно проявлять свою власть воля (которая является центром и руководительницей всех действий человека). Жела'ть образовывать волю ранее понимания вещей (как и познание ранее воображения и воображение ранее чувственных восприятий) — это значит напрасно терять труд. Однако так поступают те, кто обучает детей логике, поэзии, риторике, этике ранее познания реаль­ного и чувственного мира. Они поступают таким же образом, как если бы кто-либо желал обучать танцам двухлетнего ребенка, едва пытающегося ходить на дрожащих ногах. Мы решили везде идти вслед за при­родой, и как она выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей

8. Третье различие будет состоять в том, что в низ­ших школахматеринской и школе родного язы­кабудет получать образование все юношество обоего пола; в латинскойпреимущественно те

юноши, у которых стремления выше, чем быть ремесленниками, а из ака­демии будут выходить ученые и будущие руководители других, так чтобы У церкви, школы и общественных учреждений никогда "не было недостатка в соответствующих руководителях.

Эти четыре рода " 9. Эти четыре рода школ не без основания можно

школ соответствуют: было бы сравнить с четырьмя временами года

годаТЫРвМ временам Материнская школа представляет собой прекрасную

весну, украшенную почками и цветами различных

ароматов. Школа родного языка представляет собой

лето с его спелыми колосьями и некоторыми ранними плодами Гимназия соответствует осени, собирающей богатые плоды с полей, садов и вино­градников и складывающей это в сокровищницу ума Академия, нако­нец,— это зима, дающая собранным плодам различные назначения, чтобы можно было на что жить во все остальное время жизни. 2 деревья Ю- Можно было бы также такой метод тщатель-

растущим четырьмя ного воспитания юношества сравнить с культурой

ступенями. садов. Шестилетние дети, прекрасно воспитанные

благодаря заботе отцов и нянек, могли бы походить

на молодые деревца, тщательно посаженные, хорошо укоренившиеся и начинающие пускать веточки. Дети двенадцати лет похожи на деревца, уже покрытые ветвями и пускающие почки; что в них заключается, конеч­но, еще недостаточно ясно, но скоро станет ясным. Юноши восемнадцати лет, уже владеющие знанием языков и искусств, подобны дереву, со всех сторон усеянному цветами, представляющему приятное зрелище для глаз и приятный аромат для обоняния, а для вкуса обещающему верные плоды. Наконец, молодые люди двадцати четырех или двадцати пяти лет, кото­рые уже вполне прошли академические науки, представляют собой дерево, отовсюду покрытое плодами такой зрелости, когда следует уже срывать их и собирать для различных целей. -. -

Однако это следует изложить подробнее.

Глава XXVIII Очерк (идея) материнской школы

Первостепенное должно быть изучено сперва.

1. В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым впоследствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же

образом, чему бы мы ни хотели научить человека на его пользу в те­чение всей жизни,— все это должно быть преподано ему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого просмотра всего того, что подлежит изучению. Укажем на это кратко, сводя все к двадцати главным отделам.

Перечень знаний, под- 2. Метафизика (так называемая) в общих чертах

лежащих усвоению: первоначально усваивается 'здесь, так как дети

сначала воспринимают все в общих и неясных

'• очертаниях, замечая, что все, что они видят, слы-

_шат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая, что это та­кое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следова­тельно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничт

нет, так, не так, где, когда, похоже, непохоже и т. п., что в общем и яв-

ляется основой метафизики.

,, 3. В естествознании (физике) в это первое шести-

летие можно довести ребенка до того, чтобы он знал,

что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы, бык и пр. Он должен знать также названия и употребление, по крайней мере, внешних членов своего тела. В данном возрасте это устраивается легко и полагает начало естествознанию. .ц 4 Начала оптики ребенок получает благодаря то-

му, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр. IV '. 5. Начала астрономии состоят в том, чтобы знать,

что называют небом, солнцем, луною, звездами, замечать, что они каждый день восходят и заходят. у 6. Первые начала географии состоят в том, что

дети сообразно с характером местности, где они

воспитываются, учатся понимать, что такое гора, долина, поле, река, селение, замок, город.,,, 7. Основы хронологии закладываются в том случае,

если' ребенок понимает, что называется часом, днем,

неделей, годом, равным образом что такое лето, зима и пр. и — вчера, - позавчера, завтра, послезавтра и пр. уц 8. Начала- истории состоят в том, чтобы ребенок

мог припоминать и рассказывать, что произошло

недавно, как тот или другой в том или другом деле действовал, — ничего, если это будет хотя бы только по-детски. yjjj 9. Корни арифметики закладываются благодаря то-

му, что ребенок понимает, когда говорится мало и

много, умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре, и пр. IX 10. Дети будут иметь элементы геометрии, если

поймут, что мы называем большим и малым, длин-

ным и коротким, широким и узким, толстым и тонким; а также — что мы.называем линией, крестом, кругом и пр., и видят, что то или другое изме­ряется пядью, локтем, саженью и пр.

v 11. Также пеовоначальные основы статики полу-

л.

чатся в том случае, если дети заметят, что вещи

взвешиваются на весах, и научатся сами кое-что взвешивать на руке, чтобы определить, тяжело это или легко. XI 12. Первоначальный опыт в механическом труде

дети получают в том случае, если им позволить,

мало того обучать их, всегда что-либо делать, например: переносить ве­щи туда и сюда, приводить их так или иначе в порядок, строить что-либо и разрушать, связывать и пр. — все это детям приятно делать в этом возрасте. Так как это не что иное, как стремление даровитой природы к искусственному воспроизведению вещей, то не только не сле­дует препятствовать таким занятиям, но необходимо поддерживать их и разумно руководить ими. 13. Диалектическое искусство проявляется уже в

этом возрасте и пускает свои ростки, когда ребенок,

замечая, что разговор ведется путем вопросов и ответов, и сам также приучается кое о чем спрашивать и отвечать на вопросы. Следует только приучить детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо, чтобы они приучались твердо держать мысль в пределах предложенной темы, а не отклоняться в сторону.

Xiii '4. Детская грамматика будет состоять в том, чтобы

правильно говорить на родном языке, т. е. отчетливо произносить буквы, слоги, слова.

XIV. '5, Начало риторики будет положено в том случае, если дети станут подражать тем тропам и фигурам,

которые встречаются в домашней речи. Но особенно надо обратить внима­ние на соответствующую характеру речи жестикуляцию в связи с произ­ношением, а именно при вопросе повышать последние слоги, а при ответе: понижать и т. п., чему учит обыкновенно сама природа, а если что-либо будет неправильно, то легко может быть исправлено разумным указанием.

XV. '6. С поэзией дети познакомятся, заучивая в этом раннем возрасте как можно большее количество

маленьких стихотворений, преимущественно морального содержания, рит- «мических или метрических, обычно употребляемых в отечественном языке.

XV'- 17. Начала музыки будут состоять в том, чтобы

научить петь некоторые, более легкие места из псал­мов и священных гимнов, что будет иметь место в процессе ежедневных молитвенных упражнений.

Xvii '8. Начальные познания в хозяйстве будут заклю-

чаться в том, что дети запомнят названия лиц, < из которых состоит семья: кто называется отцом, матерью, служанкой, слугой, наемным работником и т. д., а также имена частей дома: сеней, кухни, спальни, стойла и домашних предметов: стола, блюда, ножа, щетки, вместе с их употреблением. XVIII '9- Меньшим может быть предварительное озна- J

комление с политикой, так как представления

в этом нежном возрасте едва ли простираются за пределы своего дома. Однако и это возможно, если дети заметят, что некоторые граждане горо­да собираются в думе и называются членами совета, а из них кто-либо в частности называется городским головой, другой — городским судьей, третий — нотариусом и пр.

Xix. 20. Учение о нравственности (этика) должно будет

здесь получить в особенности твердое основание,

если мы хотим, чтобы добродетели, так сказать, срослись бы с хорошо воспитанным юношеством. Например:

1) Умеренность, состоящая в соблюдении меры в еде и в пище и в том, чтобы ничего не позволять себе сверх необходимого для утоления голода и жажды.

2) Опрятность при еде, в одежде и бережное обращение с куклами., и игрушками.

150 ' ' "• 3) Подобающее почтение к старшим.

4) Всегда скорое и охотное повиновение приказаниям и запре­щениям.

5) Неуклонная правдивость во всех словах, так чтобы никогда не позволялось лгать или обманывать—ни в шутку, ни серьезно (так как дурная шутка может в конце концов перейти в нехороший поступок).

6) Справедливости дети будут учиться, не присваивая ничего чужого, не унося, не удерживая, не скрывая чего-либо против воли владельца, ни в чем никому не делая зла, ни в чем не завидуя и пр.

7) Пусть дети как можно скорее приучаются к любви, чтоб быть готовыми жертвовать из своего имущества всякий раз, как кто-либо будет просить их в нужде; мало того — чтобы они помогали и по собственному

Р побуждению. Ведь это есть та самая подлинная христианская добродетель, которая ранее всех нам заповедана духом Христа: воспламенение ее в сердцах людей, особенно в современном, совершенно холодном, старею­щем мире, будет служить на благо церкви.

8) Следует также приучать маленьких детей к постоянным трудам и постоянным занятиям, все равно будет ли то серьезное дело или игра, лишь бы дети не выносили безделья.

9) Пусть приучатся не болтать постоянно и не выбалтывать всего, что попадается на язык, а разумно молчать, когда того требует дело, когда говорят другие, когда присутствует кто-либо из почтенных лиц, когда самое дело требует молчания.

10) Но особенно нужно приучать детей в этом первом возрасте к терпению, которое будет необходимо в течение всей жизни, чтобы они научились владеть собой, руководствоваться разумом, а не порывами;

- прежде чем страсти бурно прорвутся и пустят корни, лучше подавлять гнев, чем давать ему волю, и пр.

11) Услужливость и готовность служить другим есть лучшее украше­ние юности, и даже всей жизни. Поэтому к ней следует приучать детей уже в эти первые шесть лет, чтобы они не упускали случая быть налицо там, где только представляется возможность быть полезным в каком-либо деле другим людям.

12) Однако сюда нужно присоединить вежливость, чтобы ничего не делать неуместно и бессмысленно, а во всем поступать с приличной скромностью. Сюда относятся формы общественного обращения, привет­ствия, ответы на них, скромные просьбы, если в чем-либо нуждаешься, благодарность за оказанную услугу с приличными поклонами и целованием руки и т. п.

21. Наконец, в изучении религии и благочестия можно шестилетних детей довести до того, чтобы они заучивали наизусть главы катехизиса, основы своего вероисповедания и, насколько позволяет возраст, начинали понимать его и применять на деле. Именно они должны привыкнуть к тому, чтобы, охваченные восприятием божества, они чувствовали вез­де присутствие бога, боялись его как справедливейшего мздовоздаяте-ля за зло, не допуская ничего дурного, а с другой стороны, они должны | любить его, милостивейшего воздаятеля, за добро, поклоняться ему, призывать и хвалить его, и, ожидая от него милосердия и в жизни и

по смерти, не упускать делать ничего доброго, что, как они замечают угодно ему, и таким образом жить точно пред очами бога и (как гово­рит Писание) ходить перед богом.

„ 22. Тогда о христианских детях можно будет ска-

Польза такого вое- ' J

питания в детстве, зать то, что евангелист говорит о самом Христе,

что он преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у бога и человеков (Лука, II, 52).

П м нельзя еде ^' Таковы цели и задачи материнской школы.

лать никаких более Объяснить это подробнее или показать с помощью

подробных указаний, таблиц, что и в каком объеме можно выполнить в отдельные годы, месяцы и дни (как это мы по­советуем делать в школе), как это можно сделать в последующих школах (родного языка.и в латинской школе), нельзя по двум причинам. Во-пер­вых, потому, что среди домашних хлопот родителям нельзя соблюдать порядок с такой тщательностью, как это бывает в общественной школе, где занимаются только образованием юношества. Во-вторых, потому, что умственные способности и охота к учению проявляются у детей с крайней неравномерностью: у одного — ранее, у другого — позднее. Некоторые' двухлетние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают, другие в пять лет едва делают то же самое, так что вообще это первое образование в раннем возрасте нужно предоставить благоразумию роди­телей.

24. Однако здесь с пользою можно применить два средства. Во-первых, нужно написать книжку в ру­ководство родителям и школам, чтобы они хорошо знали свои обязанности. Здесь подробно должно" быть описано все то, чему нужно научить в детст­ве и при каких случаях нужно приступать к важному делу и какими способами и сочетаниями слов и жестами должно это внедрять детям. Написать подробную книжку (под заглавием «Руководство для материн­ской школы») мы берем на себя.

2 Средство для 25. Другим пособием, которое должно быть полез-

прдбуждения чувств. ным для упражнений в этой материнской школе,

будет книжка с картинками, которую нужно давать

самим детям. Ведь так как здесь нужно развивать преимущественно чувства для восприятия внешних предметов, а зрение среди чувств зани­мает самое выдающееся место, то мы поступим правильно, включив сюда все главные предметы из физики, оптики, астрономии, геометрии и т. д., хотя бы в том порядке, который мы только что представили. Здесь могут быть нарисованы: гора, долина, дерево, птица, рыба, конь, бык, овца, человек в различном возрасте, различной величины; затем свет и мрак, небо с солнцем, луной, звездами, облаками; основные цвета; затем до­машние предметы и ремесленные инструменты: горшки, блюда, круж­ки, молотки, щипцы и пр.; далее изображение высоких особ, например царя со скипетром и короной, а также солдата с оружием, кресть­янина с плугам, возницы с • повозкой, письмоносца на дороге, и по­всюду все-таки должна быть надпись, что о 26. Эта книжка будет полезна в трех отношениях:

книги. | j для усиления впечатления от вещей, как уже

было сказано. 2) -Для привлечения юных умов

к тому, чтобы в каких угодно книгах они искали занимательного — в смыс­ле более легкого приучения к чтению. 3) Так как над каждой картиной будет написано ее название, то с этого может начаться обучение буквам.

 

 

Джон Локк (1632—1704) — выдающийся английский философ-материалист и педагог^ Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой бур­жуазией и старым дворянством завершилась в Англии классовым компромиссом — установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк.

Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной педагогики.

Отрицая врожденность идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни.'Характерная особенность педаго­гической теории Локка — утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности.' Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду воспитание «джентльмена», он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения/ Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучить человека управлять собой.

Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника^ Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полез­ными знаниями: новые языки, география,.математика, законоведение, бухгалтерия и т. п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.

Ниже приводятся фрагменты из главного педагогического • труда Локка «Мысли о воспитании» (1693).

!62

' коротком правиле: / джентльмены должны закалять своих детей так же, как это делают честные фермеры и зажиточные иомены.' Но матери, может быть, сочтут это правило слишком суровым, а отцы найдут его слишком кратким; поэтому я объясню свою мысль подробно. При этом я буду исходить из того общего, достоверного и заслуживающего внима­ния женщин наблюдения, что природа большинства детей портится или по меньшей мере терпит ущерб от баловства и изнеживания. Тепло § 5. ( Первое, о чем следует заботиться,— это чтобы

дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикры­вались слишком тепло. Когда мы появляемся на свет, наше лицо не менее чувствительно, чем любая другая часть тела. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду. По этому поводу скифский философ дал очень выразительный ответ афинянину, который удивлялся, как тот может ходить голым в мороз и снег. «Как ты можешь выносить,— сказал скиф,— чтобы твое лицо подверглось действию холодного зимнего воздуха?» «Но мое лицо пр.иучено к этому»,— ответил афинянин. «Вообра­зи же себе, что я весь лицо»,— возразил скиф. Наше тело будет пере­носить все, к чему оно приучено с самого начала.

Прекрасный пример, относящийся к занимающей нас сейчас зада­че,— показать, что может сделать привычка (пример, правда, обратного характера,— он относится к случаю чрезмерной жары), я нашел в одном новейшем и интересном описании путешествия и приведу его словами самого автора. «На Мальте,— говорит он,— жара сильнее, чем в какой бы то ни было части Европы, сильнее даже, чем в Риме, и притом чрезвычайно удушлива, особенно в связи с тем, что там редко дуют освежающие ветры. По этой причине простой народ там черен, как цыган. Однако крестьяне там не боятся солнца: они работают в самое жаркое время дня без перерывов и не укрываясь от его палящих лучей. Это убедило меня в том, что сама природа может приводить ко многим таким явлениям, которые кажутся невозможными, лишь бы мы приучались к ним с самого детства. Так именно поступают мальтийцы, которые закаляют тела своих детей и приучают их к жаре, заставляя их, начиная с колыбели и до десяти­летнего возраста, ходить нагишом — без рубашек, без панталон и с обна­женными головами».

|.Поэтому позвольте мне посоветовать вам^не защищаться слишком усердно от холода нашего климата. В Англии есть люди, которые носят одну и ту же одежду и зимою и летом без всяких дурных последствий и не ощущая холода в большей мере, чем другие. Но если в отношении мороза или снега приходится делать уступку матери из-за того, что она боится вреда, а отцу из-за этого, что он боится осуждения, то пусть по край­ней мере зимнее платье мальчика не будет слишком теплым. И вы долж­ны, между прочим, помнить, что если природа так хорошо прикрыла его голову волосами и настолько укрепила их за первые год-два его жизни, что он в состоянии почти целый день бегать с открытой головой, то лучше всего и на ночь оставлять его голову неприкрытой; ведь ничто так не предрасполагает к головным болям, к простуде, катаррам, кашлю и раз­ным другим заболеваниям, как привычка держать голову в тепле/)

§ 6. Высказывая изложенное, я:имел в виду мальчика, потому что 164

главная цель моего рассуждения заключается в выяснении надлежащих методов воспитания молодого джентльмена начиная с детских лет. Эти методы не могут во всем подходить к воспитанию детей; однако нетрудно будет разобрать, в чем различие пола требует применения различных приемов воспитания.

§ 7. Я советовал бы также обмывать ему ежедневно ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и про­пускала воду, когда ему случится ступать в нее. Боюсь, что против меня ополчатся матери и служанки. Первые найдут, что это слишком грязно, а вторые, вероятно, решат, что им придется слишком много трудиться над чисткой его чулок. Но ведь поистине здоровье дороже (во" много раз дороже) всех этих соображений. чВсякнй, кто думает о том, как вредно р. опасно промачивать ноги нежно воспитанным молодым людям, пожалеет, что он не ходил босиком, подобно детям бедных родителей, которые благодаря этому, в силу привычки, настолько легко переносят сырость в ногах, что они не больше от нее простужаются и не больше терпят вреда, чем от сырости в руках^И что,— спрошу я вас,— если не привычка, создаст для других людей такую большую разницу между руками и нога­ми? Я не сомневаюсь, что если бы человек привыкал с детства ходить всегда.босиком, а руки держать закутанными в теплые рукавицы с надеты­ми поверх их «ручными, башмаками» («handschoes»), как называются перчатки у голландцев, то промачивание рук было бы для него столь же опасно, как.опасно теперь для весьма многих, люден промачивать ноги. Для предотвращения этой опасности нужно обувь мальчиков делать так, чтобы она пропускала воду, а также ежедневно мыть им ноги в холодной воде. Это можно рекомендовать и по соображениям чистоты; но здесь я имею в виду интересы здоровья и поэтому не приурочиваю обмывание ног к точно определенному времени дня. Мне известен случай, когда это делалось с хорошим результатом каждый вечер, всю зиму без перерывов, причем употреблялась самая холодная вода. Ребенок -обмывал свои ноги по колено водой, которая была покрыта толстой пленкой льда, хотя он был в столь малом возрасте, что не был еще способен сам растирать и вытирать себе ноги; а начали его приучать к этому, когда он был совсем мал и очень нежен. Важна самая цель—закаливание этих частей тела путем частого и вошедшего в привычку обмывания холодной водой и предупреждение таким способом такого вреда, который причиняется слу­чайным промачиванием ног людям, иначе воспитанным; поэтому выбор времени — дня или вечера — можно, мне- думается, предоставить благо­разумию и удобствам родителей. Время, по моему мнению, безразлично, лишь бы успешно осуществлять самый прием: приобретенные в результате этого здоровье и закалка" стоили бы и более дорогой цены. К тому же указанный прием предохраняет и от мозолей, что для некоторых явится очень ценным вознаграждением. Только (начинайте это делать весною, с тепловатой водой, и переходя постепенно ко все более холодной,. пока через несколько дней не перейдете к совершенно холодной; затем уже про­должайте так и зимой и летом. Здесь, как и в других случаях отступлений от обычного образа- жизни, необходимо следить за тем, чтобы перемена достигалась мягкими и нечувствительными переходами: таким путем мы

можем приучить свое тело ко всему, не испытывая страданий и не подвер­гая себя опасности.

Нетрудно предвидеть, как склонны будут принять эту теорию любящие матери. Подвергать такому обращению их нежных малюток — разве это.не значит, самое меньшее, убивать их?'Как! Погружать их ноги в холод­ную воду в зимнее время, когда и без того не удается достаточно их согревать? Чтобы несколько рассеять их страх, приведу примеры, без кото­рых редко выслушиваются даже самые очевидные доводы. Сенека расска­зывает нам о себе, что он имел привычку купаться в середине зимы в холодной ключевой воде. Если бы он не считал это не только выносимым, но и полезным для здоровья, он вряд ли стал бы это делать, так как его огромное богатство позволяло ему тратиться на теплые ванны; а в его возрасте (он был тогда уже стар) были простительны и большие поблажки. Кто-нибудь, может быть, подумает, что к этому суровому приему побуж­дали его стоические принципы. Пусть так: допустим, что учение секты заставляло его переносить и холодную воду. Но что делало его полезным для его здоровья? Ведь здоровье его не страдало от этой суровой привыч­ки. А что нам сказать о Горации,, который не согревал себя славой какой-либо секты и менее всего сочувствовал строгостям стоического учения. Между тем и он уверяет нас, что у него была привычка купаться зимою в холодной воде. Некоторые при этом, может быть, подумают: в Италии значительно теплее, чем в Англии, и температура воды там очень отличается от зимней температуры наших вод. Но если реки Италии теплее, то реки Германии и Польши значительно холоднее, чем у нас; однако там евреи — как мужчины, так и женщины — купаются, не делая перерывов, во все времена года, и притом без всякого вреда для здоровья. Не всякий также склонен видеть чудо или какие-то особенные достоинства источника св. Винфреда в том, что холодные воды этого знаменитого источника не причиняют вреда нежным телам купающихся в нем людей. Всем известны теперь многочисленные случаи, когда холодные купания производят чудеса над больной и.слабой конструкцией людей, возвращая им-здоровье и силу;'.они не могут поэтому быть бесполезны или неперено­симы, когда речь идет о физическом укреплении и закаливании тех, кто обладает лучшей конституцией.

Если эти примеры взрослых людей сочтут неподходящими для детей потому-де, что организм детей еще слишком нежен и не способен пере­носить такие эксперименты, то пусть думающие так посмотрят, как посту­пали со своими детьми германцы и как поступают современные ирландцы, и они убедятся, что также и дети, какими бы нежными их не считали, могут переносить без всякой опасности для себя обмывание холодной водой не только ног, но и всего тела. В горной части Шотландии н теперь. еще некотрые женщины применяют этот режим к своим детям в середине зимы и находят, что холодная • вода не причиняет им никакого вреда, даже если в ней плавает лед.

fjuu,a § 13. Что касается пищи, то она должна быть

совсем обыкновенной и простой; и я бы советовал,

пока ребенок ходит в детском платьице или, по крайней мере, до двух-или трехлетнего возраста, вовсе не давать ему мяса. Но как это ни полезно

атя его здоровья или силы в настоящем или в будущем, я боюсь, что родители с этим не согласятся, так как они сбиты с толку собственной привычкой есть слишком много мяса: они готовы думать, что их дети, как к они сами, если они не будут иметь мяса по крайней иере два раза в день, будут подвергаться опасности умереть с голода. Я уверен, что зубы у детей прорезывались бы с гораздо меньшей опасностью для них, что они гораздо менее были бы подвержены болезням в младенческом возрасте и у них закладывалась бы более надежная основа здорового и сильного организма, если бы нежные матери и неразумн.ая прислуга их не закармливали так и в первые три или четыре года совсем не давали 'бы им мяса.

Но если мой юный джентльмен уже обязательно должен получать мясо, то пусть он получает его только раз в день и притом один раз и толь­ко одного сорта. Обыкновенная говядина, баранина, телятина и т. д. 5 без всякой другой приправы, кроме голода, лучше всего; и <нужно при­лагать большую заботу о том, чтобы он ел много хлеба, одного хлеба или с чем-либо другим, и чтобы хорошо пережевывал какую бы то ни было твердую пищу. Мы, англичане, часто относимся к этому с пренебрежением, а отсюда проистекают всякие расстройства желудка и другие очень вред­ные последствия.

§ 14. На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд, которые принято готовить в Англии;, нужно только заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а еще лучше совсем без него. Особенно же тщательно следут'избегать всяких пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует также умеренно солитьхих пищу и не приучать их к сильно приправленным блюдам. Наш орган вкуса именно благодаря привычке получает пристрас­тие к приправам и ко всякой изысканной пище; а чрезмерное употребление соли не только вызывает жажду и заставляет пить больше, чем следует, но и в других отношениях вредно действует на тело. Я думаю, что ломоть хорошо замешенного и хорошо пропеченного полубелого хлеба, иногда с маслом или сыром, а иногда и без того, мог бы часто быть лучшим завтраком для моего юного джентельмена. 'Я уверен, что этот здоровый завтрак сделает его столь же сильным человеком, как и более тонкие блюда; да если приучить его к такому завтраку, он и нравиться ему будет не меньше.; Если мальчик просит дать ему есть не в установленное время, не давайте ему ничего другого, кроме сухого хлеба. Если он голоден, а не капризничает только, он удовлетворится одним хлебом; если же он • не голоден, то ему вовсе не следует есть. (Этим вы достигнете двух хоро­ших результатов. Во-первых, привычка заставит его полюбить хлебл: ибо, как я сказал, наш вкус и желудок находят удовольствие в том, к чему мы их приучили. Другая польза) достигаемая этим, заключается (в том, что вы не приучите его есть больше и чаще, чем требует природа. Я не думаю, что все люди обладают одинаковым аппетитом: у одних желудки от приро­ды крепче, у других слабее. Но я думаю, что многие люди становятся гурманами и обжорами в силу привычки, не будучи таковыми от.природы; и я вижу в разных странах, что люди, которые едят только два раза в день.

собственному руководству, и хороший, доб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.015 с.)