Глава 212. О явке вассалов в суд сюзерена



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 212. О явке вассалов в суд сюзерена



Если кто-нибудь жалуется сюзерену на одного из его вассалов (homes) по какому бы то ни было делу, сюзерен, по ассизу и обычаю Иерусалимского королевства, не может и не должен оповещать (semondre) о явке на суд иначе, как своей собственною особою. Если же сюзерен оповещает кого-нибудь из своих вассалов чрез посредство других трех, своих же, вассалов, чтобы он явился к нему на суд по делу, в котором на него жалуются, оповещаемый отвечает: «Я извиняюсь (je suis essoignes), потому что не могу явиться», и если ему при этом назначают день и час явки на суд и он извиняется, что в этот час и день он не может явиться, то в первый раз ему должно верить на слово. Но если сюзерен оповещает его письмом или чрез знаменосца (banier) и он будет извиняться, то должен изложить свое извинение (essoine) пред сюзереном чрез своего нарочного... Если же истец (le clamant) чtрез несколько дней скажет сюзерену, что он не верит, чтобы обвиняемый был оповещен, и будет просить и умолять о своем удовлетворении, сюзерен обязуется снова послать с оповещением о явке на суд обвиняемого. И если тот снова извиняется и истец объявит, что он не верит ему, сюзерен должен послать трех из своих вассалов, одного вместо себя и двух от Палаты, и они должны убеждать его [обвиняемого] явиться в Палату по такому-то делу, назвать его при этом по имени и объявить, по какому делу. И если он скажет, что извиняется и не может идти, то они должны отвечать, что истец не верит этому, а что они пришли от сюзерена и от Палаты убеждать его идти на суд, в противном же случае пусть он им докажет свое извинение, как то следует по ассизу и обычаю Иерусалимского королевства. И он должен сделать одно из двух: или идти по требованию сюзерена, или дать установленную на этот случай клятву. И он должен клясться пред святыми, что он извиняется в невозможности идти на суд; если он сделает так, то на этот раз ему должно поверить. Если же он поступит иначе и не пойдет на суд, то его извинение признается незаконным, и он проигрывает свое дело.

Глава 213. Об обязанностях вассала.

Если кто-нибудь лишен (est merme) части своего лена (son fie), которую удерживает за собою сюзерен, без определения и без ведома Палаты, или дело будет идти о том, чтобы сюзерен утвердил в лене вассала, как то требовалось от него пред Палатою, а сюзерен вместо того оповестит его о какой-нибудь службе, которую тот обещал исполнить, и вассал не захочет ни принять оповещения, ни отправить службу сюзерену, то он должен сказать тому, кто оповещает: «Я не признаю того, чтобы я был должен принять это оповещение прежде, нежели сюзерен возвратит мне удержанное из моего лена без определения и без ведома Палаты, так как в ее собрании я получил то – при этом говорится, что именно получено, - и не хочу принимать, если Палата не разберет дела...» И после того он должен предстать пред сюзереном и сказать ему: «Сир, вы меня оповестили о такой-то службе – и назвать при этом, о какой именно, - и вы же без определения и без ведома Палаты задерживаете такую-то часть моего лена – и сказать именно какую; я требовал от вас возвращения этой части пред вашею Палатою, а вы до сих пор мне не отдали ее и не представили Палате причины, по которой вы можете не возвращать принадлежащего мне, потому и я не признаю того, чтобы я должен был принять ваше оповещение, пока вы не возвратите должного мне по лену и удержанного без определения и без ведома Палаты».

Глава 217. О службе вассалов.

Я намерен упомянуть теперь о тех родах службы, которую обязаны нести вассалы пред своим сюзереном, кому они должны служить лично за лены полученные от него, когда он сам или чрез других оповещает, как то следует: 1) вассал должен являться, по оповещению, на коне и в оружии, во всякое место королевства, куда сюзерен позовет сам или чрез других, и на всякую службу, как бы на войну, если оповещение было сделано как следует; и оставаться на службе, как то определено в оповещении, до одного года: на основании ассиза и обычая Иерусалимского королевства, нельзя оповещать более чем на один год. И тот, кто обязан служить лично или поставить рыцаря или пешего воина, должен отправлять службу во всем королевстве, если оповещение было правильно. 2) И если вассал призван в Палату, то он должен ходить с поручениями к тому или к той, кого сюзерен укажет, если только это не противник или если дело не касается его самого, ибо никто не может показывать против себя и к тому не может принудить ни сюзерен, ни кто другой. 3) Вассал должен делать показания в Палате, если то прикажет сюзерен. 4) Должен отправиться к убийце, если сюзерен предпишет идти от имени Палаты. 5) Должен, по приказанию сюзерена, присутствовать при освидетельствовании нанесенных убийцей побоев, по поводу которых он обвинен пред Палатою. 6) Должен ходить по всему королевству с оповещениями от Палаты, когда сюзерен прикажет. 7) Должен исполнять всякие поручения сюзерена по всему королевству. 8) Должен ходить на раздел земли и воды по приказанию сюзер.

 

II. АССИЗЫ ПАЛАТЫ ГРАЖДАН

Глава I.

Здесь начинается книга de Iustitia et lure; она толкует о правосудии и о праве, а прежде всего о том, каким человеком должен быть виконт и какими людьми должны быть присяжные в Палате, и какими людьми они не должны быть, и как они должны управлять и судить всех, и мужчин и женщин, и всякое дело об убийстве, грабеже, продаже, купле, займе, домах, землях, виноградниках, конных и пеших людях, и о всех вещах, которые будут им представлены на рассмотрение.

В начале этой книги мы должны сказать о правосудии и о праве. И прежде всего следует позаботиться о том, чтобы каждый мужчина и каждая женщина пользовались своим правом, ибо в римском законе (en Latin) правосудие определяется следующим образом: Iustitia est constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuendi. Constans (Правосудие есть твердая и постоянная воля сохранять за каждым его право Institutionum lib. I, t. I, 1.1)).

Твердым следует быть в вере и правосудии, ибо тот, кто тверд в вере и правосудии, жив будет и не умрет. И римский закон говорит: Iustus ex fide vivit, т. е. праведный верою живет. Равным образом, правосудие должно быть вечно, т. е. беспрерывно, ибо и Давид говорит: Iustitia Dei manet in saeculum saeculi, т. е. правосудие божие пребывает во веки веков. А потому, по долгу чести и правды, мы должны заботиться прежде всего о том, чтобы воздать должное каждому мужчине и каждой женщине. [248]

Глава VII. О присяжных.

Присяжныйдолжен быть другом законности, любить бога, творить правду не лицеприятно, как сказано в законе: ut amicus veritatis fiat, т. е. да будет другом правды; ибо если он говорит неправду, всё падает на его душу.Они должны давать лучшие советы, какие могут, всякому и всякой, кток ним обратится.

Глава VIII. Об обязанностях присяжных.

Присяжныени в какой тяжбе не должны быть адвокатами (avocas, ce est a direavantparliers) и судьями. И если кто это сделает, то должен быть исключен из общества присяжных и теряет голос в Палате, ибо римский закон повелевает: ut in una eademque causa nullus esse debeat advocatus et judex.

Текст воспроизведен по изданию: Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М. Академия Наук СССР. 1951

Тема 10. АНГЛИЙСКОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XII – НАЧАЛЕ XIII В. «ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ»

1. Политическая борьба в Англии в конце XII - начале XIII вв.:
а) причины недовольства королевской властью со стороны феодалов, горожан и крестьянства;

б) формирование баронской оппозиции и выработка требований к королю;

в) восстание баронов и отношение к нему других социальных слоев;

г) Принятие «Великой хартии вольностей»

2. Анализ содержания «Великой хартии вольностей»:

а) социально-политические требования баронства;

б) социально-политические и экономические требования рыцарства;

в) отражение требований католической церкви в хартии;

3. Значение «Великой хартии вольностей» для последующего развития Англии.

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Великая хартия вольностей // Практикум по истории средних веков, М., 1967. – С.163-171.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI – XIII вв. – М., 1962. – Гл. 1-2.

2. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. – М., 1960. – С.280-289.

3. Исследования по аграрной истории Англии XIII в. – М.-Л., 1947. – Гл.1-2.

4. История крестьянства в Европе. Т.2. Гл. 5. С.115-136.

5. Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – Гл.3.

6. Петрушевский Д.М. Очерки по истории английского общества и государства в средние века. – М., 1937. – Гл.4.

7. Штокмар В.В. История Англии в средние века. – М., 1973. – С.58-66.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Тема связана с важнейшим этапом политического развития Англии – формированием сословно-представительской монархии. Процесс происходил в обстановке острой борьбы в английском обществе. Баронская верхушка была недовольна успехами королевской власти, закрепленными в реформах Генриха II Плантагенета, но без поддержки рыцарства и горожан она не могла и думать о победе над королем. Первый этап политической борьбы в Англии XII в. начинается в правление Иоанна Безземельного. Результатом ее и явилась Великая хартия вольностей, подписанная королем в 1215 г.

Основная цель занятия - выяснить, насколько отражены в Великой хартии вольностей интересы различных слоев английского общества, как представляется авторам программы идеал политического устройства Англии и к чему должно привести осуществление этого идеала.

Прежде, чем приступить к знакомству с источником, следует дать общую характеристику исторической обстановки. По учебнику и рекомендованной литературе надо выяснить основную тенденцию политического развития Англии и те противоречия, которые привели к открытому конфликту, раскрыть причины, создавшие почву для временного объединения баронов, церкви, рыцарства и горожан против королевской власти.

При ответе на второй и третий вопрос темы следует четко определить, какое место отводится защите интересов каждой общественной группировки, выделить статьи, говорящие о правах баронов, рыцарей, горожан и других слоев английского общества. Но прежде, чем говорить о баронских требованиях, надо разобраться в сути сеньориально-вассальных отношений, понять, откуда вытекают такие права сеньора, как получение феодальных субсидий, опека малолетних наследников и т.д.

При оценке Великой хартии вольностей следует определить ее место в развитии политической мысли Англии. При этом нельзя не учитывать, что позднее, когда основная масса крестьян была освобождена от личной зависимости, в Великую хартию вольностей вкладывался иной смысл, и поэтому во времена английской буржуазной революции содержание Великой хартии вольностей понималось шире, чем в момент ее составления, и она становилась знаменем борьбы против абсолютизма.

Необходимо указать на цивилизационное значение Великой хартии вольностей, на её роль в формировании понятия правового государства. При этом нужно обратить внимание студентов на статью 39 хартии, где прописан принцип презумпции невиновности. Конечно, это право, как и другие права, относились к привилегированным слоям общества. Однако важна сама формулировка, с течением времени круг людей, охваченных данной статьёй, расширялся.

 

Тексты источников

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.019 с.)