Искусство Голландии XVII века.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство Голландии XVII века.



три основных этапа:

период становления (1609—1640),

период расцвета(1640—1670),

период упадка (после 1670).

 

-невероятно быстрый расцвет, жудожников масса, работают на рынок.

-сложились худ. направления вытекшие из школ:

-Сложилась школа Франса Хальса в Гарлеме, школа Рем-брандта в Амстердаме, так объединились вокруг Фабри-циуса и Вермеера их приверженцы в Дельфте. Известное значение имели и художественные традиции, укоренив- шиеся в отдельных центрах -прекрасное-это множество реального бытия-источник тв-ва

-Этот подходхарактерен для крупнейших голландских живописцев

— для величайших голландских мастеров Рембрандта и

Хальса, Фабрициуса и Вермеера, для художников бытово-

го жанра — Стена, Хооха, Метсю, Терборха, Адриана ван

Остаде, для пейзажистов — Геркулеса Сегерса и Якоба

ван Рейсдаля, анималистов — Пауля Поттера и Альберта

Кейпа, мастеров натюрморта — Класа и Хеды, Бейерена и

Кальфа.

-Огромный подъем переживают жанры: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Характерно, что библейские и мифологические

сюжеты в голландском искусстве утрачивают идеально обобщенные формы воплощения и трактуются с той же степенью жизненной конкретности, что и бытовые картины.

-Для голландской живописи типично не только четкое деление по жанрам, но и расщепление каждого из этих жанров на многочисленные подвиды. Нередко тот или иной жанр становится традиционным в какой-нибудь художественной школе.

 

 

Франс Хальс.

(ок. 1580—1666) родился в Антверпене, но

почти всю жизнь провел в Гарлеме, одном из главных художественных центров Голландии.

-крупнейший портретист эпохи; последние десятилетия жизни популярность его шла на убыль, и художник за- кончил свои дни в крайней бедности.

-реформатор в области портрета:

1)сделал объектом портретного искусства представителей всех слоев общества.

2) изображение человека во всей его жизненной естественности и характерности.

3)Хальс вносит в портрет живую мимику. Его герои улыбаются, смеются, жестикулируют, они живут, действуют.

Вида портрета Хальса

-в групповом портрете,

-заказном индивидуальном портрете

-и в характерных для Хальса произведениях, соединяющих в себе портретные черты с элементами бытового жанра.

Групповой портрет — жанр для голландского ис-

кусства разделялся на три вида:

1. Портреты, изображающие членов стрелковых обществ (то есть бюргерской милиции);

2. Портреты регентов (попечителей) благотворительных;

3. Портреты ученых.

Каждый вид имел свои устойчивые традиции. В

Голландии, по существу не знавшей монументальной

живописи, групповой портрет оказался наиболее «мону-

ментальным» жанром.

-«Групповой портрет офицеров стрелковой

Роты св. Георгия» 1627 г

-«Групповой портрет офицеров стрелковой

Роты св. Адриана» 1633 г.

-изображает их во время веселой пирушки — подчеркивает их жизнерадостность.

-в колорите мажорно звучащие пятна чистого цвета; мазок широкий, свободный, необычайно темпераментный, но в то же время с безупречной точностью передающий пластическую форму

«Групповой портрет регентов госпиталя св.

Елизаветы» (1641; Гарлем)

Сдержанность и серьезность, подобающая данному виду группового портрета; колорит выдержан здесь в строгой тональной гамме с преобладанием черного, серого и белого.

-В заказных индивидуальных портретах Хальса, изображающих обычно состоятельных бюргеров и их жен, герои Хальса лишены какой бы то ни было скованности и натянутости; они представлены в непринужденных позах, свободно жестикулирующими.

«Портрет Виллема ван Хейтхейсена» 1637 г.

Богатый гарлемский бюргер изображен сидящим, закинув ногу на колено, и раскачивающимся на стуле

«Портрет Исаака Массы» (1626)

Герои Хальса изображены либо обращающимися к невидимому собеседнику, находящемуся за пределами картины, либо — чаще всего — непосредственно к самому зрителю («Веселый собутыльник»). Хальс часто изо- бражает своих героев улыбающимися или смеющимися

«Улыбающийся офицер

Еще большей яркостью характеристики отличаются хальсовские портреты людей из народа и из низов общества — рыбаков, музыкантов, завсегдатаев кабаков, уличных мальчишек.

«Мулат» 1635 г.

«Цыганка» (ок. 1628/30)

- образ большого обаяния.

-Сочетание ярких горячих тонов лица и растрепанной прически с более холодными тонами одежды и фона — зеленовато-голубого неба, по которому наискось проносятся белые облака.

 

Хальс создает серию разнообразных детских портретов, в том числе изображающих детей, занятых пением либо игрой на музыкальных инструментах.

«Поющие мальчики» (1624/25; Кассель)

«Малле Баббе» (нач. 1630-х гг., Берлин)

Почти гротескный по остроте портрет известной содержательницы харчевни, прозванной «гарлемской ведьмой». Художник изобразил ее с совой на плече и огромной пивной кружкой в руке; ее улыбка похожа на гримасу

-Хальс пишет по быстро выполненному подмалевку широкими уверенными мазками краски.

В поздний период мастерство художника достигает своей вершины, а его понимание человека становится особенно глубоким. В его образах все чаще проскальзывают нотки грусти, разочарования

«Портрет мужчины в широкополой шляпе»;

Кассель

Прекрасные образцы поздней живописи Хальса:

«Портрет Яспера Схаде»; Прага, 1645 г.

«Портрет мужчины в черной одежде».

«Групповой портрет регентш приюта для пре-

старелых (1664; Гарлем, музей Франса Хальса)

Тлением смерти веет от портрета регентш — чопорных высохших старух в накрахмаленных воротниках и наколках.

Групповой портрет регентов приюта для пре-

Старелых (1664)

Лишенные устойчивости, развинченные фигуры людей, сидящих в неловких позах; жесты некоторых из них нелепы, криво надвинутые шляпы как будто сползаю с голов, мутные взгляды устремлены на зрителя. Колористическое решение: в картине доминируют сочетания черного, серого и белого; розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов — единственное пятно

чистого цвета — вносит в сумрачный колорит картины особую напряженность.

-Развитие индивидуального и группового портрета.

- Новаторские живописные приемы.

-Сложение национального реалистического пейзажа.

В 1630-х гг. складываются принципы голландского реалистического пейзажа. первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, мастера реалистического пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее. Наи- более характерными представителями раннего голландского пейзажа были такие мастера, как Ян ван Гойен (1596—1656) и Саломон ван Рейсдаль (ок. 1600—1670).

 

 

-Якоб Рейсдаль, Майдерт Хоббема. Развитие натюрморта.

 

К 50-м и 60-м гг. 17 в. относится расцвет голландской пейзажной живописи.

-Развитие идет по двум линиям: мастера реалистического направления — Якоб ван Рейсдаль, Хоббема, Филипс Конинк;

— Берхем, Бот, Пейнакер — создавали традиционно-приукрашенные виды итальянской природы в условном закатном освещении.

 

Якоб ван Рейсдаль (1628/29—1682)

— пейзажист, реалист; не шел на компромиссы с

господствующими вкусами.

-Ранние работы Рейсдаля (от 1645 до 1654 г.)

-Произведения исполнены глубокого драматизма. Нередко он выбирает для изображения «переходные» состояния, позволяющие с особой яркостью передатьвнутреннюю жизнь природы.

-Так, в московской картине «Вид деревни Эгмонд» запечатлен момент перед началом грозы. Еще более драматичны сумрачные лесные пейзажи Рейсдаля

-«Лесное болото»;

-«Лесной пейзаж»;

-«Охотана оленя»,

-монументальные эффектные виды замков навысоких холмах

-«Замок Бентхейм» и горные ландшафтыс водопадами «Водопад».

-Художник видит природу всильном движении.

«Еврейское кладбище» (два варианта—г в

Дрездене и Детройте)

«Мельница на Рейне»– черты подлинной

монументальности

«Пейзаж с путником»– обобщенный образ

природы

«Бурное море»

«Морской берег» — пейзаж, исполненный

чувства радостного умиротворения.

Все весомо, ощутимо — почва, деревья, облака. Его картины выписаны очень тщательно; однако детали никогда не нарушают впечатления большой живописной целостности. Свет играет в его картинах очень большую роль, определяя их эмоциональное звучание. Колорит Рейсдаля носит тональный характер; коричневато-серые тона.

 

Майдерт Хоббема (1638 —1709),

автор полных спокойствия и мягкого лиризма картин,

изображающих уголки леса и водяные мельницы.

«Лес»

«Мельница»

«Аллея в Миддель-харнисе»,

в ней сходящиеся в перспективе два ряда тонких вы-

соких деревьев стремительно увлекают взгляд зрителя в

глубину ландшафта.

 

- Натюрморты Питера Класса и Виллема Хеды.

Бытовой жанр в голландской живописи, его многообразие.

Излюбленный мотив у обоих художников, повторяющийся в их многочисленных работах,— так называемый завтрак.

-изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или окороком, хлеб и румяная булка, серебряный либо оловянный кувшин, стеклянный бокал, тарелки и ножи.

-Мастер стремится расположить предметы так, чтобы, не нарушая впечатления естественного беспорядка, объединить их в то же время внутренне и композиционно:

- учитывается также необходимость показать предметы таким образом, чтобы их характер, объем, структура, поверхность были выражены наиболее впечатляюще.

-художник передает материальную природу вещей

-выдержаны в единой коричневато-серой тональной гамме.

 

-Адриан Ван Остаде,

известен главным образом как мастер крестьянского жанра.

-В ранние годы его искусство развивалось под воздействием фламандского мастера Адриана Браувера; в произведениях этих лет преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой, довольно условная характеристика реального окружения; в колорите — холодные пестрые краски

«Крестьяне в шинке»

ля него имело благотворное воздействие Рембрандта.

-Образы Остаде становятся человечнее и правдивее, более развернуто и в то же время более поэтично трактуется их окружение, главным образом интерьеры бедных жилищ и трактиров; большое значение приобретает светотень.

-В колорите главную роль обычно играет золотисто-коричневый общий тон. Хорошим образцом нового стиля Остаде является -«Сельский концерт»(Эрмитаж), где лишенная какой бы то ни было идеализации обрисовка облика некрасивых и бедно одетых крестьян, слушающих музыку, не препятствует выражению поэтического чувства.

Остаде достигает прекрасных результатов в выработанном им типе небольшой однофигурной композиции (иногда в таких картинах на фоне бегло намечены другие персонажи), например во

-«Флейтисте»

-в образе бедного крестьянина-музыканта передано чувство глубокой сосредоточенности и увлеченности музыкой,

-а живопись, основанная на богатейших переходах единого голубовато-серого тона, отличается незаурядным мастерством.

- В его многофигурных композициях яркая характеристика образов соединяется с убедительной передачей их бытового окружения (

-«В деревенском кабачке», 1660; Дрезден).

 

«Живописец в своей мастерской» (1663).

-автопортрет

- темы творческого труда, любовная передача натуры

Ряд интересных произведений Остаде оставил в офорте и рисунке.

 

 

-Ян Стен,

-самые разнообр. тематики и демократизм.

-ему принадлежат также произведения на библейские сюжеты, портреты и пейзажи,

-повествовательные мотивы, изоюражение бытовых сцен, особенно празднеств

 

-Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои — веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры

-(«Гуляки», Эрмитаж; «Веселое общество», Будапешт, и ряд других полотен). Н

-ередко в этих картинах художник изображал себя и свою семью.

-Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах.

-Живописное исполнение у Стена довольно часто неровное, композиция и пространственное построение не отличаются строгостью, в рисунке и в колорите бывают погрешности, однако лучшие его вещи стоят на уровне высоких достижений голландской жанровой живописи не только по своей содержательности, но и по мастерству.

- «Больная и врач». Сюжет ее, восходящий к голландской поговорке «там лекарство не поможет, где замешана любовь»,

-был очень популярен, и наиболее многочисленные вариации его, трактованные преимущественно с юмористическим оттенком, мы встречаем у самого Стена.

-по эффектам солнечного освещения «Женщина, надевающая чулки» 1663;

 

 

-Питер де Хоох,

(1629— после 1683).

Его наполненные золотистым солнечным светом интерьеры и крошечные дворики представляют собой подобие своеобразного замкнутого мира, где время словно замедлило свой бег и все проникнуто чувством размеренного покоя.

Его излюбленные сюжеты — это повседневные домашние заботы хозяйки бюргерского дома, занятой хлопотами по хозяйству. Поэт интерьера. Сила Хооха — не вмастерски выписанных деталях, а в ощущении целостнсти, неразрывного единства человека и его окружения.

Рисунок его спокойный, в колорите преобладают теплыезолотистые тона, обогащенные пятнами чистого цвета — обычно красным цветом юбки хозяйки или служанки, голубыми и лимонно-желтыми плитками пола.

«Хозяйка и служанка» (ок. 1657),

«Служанка сребенком во дворике» (1658)

«У двери кладовой» (Амстердам)

«Игроки в карты» (1658)

-Герард Терборхи другие представители бытового жанра.

– артистический склад дарования и утонченный колорит. Он много путешествовал, бывал в Италии и в Испании (где изучал искусство Веласкеса). Выступал также как портретист.

Групповой портрет членов конгресса в Мюнстере,

созванного для заключения мирного договора по окончании Тридцатилетней войны (1648)

«Автопортрет», «Скрипач», «Портрет дамы»

«Точильщик» (начало 1650-х гг.)

Относится к ранним жанровым работам Терборха.

На всем печать нищеты и запустения. По контрасту с великим множеством произведений, изображающих

овседневную жизнь Голландии в идиллическом свете, эта картина воспринимается как вызов сложившимся в Голландии принципам жанровой живописи.

-Основной объект – сцены быта патрицианских семей, в которые он вносит оттенок особой элегантности. Эти картины не отличаются глубиной содержания, но они гораздо тоньше построены в сюжетном отношении и в характеристике действующих лиц.

«Бокал лимонада»

В картинах Терборха встречаются персонажи, как бы выхваченные из жизни, данные без малейшего признака условности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.015 с.)